Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:

Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения
Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

 Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.

  Словесные методы Наглядные методы Практические методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. При формировании теоретических и фактических знаний Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер. Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом. Когда правильно оформлен интерфейс. Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов. Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

 

  Репродуктивные методы Поисковые методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для формирования знаний, умений и навыков. Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. Когда материал имеет средний уровень сложности.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

 

  Индуктивные методы Дедуктивные методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему. Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях. Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель владеет индуктивными методами Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.

 

 

Критерии выбора методов обучения

Выбор методов обучения в современной дидактической систе­ме зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новиз­ны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в ре­альных условиях на выбор метода обучения. Основные из них свя­заны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

  1. В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обуче­ния, воплощенные в этом материале (целевой аспект).
  2. Выделить в учебном материале виды содержания образова­ния на уровне общедидактического (теоретического) представле­ния (содержательный аспект).
  3. Для каждого вида содержания сообразно способу его усвое­ния отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения.
  4. В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить че­редование дидактических методов обучения (логический аспект).
  5. Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, ин­теллектуальные (материально-источниковый аспект).
  6. Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитатель­ный аспекты).

Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оп­тимального выбора методов обучения важно знать то место, кото­рое занимает сама процедура их выбора в структурировании учеб­ного процесса.

При планировании процесса обучения учитель должен осуще­ствить следующие операции.

  1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с про­граммой и методическими указаниями по теме (задачи формиро­вания знаний, умений, навыков общенаучного и политехниче­ского характера, приемов учебно-познавательной деятельности).
  2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвое­ны учащимися в соответствия с поставленными задачами.
  3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с зако­номерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с прак­тикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изу­чение.
  4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.
  5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулиро­вав их основные задачи, совокупность которых должна обеспе­чить решение общего комплекса задач изучения темы.
  6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.
  8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспита­тельных задач.

Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные стический и психологический аспекты).

  1. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содер­жание и методы домашней работы учеников.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 453.