Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее.

Следует помнить, что имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

Индивидуализация юридического лица: понятие

И средства индивидуализации

 

Глобализация экономики, территориальная экспансия товара и проявления недобросовестной конкуренции актуализирует проблему защиты прав . потребителей и узнаваемости активных участников рыночных отношений.

Одна из возможных направлений охраны прав добросовестных товаровладельцев — их углубленная индивидуализация.

Создание и обеспечение равных условий хозяйствования, внедрение конкурентных начал их деятельности как экономических детерминант обусловливают потребность адекватных действенных и эффективных правовых средств индивидуализации предпринимателей и предлагаемых ими товаров. Существующий правовой механизм права промышленной собственности и институтов правовой охраны средств индивидуализации участников коммерческого товарооборота и товара (работ, услуг) такой персонификации не обеспечивает: он не целостен, рассредоточен в разных институтах права, вследствие чего подчинен разным целям правового регулирования.

   Проблема правовой охраны средств индивидуализации обусловлена комплексностью правового регулирования данных правоотношений, их принадлежностью к разным отраслям законодательства, наличием противоречий и необходимостью их упорядочения на одной теоретической основе, органически взаимосвязанной с таким субъектом, как юридическое лицо или предприниматель6.

  Нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты индивидуализации в российской доктрине права на единой теоретической платформе, не анализировались. Анализ отдельных субинститутов — индивидуализации юридических лиц - наименований, товарных знаков велись с разных позиций довольно давно.

   В накопленном определенном опыте их применения, и особенно в правах на них как на нематериальные активы и личные неимущественные права, проявились слабые места, пробелы, противоречия между отдельными нормами. Все это нуждается в научном осмыслении, обобщении и основательном анализе.

  В экономической литературе последних лет отмечается, что развитие локальных, региональных рынков порождает проблему поиска наиболее эффективных организационно-правовых средств их реализации7.

 В то же время бурное развитие производства, его рост над спросом обусловил потребность искать рынки сбыта за пределами своих стран, где российские предприниматели столкнулись с проблемой существования аналогичных по наименованию национальных и иных СНГовских участников рынка. Это привело к необходимости более глубокой индивидуализации его участников.

  Сегодня, весьма актуальна проблема индивидуализации участников товарооборота через сеть Интернет.

Она базируется на корпоративных стандартах и по широте охвата участников является интернациональной. Наибольшее развитие она получила в США, Японии и странах ЕС. В последнее время она активно развивается в РФ.

   Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации не только отдельных сторон или результатов своей деятельности, но и юридического лица как единого целого.

Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации как участника гражданского оборота, а также необходимостью защиты ее контрагентов, потребителей ее продукции (работ, услуг).

Нельзя отрицать, что определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства8.

    Основная цель гражданско-правовой индивидуализации — обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений.

      В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и наименований места происхождения товара служат и защите прав потребителей.

     Таким образом, индивидуализация необходима в первую очередь лицам, участвующим в гражданском обороте в качестве предпринимателей.

    Поэтому субъектный состав прав на средства индивидуализации в зависимости от их вида может как включать физических лиц, так и ограничиваться только юридическими лицами.

  Гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности рассматривается в литературе как правомерная юридически значимая деятельность по применению предусмотренных законом средств индивидуализации, протекающая в определенных гражданско-правовых формах и направленная на обособление юридического лица и результатов его деятельности среди других участников гражданских правоотношений9.

  Под гражданско-правовой индивидуализацией юридического лица и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности10.

   В свою очередь, под средствами индивидуализации физических лиц понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и др., а также знаки, символы), при помощи которых лицо выделяется среди массы остальных себе подобных. Сказанное можно отнести и к результатам деятельности физических лиц.

   Средства гражданско-правовой индивидуализации могут быть как предусмотрены действующим законодательством (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и применяться в силу сложившихся обычаев11.

  В то же время правовой защите в качестве объектов исключительных прав подлежат не все средства индивидуализации участников оборота и результаты их деятельности.

  Исключительное право может быть установлено только на средства индивидуализации юридического лица, а также индивидуализации выполняемых работ и услуг, используемые участниками гражданского оборота в целях персонификации (идентификации) как самих себя, так и своей продукции, работ или услуг12.

   Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и другие средства индивидуализации являются нематериальными благами и одновременно объектами исключительных прав.

Напротив, наименование места нахождения лица (одно из обязательных средств индивидуализации) к объектам исключительных прав не относится.

Поэтому в дальнейшем речь пойдет лишь о таких средствах индивидуализации, которые могут выступать объектами исключительных прав.

   К таковым относятся средства индивидуализации, являющиеся плодом умственной деятельности тех или иных лиц.

  Основное качество указанных средств состоит не в их самоценности, а, скорее, в их содействии созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

   В системе средств индивидуализации могут быть выделены следующие группы:

- средства, направленные на индивидуализацию юридического лица как субъекта гражданского права (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, коммерческое обозначение, доменное имя);

- средства индивидуализации результатов деятельности юридического лица: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров13.

Рассматривая индивидуализацию юридического лица через его сущность, можно утверждать, что прямо или опосредствовано каждая из известных теорий юридического лица использует персонификацию этого субъекта права.

Исходным взято то, что сущность юридического лица может определяться лишь через понятие организации как персонифицированной социальной ячейки, созданной людьми и другими организациями на определенных условиях и для достижения определенной цели.

Среди известных доктрин российской доктрине права выделена теория делегированных полномочий. Она состоит в том, что для осуществления волеизъявления через конструкцию юридического лица физическое лицо вынуждено обращаться в тех случаях, когда действующее законодательство содержит запрещения для прямого волеизъявления или нужные повышенные гарантии для стабильности этих правоотношений14.

Предполагается, что юридическое лицо персонифицируется через его учредителя как первичного уровня индивидуализации.

На вторичном уровне одновидовые и однонаправленные юридические лица должны различаться между собой, чему предназначены такие специальные внутренние, присущие только данному юридическому признаки, которые бы давали возможность оценить результаты деятельности и создать систему стимулирования высоких показателей.

Они формируются, с одной стороны, под воздействием экономического оборота и императивов законодательства, а с другой стороны — с появлением новых технологий и инициативы учредителей.

   Не всем юридическим лицам присущи все приведенные признаки индивидуализизации.

  Некоторые из них являются специфическими в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, цели деятельности и других факторов15.

  Специальные признаки присваиваются им в процессе легализации (номер в государственном реестре субъектов предпринимательской деятельности, коды статистической отчетности, коды плательщика налога и иные) либо по результатам работы (академический, народный, заслуженный, ведущий и другое).

  Они, хотя это и не предусмотрено общими правилами ГК РФ, интегрируются в наименование некоторых юридических лиц и тем самым индивидуализируют их правовое положение.

Использованная литература

________________________________________________________

1. Белова Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации. Дис. . канд. юрид. наук. 12.00.03. М., 2004. С.184

2. Грешников И.П. Субъекты гражданского права : юридическое лицо в праве и в законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С.331

3. Дмитриев В.А. Гражданско-правовая индивидуализация юридических лиц и результатов их деятельности : Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2003. С.210

4. Кадышева О.В. Национальность юридических лиц в международном частном праве : Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002. С.168

5. Кодификация российского гражданского права / Редкол. С.С. Алексеев и др. Екатеринбург: Ин-т частного права, 2003. С.927

6. Одинцов C.B. Правовое регулирование в Российской Федерации индивидуализации коммерсантов и производимых ими товаров, оказываемых услуг : Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2001. С. 225

7. Радченко Н. А. Договор о законах по товарным знакам и его влияние на российское законодательство: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003. С.157

8. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С.2;

9. Рогачев Е.С. Право на товарный знак по законодательству России и Франции : Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2004. С.178

10. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.287

11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. М.: Проспект, 2005. С.533-537.

12. Скиба В.И. Гражданско-правовые вопросы совершенствования законодательства об авторском праве и о средствах индивидуализации субъектов в аспекте глобальной сети Интернет: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002. С.170

13. Соколова М.Н. Правовые проблемы охраны средств индивидуализации товаров, содержащих географические обозначения : Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002. С.205

14. Суворов П.С. О юридических лицах по римскому праву. М, 2005.

15. Шишка Р.Б. Мичурин Е.А. Доктрина юридического лица // Гражданское право Украины: Курс лекций: В 6 т. Т.1. Кн. 2 / Под ред. Р.Б. Шишки и В.А.Кройтора. Харьков: Эспада, 2004. С. 103-104.

 

1.4.6.Государственная регистрация юридических лиц

 

Действующий институт государственной регистрации юридических лиц сложился в России сравнительно недавно.

Только в 2002 г. вступил в силу долгожданный и необходимый на практике Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ(в ред. от 21.12.2013 г.) "О государственной регистрации юридических лиц", в дальнейшем подвергшийся неоднократным изменениям и дополнениям.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 263.