Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На практике достаточно распространена ситуация, в которой ассортимент продукции фирмы достаточно широк, а не ограничивается одной товарной позицией. В процессе ценообразования необходимо учитывать взаимовлияние цен и свойств различных товаров, наличие в ассортименте взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Ситуация 1. Организация осуществляет продажу взаимозаменяемых товаров

 

    (18)

 

Ситуация 2. Организация осуществляет продажу взаимодополняемых товаров

 

    (19)

где αi – индекс прироста объема спроса i-го взаимозаменяемого товара при анализируемом изменении цены (Δp);

βi – индекс прироста объема спроса i-го взаимодополняемого товара при анализируемом изменении цены (Δp);

p0i – начальный уровень цены на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар;

b0i – начальный уровень объема спроса на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар.

Следует иметь в виду, что изменение цены одного товара реально может привести к изменениям объемов продаж взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров через определенный промежуток времени, называемый лагом, причем это влияние незначительное для краткосрочного периода может оказаться весьма существенным, если рассматривать взаимосвязи с учетом временного лага.

Процедура расчетов усложняется, когда изменение цен одного товара затрагивает многие дополняющие и заменяющие товары. В этом случае рекомендуется использовать при расчетах агрегированные данные.

9.1. Сущность затратного ценообразования

Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли).

Например, затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120 руб. (108 • 100 / 90) или, иначе, процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%,тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 • 11,11% / 100%) = 108 + 12).

Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах или к затратам, или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.

Условия применения данного метода ценообразования:

  • Эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар.
  • Товар: а) не имеет аналогов, уникальный, б) новый, опытный образец, в) редкий, производимый на заказ, г) престижный, д) дефицитный.
  • Фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат.
  • Издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.

Достоинства методов затратного ценообразования:

  • Простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определена и известна производителю, чем о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе.
  • Надежность метода, т.к. информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии.
  • Возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все фирмы отрасли, то их цены будут схожими.
  • Справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:

  • Цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительские свойства товара и его заменителей, спрос на товар.
  • Производители игнорируют то, что цена может не находится в прямой зависимости от издержек производства.
  • Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены.
  • Метод не заинтересовывает в снижении затрат. Особенно при обосновании регулируемых государством цен.
  • Величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, т.к. цена определяет объем спроса и продаж.

Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной стратегией ценообразования, хотя и часто практикуемой.

Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов:

  • переменных затрат на производство единицы товара,
  • средних накладных затрат,
  • удельной прибыли.

Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода, участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.

Методы затратного ценообразования:

  • калькулирование по полным затратам;
  • калькулирование по сокращенным затратам;
  • метод дохода на капитал;
  • метод надбавок и скидок;
  • метод целевой прибыли;
  • расходы плюс гонорар.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 349.