15.Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
16.Античная и средневековая философии: общее и особенное.
17.Философские идеи Библии и Корана.
18.Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
19.Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
20.Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?
21.Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
22.Философские идеи Дж.Бруно.
23.Проявления секуляризации в философии Возрождения.
24.Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
25 .Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.
26.Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).
27. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени»
28.Каковы философские последствия научной революции ХVII века?
29.Философские идеалы эпохи просвещения.
30.Философское значение открытий И.Ньютона.
31.Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
32. Различие между рассудком и разумом у Канта.
33.В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?
34.В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?
35.Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
36.Аполлоновское и дионисовское начала в концепции Ницше.
37.«Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П.Сартр.
38.«Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.
39.В чем причина повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка?
40.Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.
41.Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
42.Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
43.П.Я.Чаадаев и его историософская концепция.
44.Место русской философии в мировой культуре.
45.Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.
46.Природа мифов о сотворении мира.
47.Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
48.Социальное пространство и социальное время.
49.Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
50.Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.
51.Является ли регресс развитием вспять?
52.Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
53.Диалектические законы Гегеля
54.Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
55.Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
56.Творческие способности человека: их пределы и условия.
57.Делает ли разум человека человеком?
58.Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного бытия».
59.Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?
60.Что такое духовные потребности человека?
61.Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
62.Чем определяется уровень развития общества?
63.Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
64.Может ли общество существовать без власти и без государства?
65.Существует ли направление в развитии общества?
66.Какое общество можно назвать «цивилизованным»?
67.Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?
68.Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.
69.Правда и правдоподобие в искусстве.
70.Почему происходит смена ценностей в истории человечества?
71.Делает ли разум человека человеком?
72.А.А.Ибн-Сина о природе сознания.
73.Существует ли язык животных?
74.Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
75.Сознание и бессознательное.
76.Есть ли предел познаваемости мира?
77.В чем социальная опасность искажения истины?
78.Знание и вера: общее и особенное.
79.Познание и интуиция.
80.Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?
81.Почему мы доверяем научным выводам?
82.Предположение и гипотеза.
83.Возможен ли «социальный эксперимент»?
84.Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?
85.Наука и основные стадии ее исторического развития.
86.Техника и технология.
87.Как соотносятся наука и политика, наука и этика?
88.Техника и исторические этапы ее развития.
89.Естествознание и техникознание.
90.Гуманитарные науки: pro et contra.
91.Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?
92.Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
93.В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой - его разобщенность?
94.Могут ли сценарии будущего быть научными?
95.Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?
5. Вопросы к экзамену по всему курсу:
Вопросы по истории философии
Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологи к философии.
Человек в философии и культуре Древнего Востока.
Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
Космоцентризм античной философии.
Основные этапы развития античной философии.
Поиск первоосновы мира в античной философии.
Атомистическое учение Демокрита.
Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».
Философия Сократа.
Учение Платона об «идеи».
Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
Теоцентризм средневековой философии.
Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
Патристика: суть учения и основные представители.
Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.
Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.
Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
Философские идеалы эпохи Просвещения.
Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.
«Категорический императив» И.Канта.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Философская концепция К.Маркса.
Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Герменевтика как философское направление.
Сциентизм и антисциентизм.
Человек в «философии жизни».
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Проблема свободы в экзистенциализме.
Религиозная философия ХХ века.
Особенности развития русской философии и ее периодизация.
Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова.
Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
Философская система Вл.Соловьева.
«Русский космизм» как философское направление.
Проблема «Запад – Россия - Восток», ее философские аспекты.
Вопросы по философским проблемам
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Мировоззрение, знание, вера.
Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
Понятия «мир», «реальность» и «картина мира». Условия формирования картины мира и ее изменения.
Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
Категория бытия в философии.
Идея развития и модификации ее философского воплощения.
Пространство и время как философские категории.
Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
Основные этапы и формы процесса познания.
Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.
Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
Методы и формы научного познания.
Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.
Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.
Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби).
Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.
Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.
Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 246.