Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:
| Наименование решения | Характеристика данного уровня принятия решения | 
| Стереотипные решения | Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. | 
| Решения типа проб и ошибок | Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. | 
| Оптимизированные решения | Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. | 
Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.
| Словесные методы | Наглядные методы | Практические методы | |
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. | При формировании теоретических и фактических знаний | Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. | Для развития практических умений и навыков. | 
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. | Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер. | Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. | Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов. | 
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. | Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом. | Когда правильно оформлен интерфейс. | Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий. | 
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. | Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов. | Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. | Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений. | 
| Репродуктивные методы | Поисковые методы | |
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. | Для формирования знаний, умений и навыков. | Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода. | 
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. | Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. | Когда материал имеет средний уровень сложности. | 
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. | Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. | Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы. | 
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. | Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. | Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения. | 
| Индуктивные методы | Дедуктивные методы | |
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. | Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему. | Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления. | 
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. | Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. | Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так. | 
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. | Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях. | Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям. | 
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. | Когда преподаватель владеет индуктивными методами | Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки. | 
Критерии выбора методов обучения
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.
И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:
Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.
Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные стический и психологический аспекты).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 721.