Тематика выпускных квалификационных работ определяется кафедрой ежегодно исходя из актуальности, интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, наличия специальной научной литературы, а также с целью избежать повтора каждым из выпускных курсов.
- Примерный перечень тем ВКР бакалавра разрабатывается и утверждается кафедрой. При выборе темы обучающийся должен учесть собственную теоретическую и профессиональную подготовку, опыт работы, возможность получения конкретных эмпирических данных по предполагаемой теме, участие в выполнении НИРС, а также тематику выполненных в процессе обучения по профилю курсовых работ, докладов и т.д.
- По письменному заявлению обучающегося кафедра может в установленном ею порядке предоставить ему возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме им предложенной, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения.
- Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся приказом Директора ЧИ БГУ закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессоров и доцентов кафедры, а также преподавателей, имеющих достаточную квалификацию. Максимальное количество закрепленных за одним научным руководителем обучающихся определяется кафедрой в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки.
- При необходимости, по согласованию с научным руководителем ВКР, обучающемуся может быть назначен консультант из числа профессорско-преподавательского состава другой кафедры или практических работников сторонних организаций после проведения собеседования с заведующим кафедрой.
- Тема закрепляется за обучающимся заведующим выпускающей кафедрой на основании личного заявления обучающегося, поданного до выхода на преддипломную практику (Приложение 1). По окончании преддипломной практики допускается корректировка темы выпускной квалификационной работы по личному заявлению обучающегося. Заявление визируется заведующим кафедрой. Окончательно Темы ВКР утверждаются приказом Директора ЧИ БГУ.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы должна обосновываться официальными статистическими и криминологическими данными, историческим и местным аспектом необходимости изучения проблематики, её практической направленности.
Анализ теоретической базы исследования включает в себя изучение литературы, составление библиографии, ознакомление с нормативно-правовой документацией, законодательными актами и другими источниками, относящимися к теме ВКР. Сначала следует ознакомиться с учебной литературой. Далее необходимо ознакомиться с научной литературой, включающей монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций, где более обстоятельно и глубоко исследованы соответствующие вопросы.
Изучение литературы способствует формированию и углублению теоретических знаний обучающегося. Подбор литературы по избранной теме осуществляется под руководством научного руководителя, который указывает направление и порядок подбора источников. При подборе литературы для написания ВКР бакалавра рекомендуется использовать электронные каталоги библиотеки университета, системы справочно-правовой информации.
Степень использования указанных выше источников зависит от темы работы и ее частных задач. Конкретные рекомендации по объему и характеру их изучения источников обучающимся даёт научный руководитель.
В результате изучения специальной литературы обучающийся должен определить примерный перечень вопросов, которые будут раскрыты в выпускной квалификационной работе.
Сбор фактического материала в статистических и правоохранительных органах осуществляется обучаемым при прохождении производственной (преддипломной) практики, а также с помощью изучения опубликованной судебной практики и статистики. Кроме того, в качестве фактического материала могут использоваться результаты опроса респондентов по исследуемому вопросу.
Обработка и анализ полученной информации осуществляются с помощью применения общенаучных и частно-научных методов: статистического, сравнительно-правового, метода изучения документов, программных средств. Изученный материал может и должен использоваться в тексте работы, но делать это следует уместно и грамотно. Существуют определенные принципы и границы использования научной литературы в работе. С одной стороны, выпускная квалификационная работа не должна строиться целиком на чужих рассуждениях и представлять собой исключительно обзор литературы. С другой стороны, не следует игнорировать накопленный за многие годы теоретический материал. Анализ используемой литературы должно быть целесообразным: опираясь на бесспорные положения науки, следует подкрепить их ссылкой на 2-3 наиболее распространенных источника, дополнить определённую мысль примером судебной практики. В случае, если в теории же затрагиваются дискуссионные положения, необходимо проанализировать доводы всех сторон (опять же сославшись на источники), сравнить их с имеющейся статистикой и указать собственную позицию.
При использовании научной литературы, относящейся к не действующему ныне законодательству, следует показать степень ее соответствия действующему нормативному материалу и новой правоприменительной практике.
Кроме того, целесообразно использовать метод сравнительно-правового анализа в отношении действующих и отмененных норм уголовного права и постановлений Пленума Верховного Суда, нынешней и прежней судебной практики, что позволяет проследить динамику правовых явлений и прогнозировать их дальнейшее развитие.
При любом использовании в тексте выпускной квалификационной работы законодательства или судебной практики следует указывать точный источник информации в соответствующей сноске.
Формулировка выводов, рекомендаций и предложений по использованию результатов работы.
Каждый параграф работы должен включать в себя краткие выводы, каждая глава должна содержать общие выводы по главе, обобщающие основные проблемы, освящённые в ней и пути их решения. Автором могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки отдельных вопросов, их практической значимости.
8.4.2 Оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями
ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным уровням высшего образования: для степени «бакалавр» – в форме бакалаврской работы.
Выпускная квалификационная работа содержит следующие обязательные структурные элементы:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть с разбивкой на главы и параграфы;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
ВКР представляется на кафедру в печатном виде в твердом переплете в одном экземпляре.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы и оформляется согласно приложению 4. В случае отсутствия консультантов по выполнению отдельных глав (разделов) ВКР бакалавра соответствующие позиции с титульного листа удаляются. Все подписи на титульном листе должны быть в обязательном порядке до представления работы на защиту. Титульный лист содержит:
- официальное название органа управления учебным заведением (Министерство образования и науки);
- полное официальное название учебного заведения (Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»);
- название выпускающей кафедры, обеспечивающей соответствующее направление (профиль);
- наименование темы ВКР;
- фамилию, имя, отчество автора работы с указанием факультета и формы обучения;
- должность, учёную степень, фамилию, имя, отчество научного руководителя;
- должность, ученую степень, звание рецензента;
- должность, ученую степень, звание лица, осуществляющего нормоконтроль;
- графу резолюции заведующего кафедрой о допуске к защите;
- место и год защиты.
На титульном листе не допускается размещение различного рода рамок, штрихов, теней и т.п. либо размещение информации, не предусмотренной настоящими методическими указаниями.
Задание
Задание по ВКР составляется в двух экземплярах по определенной форме (приложение 2), подписывается обучающимся, научным руководителем и заведующим кафедрой до начала ее выполнения. Один экземпляр задания выдается обучающемуся, второй экземпляр остается у научного руководителя. В задании должны быть указаны конкретные даты представления на проверку соответствующих разделов ВКР. При несоблюдении обучающимся сроков выполнения соответствующих этапов ВКР вся ответственность за ее представление к защите в установленные сроки ложится на обучающегося.
Задание на ВКР размещается после титульного листа ВКР и переплетается.
Содержание
Содержание работы приводится на второй странице. Оно включает в себя введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страницы, с которых начинаются эти элементы ВКР.
При оформлении содержания следует учитывать следующее:
̶ все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы;
̶ после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список использованных источников, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр.».
Пример оформления содержания приведен в приложении 4.
Введение
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируется цель и задачи исследования, которые локализируют цель работы, уточняя круг вопросов.
Актуальность темы – это обоснование важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики, раскрытие степени изученности проблемы и отражения ее в литературе. Основанием для обоснования актуальности выбранной темы ВКР может быть раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимость выработки практических рекомендаций, связанных с определенной категорией людей с учетом их индивидуальных особенностей.
Объект работы представляет собой лицо или группу лиц, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект отвечает на вопрос: «На что направлено исследование?»
Предмет работы – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Отвечая на вопрос, что конкретно исследователем изучается и анализируется, предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Поэтому один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет выпускной квалификационной работы чаще всего совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.
Цель работы – это моделируемый результат, к которому стремится обучающийся в своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел ВКР в начале ее разработки.
Основные задачи работы. На основе цели, которая выражена в названии работы, определяются основные задачи. Задачи формулируются в виде перечисления: «изучить…», «описать…», «уточнить и дополнить…», «выявить…», «разработать…», «систематизировать…» и т. д. Задачи должны определять содержание ВКР. Количество задач может диктоваться главами и/или параграфами. Принято формулировать 3-5 задач.
Во введении следует указать те методы научного познания, которые применялись при исследовании, при этом следует не просто перечислить указанные методы, но и раскрыть к каким выводам пришел автор в результате использования конкретного метода.
Введение в обязательном порядке также должно содержать степень изученности проблематики в теории права. Кроме того, во введении указывается эмпирическая база исследования.
Введение должно логичным и лаконичным. Рекомендуемый объем введения составляет 2-3 страницы.
Основная часть
ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения в соответствии с программой подготовки.
Основная часть работы должна представлять собой логичный текст, в виде изложения фактов и аргументов, рассуждений, примеров и их анализа, поставленных вопросов и обозначенных проблем по предмету исследования, выводов и предложений автора по разрешению указанных проблем.
В основной части ВКР освещаются вопросы теории и практики по предмету исследования. В обязательном порядке должна использоваться судебная и иная правоприменительная практика, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации связанные с темой исследования и с приведением примеров правоприменения.
Основную часть должна включать в себя главы (не менее двух). Глава должна иметь общее название. В главах необходимо следует выделять параграфы (не менее двух). Параграфы должны иметь названия, в них отражаются вопросы исследования конкретной задачи. Объём параграфов должен быть равномерным.
Первая глава, как правило, носит теоретико-методологический характер. В этой главе необходимо показать степень разработанности проблемы на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы, дать основные теоретические обобщения. Раскрываются понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточняются формулировки понятий и др. Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться примерами судебной и следственной практики. Объем первой главы не должен превышать 30 страниц.
Вторая и последующие главы – основная часть дипломной (бакалаврской) работы, в ней должны быть раскрыты все вопросы теории и практики, связанные с сущностью изучаемого вопроса. Одно из главных требований к содержанию данной части работы заключается в том, чтобы автор сумел показать знание им отдельных источников научной и учебной литературы, а также действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, выделить дискуссионные вопросы темы, иллюстрируя теоретические положения материалами судебно-следственной практики или результатами своего исследования.
Таким образом, важнейшее требование, предъявляемое к дипломной (бакалаврской) работе – это тесная связь темы с жизнью, практической деятельностью правоохранительных и других органов в борьбе с преступностью.
Объем данной главы не должен превышать 30 страниц.
Все разделы основной части работы должны быть логически связанными и быть направленными на исследования заявленного предмета дипломной работы. В конце каждой главы и параграфа должны быть изложены выводы.
В работе должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении, уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию, характерную для данной предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций.
Специфика научного стиля - преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в работе должны доминировать понятия, а не действия. Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица. В тексте ВКР желательно использовать такие обороты речи, как: «думается», «на наш взгляд», «все это заставляет думать», «интересно отметить», «согласно».
В работе важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.
Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении ВКР, являются:
- недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;
- использование устаревших источников;
- поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;
- нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений по изменению законодательства;
- отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;
- превышение установленных объемов текстового материала;
- нарушение требований к оформлению работы.
Заключение
Заключение представляет собой кульминацию всей работы, должно быть тщательно продумано и аргументировано собственными аналитическими выводами проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.
В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел обучающийся в результате исследования.
К выводам и рекомендациям предъявляются следующие требования:
̶ они должны содержать основные обобщения и итоги теоретических исследований;
̶ быть четкими, краткими, однозначными;
̶ не должны содержать интерпретаций и ссылок на литературу.
Общий объем заключения 2-3 страницы.
Список использованной литературы
Список использованной литературы должен содержать не менее 50 наименований источников, включая нормативно-правовую документацию, публикации отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу в периодической печати, учебные пособия, монографии. В список литературы включаются источники, которые обучающийся изучал, использовал и цитировал с оформлением библиографических сносок в бакалаврской работе. Такой список составляет важную часть ВКР бакалавра, отражающую самостоятельную творческую работу ее автора, позволяющий судить о глубине проведенного изучения выбранной темы.
Существует четыре варианта группировки литературы в списке: алфавитный, хронологический, систематический, по главам работ (в порядке первого упоминания).
Обучающемуся рекомендуется принять за основу алфавитный способ группировки, при котором в начале списка необходимо выделить нормативно-правовые документы в соответствии с их иерархией в алфавитном порядке (федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.), а затем привести список монографий, учебников, учебных пособий, журнальных и газетных статей по алфавиту фамилий авторов и заглавий публикаций, если их автор не указан.
Описание источников производится в соответствии с ГОСТ Р – 7.05–2008. «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
Все использованные источники должны быть разделены на четыре группы:
1. Нормативные правовые акты;
2. Учебная, научная и справочная литература;
3. Материалы правоприменительной практики (постановления КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, нотариальная, следственная, административная практика и др.).
4. Электронный ресурс.
Общее количество - не менее 50 источников.
Нормативные акты
В библиографическом описании нормативного акта следует указывать: вид акта, полное официальное название акта, регистрационный номер, дату принятия, дату последней редакции акта, источник официальной публикации, либо электронный ресурс. Если в нормативный акт вносились многочисленные изменения то, следует указать последнюю редакцию этого документа или выходные данные на закон, которыми вносились последние изменения.
Например:
1. ООН. Конвенция о международном праве опровержения от 16.12.1952 г. [Текст] : (вступила в силу с 24.08.1962 г.) // Международные акты о правах человека : сб. документов. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – С. 399-403.
2. ООН. Всеобщая декларация прав и свобод человека [Текст] : принята Генер. Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Рос.газета. – 1995. – 5 апр.
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39, [1] с.; 20 см. - 10000 экз. - ISBN 5-94462-025-0.
или
Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст]: от 12.12.1993 г. с изм. от 09.06.2001 г. // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. в ред. от 14.11.2013 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
5. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации [Текст] : закон РФ № 2124-1 от 27.12.1991 г. в ред. от 01.09.2013 г. // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3033.
6. РСФСР. Законы. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. в ред. от 26.11.2001 г. [Текст] // Ведомости ВС РСФСР. – 1964. – № 24. – Ст. 407; СЗ РФ. – 1996. – № 4. – Ст. 408.
7. СССР. Законы. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик [Текст] : закон СССР № 221-1 от 31.05.1991 г. в ред. от 03.03.1993 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1991. – № 26. – Ст. 733; СЗ РФ – 1993. – № 11. – Ст. 393.
8. Российская Федерация. Президент. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ [Текст] : указ Президента РФ № 1009 от 04.09.2004 г. в ред. от 10.05.2010 г. // СЗ РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3313.
Научная, учебная и справочная литература
В данном разделе указывается список использованной учебной и научной литературы, включая монографии, учебники, учебные пособия, справочные издания, журнальные и газетные статьи. Указанная литература располагается в алфавитном порядке по первой буквы фамилий авторов или заглавия печатного издания, если автор не указан.
Примеры оформления:
Учебная литература:
2.1 Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст] : учеб.пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачёва, Л.И. Глушкова; под общ. ред. А.Г. Калинина; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юрист, 2017. – 542 с.
2.2 История России [Текст] : учеб. пособие для обучающихся всех специальностей / В.Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В.Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т.А. Суховой. – СПБ. : СПбЛТА, 2016. – 231 с.
Диссертации:
2.3 Вишняков, И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределённости [Текст] :дис. … канд. юрид. наук : 03.05.01 : утв. 21.10.09 : утв. 24.09.01 / Вишняков Илья Владимирович. – М., 2015. – 215 с.
Авторефераты:
2.4 Асадов, А.М. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (административно - правовой аспект) [Текст] : автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2015 – 23 с.
Статьи из журналов и сборников:
2.5. Голубев, С.А. Банк России в банковской системе Российской Федерации / С.А. Голубев // Государство и право. – 2015. – № 12. – С. 16 -18.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.