Исторический анализ теории интеграции позволяет констатировать, что если XVII век – первая полови на XX века стали эпохой формирования независимых национальных государств, то для второй половины XX века характерен обратный процесс. Новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие лишь в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказывались от полного национального суверенитета и образовывали интеграционные объединения с другими государствами. Главная причина этого процесса – стремление к повышению экономической эффективности производства, поэтому можно говорить, что интеграция носила экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков является отражением ускоренного развития международного разделения труда и международной производственной кооперации. По мере углубления международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок. Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие интернационализации производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет эффективнее всего использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Формирование интеграционных объединений стало одной из наиболее эффективных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества. В начале 2000-х годов, в мире было зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Самыми крупными и наиболее активными интеграционными блоками являются Европейский Союз (ЕС), Северо-американская зона свободной торговли (НАФТА) и Азиатско-тихоокеанское экономическое содружество (АТЭС). Рассматривая мировой опыт интеграционных объединений, следует отметить, что их созданию способствуют, прежде всего, близость уровней экономического развития и степень рыночной зрелости экономик стран, которые интегрируются.
Развитие общества всегда сопровождают как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы Слово «дезинтеграция» возникло от соединения префикса «дез» (лат. de), что означает отсутствие, отмена, устранение чего-то либо обратное, противоположное направление процесса, и слова «интеграция», которое, в свою очередь, происходит от лат. «integer», то есть «целый», или англ. «to integrate» – объединять, «integration» – объединяться. Следовательно, дезинтеграция – это разъединение чего-то ранее целого. Следует учитывать, что процессы этнополитической дезинтеграции могут иметь как естественный, так и принудительный характер. Наиболее известными примерами принудительной дезинтеграции было распределение таких наций и государств, как польская, немецкая, вьетнамская, корейская, а также многих этносов, в том числе и украинского, между несколькими разными, «чужими государствами», что даже при- вело к появлению в западной научной литературе термина «разделенные нации» (devided nations). Выделяют силовые, экономические, политические причины дезинтеграции. По утверждению К. Дойча, существуют, по меньшей мере, четыре причины, которые могут привести к дезинтеграции: 1) рост проблем в экономической, военной или политической сферах для всего сообщества или какой- либо его составной части; 2) усиление политической активности; 3) увеличение региональной, экономической, культурной, социальной, лингвистической или этнической дифференциации; 4) кризисное состояние вследствие отсутствия политических и административных возможностей про- водить реформы в стране. Основной причиной возникновения в одних регионах мира процессов интеграции, а в других – дезинтеграции является неравномерное социально-экономическое и этнополитическое развитие. Для примера можно рассмотреть Европу, где в Западной ее части господствуют интеграционные процессы, а в Восточной – дезинтеграционные.
8. Современные международные отношения (взаимоотношение «Запада и
Востока» и «Севера и Юга»)
Геополитики фиксируют принципиальное различие государственного, культурного и индустриального развития регионов Востока и регионов Запада в последние века. Картина получается следующая. Запад является центром "материального" и "технологического" развития. На культурно-идеологическом уровне в нем преобладают "либерально-демократические" тенденции, индивидуалистическое и гуманистическое мировоззрение. На экономическом уровне приоритет отдается торговле и технической модернизации. Именно на Западе впервые появились теории "прогресса", "эволюции", "поступательного развития истории", совершенно чуждые традиционному миру Востока (и тем периодам истории Запада, когда и на нем существовала полноценная сакральная традиция, как, в частности, это имело место в Средневековье). Принуждение на социальном уровне на Западе приобретало чисто экономический характер, а Закон Идеи и Силы сменялся Законом Денег. Постепенно специфика "идеологии Запада" отлилась в универсальную формулу "идеологии прав человека", которая стала доминирующим принципом самого западного региона планеты Северной Америки, и в первую очередь, США. На индустриальном уровне этой идеологии соответствовала идея "развитых стран", а на экономическом уровне концепция "свободного рынка", "экономического либерализма". Вся совокупность этих характеристик с добавлением чисто военного, стратегического объединения разных секторов цивилизации Запада определяется сегодня понятием "атлантизм". В прошлом веке геополитики говорили об "англосаксонском типе цивилизации" или о "капиталистической, буржуазной демократии". В этом "атлантистском" типе нашла свое наиболее чистое воплощение формула "геополитического Запада".
Геополитический Восток представляет собой прямую противоположность геополитическому Западу. Вместо модернизации экономики на нем преобладают традиционные, архаические формы производства корпоративного, цехового типа ("развивающиеся страны"). Вместо экономического принуждения государство пользуется чаще всего "нравственным" или просто физическим принуждением (Закон Идеи и Закон Силы). Вместо "демократии" и "прав человека" Восток тяготеет к тоталитаризму, социализму и авторитаризму, т.е. к различным типам социальных режимов, единых лишь в том, что в центре их систем стоит не "индивидуум", "человек" со своими "правами" и своими сугубо "индивидуальными ценностями", но нечто внеиндивидуальное, внечеловеческое будь-то "общество", "нация", "народ", "идея", "мировоззрение", "религия", "культ вождя" и т.д. Западной либеральной демократии Восток противопоставлял самые различные типы нелиберальных, неиндивидуалистических обществ от авторитарных монархий до теократии или социализма. Причем, с чисто типологической, геополитической точки зрения, политическая специфика того или иного режима была вторичной по сравнению с качественным делением на "западный" (= "индивидуалистически-торговый") строй и на строй "восточный" (= "внеиндивидуалистически-силовой"). Типичными формами такой антизападной цивилизации являлись СССР, коммунистический Китай, Япония до 1945-го года или Иран Хомейни.
Оппозиция севера и юга — эмпирическое деление мира на богатые северные и бедные южные страны, глобальное противоречие между развитыми и развивающимися странами.
Видно преимущество северных (в южном полушарии — южных) стран в мире в целом и на каждом материке в отдельности. Сравнительно высокие значения душевого ВВП некоторых стран основаны на добыче минерального сырья (Ливия,Саудовская Аравия, Алжир, Ангола).
Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился. По оценкам аналитиков Программы развития ООН, на начало XXI в. совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 трлн долларов, что равнялось ежегодному доходу 2,5 млрд бедняков, составляющих 47 % населения мира. Доходы 500 богатейших людей в мире из перечня журнала «Forbes» превышают общий доход 416 млн беднейших людей мира.
Неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» приводит к тому, что основным направлением трудовой миграции в мире является миграция с Юга на Север.
Неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» многие исследователи называют в качестве причины роста антиамериканизма и ненависти кзападной цивилизации в целом, причины популярности исламского фундаментализма и распространения исламистского терроризма.
По мнению политолога Ф. И. Гобозова, рост поляризации между богатыми и бедными государствами ведёт к росту национализма, Гобозов уточняет, что бедные народы пытаются сформировать собственные государственные образования, надеясь тем самым поднять национальную экономику и получить подлинную независимость, как и развитые государства стремятся к национальному обособлению.
9. «Цветные» революции на постсоветском пространстве
Цветная революция - это «ненасильственное» свержение власти при помощи уличных протестов.
На территории постсоветского пространства произошло несколько революций, получивших название "цветных", и был совершен ряд попыток госпереворотов, не увенчавшихся успехов.
2003 год - "революция роз" в Грузии
22‑23 ноября 2003 года в Грузии произошла так называемая "революция роз". К обострению внутриполитического кризиса страну подтолкнули парламентские выборы, прошедшие в Грузии 2 ноября 2003 года.
3 ноября телекомпания "Рустави 2" обнародовала данные экзит‑полов, согласно которым лидировал оппозиционный блок Михаила Саакашвили "Национальное движение". ЦИК после подсчета 50% бюллетеней объявил, что лидирует пропрезидентский блок "За новую Грузию". Оппозиция потребовала полной отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, были фальсифицированы властями. Сразу после голосования в стране вспыхнули массовые акции протеста с требованием пересмотра парламентских выборов и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента. Ежедневно митинги у здания парламента в Тбилиси собирали более тысячи человек. Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот же день во время выступления Шеварднадзе перед членами нового парламента в зал заседаний ворвались оппозиционеры во главе с Саакашвили и вынудили президента покинуть зал. Оппозиция провозгласила начало так называемой "бархатной" или "розовой революции".
На фоне всех этих действий в Тбилиси прибывали войска и подразделения милиции. Под усиленную охрану были взяты все важные административные здания.
23 ноября прибывший в Тбилиси глава МИД РФ Игорь Иванов провел встречи с лидерами оппозиции и Эдуардом Шеварднадзе. Вечером 23 ноября президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в присутствии лидеров оппозиции подписал указ о собственной отставке.
24 ноября Верховный суд Грузии аннулировал официальные итоги ЦИК от 20 ноября 2003 года о результатах парламентских выборов 2 ноября 2003 года по партийным спискам. 25 ноября на внеочередном заседании парламента Грузии было принято решение о проведении досрочных президентских выборов 4 января. 4 января 2004 года в Грузии прошли президентские выборы, по итогам которых президентом был избран Михаил Саакашвили, набравший более 96% голосов избирателей.
2004 год —"оранжевая революция" на Украине
После состоявшегося 23 ноября 2004 года на Украине второго тура голосования на президентских выборах, в результате которого по официальным данным выиграл Виктор Янукович, сторонники Виктора Ющенко заявили о фальсификации результатов, что привело к политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название "оранжевая революция". Основной ареной народного недовольства стала площадь Независимости в Киеве (Майдан Незалежности), где собрались на демонстрацию, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч человек со всей страны. На площади Независимости были установлены палатки и трибуны для проведения выступлений оппозиции. Митинги и пикеты проходили также перед зданиями администрации президента, Верховной Рады ‑ украинского парламента, правительства и др. Протестующим удалось вынудить власти Украины дождаться решения Верховного суда и на его основании провести повторный тур голосования на президентских выборах.
В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты 2 тура выборов и постановил провести его повторно. В ходе повторного голосования, проведенного 26 декабря 2004 года, победил Виктор Ющенко. Попытка сторонников Виктора Януковича опротестовать результаты повторных выборов окончилась ничем, и Виктор Ющенко был официально признан президентом Украины.
2005 год - "тюльпановая революция" в Киргизии
После прошедших 27 февраля и 13 марта 2005 года в Киргизии парламентских выборов, на которых большинство (около 90%) получили проправительственные и нейтральные депутаты, представители оппозиции начали массовые акции по отмене итогов выборов. Акции переросли в события, получившие название "тюльпановой революции". Оппозиция требовала проведения повторных парламентских и президентских выборов. 24 марта в Бишкеке многотысячная толпа сторонников оппозиции взяла штурмом здание правительства Киргизии. Во время штурма большинство представителей власти успели покинуть Дом правительства до того, как он перешел в руки оппозиции. Среди покинувших административное здание был и президент Киргизии Аскар Акаев.
Оппозицией был сформирован новый парламент. 5 апреля 2005 года Акаев ушел в отставку, написав заявление о добровольном сложении полномочий президента Киргизии. Обе палаты вновь созданного парламента назначили лидера оппозиционного Народного движения Кыргызстана (НДК) Курманбека Бакиева исполняющим обязанности президента и премьер‑министра. 10 июля 2005 года он был избран президентом Киргизии (набрал чуть менее 90% голосов избирателей).
2006 год - попытка "васильковой революции" в Белоруссии
После президентских выборов в Белоруссии 19 марта 2006 года, победу на которых одержал действующий президент Александр Лукашенко, в стране прошли массовые митинги оппозиции. Сторонники оппозиции, несколько суток жившие в палаточном лагере, призывали отменить результаты выборов. В ночь на 24 марта несанкционированный митинг был разогнан правоохранительными органами. По данным генеральной прокуратуры Белоруссии, всего было задержано более 500 человек.
Движение по свержению Лукашенко, которое планировалось еще в 2005 году, получило название "васильковая революция".
2008 год - попытка "цветной революции" в Армении
С 20 февраля 2008 года в центре Еревана прошел ряд митингов, организованных армянской оппозицией во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля и проиграл их. Таким образом оппозиция выражала недовольство итогами голосования. Акции протеста вылились 1-2 марта в беспорядки и столкновения митингующих с правоохранительными органами, в результате чего погибли десять человек, свыше 200 были ранены.
Генпрокуратура республики возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков, в рамках которого было арестовано 106 человек.
2009 год - попытка "цветной революции" в Молдавии
6 апреля 2009 года молдавская оппозиция, недовольная итогами парламентских выборов, на которых победила Партия коммунистов Молдавии (ПКРМ) во главе с президентом страны Владимиром Ворониным, начала проводить акции протеста в центре Кишинева.
7 апреля митинги переросли в массовые беспорядки и погромы. Участники беспорядков разгромили здание парламента Молдавии и резиденцию президента. На акции оппозиции многие демонстранты пришли с румынскими флагами и требовали присоединения Молдавии к Румынии.
Президент Воронин расценил события как попытку государственного переворота. При этом Кишинев обвинил румынские власти в провоцировании внутриполитического кризиса в Молдавии и выслал из страны посла Румынии и группу румынских журналистов, а также ввел визовый режим с соседней страной.
Действующие власти пошли оппозиции на уступки и провели пересчет результатов голосования, однако он существенно не изменил расстановку сил в парламенте. Новый состав законодательного органа проработал недолго. Оппозиционные фракции дважды сорвали голосование по выборам президента республики (по Конституции Молдавии, президента выбирает именно парламент), и парламент был распущен.
Вторая Киргизская революция
6 апреля 2010 года в Киргизии вспыхнули массовые протесты. Они начались в областном центре Талас на севере страны ‑ там митингующие захватили обладминистрацию. Поводом для волнений стали запрет властей провести народный курултай и арест лидеров оппозиции.
Утром 7 апреля массовые выступления прошли во всех областях республики. В Бишкеке митингующие захватили государственное телевидение, здание парламента, а затем прорвались в Дом правительства.
Под давлением оппозиции кабинет министров Киргизии подал в отставку, вместо него было сформировано правительство народного доверия во главе с Розой Отунбаевой, а функции исполнительной власти перешли к Центральному комитету правительства.
Жертвами событий 7‑8 апреля в Бишкеке стали 84 человека, около 1600 получили ранения, в том числе 766 милиционеров.
10. «Бархатные» революции в Восточной и Центральной Европе
"Бархатная революция" - то общее название процессов, протекавших в государствах Центральной и Восточной Европы в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Крушение в 1989 году Берлинской стены стало своеобразным их символом. Название "бархатная революция" эти политические перевороты получили потому, что в большинстве государств совершались бескровно (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание и самовольная расправа c Н. Чаушеску, бывшим диктатором, и его женой). События везде, кроме Югославии, произошли относительно быстро, почти мгновенно.
Одной из первых восточноевропейских стран, вставших на путь перемен, стала Польша. В условиях ухудшающейся экономической и политической ситуации в стране, всплеска забастовочной волны руководство ПОРП решается в конце 1988 года созвать "круглый стол", то есть начать переговоры с оппозицией по поводу путей дальнейшего преобразования страны. В заседаниях "круглого стола" принимали участие представители реформистского крыла правящей коммунистической партии, умеренная часть оппозиции, вышедшей из рядов "Солидарности", была еще и третья сила - представители епископата польской католической церкви, которая традиционно пользовалась значительным почетом и уважением в польском обществе, это не смогли выхолостить и годы коммунистического правления. В ходе переговоров был принят ряд решений, касавшихся будущего Польши. Они были оформлены в трех основных документах: "Позиции по вопросу политических реформ", "Позиции по вопросу социально-экономической политики и системных реформ", "Позиции по вопросу профсоюзного плюрализма".
В политической сфере предполагалось введение политического плюрализма, свободы слова, принципа демократического формирования государственной власти, независимости судов, расширения полномочий органов местного самоуправления. Признавалось право на существование легальной политической оппозиции. В области экономики решения "круглого стола", по сути, сводились к созданию социально ориентированной рыночной экономики. Предполагалось развитие рыночных отношений, ограничить функции государства по части принятия экономических решений, ввести многообразие форм собственности, содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов.
В июле 1989 года состоялись первые "полусвободные" выборы в Польше. Правящей коалиции гарантировалось 65% мест в сейме (в том числе 37% - ПОРП), за остальные места, а также за все места в сенате развернулась открытая борьба, которая принесла победу оппозиции в лице "Солидарности". ПОРП вела себя во время избирательной компании вяло, ее успех был более чем скромный. В результате было сформировано первое некоммунистическое правительство, председателем которого стал советник "Солидарности" Тадеуш Мазовецкий. Поражение ПОРП способствовало дальнейшему разложению этой партии. Для Польши открывалась новая страница в ее истории, означавшая перемены во всех областях жизни общества.
Чехословакия
Иной сценарий смены власти произошел в Чехословакии. 17 ноября 1989 года состоялась студенческая демонстрация на улицах Праги, приуроченная к 50-й годовщине нацистской расправы над чешскими студентами. На митинге прозвучали требования отказаться КПЧ от своей руководящей роли, отставки правительства и проведения демократических выборов. Власти приняли опрометчивое решение разогнать демонстрацию, но в тех условиях, когда начались демократические процессы в соседних странах, рухнула Берлинская стена -символ разделения Востока и Запада, такая позиция правящих сил вызвала в стране бурю негодования.
В знак протеста произошли массовые митинги и манифестации в Праге, Братиславе, Брно. Ситуация угрожала перерасти во всеобщую забастовку. 19 ноября 1989 года в результате объединения оппозиционных группировок возникло массовое политическое движение - Гражданский форум. Руководство КПЧ в условиях массового народного недовольства неминуемо сдавало одну позицию за другой.
21 декабря Федеральное собрание избрало президентом страны бывшего диссидента В. Гавела. Председатель КПЧ Г. Гусак ушел в отставку. В июне 1990 года состоялись свободные выборы. Победу одержал Гражданский форум, после чего было сформировано правое правительство под председательством В. Клауса. Через два года некогда единое государство - Чехословацкая федерация прекратило свое существование, и на карте Европы возникли два новых государства Чешская и Словацкая Республики.
Румыния
Более драматично складывалась ситуация в Румынии. Поводом к антиправительственному восстанию послужил инцидент в Тимишоаре в Трансильвании, где накануне был арестован венгерский священник А. Текеши. Последовавшие вслед за этим демонстрации протеста, потом кровавая расправа над митингующими всколыхнули страну. Во главе всенародного восстания становится Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску, куда вошли оппозиционно настроенные коммунисты. После уличных столкновений повстанцев с частями госбезопасности (т. н. секуритате) режим пал. Н. Чаушеску с женой были расстреляны по приговору военного трибунала. Исполнительная власть перешла к Временному комитету Национального союза. Впоследствии было сформировано правительство во главе с П. Романом. И. Илиеску был назначен ФНС президентом страны. Страна вступила на путь демократизации.
Болгария
Гораздо менее радикально происходили перемены в Болгарии. Здесь также вызревал социально-экономический кризис, осложненный национальной проблемой тюркоязычного населения, в отношении которого власти проводили ассимиляторскую политику в 80-е годы. Граждан, носивших арабско-тюрские имена и фамилии, заставляли менять на болгарские, им запрещалось пользоваться турецким языком в быту. Под бульдозер пошли даже мусульманские кладбища. В отношении тюркоязычного населения принимались различного рода репрессии, вплоть до заключения в тюрьмы и высылки из страны. Результатом ущемления прав мусульманского населения стали мощные манифестации в мае 1989 года, а летом из Болгарии в Турцию двинулся мощный поток беженцев, многие не находили приюта на чужбине и были вынуждены возвращаться обратно.
Между тем назревал кризис в болгарском руководстве. Многие члены ЦК БКП были недовольны политикой Т. Живкова, его авторитарным стилем управления. 10 ноября 1989 года на пленуме ЦК БКП он был отстранен от должности генерального секретаря и ушел в отставку с должности президента. Вместо него в этой должности был утвержден Петр Младенов. Под влиянием ноябрьских манифестаций в Софии в декабре этого же года пленум ЦК БКП принимает решение о реформе экономики и общества в русле демократизации, внедрения рынка, построения правового государства. Из конституции были исключены статьи о руководящей роли БКП. Началось формирование политических партий. Заметную роль в политической жизни страны стал играть оппозиционный Союз демократических сил, состоявший из нескольких партий и движений. В феврале 1990 года на XIX внеочередном съезде БКП было принято решение о реформе партии. Она получила новое название Болгарской социалистической партии. В идейном плане она провозгласила свою приверженность демократическому социализму, политическому плюрализму, парламентской демократии, в области экономики ею было предложено формирование социально ориентированной экономики. В июне 1990 года состоялись первые свободные выборы, которые принесли победу БСП. Правда, президентом с января 1992 года стал избранный на всеобщих выборах лидер СДС Ж. Желев. Страна вступила на путь перемен.
Албания
В Албании ввиду отсутствия серьезной политической оппозиции импульс к переменам также был дан правящей коммунистической Албанской партией труда. Видимо, сказалась общая политическая ситуация, которая сподвигла на реформы албанское руководство. Албания позже остальных вступила на путь реформирования общества. Начало было положено на IX пленуме ЦК АПТ, проходившем 22 - 23 января 1990 года. Делегаты приняли программу из 25 пунктов, провозгласивших большую децентрализацию экономики и проведение демократизации политических и социальных институтов. В марте 1991 года победу одержала АПТ (56%), ее оппонент, только что возникшая Демократическая партия Албании получила 39% . К власти пришло коалиционное правительство. 3 июня 1991 АПТ сменила название на Социалистическую партию и отказалась от марксистско-ленинского наследия. Через год в марте 1992 года победу на выборах одержала ДПА, сформировалось новое правительство С. Бериша, взявшее курс на радикальную перестройку экономической системы.
Югославия
Перемены, начавшиеся в начале 90-х годов в Югославии, имели драматические последствия для судеб народов, населявших ее. Как уже отмечалось выше, Югославия неминуемо шла к своему распаду в силу национальных, религиозных, социально-экономических причин. Единственным консолидирующим фактором до поры до времени оставалась коммунистическая партия - Союз коммунистов Югославии. Но в конце 80-х годов партия начала утрачивать свои доминирующие позиции. Все настойчивее стали раздаваться призывы ввести многопартийную систему, в республиках стали подниматься националистические настроения. В январе 1990 года словенские коммунисты отказались участвовать в работе XIV чрезвычайного съезда СКЮ. "Начался прямой процесс развода партии по национальным квартирам" (1).
В 1990-91 году еще оставалась надежда сохранить единое государство, хотя бы в реформированном виде. Но реформа политической системы, которая означала введение политического плюрализма, становление многопартийности неминуемо вела к углублению самостоятельности субъектов федерации. В ноябре - декабре 1990 года прошли выборы в парламенты республик, которые привели к формированию новых органов власти. В Сербии и Черногории победили реформированные коммунисты, в Боснии и Герцеговине, Македонии, Словении к власти пришли коалиционные правительства. В Хорватии - националистические силы. Далее Словения и Хорватия при активной, стимулирующей поддержке ФРГ и США в одностороннем порядке в 1991 году вышли из федерации на основании решений, принятых на проведенных в республиках плебисцитах. Это вызвало цепную реакцию распада государства и, как следствие, обострение межэтнических проблем, которые до сих пор сотрясают этот регион на карте Европы. Известный специалист по новейшей истории Югославии Е. Ю. Гуськова видит корень последовавших за распадом страны военных конфликтов в том, что "сам выход из СФРЮ осуществлялся не на правовой основе, без урегулирования пограничных вопросов, имущественного наследования, распределения долгов, при полном и немедленном разрыве всех годами складывающихся экономических, военных, научных, культурных и других связей, игнорировании требований Президиума СФРЮ, соблюдении законности и конституционности"
11. Современные политические деятели современных государства (главы государств и главы правительств)
Страна | Глава государства | Имя | Начало | Глава правительства | Имя | Начало |
Австрия | Федеральный президент | Александр Ван дер Беллен нем. Alexander Van der Bellen | 2017 | Федеральный канцлер | Себастьян Курц нем. Sebastian Kurz | 2017 |
Албания | Президент | Илир Мета алб. Ilir Meta | 2017 | Председатель Совета министров | Эди Рама алб. Edi Rama | 2013 |
Андорра | Князь-соправитель Представитель | Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья кат. Joan Enric Vives i Sicília Жозеп Мария Маури кат. Josep Maria Mauri | 2003 2012 | Председатель Исполнительного Совета | Антони Марти | 2011 |
Князь-соправитель Представитель | Эмманюэль Макрон фр. Emmanuel Macron Патрик Стрзода фр. Patrick Strzoda | 2017 2017 | ||||
Белоруссия | Президент | Александр Лукашенко белор. Аляксандр Лукашэнка | 1994 | Премьер-министр | Сергей Румас белор. Сяргей Румас | 2018 |
Бельгия | Король | Филипп фр. Philippe | 2013 | Премьер-министр | Шарль Мишель фр. Charles Michel | 2014 |
Болгария | Президент | Румен Радев болг. Румен Радев | 2017 | Председатель Совета министров | Бойко Борисов болг. Бойко Борисов | 2017 |
Босния и Герцеговина | Председатель Президиума[1] | Бакир Изетбегович босн. Bakir Izetbegović | 2018 | Председатель Совета министров | Денис Звиздич | 2015 |
Члены Президиума | Младен Иванич серб. Младен Иванић | 2014 | ||||
Драган Чович хорв. Dragan Čović | 2014 | |||||
Ватикан | Папа Римский | Франциск лат. Franciscus | 2013 | Государственный секретарь | Пьетро Паролин | 2013 |
Председатель Губернаторства | Джузеппе Бертелло итал. Giuseppe Bertello | 2011 | ||||
Великобритания | Королева | Елизавета II англ. Elizabeth II | 1952 | Премьер-министр | Тереза Мэй англ. Theresa May | 2016 |
Венгрия | Президент | Янош Адер венг. Áder János | 2012 | Министр-Председатель | Виктор Орбан венг. Orbán Viktor | 2010 |
Германия | Федеральный президент | Франк-Вальтер Штайнмайер нем. Frank- Walter Steinmeier | 2017 | Федеральный канцлер | Ангела Меркель нем. Angela Merkel | 2005 |
Греция | Президент | Прокопис Павлопулос греч. Προκόπης Παυλόπουλος | 2015 | Премьер-министр | Алексис Ципрас греч. Αλέξης Τσίπρας | 2015 |
Дания | Королева | Маргрете II дат. Margrethe II | 1972 | Государственный министр | Ларс Лёкке Расмуссен дат. Lars Løkke Rasmussen | 2015 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 984.