План
Спортивные центры - основная организационная форма менеджмента в физическом воспитании и спорте зарубежных стран
Виды клубов
Экономическая значимость
4. Источники финансирования
Спортивные центры - основная организационная форма менеджмента в физическом воспитании и спорте зарубежных стран
Обобщение зарубежного опыта свидетельствует, что спортивные центры являются основной организационной формой менеджмента и физическом воспитании и спорте в большинстве развитых стран мира. В зарубежных странах наряду с популярными клубами профессионального футбола, хоккея и по другим игровым видам спорта функционирует множество различных типов спортивных клубов оздоровительной направленности. Так, например, в Германии действует 85,5 тысяч спортивно-оздоровительных центров, в которых 5,9 млн. участников занимаются более чем 100 различными видами торта. В США насчитывается более 15 000 клубов, в Финляндии - около 6000 и т.д.
Анализируя зарубежную литературу по спорту, физическому воспитанию и спортивной рекреации, следует иметь в виду, что зарубежные авторы не используют привычный для нас термин ''физическая культуpa". В подавляющем большинстве зарубежных стран употребляются иные термины: "фитнес" - физическая подготовленность; "физикл эдъюкэйшн" - физическое воспитание; "физикл рекриэйшн" - физическое оздоровление. Слово "спорт", произошедшее от французского слова "dc sporte" (развлечение, увеселение, забава), используется для обозначения различных видов спортивной деятельности, связанных с результатами, сравнением результатов в соревнованиях. В США различают следующие виды спортивной деятельности:
- непринужденный спорт, или, как его называют в Европе, "спорт для всех";
- организованный спорт, который включает школьный и студенческий спорт, спорт в разных клубах, ассоциациях, спорт высших достижений, включая олимпийский (последний спортивные руководители нее еще продолжают называть "любительским спортом ");
- профессиональный спорт.
За рубежом редко употребляется и словосочетание "массовый спорт". Обычно для обозначения этого вида спортивной деятельности используются термины "спорт для всех" или "рекреационный спорт".
Всеми перечисленными видами деятельности в зарубежных странах занимаются разные люди и различные организации. Но всех их объединяет одна общая основа - основным организационным звеном менеджмента всех перечисленных видов деятельности является клуб - спортивный, оздоровительный или спортивно-оздоровительный.
Виды клубов
Анализ менеджмента в зарубежном спорте показывает, что и странах с рыночной экономикой функционируют различные типы клубов спортивно-оздоровительной направленности. Так, известный американский специалист спортивно-оздоровительной индустрии М. Уолф выделяет следующие виды клубов:
- коммерческие оздоровительные центры и атлетические клубы;
- частные спортивно-оздоровительные клубы;
- оздоровительные центры/клубы в гостиницах, больших зданиях, в парках;
- клубы, принадлежащие различным ассоциациям;
- спортивно-оздоровительные клубы/центры корпораций, фирм, компаний;
- центры/клубы сердечно-сосудистой реабилитации;
- спортивно-медицинские центры/клубы;
- любительские и профессиональные клубы по видам спорта.
Многие клубы входят в различные ассоциации - такие, как Корпорация клубов Америки, Корпорация здоровья и тенниса, Ассоциация клубов высшего разряда, а также и в другие многочисленные общественные ассоциации.
Обобщение зарубежного опыта показывает, что в зависимости от контингента занимающихся различают следующие типы клубов: для детей; школьные (оздоровительные, по видам спорта и по интересам); студенческие (оздоровительные и по видам спорта); на предприятиях и фирмах (оздоровительные и по видам спорта); но месту жительства, в парках (оздоровительные и по видам спорта); при больших поликлиниках и на курортах (лечебно-оздоровительные); спортивные клубы по видам спорта; для женщин; для семей и т.п.
В зависимости от выбранного для занятий вида спорта или предпочитаемых тренировочных программ выделяют клубы аэробики, бега, боулинга, бодибилдинга, гольфа, тенниса, плавания и т.д.
В последние годы за рубежом все большую популярность приобретают многоцелевые клубы. Например, в США почти каждый четвертый клуб является многоцелевым. Эти клубы предназначены для удовлетворения самого широкого спектра спортивно-оздоровительных интересов клиентов и предоставления услуг. Такие клубы имеют, как правило, различные спортсооружения: залы для спортивных nip, тренажерные залы, залы для детей, плавательный бассейн, дорожки для бега и т.д.
С экономической точки зрения зарубежные специалисты различают общественные (муниципальные) и частные спортивные клубы. Общественные спортивные клубы финансируются из национального, провинциальных или муниципальных бюджетов. Частные клубы финансируются частным капиталом и их деятельность полностью зависит от владельца клуба.
Различают также коммерческие и некоммерческие спортивные клубы. В этом случае критерий классификации клубов - возможность извлечения прибыли. Общественные спортивные клубы - это, как правило, некоммерческие (нон-профит) организации, частные клубы - типичные коммерческие организации.
Общественные (муниципальные) и частные физкультурно-спортивные клубы различаются между собой по многим параметрам: целевой направленностью, экономическим механизмом, эффективностью работы. Каждый клуб в соответствии со своей функционально-целевой направленностью выбирает и учебно-тренировочные программы. Анализируя программы зарубежных спортивных клубов, следует отметить, что они сориентированы на мотивы населения в занятиях различными видами спорта и физической подготовкой. Для этого за рубежом по заказу спортивных клубов систематически проводятся социологические опросы населения.
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал чисто оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее, большое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнениями, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивного клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
Таблица 1. Основные различия между общественными и частными
клубами спортивно-оздоровительной направленности
Общественные (муниципальные) | Частные |
Содержатся на средства налогоплательщиков | Содержатся на взносы клиентов |
Обслуживают разнообразный контингент посетителей | Обслуживают целевые рынки |
Цены ниже | Цены выше |
Качество услуг ниже | Качество услуг выше |
Принадлежат госучреждениям (школам, больницам и пр.) | Принадлежат частным владельцам |
Некоммерческие | Ориентированы на прибыль (как правило, 10-20%) |
Строительство оплачивается из налогов населения | Строительство оплачивается владельцем или при помощи займа |
На маркетинг расходуется не более 3% бюджета | На маркетинг расходуется 10% бюджета и более |
Не боятся неудач, так как содержатся государством | Должны приносить прибыль или владелец прекратит данный бизнес |
Зарубежные спортивно-оздоровительные клубы наряду с основными предоставляют различные виды дополнительных услуг (табл.2).
Таблица 2. Дополнительные виды услуг, предоставляемые спортивно-
оздоровительными клубами США
Услуги | Количество клубов,% |
Раздевалки с камерами хранения | 72,9 |
Тестирование физподготовки | 59,7 |
Сауна/бани | 47,6 |
Физиотерапия | 31,4 |
Прачечная | 30,5 |
Компьютеры для создания программ физподготовки | 29,1 |
Магазины спорттоваров | 39,8 |
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал igto оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее. Особое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнения, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивно клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
По мнению немецкого специалиста Г.Г. Кеммерера, оптимальная структура организации спортивных клубов в Германии характеризуется следующими параметрами:
- целесообразен 1 клуб на 1 тыс. жителей (в среднем);
- каждый клуб должен предусматривать программы для всех возрастных групп обоих полов;
- для каждого клуба обязательны программы соревновательных и несоревновательных видов спорта;
- членство в клубах - платное (взносы вносятся из расчета оплаты в среднем одного часа работы квалифицированного специалиста);
- в каждом из обществ культивируются 10 и более основных национальных видов спорта;
- все другие виды, не соответствующие климатическим или географическим условиям, должны быть предусмотрены в соседнем клубе в радиусе одного часа езды.
Клубы не только ежегодно организуют около 10 млн. спортивных мероприятий, но и проводят 8,2 тыс. различных курсов. Одна из составных частей деятельности клубов - подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе. В стране насчитывается 1,4 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, членами президиумов, судьями, казначеями и т.д. Их труд ежегодно оценивается более чем в 3,6 млрд. западногерманских марок, или 2 млрд. долларов. Ежегодно они проводят па спортивных площадках или за рабочим столом 185 млн. часов. Какое правительство, компания или другая система в состоянии позволить себе содержать их?
Безусловно, есть и штатные специалисты-профессионалы, работающие в большом спорте, но их число (10 тыс.) слишком мало в сравнении с 1,7 млн. энтузиастов.
Экономическая значимость
Экономическая значимость системы спортивных клубов просто замечательна: 3,6 млрд марок Германия экономит за счет неоплачиваемого труда. Дополнительные 3,5 млрд марок составляют ежегодный финансовый бюджет клубов. Денежных средств клубов на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литературу расходуется 20 млрд марок.
Миллионами участников создан настоящий рынок спорта, в котором члены являются лучшими потребителями по сравнению со спортсменами высокого класса, период выступления которых в большом спорте значительно короче.
Немецкие специалисты по менеджменту спортивных клубов считают, что клуб как форма организации спортивно-оздоровительной работы с населением наиболее эффективен по следующим причинам:
- ориентирован на интересы населения, предоставляет возможность широкого выбора видов спорта;
- ориентирован на соревновательную деятельность: хорошо стимулирует для участия в соревнованиях регионального и местного уровней;
- ориентирован на здоровый образ жизни: представляет более удобную форму для участия людей в соревновательной деятельности по сравнению с индивидуальными занятиями спортом или коммерческими спортивными программами;
- ориентирован на добровольную работу в области спорта: отмечается высокий процент людей, работающих здесь в качестве руководителей на добровольной основе;
- экономически выгоден: стоимость занятий немного ниже в связи с добровольной работой руководителей.
В Германии многие спортивно-оздоровительные клубы в своей деятельности исходят из следующих принципов:
- не существует нежелающих заниматься спортом, существует плохая организация;
начинающим следует предлагать занятия спортом в самой упрощенной форме, чтобы уже первые шаги в спорте принесли успех;
- должен быть кто-то (инструктор, друг, родственник и т.д.), кто пригласит и проводит начинающего;
- путь в спорт - это почти всегда путь двоих.
Помимо чисто философских и организационных установок немецкие общественные клубы придерживаются и следующих практических принципов.
1. Доступность клуба: услуги предоставляются по доступным ценам.
2. Помимо предложений заняться определенным видом спорта клуб предполагает и наличие компании товарищей. Во время занятий, праздников члены клуба сближаются друг с другом и знакомства, завязанные во время занятий спортом, часто переходят в совместное времяпрепровождение, клуб становится " вторым домом ",
3. Инструкторы по физической подготовке и спорту уделяют внимание каждому занимающемуся. Спортивные залы оснащены современными тренажерами.
4. Молодые люди могут самостоятельно организовать свое свободное время и участвовать в разработке программ.
5. Спорт в коллективе - самый лучший спорт.
В отличие от общественных клубов частные клубы в ФРГ называются фитнес-студиями. Их насчитывается более 5000, в т. ч.550 - женских.
Фитнес-студия - это, как правило, хорошо оборудованное помещение, в котором кроме специальных тренажеров предлагаются и другие виды услуг - индивидуальные тренажеры, оборудование, приспособленное к разному уровню подготовки занимающегося, целевые программы для совершенствования различных частей тела, персональные занятия, документально оформленные индивидуальные планы тренировок и т.д. Они привлекают клиентов тем, что стараются удовлетворить индивидуальные запросы и предлагают услуги, соответствующие уровню подготовки клиента. В своей работе они зачастую отходят от общепринятых в спортивной педагогике методик и установок.
Какие еще преимущества видят занимающиеся в таких частных "фитнес-студиях"? Прежде всего, подобная студия облетает начинающему его первые шаги в спорте. Вы посещаете ее, когда у вас есть свободное время. Занятия в ней дополняют обычные спортивные тренировки на выносливость целенаправленными занятиями на развитие мускулатуры, обилие специализированных тренажеров позволяет сэкономить время и т.д. Благодаря индивидуальному плану тренировок, рассчитанному на вашу подготовку и физическое состояние, вы избегаете, в отличие от групповых тренировок, перегрузок, уменьшается монотонность занятий.
Посетителями "фитнес-студий" в Германии является, как правило, молодежь. Возраст 60% участников составляет от 19 до 30 лет. Однако сроки пребывания в них значительно короче, чем в общественных клубах. В среднем 40% участников студий выбывают из них в течение года.
Источники финансирования зарубежных спортивно-оздоровительных клубов, С начала 80-х годов в развитых западных странах стала преобладать новая философия досуга, так называемая гедонистическая концепция. Она предусматривала замену постановки перед занимающимися в спортивных клубах и центрах конкретных задач на возможность неформального, свободного человеческого общения, ухода от повседневных жизненных проблем и в конечном счете улучшения и сохранения здоровья. Такая философия, но мнению западных специалистов досуга, более соответствует современным, обновившимся жизненным представлениям населения нашего времени. Это привело к существенным модификациям в сфере спортивно-оздоровительных услуг. В ведущих зарубежных странах стало все больше и больше появляться прекрасных спортивно-оздоровительных клубов и центров.
Современные зарубежные спортивно-оздоровительные клубы и центры - это великолепные комплексы не только спортивно-оздоровительных, но и развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг. Спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа - это, как правило, частные, коммерческие организации, которые соседствуют с традиционными мелкими и средними клубами. Забота об удовлетворении многообразных запросов клиентов и высококачественное обслуживание их - главное условие коммерческого успеха и выживания клуба. Как показывает зарубежная практика, спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа взимают плату с клиентов на 9-10% больше и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб, и соответственно быстрее расширяют свой бизнес.
Анализ данных зарубежных исследований показывает, что около 70% коммерческих спортивно-оздоровительных клубов относятся к малому бизнесу, так как численность работающих в них составляй менее 100 чел., а размер годового дохода - до 3,5 млн. долл. Бывают и более мощные клубы. Более одного процента клубов имеют доход более 3,5 млн. долл. в год. Однако доход примерно 70% всех имеющихся в США спортивно-оздоровительных клубов составляет менее 1 млн. долл.
В начале раздела отмечалось, что в зарубежных странах действуют различные виды клубов - общественные (муниципальные) и частные, коммерческие и некоммерческие. В разных видах клубов различны и источники финансирования.
Для муниципальных (общественных) спортивно-оздоровительных клубов и некоммерческих организаций основным источником финансирования являются дотации государственных органов разного уровня, и прежде всею местных муниципальных властей. Размеры этих дотаций и процент в общей смете различны в разных клубах и странах. Далее идут членские взносы, предоставление дополнительных платных услуг, поступления от спонсоров, лицензионной деятельности, общественных фондов и т.д.
Источники финансирования
Основными источниками финансирования частных и коммерческих спортивно-оздоровительных клубов в зарубежных странах являются:
- членские и вступительные взносы, составляющие до 70% всех поступлений;
- поступления от оплаты за тренировочные программы и консультации;
-доход от оплаты дополнительных и сопутствующих услуг, достигающий в некоторых клубах 30%;
- доходы за счет новых членов клуба (большинство зарубежных клубов работают па 70-80% своих потенциальных возможностей и поэтому планируют рост числа членов клуба и соответствующий финансовый доход);
- доход от лицензионной деятельности и другой коммерческой деятельности;
- поступления от спонсоров и благотворительных фондов. Следует подчеркнуть, что специалисты зарубежных клубов применяют очень гибкие системы оплаты членских взносов.
Наряду с дифференцированной системой членских взносов, представленной в таблице, применяется еще и система скидок. Так, в анализируемом клубе при месячной оплате членских взносов предоставляется 6% -ная скидка для тех членов клуба, которые платят за целый год вперед.
Лекция 11
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.