Этап спортивного совершенствования (СС)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта.

Продолжительность этапа 3 года.

Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Основные задачи подготовки:

‒ повышение общего функционального уровня (к концу этапа максимальное развитие аэробных способностей);

‒ постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;

‒ дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

‒ формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд. Продолжительность этапа при мерно 3–5 лет, однако, возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшей спортивного мастерства.

 Основные задачи подготовки:

‒ освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;

‒ совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;

‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности;

 ‒ сохранение здоровья.

Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетне подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.

 

Прогнозирование в спорте

Спортивное прогнозирование— это научное предвидение перспектив развития спорта на основе знания объективных законов и диалектиче­ского анализа действительного его состояния.

Объект спортивного прогнозирования — изучение соотношения сил между странами на олимпийских играх, которое является системо­образующим фактором, объединяющим все его элементы.

Задачами спортивного прогнозирования являются: установление целей выступления команды (спортсмена) на олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России; изыскание оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для до­стижения поставленных целей.

К принципам спортивного прогнозирования относятся: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обрат­ная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объек­тивность; выделение ведущего звена; специфичность; аналогичность.

Классификация спортивного прогнозирования может быть: по приро­де объекта — спортивной; масштабности — глобальной; трудности — сложной; степени детерминированности — схоластической; характеру развития во времени — дискретной; степени информационной обе­спеченности — с полным и неполным обеспечением количественной информацией. '

Прогнозы в спорте бывают: краткосрочные — 2—12 месяцев; сред­несрочные — 2—4 года; долгосрочные — 4—8 лет. Критериями вре­менных диапазонов являются: достижение звания мастера спорта и мастера спорта международного класса начинающими спортсме­нами; календарь ответственных соревнований и время проведения олимпийских игр; цикличность спортивной подготовки; время пре­бывания высококлассного спортсмена в сборных командах страны, спортивного клуба.

Прогнозирование включает в себя следующие стадии: ретроспек­цию, диагноз и проспекцию. На первой стадии происходит форми­рование описания объекта прогноза в прошлом, окончательное уточ­нение задачи прогнозирования; на второй стадии разрабатывается модель объекта прогноза и выбираются методы прогнозирования; на третьей стадии решаются задачи получения результатов прогноза на основании ретроспекции и диагноза. На стадии проспекции можно выделить следующие основные этапы: расчет прогнозируемых пара­метров на заданном времени упреждения; стыковка и синтез отдель­ных прогнозов в соответствии с принятыми правилами; верификация прогноза и установление степени его достоверности.

В спортивном прогнозировании наряду с применением общих на­учных методов разрабатываются частные научные методы и специфи­ческие. Как правило, применяются следующие группы методов: экс­пертные оценки, экстраполяция, математическое моделирование.

Моделирование в спорте

Моделирование спортивной деятельности – это процесс мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагаемых условиях. «Проигрывание» – это род эксперимента, который осуществляется в целой цепи умственных действий. Важно, что мысленное выполнение действий – это всегда идеомоторная тренировка. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Как известно, двигательные представления основываются на воспроизведении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных, вегетативных и других реакциях, соответственно тем из них, которые возникают при практическом выполнении воображаемых действий. Кроме того, моделирование деятельности в значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью модельного эксперимента создается дополнительная возможность получить наиболее полную характеристику не только о самом объекте познания, но и о методах (вариантах) более рационального ответного действия.

Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено – модель.

Метод моделирования, как элемент научного познания, представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения). Применение моделирования способствует развитию и формированию у спортсменов логического мышления, т.е. умения рассуждать, сопоставив данные предлагаемой к решению ситуации, найти необходимый вариант рационального решения. Теоретические и практические модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды возникает проблемная ситуация: первый раз – при теоретическом изучении материала, второй – при практическом воспроизведении модели в реальных условиях.

Преимущества моделирования заключаются и в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной активности, что интенсифицирует у них процессы развития интеллектуальных способностей.

В спортивной практике наиболее приемлема классификация моделей на три типа:

● физические вещественные;

● вещественно-математические;

● логико-математические.

К первому типу (физические вещественные) относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, и сохраняющие, как правило, геометрическое подобие оригиналу, отличающиеся от него лишь размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т.п. Например, в гимнастике – создание шарнирных моделей гимнастов.

Ко второму типу относятся модели, имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание. Сюда следует отнести: модели требований к идеальному спортсмену; моделирование соревновательных условий; применение на тренировках технических средств обучения; разработки новых схем планирования учебно-тренировочного процесса.

К третьему типу относятся модели, конструируемые из знаков. В этих моделях физическая, химическая или биологическая характеристика прототипа и модели уже не играет никакой роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и математические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: роста спортивных результатов; уровня тренированности; структуры физического (технического) мастерства; степени надежности соревновательной деятельности спортсмена и др.

Для решения задачи по обеспечению моделирования во время спортивных занятий следует выделить ряд положений, которым должны соответствовать модели.

Согласно общепедагогическим принципам, такие модели должны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались информативностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались обучающимися. Важно, чтобы модели имели такую структуру, которая позволяла бы использовать их при индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в спортивной практике. Следует учитывать и особенности спортивной деятельности (специальные психолого-педагогические требования и особенности данного вида спорта).

  1. Во-первых, это организация процесса развития и формирования интеллектуальных способностей спортсмена.
  2. Во-вторых, это обеспечение оптимального уровня готовности знаний.
  3. В-третьих, это соответствие моделей психолого-педагогическим принципам моделирования в спорте (для практических и теоретических занятий).

Составляя модели, важно учитывать следующие принципы:

● модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта;

● модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся;

● содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов;

● каждая модель или группа моделей должны быть определенным звеном в системе организации спортивной деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки спортсменов;

● каждая модель должна содержать в себе известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям).

86. Планирование спортивной подготовки

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спорту смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.). Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы. Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: I) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель1 многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнегоп цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;' 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы)^ по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дне! соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ> фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;?] 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий

 

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическою последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отведенному времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

 

 

87. Комплексный контроль в спортивной подготовке

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты). Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: 1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий; 2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях; 3) показатели состояния внешней среды. Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.)- В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты. Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

 

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.

88. Учет в спортивной подготовке

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спорт ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым). Предварительный у ч е т позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки. Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия. Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета з а н я т и й — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжительность занятия; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов. В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-тренировочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результаты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.