СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Введение

 

Введение ‑ очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, регламентированное основными требованиями к ВКР. Обычно составляет около 10 % общего объема работы.

Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Основные части введения – актуальность темы, степень ее изученности, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, формулировка практической значимости работы, методы исследования, структура работы.

 

Актуальность темы исследования – обязательный сегмент любой исследовательской работы. С обоснования актуальности выбранной темы должно начинаться введение.

Применительно к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как выпускник умеет выбирать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность за годы учебы в университете.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Нет необходимости начинать издалека. Достаточно в пределах 1–2 страниц машинописного текста показать главное.

Ниже приведены примеры ключевых фраз для написания актуальности.Пример 1. Современная ситуация в… (указание предметной области) такова, что…Пример 2. В теории и практике ... имеются предпосылки, которые позволили нам выполнить работу в данном направлении. К таковым можно отнести …Пример 3. Как подтверждают результаты исследований в данной области, а также проведенные нами анкетирование, интервьюирование…Примечание к примеру. Можно обозначить некоторые статистические или аналитические данные по состоянию предметной области с обязательной ссылкой на источник. В качестве источника может быть и проведенное исследование, результаты анкетирования и интервьюирования экспертов.Описание актуальности темы должно заканчиваться формулировкой проблемы. Ключевой для этой цели может быть следующая фраза: «Обозначенные выше положения говорят об актуальности проблемы…».

Цель и задачи исследования. После определения актуальности темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.

Цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь. Цель должна быть тесно связана с названием выпускной квалификационной работы.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая преобразования для достижения определенной цели. Задачи ставятся в форме перечисления с использованием глаголов (установить…, изучить…, описать…, обосновать…, проанализировать…, выявить… и т. п.). Формулировать задачи необходимо логично и тщательно, поскольку их последовательность должна указывать на ход выпускной квалификационной работы, а решению каждой задачи должен посвящаться отдельный параграф. Следовательно, заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач, а число задач соответствует числу параграфов выпускной квалификационной работы.

Рекомендации по формулировке задач:

- следует помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами;

- следует помнить, что каждая из выделенных задач должна решаться в отдельном параграфе;

- среди задач, подлежащих решению, нужно выделить основные;

- задачи нельзя формулировать шире цели, они должны отражать ее;

- задачи не должны перекрывать друг друга.

 

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в границах объекта. Значит, понятие «предмет исследования» конкретнее по содержанию. Именно предмет исследования определяет тему, заглавие и цель ВКР.

 

Формулировка практической значимости работы . Практическая значимость работы заключается в конкретных практических результатах, которые были получены. В формулировке необходимо указать результаты, определить место их применения в рассматриваемой сфере, а также уточнить на кого (для кого) направлены предлагаемые решения.

 

Методы исследования. Обязательным элементом введения выпускной квалификационной работы является также указание методов исследования, с помощью которых студент достигает цели и задач работы.

Методы исследования подразделяются на общие (применяются в любых науках) и специальные (применяются в конкретной науке). Общие методы разделяют на теоретические и практические (эмпирические). Теоретические методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.) служат для систематизации фактического материала. Практические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.) связаны со сбором каких-либо данных об объекте и анализом результатов. С помощью этих методов обычно описывают новые предметы и явления, выявляют закономерности.

Методы следует согласовывать с задачами исследования.

 

Структура работы. В конце вводной части необходимо представить структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать их расположение.

Основную часть выпускной квалификационной работы следует разделить на главы и параграфы, которые должны иметь порядковые номера.

Структура ВКР по направлению подготовки 43.03.02 Туризм – три главы (теоретическая, аналитическая, практическая), каждая из которых включает минимум по два параграфа. Количество параграфов в главе можно при необходимости увеличить, избегая при этом избыточной конкретизации. Студент должен демонстрировать не только владение материалом, но и способность к обобщению.

 

Чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, выпускник должен ответить на следующие вопросы:

Актуальность: почему данную проблему (тему) нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: какая сторона объекта (новые отношения, свойства, функции и т.д.) рассматривается?

Цель: какой результат исследования студент намерен получить?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Формулировка всех этих характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, сложности разрабатываемой темы, степени подготовленности студента.

 

Первая глава

 

Первая глава ВКР носит теоретический характер. В ней студент должен определить сущность исследуемой проблемы и обобщить уже известные знания по ней. Для этого проводится анализ опубликованных материалов, в том числе данных из учебных пособий.

Теория вопроса может рассматриваться либо по хронологическому, либо по логическому принципу. Хронологический принцип подразумевает исследование динамики, развития явления в историческом аспекте. Логический принцип подразумевает последовательное выявление качеств изучаемого явления, его взаимосвязей с другими явлениями, практики использования. Важно также установить, как данное явление трактуется разными авторами. Если в ходе изучения литературы обнаружатся разночтения по теме, студент должен указать свою точку зрения, т. е. выбрать из множества версий одну и аргументировать это решение.

Чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-популярных, справочных, учебных и др. источников.

В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. Такой способ написания главы будет оценен как примитивное переписывание без обдумывания содержания.

При использовании чужих данных, суждений следует ссылаться на автора (см. Правила оформления библиографических ссылок).

В конце каждого параграфа должны быть сделаны тезисные выводы. Глава также заканчивается выводом, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.

 

Вторая глава

 

Вторая глава – аналитическая. В ней студент устанавливает, как теоретические положения, описанные в предыдущей главе, реализуются в отрасли. Анализ обязательно должен касаться объекта и предмета исследования и может проводиться на международном, российском, региональном и/или местном уровнях.

Большая часть главы отводится характеристике объекта и, в зависимости от темы, анализу принципов его использования или функционирования в исследуемой предметной области, а также существующим функциональным ограничениям. На этом этапе работы от студента требуется умение:

- проводить сравнительный анализ;

- объективно выявлять результаты использования типовых и оригинальных решений.

Все значимые сегменты аналитической главы должны заканчиваться выводами.

На основе анализа должен появиться вывод по всей главе – обоснование необходимости поиска новых подходов и дальнейшей практикоориентированной деятельности в целях оптимизации использования (функционирования) объекта в рамках исследуемой предметной области.

 

Третья глава

 

Третья глава – практическая / проектная. В ней должен содержаться авторский способ достижения поставленной цели с учетом результатов анализа, проведенного во второй главе.

В третьей главе содержатся описание концепции проекта; доказательства его экономической (кадровой, познавательной, воспитательной и т. д.) целесообразности; характеристика работ по подготовке и практической реализации, прогнозирование возможного эффекта от проведенных мероприятий.

Разработка должна соответствовать требованиям, которые сегодня предъявляются заказчиками проектов.

Третья глава призвана показать способность студента к адаптации теоретического материала к решению конкретных практических задач.

 

Заключение

 

ВКР должна включать заключение, выполняющее роль концовки. В этом разделе студент подводит итоги проведенной работы с обязательной привязкой к положениям, заявленным во введении. Здесь описывается ход достижения поставленной цели с соблюдением последовательности, определенной задачами. Иными словами, в заключении кратко излагается логика действий, которые предпринимались для того, чтобы цель была достигнута.

Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и влияет на оценку ГАК в процессе защиты выпускной квалификационной работы.

Это выводное знание не следует подменять механическим суммированием выводов концов глав, представляющих собой краткое резюме. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать линии продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть выпускной квалификационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, итоговую оценку проделанной работы и формулирование того нового, что вынесено его автором в изучение и решение проблемы.

 



IV. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

Оформление титульного листа

 

Титульный лист является первым листом ВКР. Номер листа на титульном листе не проставляют.

 

На титульном листе в нижеуказанном порядке приводят следующие сведения:

 

– наименование «Министерство образования и науки Российской Федерации»;

 

– официальное наименование университета согласно Уставу УГНТУ (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет»);

 

– наименование факультета (института, филиала);

– наименование выпускающей кафедры (в именительном падеже);

– грифы рецензирования (для дипломных проектов (работ) и допуска ВКР к защите;

 

– наименование темы ВКР;

– наименование «Выпускная квалификационная работа» и строкой ниже в круглых скобках − вид ВКР в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО): дипломный проект, дипломная работа, бакалаврская работа;

 

– шифр и наименование направления подготовки специалитета, наименование специализации;

 

− шифр и наименование направления подготовки бакалавриата, наименование профиля бакалавриата;

 

– инициалы, фамилию и подпись лица, выполнившего ВКР;

– должности, ученые степени, инициалы и фамилии руководителя ВКР;

 

– место и год выполнения ВКР.

При заполнении элементов титульного листа необходимо соблюдать следующие правила:

– все слова на титульном листе, кроме наименования должностей и ученых степеней, пишутся полностью, без сокращений;

 

– не допускается подчеркивание и перенос слов в наименовании ВКР;

– точки ставятся только после инициалов;

− не допускается использование разреженного интервала между буквами в словах.

Наименование темы ВКР должно быть идентично наименованию темы, указанному в задании на выполнение ВКР и утвержденному соответствующим приказом ректора УГНТУ. Не допускается использование в наименовании темы ВКР различных аббревиатур, за исключением аббревиатур, обозначающих организационно-правовую форму предприятий, организаций и учреждений. Например, вместо аббревиатуры «… ЛПДС…» должно быть указано «… линейная производственно-диспетчерская станция …». Не допускается перенос на другую строку наименования организации (предприятия, учреждения) после указания аббревиатуры его организационно-правовой формы. Например, наименование организации ПАО «Транснефтепродукт» должно быть расположено на одной строке . Не допускается перенос на другую строку части текста после предлога или союза, они должны быть также перенесены. Например, в тексте «… автоматизации в резервуарном парке…» на следующую строку переносится часть текста, начиная с предлога: «… в резервуарном парке…».

 

Все подписи на титульном листе должны быть сделаны чернилами или пастой темного цвета (черного, синего или фиолетового) с указания даты подписания. Дата должна быть указана в цифровой форме в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ или ГГГГ.ММ.ДД. Например, 03.05.2016 или 2016.05.03, если подпись поставлена третьего мая 2016 года.

В расшифровке подписи сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Инициалы имени и отчества печатаются без пробела, а между инициалами и фамилией ставится один пробел, например: А.Б. Варламов.

Образцы оформления титульных листов ВКР приведены в приложении А.

 

4.2 Оформление задания на выполнение ВКР

 

Вторым листом текстовой части ВКР, на котором также не проставляется номер листа, является задание на выполнение ВКР. Все строки задания на ВКР должны быть заполнены. Задание на выполнение ВКР должно быть подписано студентом и руководителем ВКР.

Все подписи на задании на выполнение ВКР должны быть выполнены чернилами, пастой или тушью темного цвета. Под подписью должна быть указана дата подписания в цифровой форме.

Пример оформления задания приведен в приложении А.

 

Оформление реферата

 

Третьим листом текстовой части ВКР является реферат. Реферат является кратким точным изложением содержанием ВКР, включающего основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации и критических замечаний автора ВКР. Требования к составлению реферата на ВКР − по ГОСТ 7.9-95.

Первая строка текста реферата начинается с указания объема текстовой части ВКР (без приложений), количества иллюстраций, таблиц, использованных источников и приложений. Строкой ниже приводится перечень из 5−15 ключевых слов и словосочетаний из текстовой части ВКР, которые в наибольшей степени характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами через запятые. Точка после последнего ключевого слова не ставится.

В общем случае реферат включает следующие аспекты содержания ВКР:

– предмет, тему, цель ВКР;

– метод или методологию проведения работы;

– результаты работы;

– область применения результатов;

– выводы;

– дополнительную информацию.

Последовательность приведения аспектов содержания реферата определяется автором ВКР.

Результаты работы описываются предельно лаконично и информативно: приводятся только основные фактические результаты ВКР.

Область применения результатов в реферате на ВКР можно не указывать (это важно для патентных документов).

Выводы могут сопровождаться рекомендациями и предложениями, приведенными в основной части ВКР.

Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

Рекомендуемый объем реферата − полстраницы, но не более одной страницы машинописного текста. Пример оформления реферата на ВКР приведен в приложении А.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 217.