Цель: Получить, обобщить и систематизировать философские знания об обществе как сложной, динамичной, саморазвивающейся системе.
План лекции:
1. Понятие «общество» и его философский смысл.
2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни.
3. Функционирование и развитие общества.
1. Понятие «общество». Общество и его философский смысл.
Одна из наиболее системных объектов философского анализа – общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся связях и взаимодействиях.
Осмыслив внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации.
В эпоху древнего мира в буддизме – одной из древнейших из мировых религий – утверждалось, будто после второго “золотого века” наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми.
Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве.
Великий мыслитель Центральной Азии аль-Фараби – о добродетельном государстве.
В эпоху нового времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре.
В этот же период А.Смит выдвинул идею “трудового общества”, где труд выступает главным источником общественного богатства.
Великий немецкий философ Г.Гегель разработал учение о “государственном обществе”, которую определял как “систему всеобщей зависимости”.
В первой половине XIX века французский философ О.Конт (1798-1875) ввел понятие “социология” - учение об обществе как целостной системе.
Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г.Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общество как целостного организма.
В середине XIX века возник марксизм, который также разработал учение об обществе как целостной системе, раскрыв при этом сложную систему элементов, из которой складывается общество, выделив главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.
Однако, выдвинув эту идею, марксизм отбросил как “ненаучные”, “вредные” и “реакционные” все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими учениями (учение о “смешанном обществе” Дж. Гилберта, “теория стадий экономического роста” У. Ростоу, “теория исторического круговорота” А.Тойнби, идеяО.Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что общество можно трактовать в двух смыслах:
1. В наиболее широком значении общество представляет совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются и находятся в изменяющихся взаимодействиях.
2. В узком смысле – общество есть совокупность людей, находящихся на определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, в которой поведение каждого его члена определяется, прежде всего, отношениями, взаимосвязями, процессами, базирующимися на определенном способе производства.
Общество многолико, оно может рассматриваться и как конкретное (первобытное, феодальное и др.), и как региональное (американское, азиатское), и какнациональное (российское, французское) и т.д.
Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являютсячеловеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулярные механизмы. Не смотря на то, что человек представляет собой целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделит на два класса:
1) Вещи, “орудия”, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования;
2) Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую “телесную оболочку”, становясь материальным и проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей, вещей и символов не создает целостное системное образование – общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми, называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения между владельцами земли, станков и пр. и людьми, лишенных необходимых средств труда, К.Маркс называлпроизводственно – экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.
2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни.
Общество – это гигантский организм, высокоорганизованная система, частями которой являются люди, социальные группы, социальные институты, сферы общественной жизни. В обществе различают материальную, социальную, политическую и духовную сферы.
Материальная сфера – это произведение необходимых для человека вещей, созданием которых занимается материальное производство. Это экономическая деятельность людей.
Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. Использование новой производительной техники в Европе привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства.
В сферу социальной жизни включается огромный и разнообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рождается человек, происходит его первичная социализация - воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы общество могло передоверить его индивидам и первичным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в процесс воспитания и профессиональной подготовки.
Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является государство. Государство в свою очередь представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.
Продуктом духовной деятельности людей является наука, культура, искусство, информация, идеи, образы, чувства.
3. Функционирование и развитие общества.
Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых лишены его части?
Представители монистического течения считают, что на каждом “этаже” социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).
Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.
Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) иидеалистов (П. Сорокин).
“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.
Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровняем и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшим составляющими Культуры.
В истории существует, попеременно сменяя два основных вида мировоззрения – “духовный” и “чувственный”, каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства (“социокультурная суперсистема”).
Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или с нисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.
Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия.
Наконец, Сорокин допускает существование промежуточного типа социокультурной организации – идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности, и чувственности “даже общая культура индивида (как самого маленького культурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно-смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множества культурных систем – частично гармонирующих друг с другом, частично нейтральных и частично противоположных друг другу – плюс, сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру индивида и осевших там”.
Историческое развитие человечества Сорокин рассматривает как постоянную циклическую смену “социокультурных суперсистем”. Причину постоянной смены систем он видит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существования, который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества.
Вопросы к лекции №15:
1. Что такое общество?
2. Какой подход к пониманию общества господствовал в древневосточной и античной философской традиции?
3. Как средневековая философия определяла общество?
4. Как изменился поход к пониманию общества в Новое время?
5. Как относилась марксистская философия к трактовке общества?
6. Что выступает объектом и субъектом общества?
7. Сколько подсистем включает общество?
8. Что такое государство и политическая власть?
9. Монистический и плюралистический подходы к пониманию общества.
Лекция №16
Дата: 2018-11-18, просмотров: 753.