Сохранение и выдача изображений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ImageSize (x1,y1,x2,y2) – функция возвращает размер памяти в байтах, необходимый для размещения прямоугольного фрагмента изображения. Здесь (x1,y1)координаты левого верхнего, (x2,y2) – правого нижнего углов фрагмента изображения.

 

GetImage(x1,y1,х2,y2,Buf) – процедура помещает в память копию прямоугольного фрагмента изображения. Здесь (x1,y1)координаты левого верхнего, (x2,y2) – правого нижнего углов фрагмента изображения; Bufпеременная или участок кучи, куда будет помещена копия видеопамяти с фрагментом изображения. Размер Buf должен быть получен с помощью функции ImageSize (x1,y1,x2,y2).

PutImage(x,y,Buf,Mode) – процедура выводит в заданное место экрана копию фрагмента изображения, ранее помещенную в память процедурой GetImage. Здесь (x,y)координаты левого верхнего угла того места на экране, куда будет скопирован фрагмент изображения; Buf – переменная или участок кучи, откуда берется изображение; Mode способ копирования. Параметр Mode определяет способ взаимодействия вновь размещаемой копии с уже имеющимся на экране изображением. Взаимодействие осуществляется путем применения кодируемых этим параметром логических операций к каждому биту копии и изображения. Для указания применяемой логической операции можно использовать одну из следующих предварительно определенных констант:

Const

NormalPut=0; {Замена существующего изображения на копию}

XorPut=1;   {Исключительное ИЛИ}

OrPut=2; {Объединительное ИЛИ}

AndPut=3;   {Логическое И}

NotPut=4;   {Инверсия изображения}

Наиболее часто используются операции NormalPut, XorPut и NotPut. Первая из них просто стирает часть экрана и на это место помещает копию из памяти в том виде, как она там сохраняется. Операция NotPut делает то же самое, но копия выводится в инверсном виде. Для монохромного режима это означает замену светящихся пиксел на темные и наоборот. В цветном режиме операция NotPut применяется к коду цвета каждого пиксела. Например, для White (код 15 или в двоичном виде 1111) эта операция даст код 0000=0=Black, для Red4=0100 получим 1011=11=LightCyan и т.д. Операция XorPut, примененная к тому же месту экрана, откуда была получена копия, сотрет эту часть экрана. Если эту операцию применить дважды к одному и тому же участку, вид изображения на экране не изменится. Таким способом можно перемещать изображения по экрану, создавая иллюзию движения.

 

Способы создания движущихся изображений

 

    1 - ый способ. Дважды рисуя одно и то же изображение: первый раз цветом, отличным от цвета фона, второй раз – цветом фона.

    2-ой способ. Используя процедуры и функции работы с видеопамятью. Изображение движется с помощью операции NormalPut.

    3-ий способ. Используя процедуры и функции работы с видеопамятью. Изображение движется с помощью операции XorPut.

 

    Пример программы движения шарика, падающего с левого верхнего угла экрана по диагонали в правый нижний.

 

    1- ый способ .

Program Demo_1;

Uses

Graph,Crt;

Var

Driver,Mode,i:Integer;

Begin

  Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

SetBkColor(Black);

For i:=25 to 300 do {схема движения шарика}

Begin

{рисуем шарик}

SetColor(Red); {цвет границы – красный}

Circle(i,i,15); {рисуем контур шарика}

SetFillStyle(SolidFill,Blue);

{стиль заполнения – синий фон}

FloodFill(i,i,Red); {закрасили}

{стираем шарик, закрашивая его цветом фона}

SetFillStyle(SolidFill,Black);

{стиль заполнения – черный фон}

FloodFill(i,i,Red); {закрасили}

SetColor(Black); {цвет границы – черный}

Circle(i,i,15); {нарисовали черный контур

на черном фоне, шарик исчез}

Delay(3000); {пауза}

end;

{чтобы шарик остался на экране, нарисуем его еще раз}

SetColor(Red);

Circle(i,i,15);

SetFillStyle(SolidFill,Blue);

FloodFill(i,i,Red);

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 

Ой способ .

Program Demo_2;

Uses Graph,Crt;

Var

P :Pointer; {определяем нетипизированный указатель}

Size :Word;

Driver,Mode,i:Integer;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

{рисуем закрашенный шарик}

SetBkColor(Black);

SetColor(Red);

Circle(30,30,15);

SetFillStyle(SolidFill,Blue);

FloodFill(30,30,Red);

size:=ImageSize(5,5,50,50); {определяет объем памяти,}

             {необходимый для сохранения изображения}

GetMem(P,Size); {выделяет память в динамически}

           {распределяемой области размером в size байт}

GetImage(5,5,50,50,P^); {запоминаем изображение}

for i:=5 to 300 do

Begin

PutImage(i,i,P^,NormalPut); {выводим изображение}

Delay(3000);           {пауза}

end;

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 

Ий способ .

Program Demo_3;

Uses Graph,Crt;

Var

P :Pointer; {определяем нетипизированный указатель}

Size :Word;

Driver,Mode,i:Integer;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

{рисуем закрашенный шарик}

SetBkColor(Black);

SetColor(Red);

Circle(30,30,15);

SetFillStyle(SolidFill,Blue);

FloodFill(30,30,Red);

size:=ImageSize(5,5,50,50); {определяет объем памяти,}

             {необходимый для сохранения изображения}

GetMem(P,Size); {выделяет память в динамически}

           {распределяемой области размером в size байт}

GetImage(5,5,50,50,P^); {запоминаем изображение}

PutImage(i,i,P^,XorPut); {стираем изображение}

for i:=5 to 300 do

Begin

PutImage(i,i,P^, XorPut); {выводим изображение}

Delay(3000);         {пауза}

PutImage(i,i,P^,XorPut);  {стираем изображение}

end;

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 

Примеры программ работы с графикой

 

    1. Построение мозаичных изображений.

    Мозаичное изображение можно построить с помощью рисования прямоугольников. Для задания изображения нужно сформировать матрицу, содержащую вид этого изображения. Каждый элемент матрицы с координатами (i,j) – номер цвета, которым нужно закрасить прямоугольник, находящийся на пересечении i-ой строки и j-го столбца.

    Пример. Создать мозаичное изображение вида:

         
         
         
         
         

Program Demo_1;

Uses Crt,Graph;

Const

h=10; {высота прямоугольника}

B: array[1..5,1..5] of 0..2=

((0,0,1,0,0), {задаем матрицу размером 5x5}

(0,1,0,1,0), {тип 0..2 – количество используемых цветов}

(1,0,2,0,1),

(0,1,0,1,0),

(0,0,1,0,0));

Var

Driver,Mode,i,j,x,y:Integer;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

For i:=1 to 5 do

Begin

y:=i*h;

for j:=1 to 5 do

Begin

x:=75+j*h;

case B[i,j] of

0:SetFillStyle(1,White); {меняем цвет заполнения}

1:SetFillStyle(1,Blue); {в зависимости от значения}

2:SetFillStyle(1,Yellow) {элемента матрицы}

end;

Bar(x,y,x+h,y+h); {рисуем прямоугольник}

end;

end;

ReadLn;

CloseGraph;

End.

    2. Построение графика функции.

    Для построения графика функции прежде всего нужно построить систему координат, так как для графического режима она отличается от привычной для пользователя (ось oy направлена сверху вниз, начало координат находится в левом верхнем углу экрана).

 

Система координат графического экрана Декартова система координат

    Для преобразования координат точки (x , y) декартовой системы координат в координаты точки (X , Y) системы координат графического режима можно использовать преобразования:

где wm , wnмасштабные коэффициенты по осям, (wx , wn) – координаты центра начала декартовой системы координат на графическом экране.

    Пример: построить график функции y=sin(x).

Program Demo_2;

Uses Graph;

Const

a=-10; {[a,c] – отрезок, на котором строится график функции}

c=10;

wm=50; {масштабный множитель по оси ox}

wn=50; {масштабный множитель по оси oy}

Var

Driver,Mode:Integer;

i,wx,wy :Integer;

x,y:Real;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

{Задаем координаты начала системы координат в центре экрана}

wx:=GetMaxX div 2;

wy:=GetMaxY div 2;

{Рисуем оси}

SetColor(Red);

SetLineStyle (SolidLn,0,ThickWidth);

Line(0,wy,GetMaxX,wy); {ox}

Line(wx,0,wx,GetMaxY); {oy}

{Подписи осей}

SetColor(White);

OutTextXY(wx+7,4,'Y');

OutTextXY(GetMaxX-8,wy+6,'X');

{Вертикальные линии сетки}

SetColor(Green);

SetLineStyle (SolidLn,0,NormWidth);

i:=1;

While (wx-i*wm>0) or (wx+i*wm<GetMaxX) do

Begin

Line(wx-i*wm,0,wx-i*wm,GetMaxY);

Line(wx+i*wm,0,wx+i*wm,GetMaxY);

Inc(i);

end;

{Горизонтальные линии сетки}

i:=1;

While (wy-i*wn>0) or (wy+i*wn<GetMaxY) do

Begin

Line(0,wy-i*wn,GetMaxX,wy-i*wn);

Line(0,wy+i*wn,GetMaxX,wy+i*wn);

Inc(i);

end;

{Строим график точками}

i:=a*wm;

While i<=c*wm do

Begin

x:=i/wm;

y:=sin(x);

PutPixel(Round(wx+wm*x),Round(wy+wn*y),White);

i:=i+1;

end;

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 

    3. Построение круговых и столбчатых диаграмм.

    Построить круговую и столбчатую диаграммы, содержащие сведения о знаменитых алмазах следующего вида:

    Для построения диаграмм нужно определить 2 массива: первый содержит значения массы в каратах (массив А[1..5]), второй – названия алмазов (массив Y[1..5]).

    Расчет высоты столбика производится следующим образом:

· находим самый большой алмаз (max). Пусть этому значению соответствует столбик в 200 пиксел;

· высота каждого столбика равна .

Градусная мера угла для построения круговых диаграмм рассчитывается так:

· находим сумму в каратах всех знаменитых алмазов (sum). Этому значению будет соответствует угол в 3600;

· градусную меру каждого угла определим из формулы .

Program Demo_3;

Uses Graph,Crt;

Type

Mas1=array[1..5] of Real;

Mas2=array[1..5] of String[15];

Const

N=5; {количество данных}

A:Mas1=(3106,971,968,787,770); {значения}

Y:Mas2=('Куллинан','Эльсценсиор',

     'Сьерра-Леоне','Великий Могол',

     'Река Уойе'); {подписи данных}

Var

  Driver,Mode          :Integer;

  Z                 :array[1..N] of Integer;

  T                 :String[15];

  max,sum           :Real;

  y0,y1,y2,h,pr,x,rx,osn,

ras,I                :Integer;

{Круговая диаграмма}

Procedure Sect;

Begin

OutTextXY(100,30,

       'Знаменитые алмазы (масса в каратах)');

{расчет общей суммы}

sum:=0;

For i:=1 to N do

  sum:=sum+A[i];

For i:=1 to N do

Z[i]:=Round(a[i]*360/sum);

y0:=0;

{рисование сектора}

For i:=1 to N do

Begin

 SetFillStyle(2,i+1);

  PiesLice(325,190,y0,y0+z[i],140);

  y0:=y0+z[i];

end;

y1:=50;

y2:=70;

{рисование легенды и подписи к ней}

For i:=1 to N do

Begin

SetFillStyle(2,i+1);

Bar3d(20,y1,60,y2,5,True);

Str(A[i]:6:1,t);

OutTextXY(70,y1+10,t);

y1:=y1+30;

y2:=y2+30;

end;

ReadLn;

End;

{Столбчатая диаграмма}

Procedure Stol;

Begin

ClearDevice;

x:=50;

rx:=30;        {ширина столбика}

ras:=Round(500/N); {расстояние между столбиками}

osn:=250;        {координата основания}

Rectangle(x,osn,500, osn+35);

SetTextStyle(4,0,2);

pr:=0;

OutTextXY(100,30,

       'Знаменитые алмазы (масса в каратах)');

max:=A[1];

For i:=1 to N do

  If A[i]>max then max:=A[i];

For i:=1 to N do

Begin

  OutTextXY(x+10,osn+5,Y[i]);

  h:=Trunc(A[i]*200/max);       {высота}

  SetFillStyle(9,i+10);

  Bar (x, 250-h,x+rx, osn);

  Str(a[i]:6:1,t);

  OutTextXY(x,250-h-12,t);

  x:=x+ras;

end;

ReadLn;

end;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

Stol;

Sect;

CloseGraph;

End.

 

    4. Построение вероятностных изображений.

    Рассмотрим пример построения листа папоротника. Заданное множество точек строится с помощью четырех преобразовании координат точек плоскости, каждое из которых применяется с определенной вероятностью. Преобразования задаются матрицей коэффициентов и вектором смещения вдоль оси y:

, вероятность рÎ(0,85;0,92];

, вероятность рÎ[0;0,85];

, вероятность рÎ(0,99;1];

, вероятность рÎ(0,92;0,99].

Program Paporotnik;

Uses Graph,Crt;

Const

iteration=500000;

Var

t,x,y,p              :Real;

k                    :LongInt;

Driver,Mode,mid_x,mid_y,r :Integer;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

mid_x:=GetMaxX div 2;

mid_y:=GetMaxY;

r:=Trunc(0.1*mid_y);

Randomize;

x:=1.0;

y:=0.0;

For k:=1 to iteration do

Begin

p:=Random;

t:=x;

If p<=0.85 then

Begin

x:=0.85*x+0.04*y;

y:=-0.04*t+0.85*y+1.6;

End

Else

If p<=0.92 then

Begin

   x:=0.2*x-0.26*y;

   y:=0.23*t+0.22*y+1.6;

End

Else

   If p<=0.99 then

   begin

     x:=-0.15*x+0.28*y;

     y:=0.26*t+0.24*y+0.44;

   end

   else

     begin

       x:=0.0;

       y:=0.16*y;

     end;

PutPixel(mid_x+Round(r*x),

        mid_y-Round(r*y),LightGreen);

end;

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 

    5. Построение фрактальных изображений.

    Фрактал – это самоподобный объект, у которого любая меньшая часть похожа на целый объект. Обычно фрактальные фигуры строятся с помощью рекурсивных подпрограмм. Простейшим примером фрактальной фигуры является снежинка:

    Алгоритм рисования снежинки: из одной точки – центра вырастают k кристалликов-отрезков длины r, свободный конец каждого из которых служит центром новой снежинки с длиной кристаллика–отрезка, в 3 раза меньшей r. Указанный процесс продолжается n раз. Выше показаны снежинки при n=1,2 и k=6.

    Для построения снежинок введем рекурсивную процедуру, параметрами которой будут координаты центра снежинок x0, y0, радиус– длина r и глубина рекурсии n. Для размещения рисунка в центре экран начальный радиус определим по формуле: , полагая dim=240, k=1/3. Получим: k=160/(1–1/3n). Координаты концов отрезка  (x , y) будем находить, используя параметрическое задание уравнения окружности со смещением на заданный угол:

.

Чтобы величины  и  не вычислялись в цикле многократно, запомним их значения в массивах C и S.

Program Sneg;

Uses Graph;

Const

  k=6; {количество кристаллов}

  n=5; {глубина рекурсии}

  t=2*Pi/k; {угол поворота}

Var

  Driver,Mode,I :Integer;

  C,S      :array[1..k] of Real;

Procedure Snow(x0,y0,r,m:Integer);

Var

x,y,i:Integer;

Begin

For i:=1 to k do

Begin

x:=x0+Round(r*C[i]);

y:=y0-Round(r*S[i]);

Line(x0,y0,x,y);

If m>1 then Snow(x,y,r div 3,m-1)

end;

End;

Begin

Driver:=Detect;

InitGraph(Driver,Mode,'');

For i:=1 to k do

Begin

C[i]:=Cos(i*t);

S[i]:=Sin(i*t);

end;

Snow(GetMaxX div 2,GetMaxY div 2,

  Round(160/(1-1/(Exp(n*Ln(3))))),n);

ReadLn;

CloseGraph;

End.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Бородич Ю.С. и др. Паскаль для персональных компьютеров: Справ. Пособие / Ю.С.Бородич, А.Н.Вальвачев, А.И.Кузьмич. – Мн.: Выш. шк.: БФ ГИТМП «НИКА», 1991. – 365 с.

2. Вальвачев А.Н., Крисевич В.С. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ ЕС: Справ. пособие. – Мн.: Выш.шк., 1989. – 223 с.: ил.

3. Офицеров Д.В. и др. Программирование на персональных ЭВМ: Практикум: Учеб. Пособие / Д.В.Офицеров, А.Б. Долгий, В.А.Старых; Под общ. ред. Д.В.Офицерова. – Мн.: Выш.шк., 1993. – 256 с.

4. Немнюгин С.А. Turbo Pascal: практикум – СПб: Питер, 200. – 256 с.:ил.

5. Пантелеева З.Т. Графика вычислительных процессов: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 167 с., ил.

6. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. – М.: «Нолидж», 1997. – 616 с., ил.

7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 640 с.: ил.


 

 

Учебное издание

 

 

Ружицкая Елена Адольфовна

Карасёва Галина Леонидовна

Орлов Владимир Васильевич

Смородин Виктор Сергеевич

Дёмова Тамара Максимовна

Богданова Татьяна Григорьевна

 

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 368.