Документ (от лат. dokumentum — все, что может служить свидетельством, уроком, примером) — это материальный объект, на котором с помощью знаков, символов и т.п. элементов естественного или искусственного языка зафиксированы сведения о фактах.
Документ – в широком смысле – любое запечатление информации (письменные документы, фонограммы, фотозапись, кинозапись). Документ в узком смысле слова – это, прежде всего, письменное свидетельство какого-либо факта (чаще всего написанный от руки), т.е. документ, содержащий признаки письменной речи, почерка и технической подделки документов либо их частей.
Документ, таким образом, позволяет идентифицировать либо исполнителя этого документа, либо автора (может совпадать с исполнителем), либо всевозможные подделки документов (чисто технические или интеллектуальные, полностью или в части).
Правила обращения с документами и вещественными доказательствами:
1. при изучении документов не допускаются какие-либо манипуляции с документами, которые могли бы вносить в них какие-то изменения, которые таким образом будут изменять первоначальный вид документа.
2. если документ был сложен, то при его изъятии и упаковке документ можно перегибать лишь по тем линиям, по которым он был перегнут первоначально (никаких дополнительных сгибов)
3. документ нельзя подшивать в дело. Он либо помещается в мультифору, либо фиксируется между двумя листами бумаги. Если документ согнут пополам, то можно поместить его в конверт
4. При изъятии старых ветхих сожженных или мокрых документов документ можно брать только пинцетом. Старый ветхий документ укрепляется либо между двух стекол, либо между 2 плотных листов бумаги. Если документ был мокрый, то он аккуратно расправляется пинцетом, кладется на белую сухую бумагу и высушивается при комнатной температуре. Если документ сожжен до пепла, то обязательно изымается пепел для проведения химического исследования, которое поможет установить материал, из которого был изготовлен документ, а также красители, которые использовались при создании документа. Если документ только обуглен, то его нужно обрызгать глицерином на расстоянии 30-50 см (из пульверизатора). Если нет глицерина, то брызгать нужно водой, но обязательно из пульверизатора, а не изо рта! Когда обрызгали, нужно выждать 1-2 мин, разгладить документ на гладкой поверхности и укрепить документ под стеклом.
5. При исследовании документов можно использовать только не уничтожающие его методики. Исключение составляют сожженные обугленные документы, для них возможно использование уничтожающих методов: такой документ в расправленном виде помещают в муфельную печь, и при сгорании документа за счет разности температур проступает текст, исполненный на документе. Этот текст фотографируется.
В письме выделяются признаки письменной речи:
А) стиль – общий строй речи, характерный для данного человека и отражающий степень его грамотности, уровень его образования, его национальные особенности;
Б) лексика – словарный запас конкретного человека;
В) фразеология – наиболее часто употребляемые характерные для человека обороты речи, слова-паразиты и т.д.
Когда исследуется письменная речь, то, по сути, исследуется автор. Эта речь несет информацию о профессии человека (например, употребляемые термины). Жаргон несет информацию о возможной судимости лица. Архаизмы и неологизмы позволяют судить о возрасте лица. Отдельные слова диалекта несут информацию о месте рождения или о месте проживания человека. Отдельные выражения могут свидетельствовать о психических заболеваниях.
Автороведческая экспертиза может быть как идентификационная (для ее производства привлекаются филологи), так и диагностическая.
Следующий объект исследования – почерк человека, т.е. сложившаяся у данного человека в результате обучения система выполнения графических знаков.
Признаки почерка
Почерковедение – отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования почерка, отражение в нем особенностей личности и использование признаков письма в целях идентификации личности, а также проведения диагностических исследований.
Научные основы криминалистического почерковедения:
1. учение И. Павлова о динамическом стереотипе, согласно этому учению в результате обучения формируется навык выполнения того или иного действия при соответствующих системах раздражения. Динамический стереотип характеризуется автоматичностью, устойчивостью, т.е. это действия, которые выполняются без контроля внимания, но под контролем сознания и отличаются своей повторяемостью, неизменяемостью, если не происходит существенного нарушения условий его функционирования. Динамический стереотип применительно к почерковедению – относительно устойчивая, но функционально изменяемая система выполнения графических знаков, индивидуальная для каждого субъекта.
Основные свойства почерка:
· устойчивость, т.е. почерк начинает формироваться с момента, когда человека учат писать и заканчивает формироваться к 17-20 годам; примерно таким же как в 20 лет почерк остается до 60 лет;
· вариационность, т.е. наличие вариантов в написании тех или иных графических знаков; вариационность зависит, прежде всего, от объективных факторов (поза, в которой выполняется документ: сидя/стоя; место выполнения документа: за столом/в машине; время, в течение которого должен быть выполнен текст: скорость письма). Иногда наличие вариантов связано с субъективным состоянием: болезнь, опьянение, недомогание, радость (почерк крупнее), депрессия (почерк мельче и неразборчивее). Возраст может влиять на почерк: после 60 лет, как правило, в почерке появляются изменения, связанные с дрожанием рук (это не исключает возможность идентификации почерка).
Идентификацию исключают:
1. некоторые виды психических заболеваний (например: шизофрения, болезнь Альцгеймера)
2. травмы, ведущие к нарушению нервно-физиологических связей (например: травма головы некоторых отделов), травмы руки (не все)
3. очень искусная имитация почерка (это проще сделать художнику либо лицу, которое специально вырабатывает соответствующий навык). Чем больше по объему текст, тем больше появляется собственных знаков. Обычно для экспертизы требуется 12 листов.
Признаки почерка
1.топографические признаки, т.е. особенности размещения листа на бумаги, например: красные строки, поля
2. структура почерка
3. признаки, отражающие его качественные структурные особенности: выработанность (т.е. общая гармония письма, общая соразмерность отдельных признаков почерка), размер почерка (мелкий, средний, крупный), наклон почерка (правонаклонный, левонаклонный и прямой), разгон почерка (т.е. это протяженность движений при выполнении знаков. Он может быть малый, если расстояние между соседними буквами менее высоты буквы; средний и большой, если расстояние более высоты буквы), связность (отражает скорость написания, темп: связный (более 6укв), средний, несвязный), общее направление движения (иногда относится к частным). Общее направление и форма движения: почерк может быть угловатый, округлый и петлеобразный.
Почерковедческая экспертиза
Для производства экспертизы всегда представляются образцы, которые могут быть свободными, условно-свободными и экспериментальными. Требования к образцам:
1. они должны быть достоверными, т.е. мы должны быть уверены, что эти образцы исполнены конкретным лицом
2. минимальный временной разрыв между исполнением этих образцов и проводимой экспертизы
3. достаточность, если образцов не достаточно, то вывод будет вероятностным. Подписей должно быть не менее 10, на отдельных листах. Текста должно быть не менее 10-12 страниц, в нем обязательно должны содержаться слова, которые есть в исследуемом тексте. Если в исследуемом тексте в данном слове допущена ошибка, то это слова необходимо внести в текст образца. При выполнении экспериментальных образцов необходим оптимальный текст диктовки (если медленно, то человек может контролировать написание знаков, если темп слишком быстрый, то признаки могут быть отражены не в полном объеме)
4. экспериментальный образец должен быть выполнен на материале такого же качестве и письменными приборами аналогичными тем, с помощью которых выполнялся исследуемый документ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.