Основная часть курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра биологии

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«Современные проблемы биологии»

 

Учебное пособие

для направления подготовки

06.04.01 Биология

 

 

Белгород, 2018


УДК 338(075.8)

ББК 65.433я73

           

М 54

 

 

Рецензенты:

Чернявских С.Д. декан факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института, кбн;

Болховитина О.А. врач кардиолог ОГБУЗ поликлиника №8, кмн

 

 

Составители:

Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева

 

 

Учебное пособие: Рекомендации к выполнению и оформлению  курсовой работы по дисциплине «Современные проблемы биологии» / Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева. – Белгород, 2018. – 24 с.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология.

Утверждены на заседании кафедры биологии 6 июня 2018 г., протокол № 11.

© Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева, 2018




Содержание

 

Введение......................................................................................................... 4

1. Выбор темы курсовой работы.................................................................. 5

2. Структура курсовой работы .................................................................. 5

2.1. Титульный лист...................................................................................... 5

2.2. Содержание............................................................................................ 6

2.3. Введение.................................................................................................. 6

2.4. Основная часть курсовой работы ......................................................... 7

2.5.Заключение.............................................................................................. 8

2.6. Список использованных источников..................................................... 8

2.7. Приложения............................................................................................ 8

3. Порядок выполнения и правила оформления курсовой работы ........... 9

4. Руководство курсовыми работами ........................................................ 13

5. Процедура защиты и оценка курсовых работ....................................... 14

Приложения................................................................................................. 15

 



Введение

 

Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения дисциплины «Современные проблемы биологии», в ходе, которого осуществляется обобщение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности магистров.

Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы (ООП) по направлению 06.04.01 Биология и является обязательным для каждого обучающегося.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) магистерской диссертации по данному направлению.

Выполнение курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;

- совершенствования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

В процессе написания курсовой работы обучающийся должен приобрести и закрепить навыки:

- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

- систематизации, обобщения и анализа полученного материала по изучаемой проблеме;

- обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.

Курсовая работа по дисциплине является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой магистра. Методические указания определяют правила написания курсовой работы на высоком уровне.

Выполнение данного вида работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие магистрантом темы и разделов курсовой работы.

Выполнение и защита курсовой работы осуществляется в сроки, определенные учебным графиком.



Выбор темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ определяется программой дисциплины и должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки магистров;

- учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

- преподаватель предлагает примерные темы курсовых работ (Приложение 1);

- студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам и изучаемой дисциплине.

     При любом варианте выбора тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.

При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), студент в письменной форме подтверждает свое согласие с выбранной темой. Темы утверждают на заседании кафедры биологии, а затем закрепляются за студентами решением Ученого совета ИИТиЕН. Форма заявления представлена в Приложении 2.

Структура курсовой работы

 

Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.

По содержанию курсовая работа может носить теоретический или практический характер.

Титульный лист

 

Титульный лист (Приложение 3) должен содержать:

- наименование учебного заведения, института (факультета), кафедры, где выполнялась работа;

- наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

- тему работы;

- код и наименование специальности, по которой обучается студент;

- фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись;

- фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы;

- оценку, полученную студентом за выполнение работы и её защиту;

- дату регистрации и допуска к защите курсовой работы;

- наименование города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Содержание

 

В содержании последовательно излагаются наименования глав курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

В содержании указывают страницы, с которых начинается каждая глава. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа. На титульном листе и содержании номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список использованных источников должны всегда начинаться на новой странице. Пример содержания приводится в Приложении 4. Текст работы должен соответствовать содержанию [1].

 

Введение

 

Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит  с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.

Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:

· определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из литературы, характеризующих основные понятия темы;

· актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно эта проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что…..» или «Данная тема актуальна, так как …» или иная формулировка, в которой присутствует слово «актуальность»;

· цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Выглядеть это может следующим образом: «Целью данной работы является изучение современных аспектов…»;

· задачи курсовой работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:

1) изучить особенности ...;

2) рассмотреть практику применения и актуальные вопросы...;

3) разработать рекомендации …

· обзор используемых источников информации. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как…».

Заключение

 

Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы, возможности дальнейших перспективах исследования данной темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

 

Приложения

 

Дополнительные материалы в виде различных таблиц, графиков, схем и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение». Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы и не нумеруется.

 

3. Порядок выполнения и правила оформления курсовой работы

 

Работу следует начинать с подбора литературы по рассматриваемой теме. Здесь необходимо обратиться к справочно-поисковому аппарату библиотеки. Составной его частью являются справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники.

Так же следует просмотреть научные журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

1) кто и где (какие исследователи, и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

2) где опубликованы результаты этой работы (в каких конкретно источниках)?

3) в чем конкретно они состоят?

Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 – 30 источников.

Курсовая работа может быть иллюстрирована таблицами, схемами, графиками, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или в виде приложений. Все эти материалы должны иметь номер, подпись (название), возможно краткое пояснение, расшифровку сокращений. В таблицах и графиках указывают единицы измерения.

Текст курсовой работы по объему должен быть не менее 20 и не более 35 страниц, оформленных на компьютере в текстовом процессоре Microsoft Word. Учебно-исследовательские работы выполняются на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210мм) при соблюдении следующих условий:

- параметры страницы: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее поле – 20 мм, нижнее – 20 мм;

- шрифт – Times New Roman;

- размер шрифта – 14;

- межстрочный интервал – 1,5;

- интервал между словами – 1 знак;

- абзацный отступ – 1,25 cм;

- выравнивание текста – по ширине;

- цвет шрифта – черный;

- каждая новый раздел начинается с новой страницы.

Автоперенос обязателен в тексте курсовых работ (Сервис/Язык/Расстановка переносов/Автоматическая расстановка переносов), кроме названий глав, рисунков, таблиц и приложений.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Сокращения русских слов и словосочетаний должно соответствовать ГОСТ 7.12.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами (кегль 14) в правом верхнем углу страницы. Нумерация страниц должна быть сквозной. На первой странице располагается титульный лист (номер страницы не ставится); на второй странице – содержание (номер страницы не ставится); далее введение (начинается нумерация). Список использованных источников необходимо включать в сквозную нумерацию. В приложениях нумеруется первый лист, а остальные приложения не нумеруются.

Заголовки глав, слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованных источников» набираются полужирным шрифтом, кегль 14 и располагаются по центру строки без абзацного отступа. В конце заголовка точка не ставится.

Расстояние между заголовком и последующим текстом формируется следующим образом: вставляется пропущенная строка (ENTER) шрифт Times New Roman кегль 8.

Расстояние между заголовком и последней строкой предыдущего текста равно одной пропущенной строке, с обычными параметрами текста.

Запрещаются в заголовках:

- перенос слов;

- сокращения слов;

- применение аббревиатур.

Перед перечислением ставится двоеточие. Каждое перечисление записывается с абзацного отступа (1,25 см.) со строчной буквы. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву русского алфавита, после которой ставится скобка.

Пример:

Причины глобального потепления:

а) парниковый эффект;

б) изменение солнечной активности;

в) вулканическая активность;

г) изменение угла оси вращения Земли и её орбиты;

д) влияние океана на климатические изменения;

е) изменение климата происходит без каких-либо внешних воздействий и деятельности человека;

ж) неизвестные взаимодействия между Солнцем и планетами Солнечной системы;

з) взрывы.

Пример:

Причины глобального потепления:

- парниковый эффект;

- изменение солнечной активности;

- вулканическая активность;

- изменение угла оси вращения Земли и её орбиты;

- влияние океана на климатические изменения;

- изменение климата происходит без каких-либо внешних воздействий и деятельности человека;

- неизвестные взаимодействия между Солнцем и планетами Солнечной системы;

- взрывы.

Для второго уровня перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а печать начинается со второго абзацного отступа.

Пример:

Методы очистки воды:

а) механические;

б) физико-химические;

в) биологические:

1) использование окислительных прудов;

2) очистка с помощью активного ила;

3) биофильтрование.

В конце перечислений первого уровня ставится точка с запятой. В случае использования второго уровня перечислений в конце перечислений первого уровня ставится двоеточие.

Если текст перечисления содержит две и более строк, то вторая и последующие строки начинаются без абзацного отступа.

Пример:

Развитие лесного хозяйства предусматривает решение следующих основных задач:

а) создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

б) повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

в) - сокращение потерь лесного хозяйства через проведение ряда мероприятий:

1)  создание условий для сокращения лесных пожаров, возникших по вине граждан;

2)  сокращение потерь лесных массивов от вредных организмов;

3)  планомерная разъяснительная работа с населением по снижению незаконных рубок;

4)  увеличение площади, покрытой лесами.

Графики, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после ссылки на них в тексте, имеют сквозную нумерацию или нумеруются в пределах раздела. Количество иллюстраций, помещенных в работу, определяется содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (чертежи, эскизы, графики, схемы, и т.д.) именуются рисунками.

Рисунки нумеруются последовательно. Ссылки на рисунки оформляются как рис. 1. Повторные ссылки на рисунки следует давать с сокращенным словом «смотри» – (см. рис. 1).

Каждый рисунок сопровождается содержательной подрисуночной подписью, которая размещается по центру строки (без абзацного отступа) рядом с номером рисунка. После названия рисунка точка не ставится (Приложение 6).

Цифровой материал, помещенный в курсовой работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица», выравнивая по центру без абзацного отступа. Между названием таблицы и самой таблицей интервал составляет 8 кеглей. «Шапку» таблицы следует выравнивать по центру. В таблице абзацный отступ не ставится, а междустрочный интервал «одинарный». Пример оформления таблицы приведен в Приложении 7. Если таблицу приходится переносить на следующую страницу, то «шапку» таблицы повторяют и над ней помещают слова: «Продолжение табл. 1» с указанием ее номера. Если «шапка» громоздкая, то графы пронумеровывают и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Таблицы имеют сквозную нумерацию.

Заголовок таблицы должен полностью отражать ее содержание и быть кратким. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставят. Диагональное деление «шапки» таблицы не допускается.

Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины, сокращенные обозначения единицы физической величины помещают в заголовке таблицы после запятой без предлога «в».

Если цифровые данные в графах или строках таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовках каждой графы или в соответствующей строке боковика таблицы.

В таблицах помещать графу «Номер по порядку» не допускается. Нумерация граф и строк дается в том случае, если на них необходимо давать ссылку в тексте. При необходимости нумерации показателей в боковике таблицы порядковые номера должны указываться перед их наименованием.

Слова «более», «не более», «менее», «не менее», «в пределах» и другие ограничительные слова не допускается указывать в таблице рядом с числовыми значениями величин. Они должны быть помещены в боковике таблицы рядом с наименованием соответствующего параметра или показателя после единицы физической величины.

В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для значений величин, выравнивание цифрового содержимого по центру.

Числовые значения должны находиться на уровне последней строки наименования показателя в боковике таблицы.

Графики изображают в прямоугольной системе координат. Значения аргумента откладывают по оси абсцисс, а функции – по оси ординат. Длины осей берут примерно равными. На каждой координатной оси проставляется символ величины, ее размерность и единицы измерения. График должен иметь название, поясняющее указываемую зависимость, и символы переменных. Масштаб графика выбирается по осям равномерный, т.е. такой, чтобы каждое деление содержало одинаковое количество единиц. При выборе мелкого масштаба можно подписывать не все линии координатной сетки, а, например, через одну. Выбранную систему надписи нужно выдерживать вдоль всей оси. Если измеряемые величины выражаются числами, содержащими общий множитель, например, 103, 105 и т.д., то величину этого множителя удобно написать один раз в конце оси, включив его в символ величины.

При выборе шкалы не обязательно начинать от нуля. Значения крайних точек на оси выбираются близкими к наименьшему/наибольшему значениям в ряду измеренных величин и кратными единице масштаба по одной оси. Точки на графике наносятся в виде четких точек на поле графика без дополнительных указаний их численного значения. Кривая проводится обычно тонкой, плавной и непрерывной линией так, чтобы опытные точки находились по возможности ближе к кривой, но не обязательно лежали на ней.

Последующий после графика текст располагается через строку.

Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть расстояние 8 кеглей. Формулы пишутся в редакторе формул. Размер шрифта – 14.

Перенос формул осуществляется только после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяется. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (×).

Нумерация формул – порядковая, арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пояснение символов, их числовых значений и единиц измерения следует приводить непосредственно под формулой после слова «где» в той же последовательности, в которой они даны в формуле. В случае многократного использования формулы, расчет приводится один раз, с указанием на то, что результаты расчетов приведены в соответствующей таблице.

Пример:

[текст]

                                                                 (1)

где   - фондоотдача, руб./руб.;

 - объем СМР, тыс. руб.;

 - стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «… в формуле (1)».

В соответствии с ГОСТ 7.1-84 и 7.12-93 могут быть применены сокращения слов:

- акционерное общество – АО;

 - район - р-н; - страница - с.;
- том – т;
- университет - ун-т;
- сельскохозяйственный - с.-х.;
- смотри - см.;
- сочинение - соч.;
- кандидат - канд.;
- Лист - л.;
- экземпляр - экз.;
- экономический - экон.;
- доцент - доц.;
- доктор - д-р.

Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 предусматривает следующие сокращения:
- кубический миллиметр - мм3;
- кубический сантиметр - см3;
- метр – м;
- кубический метр - м3;
- миллиграмм – мг;
- грамм – г;
- килограмм – кг;
- тонна – т;
- условная тонна – усл. т.;
- центнер – ц;
- лошадиная сила - л.с;
- миллиметр – мм;
- сантиметр – см;
- дециметр – дм;
- метр – м;
- километр – км;
- рубль – руб;
- тысяча рублей - тыс руб;
- миллион рублей - млн руб;
- единица – ед;
- человек чел;
- условная единица - усл. ед.

Могут применяться сокращения с детальной их расшифровкой после первого упоминания, в круглых скобках указывается аббревиатура, например: Всемирная торговая организация (далее - ВТО) [5].

 


































Приложения

 

 


Приложение 1


Примерные темы курсовых работ

1. Роль микроорганизмов в изменении биосферы.

2. Роль человека в возникновении и эволюции возбудителей болезней.

3. Эволюция человека под воздействием микроорганизмов.

4. Роль свободноживущих микроорганизмов в природе.

5. Роль микроорганизмов в процессе формирования плодородия почвы.

6. Эффективные микроорганизмы и ЭМ-технологии.

7. Перспективные области применения ЭМ-технологий.

8. Применение микроорганизмов в нанобиотехнологии.

9. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

10. Исторические подходы к определению феномена жизни.

11. Философско-методологические проблемы современной биологии.

12. Понятие жизни в современной биологии.

13. Эволюция жизни как процесс познания.

14. Основные этапы становления идеи развития в биологии.

15. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

16. Организованность и целостность живых систем.

17. Современные проблемы теории адаптации.

18. Новейшие подходы и методы в анатомии и их интеграция.

19. Биомедицинская и клиническая антропология.

20. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.

21. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований.

22. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин.

23. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках.

24. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

25. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.

26. Генная инженерия и ее перспективы.

27. Синтетическая теория эволюции и креационизм.

28. Традиции и современные проблемы отечественной генетики.

29. Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях.

30. Новые направления в общей и медицинской генетике человека.

31. Эволюция представлений о бактериях и их разнообразии.

32. Основные этапы изучения вирусов и вирусоподобных организмов.

33. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.

34. Проблема неизменности генов в онтогенезе.

35. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины.

36. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения.

37. Современная антропология и эволюция человека.

38. Евгеника: история и современность.

39. Биосоциология и мораль.

40. Проблема эволюции современного человека.

41. Проблема расообразования.

42. Медицинская микробиология в первой половине ХХ века. Открытия и проблемы.

43. Научно-технический прогресс и микробиология.

44. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития.

45. Достижения и развитие иммунобиотехнологии.

46. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.)

47. Экология как интегральная научная дисциплина.

48. Геномодифицированные продукты – за и против.

49. Биологическая безопасность продукции сельского хозяйства.

50. Антропогенные факторы в жизни живых организмов.

51. Человек в биосфере.

52. Биологические ресурсы хозяйственно значимых животных.

53. Биологически активные вещества лекарственных растений.

54. Наноматериалы – за и против.

55. ЭКО и здоровье будущего поколения.

56. Демографический кризис и пути его решения.

57. Глобальное потепление и его последствия.

58. Клонирование живых организмов и результаты этих экспериментов.

59. Главнейшие биосферные процессы и участие в них человека.

60. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

61. Урбанизация и ее влияние на биосферу. Город как новая среда обитания человека и животных.

62. Задача сохранения генофонда живого населения планеты.

63. Современные и общепринятые методы контроля качества окружающей среды.

64. Интродукция - преднамеренная и случайная, ее последствия.

65. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия в биосфере.

66. Загрязнение сред жизни, его масштабы, последствия и принципиальные пути борьбы с ним.

67. Проблема дефицита пресной воды и принципиальные пути ее решения.

 

Приложение 2

 

Директору ___________института _________(ФИО) студента(ки) ___________формы обучения курса____ группы_____________________ _____________________________________ _____________________________________
инициалы и фамилия студента(ки) в род. Падеже    

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить подготовку курсовой работы (проекта) по дисциплине_______________________________________________________________________________

 

на тему__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________Научный руководитель: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

       

 

  подпись  
__.___.____      

 

Зав. кафедрой биологии       Думачева Е.В.
  подпись   расшифровка подписи
__.___.____      

 

Научный руководитель        
         
должность     подпись   расшифровка подписи
__.___.____        

Приложение 3

Образец оформления титульного листа

Зарегистрировано

«___»__________201__ г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра биологии

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………......….3

1. Название первой главы…………………………….....................................

1.1. Первый подзаголовок первой главы……………. ………………………

1.2. Второй подзаголовок первой главы ……………………………….……..

2. Название второй главы ………….……..……………………..

2.1. Первый подзаголовок второй главы ………………………..................

2.2. Второй подзаголовок второй главы ………………………………........

2.3. Третий подзаголовок второй главы ………………………...

Заключение……………………………………………..……………………..……

Список использованных источников…………………..……………………..…..

Приложения……………………………………………………………………..….

 


Приложение 5


Примеры библиографических записей различных видов

печатных изданий

Официальные документы

под автором (не пишется)

1. Российская Федерация. Президент (2000–; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: о важнейших общенациональных задачах // Российская газета. – 2005. – 26 апр.

2. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2005 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Юрайт, 2005. – 480 с. – (Правовая б-ка).

 

под заглавием (словосочетание не пишется)

3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Юристъ, 2005. – 63 с.

4. О координационной антинаркотической комиссии при губернаторе области: постановление губернатора Белгородской области : от 13 окт. 2003 года № 114 (документ опубликован не был) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».

Монографии (не пишется)

один автор (не пишется)

5. Мачулина Н.Ю. Экологический мониторинг. Ухта: УГТУ. 2016. 168 с.

много авторов: (не пишется)

6. Кузнецова О.А., Сорокина Г.А. Экологический мониторинг: учебное пособие по циклу семинарских занятий / под ред. О.А. Кузнецовой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета. 2008. 76 с.

 

Сборники (не пишется)

7.Даванков А.Ю., Кочеров А.В., Силинцев В.С. Показатели качества окружающей природной среды в экономическом механизме природопользования  // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. №8(299). С. 44–46.

Диссертации (не пишется)

8. Шатрова Т. И. Языковая игра в текстах комической направленности: процессы кодирования и декодирования: дис. … канд. филол. наук Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. – Белгород. 2006. 159 с.

Стандарты (не пишется)

10. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления. Дата введения 07.01.2004.

или

Приложение 6

Пример оформления рисунка

 

 

 

 

Рис. 1. Лидар для дистанционного контроля качества окружающей среды

Приложение 7

Пример оформления таблицы

 

Таблица 6

 

Начальные ростовые показатели семян горчицы,

 находящихся под влиянием исследуемого растения

 

 

Исследуемое растение

Начальные ростовые показатели

энергия прорастания, % всхожесть, % сила начального роста, %
пырей ползучий 54,0±1,53* 66,0±1,00* 86,3±1,53*
марь белая 83,3±2,08* 84,3±3,05* 88,0±2,64*
щирица запрокинутая 90,7±1,15* 91,0±1,73* 79,3±2,08*
галинсога мелкоцветковая 93,3±1,53* 94,0±1,73** 84,3±2,57***
контроль (H2O) 100,0 100,0 100,0

 

*достоверно на уровне вероятности 0,998

** достоверно на уровне вероятности 0,990

*** достоверно на уровне вероятности 0,950

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра биологии

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«Современные проблемы биологии»

 

Учебное пособие

для направления подготовки

06.04.01 Биология

 

 

Белгород, 2018


УДК 338(075.8)

ББК 65.433я73

           

М 54

 

 

Рецензенты:

Чернявских С.Д. декан факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института, кбн;

Болховитина О.А. врач кардиолог ОГБУЗ поликлиника №8, кмн

 

 

Составители:

Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева

 

 

Учебное пособие: Рекомендации к выполнению и оформлению  курсовой работы по дисциплине «Современные проблемы биологии» / Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева. – Белгород, 2018. – 24 с.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология.

Утверждены на заседании кафедры биологии 6 июня 2018 г., протокол № 11.

© Т.Н. Глубшева, А.А. Горбачева, 2018




Содержание

 

Введение......................................................................................................... 4

1. Выбор темы курсовой работы.................................................................. 5

2. Структура курсовой работы .................................................................. 5

2.1. Титульный лист...................................................................................... 5

2.2. Содержание............................................................................................ 6

2.3. Введение.................................................................................................. 6

2.4. Основная часть курсовой работы ......................................................... 7

2.5.Заключение.............................................................................................. 8

2.6. Список использованных источников..................................................... 8

2.7. Приложения............................................................................................ 8

3. Порядок выполнения и правила оформления курсовой работы ........... 9

4. Руководство курсовыми работами ........................................................ 13

5. Процедура защиты и оценка курсовых работ....................................... 14

Приложения................................................................................................. 15

 



Введение

 

Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения дисциплины «Современные проблемы биологии», в ходе, которого осуществляется обобщение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности магистров.

Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы (ООП) по направлению 06.04.01 Биология и является обязательным для каждого обучающегося.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) магистерской диссертации по данному направлению.

Выполнение курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;

- совершенствования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

В процессе написания курсовой работы обучающийся должен приобрести и закрепить навыки:

- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

- систематизации, обобщения и анализа полученного материала по изучаемой проблеме;

- обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.

Курсовая работа по дисциплине является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой магистра. Методические указания определяют правила написания курсовой работы на высоком уровне.

Выполнение данного вида работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие магистрантом темы и разделов курсовой работы.

Выполнение и защита курсовой работы осуществляется в сроки, определенные учебным графиком.



Выбор темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ определяется программой дисциплины и должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки магистров;

- учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

- преподаватель предлагает примерные темы курсовых работ (Приложение 1);

- студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам и изучаемой дисциплине.

     При любом варианте выбора тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.

При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), студент в письменной форме подтверждает свое согласие с выбранной темой. Темы утверждают на заседании кафедры биологии, а затем закрепляются за студентами решением Ученого совета ИИТиЕН. Форма заявления представлена в Приложении 2.

Структура курсовой работы

 

Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.

По содержанию курсовая работа может носить теоретический или практический характер.

Титульный лист

 

Титульный лист (Приложение 3) должен содержать:

- наименование учебного заведения, института (факультета), кафедры, где выполнялась работа;

- наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

- тему работы;

- код и наименование специальности, по которой обучается студент;

- фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись;

- фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы;

- оценку, полученную студентом за выполнение работы и её защиту;

- дату регистрации и допуска к защите курсовой работы;

- наименование города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Содержание

 

В содержании последовательно излагаются наименования глав курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

В содержании указывают страницы, с которых начинается каждая глава. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа. На титульном листе и содержании номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список использованных источников должны всегда начинаться на новой странице. Пример содержания приводится в Приложении 4. Текст работы должен соответствовать содержанию [1].

 

Введение

 

Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит  с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.

Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:

· определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из литературы, характеризующих основные понятия темы;

· актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно эта проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что…..» или «Данная тема актуальна, так как …» или иная формулировка, в которой присутствует слово «актуальность»;

· цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Выглядеть это может следующим образом: «Целью данной работы является изучение современных аспектов…»;

· задачи курсовой работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:

1) изучить особенности ...;

2) рассмотреть практику применения и актуальные вопросы...;

3) разработать рекомендации …

· обзор используемых источников информации. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как…».

Основная часть курсовой работы

 

Основная часть курсовой работы разделяется на главы. Нумерация глав сквозная, арабскими цифрами. После номера раздела ставится точка, пробел, далее следует заглавие, в конце заглавия точка не ставится.

Первая глава должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью работы.

В этой главе необходимо:

- представить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы и какие процессы составляют основу данного вопроса;

- определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;

- дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы.

В этой главе также  необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.

При разработке глав курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат детальному описанию.

Вторая глава посвящена анализу темы работы применительно к конкретным условиям (например, применение современных ... в Белгородской области). При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации, позволяющей оценить фактическое состояние проблемы. В главе должна быть  рассмотрена проблема, намечены перспективы развития изучаемой темы и предложены обоснованные способы ее решения.

 

Заключение

 

Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы, возможности дальнейших перспективах исследования данной темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 570.