Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
Для набора 2018 г.
Нижний Новгород, 2018 г.
Оглавление
1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий………………………………………………...................
2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы………………………………………………………………….…...
3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………………..
1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся
По видам учебных занятий
Общие положения
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки студентов.
Занятия со студентами проводятся в форме лекций и семинаров.
Лекционные занятия (теоретический курс)
Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение учебного материала по темам дисциплины. Они являются организующим и ориентирующим началом для изучения дисциплины. В ходе лекций раскрываются основные положения истории Отечественного государства и права, обращается внимание студентов на сложные теоретические вопросы, показывается их практическая значимость.
Лекции проводятся преимущественно в активной форме, предполагающей взаимодействие с аудиторией. Занятия проводятся в лекционных аудиториях.
Семинарские занятия
Семинары (коллоквиумы) проводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения знаний студентов. На семинарах студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать основные исторические факты и памятники права, аргументировано отстаивать свою точку зрения в ходе групповой дискуссии.
На семинарах предусматривается выступление студентов перед аудиторией с подготовленными к занятию сообщениями по изучаемой теме, исходя из тематики, предлагаемой в методических рекомендациях, а также избранных инициативно и согласованных с преподавателем.
Рекомендации студентам по успешному изучению дисциплины сводятся к необходимости:
-аккуратно и регулярно вести записи на занятиях;
-точно и в срок выполнять задания преподавателя;
-систематически осуществлять самоконтроль своих знаний;
-повышать уровень знаний и умений по предмету в рамках самостоятельной работы;
-активно использовать при подготовке к занятиям, контрольной работе и экзамену литературу, указанную преподавателем;
-осуществлять поиск, оформление и представление дополнительной информации, сведений по предмету.
В рамках курса изучаемой дисциплины студенты должны овладеть хронологическими и фактическими знаниями, научиться работать с источниками, проводить анализ и описание исторических событий, процессов, оценивать исторических личностей и их деятельность. Особое внимание в рамках курса уделяется анализу источников по дисциплине «История государства и права России».
2. Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм
самостоятельной работы
1) Учебно-методические рекомендации по изучению обучающимися вопросов, выносимых на самостоятельное изучение.
Самостоятельная работа должна быть нацелена на тщательную проработку и усвоение лекционного материала, дополнительной литературы. Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер. С этой целью изучение каждой темы целесообразно начинать с ознакомления с программой, далее студенту рекомендуется тщательно проработать материалы лекций, учебной и научной литературы, уделив особое внимание дискуссионным вопросам. Студент обязательно должен изучить все рекомендованные памятники права.
В соответствии с настоящей программой на лекционных занятиях планируется охватить все основные темы дисциплины. Вместе с тем, по понятным причинам одним наиболее важным и актуальным темам будет уделено больше внимания, другим меньше.
В связи с этим, темы в меньшей степени охваченные материалами лекций, студентам необходимо более изучать самостоятельно. При этом изучение менее затронутых в лекциях тем и вопросов, в целом также предлагается изучать по схеме, предложенной выше следующем пункте рекомендаций. По отдельным возникающим вопросам обучения представляется полезным обращаться за советом к преподавателю.
Порядок освоения материала. В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционный материал, в котором предполагается изложение основных положений истории государства и права России.
На основе полученных на лекционных занятиях направлений представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием рекомендуемой научной литературой по изучаемой теме.
Особое внимание следует уделить изучению памятников права, которые исторически регулировали общественные отношения в России.
2) Учебно-методические рекомендации по выполнению отдельных форм самостоятельной работы.
1. Студент при изучении учебной дисциплины руководствуется программой курса, указаниями лектора и преподавателя, проводящего групповые занятия, планом семинара, методическими рекомендациями по изучаемой теме и учебными материалами.
2. На лекциях вести краткую запись учебного материала. Внимательно слушать указания лектора по рассматриваемой теме. После занятий просмотреть конспект и при необходимости дополнить его положениями, которые не были рассмотрены на лекции и были отнесены для самостоятельного изучения.
3. Во время самостоятельной работы студент изучает обязательную литературу: учебники, учебные пособия, хрестоматии, а также дополнительную литературу. При этом могут использоваться фонды, как академической, так и других библиотек. Для подготовки к занятиям, написания рефератов и курсовых работ рекомендуется использовать публикации в периодических научных изданиях, а также интернет-ресурсы.
4. При подготовке к семинару изучить в соответствии с программой материал темы. Выполнить указания преподавателя к занятию. Прочитать и уяснить методические рекомендации, изложенные в учебно-методическом комплексе.
5. На семинаре активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов. В ходе ответа стремиться к тому, чтобы максимально полно раскрыть содержание вопроса. Если имеются дискуссионные аспекты, то их выделить и сделать ссылки на соответствующую литературу и памятники права.
6. Подготовка сообщения для выступления на семинаре по избранной теме требует изучения научных публикаций, логичного построения материала и его лаконичного изложения. Возможно использование мультимедийных средств и информационных технологий.
7. В ходе изучения учебной дисциплины необходимо выполнить три контрольных задания. Требования к ним и их содержание изложены в специальном разделе учебно-методического комплекса.
8. Предусмотренная учебным планом курсовая работа по истории отечественного государства и права выполняется по предложенной тематике. Требования к курсовой работе излагаются в методических рекомендациях по написанию курсовых работ.
9. Итоговый контроль производится в форме экзамена. При этом студент должен знать, что конечная оценка за учебную дисциплину, складывается из результатов учебной работы студента в течение учебного семестра, выраженных в баллах по рейтинговой системе, и баллов полученных при ответе на экзамене. При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на контрольные вопросы из учебно-методического комплекса, которые периодически уточняются, утверждаются кафедрой, все изменения доводятся до студентов заблаговременно, до начала сессии.
10. В учебно-методическом комплексе предложена тематика дипломных работ, которые могут выполняться по истории отечественного государства и права. Требования к их написанию изложены в специальных Методических рекомендациях.
11. При изучении учебной дисциплины проводятся индивидуальные и коллективные консультации, в ходе которых преподаватель дает указания, рекомендации по подготовке к занятиям, экзаменам, по написанию научных, курсовых и дипломных работ, рефератов, по разработке презентаций и выполнению других контрольных заданий. На консультациях студенты могут получить ответы на вопросы, разъяснения по учебному материалу и методике изучения дисциплины.
Для работы со справочными системами и интернет-источниками можно воспользоваться ПК в читальном зале библиотеки.
Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение студентом актуальных вопросов истории государства и права России.
Выполнение студентом контрольной работы и проверка их преподавателем преследует следующие цели:
1) осуществление контроля за самостоятельной работой студента;
2) научить студента: анализировать историко-правовые вопросы, делать подробный обоснованный вывод;
3) выработать у студента умение правильно, логично, последовательно, аргументированно и кратко излагать свои мысли в письменном виде;
4) результат проверки преподавателем контрольной работы позволяет студенту: определить степень усвоения им соответствующих разделов курса и выявить имеющиеся у него пробелы в полученных знаниях; закрепить, углубить и уточнить полученную из соответствующих источников информацию; сформулировать вопросы, которые оказались непонятными или слабо усвоенными, и получить соответствующую помощь у преподавателя.
Контрольная работа должна содержать титульный лист с указанием варианта задания, текст заданий, иметь постраничную сквозную нумерацию. Студенту предлагается дать письменный ответ на одно задание. Ответ должен представлять собой концентрированный результат самостоятельного, творческого осмысления изучаемой проблемы.
Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida. Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается «зачтено» либо «незачтено». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
По учебной дисциплине «История государства и права России» предусмотрена курсовая работа.
Выполнение курсовой работы по истории государства и права России помогает выработать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативных правовых актов, учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, возможности предлагать практические рекомендации, делать самостоятельные выводы. Успешная курсовая работа может стать хорошей основой дипломного проекта, а иногда – и будущего полноценного научного исследования. Качество курсовой работы во многом позволяет судить о качестве самостоятельной работы в целом, глубине полученных знаний, аналитических и творческих способностях обучающегося.
Предметом рассмотрения является конкретная проблема истории государства и права России, актуальная для теории и политико-правовой практики и представляющая интерес для самого студента.
Процесс написания письменной работы состоит из следующих стадий:
1) выбор темы, составление и согласование с научным руководителем предварительного плана работы;
2) сбор научной информации, подбор и изучение источников по теме (научных статей, монографий, материалов архивов, нормативно-правовых актов и т.д.);
3) анализ исследуемой проблемы, уточнение плана работы, факультативно – согласование уточненного плана и общей концепции работы с преподавателем;
4) изложение материала и оформление работы;
5) представление работы на кафедру для проверки.
При выборе темы следует исходить: во-первых, из сферы научных и практических интересов самого студента; во-вторых, из степени подготовленности студента и сложности темы; в-третьих, из того, какие источники доступны студенту.
Перечень примерных тем курсовых работ содержится в рабочих программах и учебно-методических комплексах по дисциплине.
Структурно письменная работа состоит из:
- введения, в котором ставится проблема, обосновывается ее актуальность, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется методология, а также основные цели, задачи, объект и предмет исследования, его структура;
- основной части (главы и параграфы), в которой проблема раскрывается и всесторонне анализируется (с критическим изложением основных теоретических подходов к ее решению);
- заключения, в котором резюмируются основные результаты исследования (краткие выводы по каждой главе и параграфу) и определяются возможные теоретические и практические перспективы изучения поставленной проблемы.
В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом библиотеки вуза. Кроме того, для расширения источников полезно использовать возможности и других библиотек.
Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и журнальные статьи преимущественно за последние пять лет. После консультации с научным руководителем по отобранным источникам студент приступает к углубленному изучению необходимой литературы.
Для того чтобы получить полное представление об изучаемой проблеме, необходимо начинать подготовку с прочтения главы учебника и записи соответствующей лекции. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение полностью, выделить основную мысль автора, соотнести ее с имеющимся планом работы.
Обязательным условием выполнения научной работы является сопоставление различных суждений. Таким образом, в работе должны присутствовать элементы полемики. В целом же, в основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы.
Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентом избранной темы, она излагается своими словами, с личными обобщениями и выводами.
Оформление работы также имеет значение для получения положительной оценки и должно соответствовать требованиям, которые подробно излагаются в методических рекомендациях по оформлению курсовых работ.
Для проверки курсовая работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida и в печатном варианте на кафедру. Результат проверки проставляется в электронной ведомости.
Курсовые работы защищаются авторами в устной форме. В процессе защиты студент кратко излагает содержание работы, основные результаты исследования и отвечает на вопросы преподавателя.
Курсовая работа выполняется студентом в соответствии с Положением «О курсовой работе», методическими рекомендациями по выполнению курсовых работ допускается к защите при наличии положительного отзыва научного руководителя.
Студент, не представивший курсовую работу в срок или получивший неудовлетворительную оценку по результатам защиты, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по дисциплине.
Оценка по результатам защиты курсовой работы проставляется научным руководителем в ведомость защиты курсовой работы и зачетную книжку студента по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.
Для студентов очной формы обучения результаты сдачи курсовой работы определяются в баллах и пересчитываются в традиционную оценку согласно Положению «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
Подготовка к экзамену должна начинаться заранее. Материал по вопросам изучается с помощью конспектов лекций, рекомендованной литературы. По возникающим вопросам следует консультироваться с преподавателем. На экзамене проверяются не только знания, но и умения, навыки. Поэтому следует быть готовым продемонстрировать умения применять теоретические знания на конкретных ситуациях, примерах. На экзамене следует быть готовым обосновывать собственную позицию.
Экзамен проводится в форме собеседования.
3. Методические рекомендации для обучающихся с
Дата: 2018-11-18, просмотров: 271.