На практике достаточно распространена ситуация, в которой ассортимент продукции фирмы достаточно широк, а не ограничивается одной товарной позицией. В процессе ценообразования необходимо учитывать взаимовлияние цен и свойств различных товаров, наличие в ассортименте взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.
Ситуация 1. Организация осуществляет продажу взаимозаменяемых товаров
(18) |
Ситуация 2. Организация осуществляет продажу взаимодополняемых товаров
(19) |
где αi – индекс прироста объема спроса i-го взаимозаменяемого товара при анализируемом изменении цены (Δp);
βi – индекс прироста объема спроса i-го взаимодополняемого товара при анализируемом изменении цены (Δp);
p0i – начальный уровень цены на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар;
b0i – начальный уровень объема спроса на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар.
Следует иметь в виду, что изменение цены одного товара реально может привести к изменениям объемов продаж взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров через определенный промежуток времени, называемый лагом, причем это влияние незначительное для краткосрочного периода может оказаться весьма существенным, если рассматривать взаимосвязи с учетом временного лага.
Процедура расчетов усложняется, когда изменение цен одного товара затрагивает многие дополняющие и заменяющие товары. В этом случае рекомендуется использовать при расчетах агрегированные данные.
9.1. Сущность затратного ценообразования
Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли).
Например, затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120 руб. (108 • 100 / 90) или, иначе, процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%,тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 • 11,11% / 100%) = 108 + 12).
Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах или к затратам, или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.
Условия применения данного метода ценообразования:
Достоинства методов затратного ценообразования:
Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:
Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной стратегией ценообразования, хотя и часто практикуемой.
Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов:
Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода, участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.
Методы затратного ценообразования:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 349.