В связи с развитием рыночных отношений и изменением законодательной базы трансформируется сложившийся порядок проектирования объектов различного назначения. При этом существенно возрастает значение экологической обоснованности принимаемых решений на всех этапах инвестиционного процесса.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства эколого-экономическое обоснование является обязательным при разработке обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. Одним из основных элементов этого обоснования является составление оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду.
Оценка воздействия выполняется для предупреждения возможной деградации окружающей среды под влиянием намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечения экологической стабильности территории района размещения объекта строительства, создания благоприятных условий жизни населения и должна предшествовать принятию решения об инвестициях в реализацию проекта.
Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера, интенсивности, степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Оценка воздействия на окружающую среду - это при разработке проектной продукции процедура определения характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду при разработке проектной продукции и последствий этого воздействия.
В соответствии с требованиями "Порядка разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" СП 11-101-95 составление оценки обязательно при разработке обоснования инвестиций в строительство объектов различного назначения.
Оценка воздействия при обосновании инвестиций в строительство проводится для определения негативных последствий намечаемой хозяйственной деятельности на предпроектной стадии, предупреждения путем разработки определенных мероприятий возможной деградации окружающей среды под воздействием проектируемого объекта и должна предшествовать принятию решения об осуществлении проекта хозяйственной деятельности.
Ответственность за организацию и проведение оценки при разработке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта.
Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воздействия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций.
Сбор необходимых данных, проведение оценки и оформление результатов осуществляет разработчик предпроектной документации с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций.
Разработчик несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации.
Разработка оценки воздействия выполняется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, нормативных документов, утвержденных Госкомэкологией России и Госстроем России, а также нормативных актов местной администрации, регулирующих природоохранную деятельность в намечаемом районе размещения объекта.
Общие требования к содержанию оценки воздействия объекта на окружающую среду.
Для проведения оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду разработчик выявляет:
- существующие характеристики состояния окружающей среды о районе расположения объекта;
- виды, основные источники и интенсивность существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
- характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
- возможность аварийных ситуаций на объекте и их последствия;
изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта (намечаемой хозяйственной деятельности);
-экологические и социальные последствия строительства и эксплуатации объекта.
При проведении оценки воздействия объекта на окружающую среду для обоснования инвестиций проводят анализ:
- различных способов осуществления хозяйственной деятельности, требований к строительству производственных объектов, применяемым технологиям и издержкам производства по вариантам намечаемой деятельности;
- характера использования и объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условий их транспортировки и хранения;
- количества отходов производства, степени их токсичности, условий складирования, захоронения или утилизации;
- возможности использования полуфабрикатов и отходов в других отраслях хозяйства.
При проведении оценки воздействия должны рассматриваться альтернативные варианты размещения объекта и технические решения, снижающие негативные последствия намечаемой деятельности.
К последним относят:
- замену отдельных технологий на другие более совершенные;
- применение нового оборудованы и агрегатов;
- улучшение условий складирования отходов и т.п.
Рассмотренные варианты и решения должны быть увязаны с эколого-экономической оценкой осуществления различных вариантов инвестиционного проекта.
Сбор и анализ характеристик, указанных выше, проводится для всех альтернативных вариантов осуществления хозяйственной деятельности и вариантов возможного размещения объекта.
Результаты проведения оценки должны быть подкреплены экономическими расчетами. При этом следует учитывать:
- затраты на реализацию различных вариантов проекта4
- компенсационные выплаты;
- размер платежей и выплат за использование природных ресурсов и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
- затраты на производство и сбыт продукции;
- затраты на содержание объектов социально-бытовой сферы;
- другие расходы, связанные с осуществлением намечаемой деятельности.
По всем вариантам намечаемой деятельности должна быть рассчитана в соответствии с требованиями нормативных документов экономическая эффективность затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, а также рассмотрен вариант "отказа от проекта".
По результатам оценки воздействия также разрабатывается система экологического мониторинга проектируемого объекта для последующей реализации в составе раздела проектной документации "Охрана окружающей природной среды".
Краткое содержание основных подразделов оценки воздействия объекта на окружающую среду и примерный перечень показателей, разрабатываемых при ее составлении, приведен в таблице 2. 1 .
Таблица 2.1. Основное содержание и примерный перечень показателей, определяемых при разработке обоснования инвестиций
Наименование подраздела | Краткое содержание подразделов и перечень определяемых показателей | Источник информации |
1 | 2 | 3 |
Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды района размещения проектируемого объекта | В разделе определяются климатические характеристики района строительства, гидрологические параметры водных объектов, которые будут использоваться для водоснабжения и водоотведения проектируемого объекта, состояние территории, геологической среды, растительности и животного мира, характер сельскохозяйственного использования земель района, уровень существующего загрязнения компонентов среды различными веществами и т.п. | |
Для оценки существующего состояния окружающей среды района размещения проектируемого объекта определяют следующие показатели: | ||
а) состояние воздушного бассейна: - климат-е характеристики (температура воздуха, осадки, ветровой режим); - аэроклиматические характеристики (приземные и приподнятые температурные инверсии и их параметры); - комплексные характеристики и синоптические ситуации, обуславливающие формирование повышенных уровней загрязнения атмосферы; - характеристики уровня загрязнения атмосферы. | Климатические справочники, данные местных метеостанций Росгидромета | |
б) состояние водной среды: - гидрологические характеристики поверхностных водных объектов и гидрохимические характеристики их вод; - уровень загрязнения поверхностных вод и перечень основных загрязняющих веществ в водах рек и водоемов; - размеры водоохранных зон рек и водоемов в районе строительства; - требования и ограничения к строительству объектов различного назначения в водоохранных зонах; | Гидрологические справочники, данные Росгидромета, водного надзора бассейновых управлений | |
- требования органов по охране рыбных запасов к водопользователям водных объектов, имеющих рыбхоз значение; | Органы Роскомрыболовства | |
- гидрогеологические характеристики подземных вод территории (запасы, химический состав, температурный режим, условия залегания водоносных горизонтов и водоупорных пластов); | Территориальные органы МПР России | |
- уровень существующего загрязнения подземных вод, перечень загрязняющих веществ и источники загрязнения. | ‑"‑ | |
в) состояние территории и геологической среды: - инженерно-геологические условия; - гидрогеологические условия; | Территориальные органы МПР России. | |
- характеристика опасных экзогенных процессов (оползней, карста, обвалов, суффозии и т.п.); - почвенные условия территории (картограммы мощности почв с указанием ареалов их залегания и уровня техногенного загрязнения); - характер землепользования района строительства (распределение земель в районе по категориям и землепользователям, наличие и площади мелиорированных, орошаемых и осушенных угодий, земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного и другого назначения); | Материалы местной администрации по земельным ресурсам и землеустройству | |
- наличие и размеры нарушенных, деградированных или бросовых земель (формы нарушения) | ‑"‑ | |
г) характеристики растительности и животного мира: - площади, занимаемые лесами, кустарниками, лугами, болотами; - типы лесов, кустарников, путовой и травянистой растительности; - редкие и реликтовые виды растительности, деревьев, занесенные в Красную книгу, в районе; - площади лесонасаждений, садов, парков, заказников, растительных памятников природы района; - техногенное поражение растительности в районе; - видовой состав диких животных, птиц, ихтиофауны; - пути миграции диких животных и птиц; - редкие и исчезающие виды животных, птиц, рыб, внесенных в Красную книгу; - численность и ареалы обитания по видам животного мира; | Территориальные органы Роскомзема и Рослесхоза, Специализированные организации РАН | |
- состояние сельскохозяйственного производства хозяйств с указанием площади сельхозугодий, урожайности с/х культур, поголовья скота и птицы, валового производства сельхозпродукции; - сведения о наличии объектов производственного, жилищного и культурно-бытового назначения сельскохозяйственных предприятий, затрагиваемых проектируемым объектом | Органы Роскомрыболовства | |
а) характеристика проектируемого объекта Характеристика гражданских объектов должна содержать: площадь застраиваемой территории, проектируемое число жителей, параметры жилого фонда, уровень его благоустройства и т.п.; для промышленного объекта - наименование производств и технологических процессов, производственные параметры, объемы потребления электроэнергии, тепла, воды, сырья, полуфабрикатов и других видов ресурсов, сведения о воздействии объекта на атмосферу, территорию, геологическую среду, поверхностные и подземные воды. | Органы местной администрации по сельскому хозяйству. Территориальные органы Роскомзема | |
Воздействие объекта на окружающую среду | Общие сведения о проектируемом промышленном объекте должны содержать: | |
б) для оценки влияния проектируемого объекта на состояние окружающей среды должны быть определены: | ||
- объем выбросов в атмосферу, виды загрязняющих веществ, их количество, источники и уровень загрязнения воздуха; | Декларация о намерениях, подготовленная заказчиком (инвестором) | |
- режим водопотребления и водоотведения объекта, количество сбрасываемых сточных вод, их состав и концентрацию, способы и степень очистки, условия сброса в водные объекты; | ||
- виды и количество отходов, класс их опасности, способы складирования и утилизации; | Результаты рекогносцировочного обследования, акт выбора земельного участка | |
- воздействие объекта при аварийных ситуациях; | Объекты - аналоги | |
- площадь отчуждения земель, количество земель, изымаемых у различных землепользователей, параметры нарушения рельефа, степень загрязнения прилегающих земель, воздействие на сельскохозяйственное производство; -воздействие объекта на растительность | -"- | |
- и животный мир; - воздействие объекта на социальные условия жизни населения |
Тема 3. Общие требования к содержанию оценки воздействия объекта на окружающую среду
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, к примеру при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта - предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.
Главное назначение оценки воздействия на окружающую среду – обеспечить выполнение заказчиком планируемой деятельности требований экологического законодательства. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Впервые оценка воздействия на окружающую среду была внедрена в практику природоохранной деятельности США, а позже - всех экономически развитых государств мира преимущественно в 70-е гг. Потребность в ней возникла с необходимостью совершенствования механизма преодоления экологического кризиса, с которым столкнулись в то время ведущие страны мира. В природоохранной практике России такая оценка стала проводиться лишь в начале 90-х гг.
Цели оценки воздействия на окружающую среду определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 года № , В соответствии с пунктом 1.2 Положения оценка организуется и проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.
Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой экологически вредной деятельности – одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС.
Однако, необходимо обратить внимание и на то, что сформулированная таким образом цель выглядит неконкретно, так как не несет определенной юридической нагрузки – Положение не предусматривает юридического критерия или критериев для оценки и определения адекватности предусматриваемых мер.
С правовой точки зрения, наиболее приемлемым и определенным критерием обоснованности, допустимости и адекватности этих мер может быть соответствие требованиям российского экологического законодательства, а в общем – их выполнение. Конкретно – в зависимости от сути того или иного проекта – это означает возможность соблюдения на основе предусмотренных мер прежде всего нормативов качества окружающей среды, требований, касающиxcя правового режима особо охраняемых природных территорий (что весьма актуально, к примеру в отношении проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва) и др.
Исходя из целей проведения ОВОС, важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Очевидно, что общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда и можно говорить о необходимости ОВОС любой планируемой экологически вредной деятельности.
Однако, как показывает практика, такая оценка - трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая обширного комплекса исследований и расчетов. В отношении некоторых объектов, незначительно опасных для окружающей среды, проводить полномасштабную ОВОС и экологически, и экономически нецелесообразно. Выполнения учета экологических требований в таких случаях можно добиться в рамках более простой процедуры.
Имеется обширный перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, экологически весьма опасных для окружающей среды. В отношении таких объектов должна в обязательном порядке проводиться полная оценка воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Положением ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
а) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
б) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
в) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки);
г) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
д) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
Одновременно в Приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации дан «Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке». Перечень включает 33 вида или объекта хозяйственной и иной деятельности. Сюда, в частности, входят предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др. Достоинством Перечня является то, что некоторые включенные в него виды объектов подлежат обязательной ОВОС в зависимости от их проектной мощности и иных характеристик (например, установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. тонн в год, крупные склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов, нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более, крупные плотины высотой более 15 м). Во многих случаях оценке воздействия на окружающую среду подлежат объекты независимо от их мощности. Это - предприятия химической промышленности всех видов, звероводческие комплексы и др.
Представляется, что данный перечень будет корректироваться по ходу развития практики ОВОС. Во всяком случае необходимость в его доработке видится уже сейчас. Так, потребуют уточнения характеристики отдельных объектов, для которых обязательна ОВОС. Например, Положение содержит формулировки «крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика)», «крупные установки для доменного и мартеновского производства» и др. Какие производства или установки считать крупными? Едва ли можно считать удовлетворительным решение о проведении ОВОС лишь в отношении крупных складов для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. В соответствии с Перечнем крупными считаются склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более химических и других продуктов. Такого подхода для идентификации «крупного» склада, думается, будет недостаточно, так как практически он не обеспечит достижения целей ОВОС как средства предупреждения экологического вреда. Склад может быть рассчитан на хранение 10 тыс. куб. метров химического вещества и менее, но чрезвычайно опасного для окружающей среды.
В самом Положении об оценке воздействия на окружающую среду говорится, что целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в Перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Данное уточнение весьма оправданно. Действительно, органы Минприроды вынуждены будут дифференцированно подходить к необходимости ОВОС объектов, не вошедших в Перечень, с учетом их характеристик и потенциальной опасности для окружающей среды. Но все-таки важно обратить внимание на изначальные дефекты Перечня.
Положение об оценке воздействия на окружающую среду не оговаривает, в рамках какой процедуры территориальные органы Минприроды России будут принимать решение о целесообразности проведения ОВОС объекта, не включенного в Перечень. Вопрос в том, из каких источников они получат исходную информацию о планировании соответствующей деятельности, и о том, что она будет оказывать значительное воздействие на окружающую среду? Ответа на этот принципиальный процедурный правовой вопрос Положение не дает.
В качестве одного из возможных вариантов может быть предложен следующий. Если в процессе разработки проектов хозяйственной и иной деятельности, не предусмотренной в Перечне, будет выявлено значительное воздействие данной деятельности на окружающую среду, на заказчика данной деятельности должна быть возложена обязанность сообщить об этом в соответствующий территориальный орган Госкомэкологии России. Однако возникает сомнение в том, нужно ли этому органу обращаться в органы исполнительной власти, как это предусмотрено Положением об ОВОС, для определения целесообразности проведения оценки? Зачем органу Госкомэкологии, специально уполномоченному проводить, к примеру, государственную экологическую экспертизу, обременять орган исполнительной власти не специфической для него деятельностью? Представляется, что Госкомэкология или его территориальные органы вполне могли бы сами в соответствии со своей компетенцией принимать решение о необходимости проведения оценки воздействия такой деятельности на окружающую среду. Совершенно очевидно, что Госкомэкология и его органы должны обладать достаточными полномочиями (и не только в рассматриваемой сфере), чтобы нести ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об ОВОС, согласно которому в процессе анализа и оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны быть рассмотрены:
а) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;
б) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
в) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
г) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
д) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
е) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
ж) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.
При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего необходимо обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет, во всяком случае должно быть, весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п. В законодательстве пока недостаточно конкретно определены экологические требования относительно размещения экологически опасных объектов.
В задачу заказчика намечаемой деятельности при проведении ОВОС должно входить обоснование размещения объекта в конкретном месте, имея в виду не только экономическую выгоду, но и минимальные экологические издержки этого решения. До последнего времени вопросы размещения экологически опасных объектов оставались «больными» в природоохранной практике России. Это подтверждает, в частности, решение о строительстве скоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (в « Новгородском » варианте пересекающей территорию Валдайского Национального природного парка и пяти государственных природных заказников).
При проведении ОВОС, как предусмотрено Положением об ОВОС, заказчиком должны рассматриваться разумные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности. При совершенствовании правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду важно сделать добавление к положению об альтернативах, касающееся отказа от намечаемой деятельности как одной из альтернатив. Действительно, всегда ли экономически оправдано строительство нового завода, дороги, иного объекта? Не могут ли цели быть достигнуты иным путем, например, повышением эффективности деятельности существующих предприятий, их реконструкцией, совершенствованием технологии и т.п. В варианте со скоростной железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург в качестве такой альтернативы может рассматриваться решение коллегии Министерства путей сообщения о реконструкции существующей Октябрьской железной дороги с целью обеспечения более высоких скоростей.
«Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации» (пункт 1.5 Положения об ОВОС). Действительно, весьма важно урегулировать результаты оценки воздействия на окружающую среду и соответственно знать о них. Именно потому, что в них отражается степень учета экологических требований и содержатся предложения, относящиеся к будущему хозяйственному и иному решению, которое предстоит принять.
На стадии ОВОС выводы делает заказчик планируемой деятельности. Каков предмет этих выводов? Главное: в какой степени планируемые «меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений» будут соответствовать требованиям экологического законодательства и обеспечивать их соблюдение. Очевидно, это имеется в виду, когда говорится «о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду».
Применительно к вопросу о результатах оценки воздействия на окружающую среду следует также установить, каким образом они должны быть оформлены заказчиком. Это важно потому» что результаты должны стать достоянием общественного знания, с одной стороны, а с другой – они станут предметом государственной экологической экспертизы. В пункте 1.5 Положения об ОВОС говорится, об «обосновывающей документации». «Документация», очевидно, может пониматься как совокупность, ряд документов.
В соответствии, с существующей в мире практикой правового регулирования ОВОС (и по предложениям авторов некоторых законопроектов об экологической экспертизе в России) результаты оценки воздействия на окружающую среду оформляются в виде документа, который называется по-разному: заявление о воздействии на окружающую среду, доклад о воздействии на окружающую среду, заявление об экологических последствиях, декларация об экологических последствиях. Думается, что документ с одним из этих названий, содержащий основные элементы и результаты оценки, следовало бы ввести в практику и в России вместо отсылки к не очень-то ясной «обосновывающей документации».
В Положении об ОВОС, к сожалению, не предусмотрено, что должна содержать «обосновывающая документация». Этот пробел должен быть устранен при совершенствовании правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду. Условно говоря, Заявление об экологических последствиях должно, по нашему мнению, содержать как минимум: а) описание цели и необходимости намечаемой деятельности и способов ее осуществления; б) описание альтернативных вариантов, включая «нулевой» вариант, т.е. отказ от намечаемой деятельности; в) описание видов и уровней воздействий на окружающую среду и их последствий для основного и альтернативных вариантов; г) описание существующего состояния окружающей среды в районе предполагаемого осуществления деятельности и возможных изменений ее в результате осуществления основного и альтернативных вариантов; д) предусматриваемые меры по охране окружающей среды; е) краткое резюме, позволяющее неспециалисту в достаточной степени разобраться в сути излагаемых вопросов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 449.