Восьмеричный путь спасения Будды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Ступени Комментарии
1. Правильные взгляды Знание о четырех благородных истин и буддийского учения в целом
2. Правильная решимость Твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением
3. Правильная речь Воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров
4. Правильное поведение Отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний
5. Правильный образ жизни Обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода
6. Правильные усилия Постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими
7. Правильное направление мысли Постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело -преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах
8. Правильное сосредоточение       (4 стадии) 1 - наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением;                                                                                           2 - осознание радости и покоя;                                                                                3 - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения;                 4- избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения

 

Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится архатом (почтенным лицом) и может уйти в нирвану. Нирвана - это укрощение страстей, а вместе с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы - колеса причинности. Нирвана - это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности.

                                                                                                                         

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. В центре христианской религиозной системы было убеждение, что Иисус Христос - это сын Божий, воплотившийся в человеке. Христианство основывается на понятии единосущия Бога - Бог один и единственен, но Он в Себе различен, имеет как бы три грани - Бога-Отца, Бога-Сына (Иисус Христос) и Бога Святого Духа. Важную роль в христианстве, наряду с понятиями единосущия и Троицы, играет догмат о богочеловеческой природе Христа, как уже отмечалось, согласно этому догмату, Христос является как Богом, так и человеком, более того - он олицетворяет собой сущность человека и человечества. Именно благодаря такому пониманию христианство состоялось как мировая религия. Бог, принявший природу человека, прошедший путь человеческой жизни (вплоть до распятия - смерти в Древнем Риме) и воскресший вновь - эта идея вдохновляла человечество на протяжении тысячелетий. Притягательность христианской религии обусловлена идеей всеобщего равенства. Кроме этого христианство оказалось единственной религией, в центре которой стояла человеческая личность, ее переживания, воля и свободные поступки.


Земная жизнь человека, в соответствии с христианством, есть приготовление человека к жизни вечной в Раю, но она ждет тех, кто вел праведную жизнь на земле, выполняя Божественные заповеди Библии, грешников ожидает в мире ином Ад. Бессмертие возможно потому, что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает ее трагизм, смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное.             

Общехристианский символ веры был оформлен в 325 г на Никейском и в 381 г. Константинопольском соборах. Согласно ему Дух святой исходит от Бога-Отца. Но с VI века некоторые богословы стали добавлять, что Дух святой исходит и от Бога-Сына, чтобы подчеркнуть равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Это добавление получило название филиокве (от лат. filiogue - и от сына), оно же стало формальным поводом для разделения Церкви на Восточную и Западную. Так оформились два направления внутри христианства: западное - католичество и восточное - православие.

В 1517 г. возник протестантизм – третья христианская конфессия, основателем его стал Мартин Лютер.  Протестанты отрицали власть папы, индульгенции, посредничество и святость Девы Марии, заступничество святых, не рассматривают мессу как священнодействие, не верят в чистилище, в действенность молитв за умерших, являются противниками целибата (необходимость безбрачия духовенства) и использования древних языков в церковных службах. У них и сейчас нет таких церковных традиций как почитание мощей, посещение святых, принятие таинств, мест святой воды, четок, икон и свечей в храмах. Добрые дела рассматриваются как «предрасположенность» к спасению, а не заслуга перед Богом (праведный - это не чистый от греха, а оправданный верой). Внутри протестантизма постепенно возникли десятки направлений.

В католицизме существует более строгая централизация (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи), главой католической церкви является Папа Римский. Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть, но и верховную светскую власть. Источник католического вероучения - Священное писание.

Библия - собрание древних текстов, состоит из двух частей - Ветхий Завет - первая часть по времени создания и большая по объему; признается обеими религиями. Новый Завет - вторая часть Библии. Фундамент православия составляет Священное писание и Священное Предание (труды отцов церкви и решения Вселенских соборов). Православные, как и католики, признают основные догмы христианства: триединство Бога, боговоплощение, искупление смертью Иисуса грехов людей, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Но православие отличается формами культа..    

                       Особенности католицизма и православия

    Католицизм            Православие
Догмат: «Дух Святой от Отца и Сына исходит» Догмат: «Дух Святой от Отца исходит»
Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры. Не признается.
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Не признается.
Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо. Не признается.
Догмат о чистилище Не признается.
Крещение осуществляется путем обливания из купели. Крещение осуществляется путем погружения в купель.
Причащение осуществляется опресноками. Причащение осуществляется хлебом.
Единая церковная организация во главе с папой римским. Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами.
Обет безбрачия всего духовенства. Духовенство делится на «белое» и «черное». Обет безбрачия приносит «черное» духовенство.

 

                                                       

                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


Ислам.                                                                                                                                                            

В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая монотеистическая религия - ислам, или мусульманство. Основоположником ислама был Мухаммед (570-632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама Мухаммед получал откровения от Аллаха через ангела Джабраила и сообщал его людям. После его смерти эти высказывания были собраны в единую книгу Коран («Чтение»), которая стала священной для мусульман и почитается ими как божественное Откровение. Коран состоит из 114 сур (глав), посвященных теологическим, этическим, правовым вопросам, в нем рассказывается о сотворении мира Аллахом.                                                                                                               

На шестой день из праха был создан первый человек - Адам. На седьмой день - он пришелся на пятницу - Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница - день отдыха. В истории сотворения мира очень много общего с Библией. Ислам  был близок к иудаизму и христианству. Главные же различия состоят не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на из образ жизни. Ислам не принял учение о Троице, о которой много спорили и сами христиане.

Другой не менее важный источник ислама Сунна (обычай, пример, традиция) - собрание изречений Мухаммеда и описаний его деяний.

В исламе существуют несколько течений, но главные из них, которые сохранились до наших дней - шиизм (последователи которого почитают только Коран в его особой трактовке) и суннизм (приверженцы почитания Корана и Сунны)                                                                                                                                                                                                                       Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность». Каждый верующий обязан ежедневно молиться и находиться в зависимости от воли Аллаха. Большую роль в жизни мусульман играет шариат - свод законов, основанный на Коране, положения которого сводятся преимущественно к общим ориентирам и принципам.

Пять столпов ислама:                                                                                                     

Первый столп ислама - это вера и исповедание единства Бога и пророческой сущности Мухаммеда: «Нет Бога, кроме единого Бога, и Мухаммед - Пророк его».

Второй столп ислама - выполнение ежедневного цикла молитв - в течение дня пять раз проводят ритуальное омовение водой (в чрезвычайных условиях - песком или грязью). Мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, произносят несколько молитв и отрывков из Корана. Такое обращение лицом к Мекке символизирует объединение всех мусульман в единую семью. Повторение молитв укрепляет веру в существование Бога и добра.

Третий столп - это пост. Мусульмане постятся часто. Есть у них и строго обязательный пост. Он проводится в месяц рамазан в память о первых откровениях Корана, которые были получены Мухаммадом. Пост дает людям «Прозрачную душу, чтобы превосходить, Чистый разум, чтобы думать, и Легкое тело, чтобы двигаться и действовать».

Четвертый столп - уплата долгов и милостыня. В конце года мусульманин должен выплатить по меньшей мере два с половиной процента дохода в пользу нуждающихся.

Пятый столп - это хадж, паломничество в Мекку. Все мусульмане хоть раз в жизни обязаны совершить этот поход, чтобы приблизить себя к Богу.

Мусульмане признают существование бессмертия через воскрешение, после которого они предстанут перед Аллахом, который и совершит высший суд. Аллах провозгласит свой приговор для направления в рай или ад на основе представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Одна из важнейших особенностей мусульманской теологии - запрещение любых форм антропоморфизации Бога (т.е. очеловечивания).

                                                                       

                                           

      Ценностные ориентиры ислама и христианства

Ислам Христианство
Спасение возможно в мусульманской общине (умме). Возможность индивидуального спасения, искупления грехов.
Идея предопределения (фатализм) - все предопределено Аллахом. Человек наделен волей. Он может выбирать свой путь.
Возможность предпринимательства, но богатством надо наслаждаться. Труд не наказание Господне (Ветхий Завет), а средство спасение и основа экономического развития.
Мухаммед: «Меч есть ключ к небу и аду; ... каждая капля пролитой крови ... будут записаны на небе как заслуги более высокие, чем даже пост или молитва. Если они пали в битве, их грехи тотчас отпустятся им, а сами они будут вознесены в рай, чтобы там предаваться вечным наслаждениям в объятиях чернооких гурий»   Иисус Христос: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте формы религии охотников и собирателей.

2. Дайте краткую характеристику буддизма и назовите его основные черты.

3. Какие функции выполняет религия в обществе?

4. Дайте сравнительную характеристику ислама и христианства. Что Вам известно о судьбе ислама и христианства в современном мире?

5. Дайте объяснение следующим фактам:

И ислам, и христианство предусматривают посты, среди них есть строгие (месяц Рамадан, Великий Пост).

6.Приведите аргументы в защиту этих суждений или опровергните их:

а) Все религии способствуют консолидации общества, особенно на трудных     этапах исторического развития.

б) Религия - форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и     стремлением оправдать крайнюю степень неравенства.

7.Что общего между понятиями и чем они различаются: черное духовенство и белое духовенство; мечеть - церковь; папа - патриарх; имам - патриарх; Новый Завет – Ветхий завет.



Словарь терминов

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.   

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о ценностях, теория ценностей.

Альтруизм (от лат. alter -другой)бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма.                                                                                        Анализ (от греч. analysis – разложение)                                                                                   1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..                                             2) научное исследование вообще.                                                               Аналогия (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия— индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Анархия (от греч. anarchia – безвластие) – безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.

Анимизм (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.

Античность (от лат. antiqus – древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis –происхождение) – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.

Антропология (от греч. anthropos – человек и логос – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный – человекоподобный.                                                  Антропосоциогенез (от греч. anthropos – человек, лат. societas - общество и genesis – происхождение) – процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность.                                                                   Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) – происходящее из опыта. Априори (от лат. a prioriиз предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.        2)Судить, знать заранее, наперед.

Аскетизм  (от греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.

Ассимиляция  (от лат. assimilatio – подобный) – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Атараксия (от греч. ataraxia-невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отрицание Бога, неверие в Бога.

Биоцентризм (от греч. bios-жизнь и лат. centrum-центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле.                                          Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие.                                                                                                              «Вещь-в-себе» - категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле.                                                                                                 «Вещь-для-нас» - категория Канта, обозначающая явление, вещь, как она существует в сознании субъекта, представление человека о вещи.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц.

Воля  - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.

Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.

Географический детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.)

Геополитика (от греч. ge – Земля и politike – государственные или общественные дела) – концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.)

Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.                                                                            

Гилозоизм (от греч. hile – материя и zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи.                                                                                    Глобализация – приобретение процессами и явлениями общепланетарного,  всемирного характера.                                                                                                                                                  Глобальные проблемы (от лат. globus-шар) -  проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения.

Гносеология (от греч.gnosis – знание, познание)  – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический – относящийся к процессу познания.

Гностицизм (от греч.gnosis – знание, познание) – философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный)

1) отношение к человеку как высшей ценности.

2) человечность в отношении к людям.

Дарвинизм – учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе.                                                                                                    Двойственная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.                                                                                                 Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому       бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но              впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.            Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире.

Деспотия (от греч. despoteia-неограниченная власть) – форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных.

Детерминизм (от лат. determinare-определять, обуславливать) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.                                                                                                                                                       Догма (то же, что и догмат) – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

Догмат (от греч. dogma – мнение) – положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики.

Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени.

Доиндустриальное общество  еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.

Доминирующая культура – разновидность культуры  содер­жит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. цен­ности и нормы большинства людей.

Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.                                         Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, тради­ции, социальные нормы и ценности и т.д.

Европоцентризм – осознание и признание европейских ценностей как главенствующих.

Зооморфизм (от греч. zoon-животное и morphe-форма) – представление богов в образе животных.                                                                                                                                                     Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.  

Императив (от лат. imperativus-повелительный) – в этике Канта – непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – общеобязательное правило для всех людей во всех случаях.                                              

Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая                   биологическая характеристика человека.                                                2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.

Индустриальное общество – это общество, где определяющим фактором развития является  промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.

Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) – разум, способность мыслить, рационально познавать.

Интуитивизм (от лат. intuitio – пристально смотреть) – течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.

Карма (от санскрит. karma- деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования.                                   Конфессия (от лат. confessio) – вероисповедание.                                                   Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – замысел, точка зрения, трактовка чего – либо.                                                                                              Контркультура (от лат. contra - против + культура) – культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis-подобный) – некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство.          Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos – Вселенная и logos – учение) – учение о Вселенной как единое целом.                                                                                                           Космоцентризм  (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.            

Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.

Критерий (от лат. criterion – средство для суждений) – признак на основе которого производится оценка, классификация чего – либо; мерило оценки.

Либерализм (от лат. liberalis-свободный) – идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества.                                                                           

Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.                                                                                                                                        2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.

Макрокосмос (Большой мир)Вселенная, мир в целом.

Марксизм – научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов.

Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентри­рована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удов­летворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в  основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена  штампам и моде и потому весьма преходяща.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи.                                                                                                          Материальная культура – это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, те­левизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, биб­лиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д.

Медитация (от лат. meditation от mediator – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.                                                                                  

Микрокосмос (от греч. – малый мир ) иначе – человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса).                                   Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.                                                                                 Мифология (от греч.mythos-предание, сказание) – совокупность мифов.

Монады (от греч. monados-единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц).                                               Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.                                                                                                                    Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) – единобожие; религия, признающего единого Бога.                                                                                                                                                 Народная культура творится  народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д.

Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности.                                           Неотомизм (от греч. neos – новый + томизм) – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Формы Аквинского.                             Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры.                                                                                                                                                 Нирвана (с санскрита  nirvana-угасание) – в буддизме – состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. 

Ноосфера (от греч. noos - разум и sphaira – сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.                                                            Объективный 1. непредвзятый, беспристрастный;                                                                                           2. то, что принадлежит объекту.                                                                         Объект (от лат. objectum – предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая – либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности.                                                                                                                                  Онтология (от греч. ontos сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Ортодоксальный (от греч. ortodoxos-правоверный) – неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения.                               

Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) – учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.

Патристика (от греч. pater – отец) – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.

Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.

Пифагореизм (от имени Пифагора) – философское учение, согласно которому принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей.

Политеизм  (от греч. poli – много и theos – Бог) – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское  учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний.

Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.

Прагматизм (от греч.pragma – дело, действие) – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога.

Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм (от лат. relativus-относительный) – признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д.  

Ренессанс (от французского renaissance – возрождение) эпоха Возрождения – общественно – политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку.

Самоидентификация (от лат. identificare – отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности.                                                           Сансара – чувственный мир. В индийской философии – повторяющийся цикл перевоплощений, страданий.

Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного влияния, изъятие чего–либо из церковного ведения (например: секуляризация образования).

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.

Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.

Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.                     Софизм (от греч. sophisma – уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) – 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой.

Стоицизм (от греч. stoa – портик в Афинах, где учил Зенон) – направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца – освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях.

Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Социальная философия – это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

Социогенез (от лат. societas - общество и genesis – происхождение) процесс зарождения и развития общества.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем.

Субъективный (от лат. subjectivus-добавляемый) – то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый.                                                             

Танатология (от греч. thanatos-смерть + логия) – учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти.            Теология (от греч. - theos – Бог и logos – учение) Богословие, учение о Боге.

Теоцентризм (от греч. theos – Бог и латинского centrum – центр) – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому – либо или чему – либо.

Томизм – (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Тоталитарный (от лат. totalis-полный, целый) – способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей.

Тотемизм – вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого – либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ.

Теизм (от греч. theos-бог) – религиозно – философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющую   все в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели.          Фанатизм (от лат. fanaticus – исступлённый) – страстная преданность чему – либо. Фатализм (от лат. fatum–рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение.                                                                                      Феноменология (от греч. phainomena-явление + логия) – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.

Фетиш (от французского fetiche – амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм – название теории и метода психоанализа.

Футурология – (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов.

Шариат (от арабского saria-надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и            теологических норм основанных на Коране, мусульманское право.                   Эвдемонизм (от греч. eudemonia – блаженство) – направление в этике, рассматривающее счастье как мотив всех стремлений и цель жизни.                            Эволюция (от лат. evolution – развёртывание) – медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе.

Эвристика (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.

Эвтаназия (от греч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – добровольный, безболезненный уход из жизни с целью избавления от страданий.

Эгоизм (от лат. ego-я) – себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе.   

Экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование) – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические  методы: внерассудочные, чувственные и.т.д.                            Эклектика (от греч. eklektikos-выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra-сверх и polire-отделывать) – распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это  высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей.

Эллинистический (от греч. hellen-грек) – относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле – греческий.                                              Эмпирический (от греч. emperia – опыт) – основанный на опыте.                        Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни.                                                            Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания, учение о знании как таковом,  его строение, структура, функционирование и развитие.  Эстетика (от лат. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности.                                                              Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали.                                           Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение).                                                                   Этноцентризм (этно + центр) – склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы.                                                                                                                                                                                                

Литература в библиотеке колледжа:

1.АблеевС.Р.,Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. - М, «Гардарики»,2004,-272стр.                                                                               2.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М, «Проспект»,1999,-560стр.                         3.Баева Л.В., Карабущенко П.Л., Бойко П.Е., Гришин Н.В. Философия.     Основной курс.- «Астраханский университет»,2007,-439стр.

4.Балашов Л.Е. Философия.-    М. «Дашков и К»,2008,-612стр.

5.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия .Учебное пособие».-М, «Знание»,1998.-304стр.                                                                                                                6.Голобоков В.Г. Краткая история философии.- М, «АСТ»,1997.-576стр.

7.Горбачёв В.Г. Основы философии. - М, «Владос»,2002.-336стр.

8.Горелов А.А. «Основы философии. - М, «Академия»,20005.- 256стр.

9.Губин В.Д. Основы философии.- М. «Форум - Инфра-М»2003.-288стр.

10.Гуревич П.С. Основы философии. - М. «Гардарики»,2007.-439стр.

11.Ерыгин А.Н. Основы философии.- М, «Академцентр»,2008.- 448стр.

12.История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута.- М, «Мысль»,1991.-590стр.                                                  

13.Калашников В.Л. Философия. Курс лекций.  - М, «Владос»,2003.-384стр.        

14.Канке В.А. Основы философии.- М, «Логос»,2002.-288стр.

15.Кармин А.С., Бернацкий Г. Философия. - Спб, «Питер»,2009.-560стр.

16.Кохановский В.П. История философии. Учебник для ВУЗов. - Р. на Дону «Феникс»,2006.-736стр.                                                                                                17. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии для ССУЗов.- Р. на Дону, «Феникс»,2007.-315стр.

18.Кохановский В.П. Философия. - Р. на Дону, «Феникс»,2006.-576стр.

19.КузнецовВ.Г.,КузнецоваИ.Д.,МироновВ.В.,МомджянК.Х. Философия. - М, «Инфра – М»,2000.-519стр.                                                                                                    20.Мурзин Н.Н. Философия в вопросах и ответах.- М, «Кнорус»,2006.- 254стр.

21.Основы современной философии. Коллектив авторов.- Спб, «Лань»,1999.-352стр.

22.Основы философских знаний. Курс лекций.                                                            Под редакцией Большакова     А.В. – М, НМЦ СПО,1997.-228стр.

23.Радугин А.А. Философия. Курс лекций.- М, «Центр»,1998.-272стр.

24.Стрюковский В.И. Курс философии в схемах. - Р. на Дону, «Феникс»,2006.

25.Харин Ю.А. Философия Учебное пособие для ВУЗов.- Минск, «Тетра Системс»,1998.-432стр.

26.Шаповалов В.Ф. Основы философии, М, «Фаир-Пресс»,2000.-608

 

                       Литература в интернете:

http://www.gumer.info  по авторам:

Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник.                                      Балашов Л. Философия.                                                                                          Барулин В. Социальная философия: Учебник.                                                 Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии.                          Ивин А. Философия истории.                                                                               Кириленко Г., Шевцов Е. Философия.                                                     Кохановский В. Философия.                                                                 Кохановский В., Яковлев В. История философии.                                                             Крапивенский С. Социальная философия.                                                           Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия: Учебник. Лавриненко В. Философия.                                                                         Мапельман В., Пенькова Е. История философии.                                                   Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.                                                   Смирнов И., Титов В. Философия.                                                                         Спиркин А. Философия.                                                                                              Фролов И. и др. Введение в философию.                                                     Якушев А. Философия (конспект лекций).                                        http://www.klikovo.ru/db/sect/4: Б.Рассел История западной философии   http://www.philosophy.ru/edu/ref/gubin/00.html:                                                           Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. Учебник. (Фрагменты)

Словари по философии:

http://www.slovari.info/philosophical/slovar_philosophical.htm:                        словарь терминов по философии.                          

http://filosof.historic.ru/enc/index1.shtml:                                                                   словарь терминов по философии

http://yanko.lib.ru/books/encycl/hist_of_philosophy_encycl_gricanov.htm#_Toc59309215: энциклопедия по истории философии

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/38.php :                                                      Новейший философский словарь                                        

http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/:                                                            Краткий словарь философских персоналий              

http://www.velikanov.ru/philosophy/:                                                                  История философии. Энциклопедия

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 229.