МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н.КОСЫГИНА»
(Технологии. Дизайн. Искусство)»
( ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н.Косыгина»)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для всех направлений подготовки
ИСТОРИЯ
Методические указания
Составитель: Мокшина И.С., доц., к. ист. н.
Москва
РГУ им. А.Н. Косыгина 2016
УДК 94(47) (072)
М-74
М-74 История. Методические указания / Сост. Мокшина И.С.- М.:РГУ им. А.Н.Косыгина, 2016-38 с.
Рецензенты:
- доцент Нечаева Т.Ю. ( ФГБУ ВО «РГУ им. А.Н.Косыгина»)
- доцент Дроздов С.В. ( ФГБУ ВО « РГУ им. А.Н.Косыгина»)
Методическое пособие предназначено для обучающихся по всем направлениям подготовки очной, очно-заочной и заочной форм обучения и будет использовано при изучении дисциплин «История», «Отечественная история», «История России».
Методическое пособие содержит тематический план учебного курса и планы семинарских занятий, а также основную и дополнительную литературу по курсу «История». К каждой теме семинарских занятий предложены темы докладов и литература к ним. В методическое пособие включены темы рефератов и примерные вопросы к экзамену. С помощью методического пособия студенты смогут сформировать полное представление по дисциплине, подготовиться к экзамену.
УДК 94(47)(072)
Подготовлено к печати на кафедре «История, политология и право»
Печатается в авторской редакции.
ПРЕДИСЛОВИЕ
История – это важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Целью дисциплины является формирование систематизированных знаний о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса на основе изучения основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе. История России изучает историю страны в которой мы живем.
Задачами дисциплины являются:
- сформировать у студентов научные представления об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
- показать место России в этом процессе;
- приобрести научное представление об основных этапах в истории России и их хронологии;
- выработать у студентов многомерное видение истории;
- сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
- на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского сообщества и выявить возможные перспективы будущего;
- способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: дать определение научной методологии, основным методам и принципам исторического исследования; рассказать об основных этапах, фактах, событиях, причинах и поводах исторических явлений; рассказать об основных социально-экономических и политических процессах, закономерностях истории России, об её роли и месте в истории человечества и в современном мире;
Уметь: применять и употреблять правильно методы и принципы исторического исследования и понятийно-категориального аппарата; выделять и формулировать историческую проблему, анализировать и интерпретировать научную литературу по истории; демонстрировать свое понимание исторических явлений; применять на практике знания истории; проиллюстрировать историческую проблему примерами; анализировать исторические документы, факты, события; логично и ясно формулировать и излагать собственное видение рассматриваемых проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Владеть: составить представление об исторических закономерностях; предположить возможность развития исторических событий; разработать метод исследования; сформулировать выводы; систематизировать и обобщать выявленные данные; определить ценность исследования; сравнить различные взгляды и оценки на историческое событие.
Курс «История» изучается лекционно-семинарским методом. Контроль за его усвоением осуществляется на семинарских занятиях, которые призваны помочь студентам систематизировать , углубить и закрепить знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы. Семинар – это организационная форма обучения, целью которой является также анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.
Семинары развивают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, культуру речи. Они формируют у студентов умения слушать и оценивать мнения аудитории; задавать вопросы и отвечать на них; вести диалог; аргументировано излагать, обосновывать и отстаивать свою позицию; делать собственные обобщения и выводы. На семинарах коллективно прорабатываются темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; изучаются разделы, наиболее сложные для индивидуального восприятия и закрепления.
Цель семинарских занятий – сформировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе, привлечь к научным исследованиям, которые проводит кафедра.
1.Тематический план учебного курса « История»
1. История как наука. Цивилизационный и формационный подходы к истории.
2. Древняя Русь (IX-начало XII вв.).
3.Русские земли в период политической раздробленности.
4. Объединение русских земель в единое государство.
5. Россия в XVI в.
6. Россия в XVII в.
7. Эпоха Петра I
8. Российская империя в 1725-1800 гг.
9.Российская империя в первой половине XIX в.
10.Российская империя в пореформенный период ( вторая половина XIX в.)
11. Первая российская революция (1905-1907 гг.)
12.Россия в Первой мировой войне и революциях 1917 г.
13.Советское государство в 1917-1922 гг.
14. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30-е годы.
15. Советский Союз в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945.
16. СССР в послевоенные годы (1946-1964 гг.)
17. СССР в 1965-1991 гг.
18.Россия в конце XX-начале XXI вв.
2.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема № 5. Россия в XVI в.
1. Иван IV Грозный. Начало правления. Реформы Избранной Рады.
2. Опричнина: цели, этапы, итоги, последствия.
3. Внешняя политика Ивана IV.
4. Дискуссии о личности и итогах правления Ивана Грозного.
Основные понятия: Сословно-представительная монархия. Земский собор. Стоглавый собор. Избранная рада. Царь. Стоглав. Приказ. Кормление. Местничество. Опричнина. Земщина. Губа. Наместник. Уезд. Государев двор. Владельческие крестьяне. Черносошные крестьяне. Бояре. Вотчина. Дворяне. Поместье. Регент. Стрелец. Заповедные лета. Крепостное право. Юрьев день.
Темы докладов:
1. «Избранная рада» и опричнина Ивана IV: их влияние на развитие русской государственности.
2. Иван Грозный - личность и политик.
3. Образ царя в средневековой Руси.
4. Социально- экономическое положение России в XVI веке.
5. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник русской политической мысли XVI века.
Литература:
1. Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. -М,, 1999
2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.Т.1/ А.Н.Сахаров, В.А.Шестаков, под ред. А.Н.Сахарова.- М.,2017
3. История России с древнейших времен до конца XVII века.- М., 2001
4. История России / В.П.Семин.- 3-е изд.- М., 2017
5. История России в схемах: учебное пособие / авторы-составители А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.,2016
6. Кобрин В.Б. Иван Грозный.- М., 1989
7. Костомаров Н.И. / Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей /.- М., 2011
8. Платонов С.Ф. Иван Грозный.- М., 1991
9. Скрынников Р.Г. Иван Грозный.- М., 2010
10. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авторы-составители: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2017
Тема № 6. Россия в XVII в.
1. «Смутное время» в России: предпосылки, причины, периоды, итоги и уроки.
2. Новое в политическом и социально-экономическом развитии России XVII века.
3. «Бунташный век».
4. Реформа русской православной церкви. «Великий раскол».
Основные понятия: Смутное время. Самозванчество. Ополчение. Семибоярщина. Интервенция. Мануфактура. Соборное Уложение. Раскол. Гетман. Старообрядцы. Бунташный век. Церковный раскол. Служилое сословие. Тяглое сословие. Крепостное право.
Темы докладов:
1. Личность Бориса Годунова.
2. Самозванцы в России в начале XVII века.
3. Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в Смутное время.
4.Церковь и государство в XVII веке.
5. Никон и Аввакум как оппоненты.
Литература:
1. История России / А.В.Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е.Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина.- М., 2016
2. История и культура Отечества/ под ред. В.В.Гулиевой.- М., 2007
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.Т.1/ А.Н.Сахаров, В.А.Шестаков, под ред. А.Н.Сахарова.- М.,2017
4. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Том 2.-М., 1991
5. Ливен Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. – М., 2007
6. Ножникова З. Загадочная Московия : Россия глазами иностранцев.- М., 2012
7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М., 1993
8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Мн., 2006
9. Три века. Том 1-2: / сост. А.М.Мартышкин, А.Г. Свиридов.- М., 1991
10. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авторы-составители: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2017
Тема № 7. Эпоха Петра I .
1. Причины и предпосылки российской модернизации XVIII века. Направленность экономических и политических реформ предшественников Петра.
2. Реформы Петра I: цели, характер, содержание, последствия.
3. Внешняя политика Петра I.
4. «Дворцовые перевороты»: проблема преемственности курса реформ в послепетровский период.
Основные понятия: Абсолютизм. Империя. Император. Губерния. Уезд. Сенат. Коллегии. Генерал-прокурор. Синод. Указ о единонаследии. «Табель о рангах». Ассамблеи. Приписные крестьяне. Посессионные крестьяне. Рекруты. «Юности честное зерцало». Северная война. Полтавская битва. Указ о престолонаследии. Дворцовые перевороты. Протекционизм. Меркантилизм. Модернизация.
Темы докладов:
1. Утверждение самодержавного абсолютизма и его сущность.
2. Текстильное мануфактурное производство начала XVIII века.
3. Реформаторская деятельность Петра Великого.
4. Судьба петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов.
5. Просвещение и наука в эпоху Петра I.
Литература:
1. Анисимов Е.В. время Петровских реформ.- Л., 1989
2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века.- М., 1994
3. Буганов В.И. Петр Великий и его время.- М., 1989
4. Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. –М., 2006
5. История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р, Зезина; Под ред. Л.В.Кошман.- М., 2006
6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник.- М., 2016
7. История России в схемах: учебное пособие / авторы-составители А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.,2016
8. История России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. /А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2015
9. Молчанов Н.Н.Дипломатия Петра Великого.- М., 1984
10. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авторы-составители: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2017
Тема № 8. Российская империя в 1725 – 1800 гг.
1. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Внутренняя и внешняя политика России.
2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
3. Реформы второй половины XVIII в. и их значение.
4. Внешняя политика российской империи второй половины XVIII в.
Основные понятия: Дворцовые перевороты. Регент. Фаворит. «Бироновщина».Кондиции. Секуляризация. Вольное экономическое общество. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия. « Жалованная грамота дворянству». « Жалованная грамота городам». Московский университет. Академия художеств. Академия наук.
Темы докладов:
1. Женщины на российском престоле: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна ( на выбор).
2. Екатерина II и ее время.
3. Борьба Екатерины II с вольнодумством : Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.
4. Система образования и воспитания во второй половине XVIII века.
5. Русские полководцы XVIII века: А.В.Суворов, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридонов, Г.А. Потемкин ( на выбор)
6. Россия при Павле I. ( «Таинственный» император).
Литература:
1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века.- М., 1994
2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна.- М., 2000
3. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле.- М., 2008
4. Во дни Екатерины.- СПб, 2002
5. Данилов А.П. История России.- М., 2002
6. Екатерина II. О величии России.- М., 2006
7. История России с начала XVIII до конца XIX века.- М., 1997
8. История России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. /А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2015
9. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.Т.1/ А.Н.Сахаров, В.А.Шестаков, под ред. А.Н.Сахарова.- М.,2017
10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн.- Ростов н/Д., 2000
Темы докладов:
1. Геополитические изменения в мире после Второй мировой войны.
2. Начало «холодной войны» и ее воздействие на мировую политику.
3. Хрущев глазами современников и историков.
4. История советской космонавтики.
5. Карибский кризис 1962 г.
Литература:
1. Аксютин Ю.В. Хрущевская « оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг.- М., 2004
2. Емельянов Ю.В. Хрущев. – М., 2005
3. История России в новейшее время.1918-2009гг.: учебник. А.Б. Безбородов, Н.В.Елисеев [и др.]; отв. Ред. А.Б. Безбородов.- М., 2016
4. История России XX век./ А.Н. Боханов, М.Н.Горинов, В.П. Дмитренко и др.- М., 2001
5. История России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. /А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2015
6. Кожин В.В. Россия. Век - XX-й / В.В.Кожин.- М., 2008
7. Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1964). Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001
8. Млечин Л.М. Брежнев.- М., 2005
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории.- М., 2004
10. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авторы-составители: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 2017
Тема № 17. СССР в 1965 – 1991 гг.
1.Развитие социально-экономической и культурной жизни в СССР в 60-80-х гг. ХХ в. Застойные явления в жизни общества.
2.Ускорение и «перестройка» в СССР(1985-1991гг.).
3.Распад СССР и образование СНГ.
Основные понятия: Мирное сосуществование. Разрядка международной напряженности. Научно-техническая революция. Новая историческая общность людей – «советский народ». Развитой социализм. Экономическая реформа. Застой. Номенклатура. Ускорение. Перестройка. Гласность. Новое политическое мышление. «Бархатные революции». Многопартийность. Демократия. Рыночная экономика. «Межрегиональная депутатская группа». Приватизация собственности. Фермер. Электорат. Пиар-технологии. Разделение властей. Парад суверенитетов. Народные фронты. Дезинтеграция. ГКЧП. Распад СССР. СНГ.
Темы рефератов:
1. Политический портрет Л.И. Брежнева
2. А.Н.Косыгин: « Я ведь не политик, я - инженер».
3. Реформы А.Н.Косыгина 1965 г.
4. Цена военно-стратегического конфликта: СССР- США.
5. Ю.В. Андропов : попытка «навести порядок».
6. М.С.Горбачев: «новое политическое мышление».
7.Б.Н. Ельцин : «Будем жить по конституции».
Литература:
1. Барсенков А.С. История России. 1917-2004. Учебное пособие.- М., 2005
2. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца XX- началаXXI века.- М,. 2007
3. Вяземский Е.Е., Елисеева Н.В. СССР – Россия. От Горбачева до Путина. 1985- 2002.- М., 2003
4. История России.- М., 2002
5. История России.- М., 2001
6. История России в новейшее время.1918-2009 гг.: учебник. А.Б. Безбородов, Н.В.Елисеев [и др.]; отв. Ред. А.Б. Безбородов.- М., 2016
7. История XX века: Россия – Запад – Восток / А.М.Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев.- М., 2004
8. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.Т.2/ А.Н.Сахаров, В.А.Шестаков, под ред. А.Н.Сахарова.- М.,2017
9. Медведев Р. Личность и эпоха.- М., 2002.
10. Новейшая история России: учебник / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М., 2016
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Языческие боги Древней Руси.
2. Европейские и восточные авторы о Древней Руси.
3. Русское военное дело в средние века.
4. Дворянское поместное войско в Московском княжестве.
5. Выдающиеся отечественные историки.
6. «Повесть временных лет» и «Русская Правда» - основные источники по истории Древней Руси.
7. Древняя Русь и степные народы (IX- первая половина XIIIвв.).
8. Древняя Русь и Византия: проблемы взаимоотношений.
9. Древнерусский город.
10. Раннефеодальное монгольское государство.
11. Русь и Золотая Орда.
12. Запад и русские земли в XII – XIII вв. Исторический портрет Александра Невского.
13. Александр Невский: воин и дипломат.
14. Господин Великий Новгород.
15. Москва и Тверь – борьба за Великое княжение и политическое лидерство в русских землях.
16. Иван Калита: политический портрет.
17. «Собирание Русской земли». Усиление влияния Московского княжества.
18. Иван III – «Государь всея Руси».
19. Московский Кремль – символ становления и развития Российского государства.
20. Зарождение российского дворянства.
21. Роль русской православной церкви в создании централизованного государства.
22. Борис Годунов – первый избранный царь России.
23. Самозванцы на российском престоле.
24. Россия и Украина: история взаимоотношений в XVII в.
25. Освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами в XVI-XVIII вв.
26. Церковный раскол середины XVII в. Возникновение старообрядчества.
27. «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра I.
28. Немецкая слобода в Москве.
29. Внешнеполитическая деятельность Петра I – национальные приоритеты и имперские тенденции.
30. «Птенцы гнезда Петрова».
31. Золотой век российского дворянства.
32. Женщины на российском престоле – Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II.
33. Полководцы XVIII в. П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов.
34. Кавказская война (1817-1864 гг.).
35. Русская Америка в XIX в.
36. М.М.Сперанский. Проекты государственных преобразований.
37. «Всесильный временщик» А.А.Аракчеев.
38. Крестьянский вопрос в годы правления Николая I.
39. Павел I. Исторический портрет.
40. Пореформенная Россия – положение и быт крестьян.
41. Военная реформа и русско-турецкая война 1877-78 гг.
42. Российский дипломат – светлейший князь А.М.Горчаков.
43. М.Т.Лорис-Меликов – военный и государственный деятель России.
44. Михаил Бакунин – теоретик и практик русского анархизма.
45. Женское образование в России.
46. Дальневосточная политика России в конце XIX – начале ХХ вв.
47. Государственная деятельность С.Ю.Витте.
48. Либерализм накануне и в годы первой русской революции.
49. Социалистические партии России: теория и практика политической борьбы в 1905-1907 гг.
50. Реформаторская деятельность П.А.Столыпина и дворянско-помещичья Россия.
51. Россия накануне Первой мировой войны.
52. Военачальники русской армии в Первой мировой войне.
53. Нарастание общенационального кризиса в России в годы Первой мировой войны.
54. Альтернативы 1917 г. П.Н.Милюков, Л.Г.Корнилов, А.Ф.Керенский, В.И.Ленин.
55. Особенности государственного устройства после Февральской революции 1917 г.
56. Мирный путь развития революции – несостоявшаяся альтернатива.
57. Октябрь 1917 г.: переворот, заговор, великая революция?
58. «Белый» и «красный» террор: истоки и последствия.
59. Военачальники Красной Армии – М.В.Фрунзе, К,Е.Ворошилов, С.М.Буденный, В.И.Чапаев, А.Я.Пархоменко.
60. «Белое» движение: победы и поражение.
61. Иностранная интервенция в Советской России в 1918-1922 гг.: цели, силы, причины поражения.
62. Продовольственная диктатура и радикальное решение общенациональных задач.
63. Роль В.И.Ленина в создании Советского государства.
64. План ГОЭЛРО – план преодоления экономической и социально-культурной отсталости России.
65. Русская эмиграция в 20-е годы ХХ в.
66. Концепция социалистического строительства И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина.
67. Реконструкция легкой промышленности в 30-е гг.
68. Социальная структура советского общества в 30-е годы ХХ в.
69. «Новый курс» Ф.Рузвельта.
70. Советская внешняя политика и Коминтерн в 20-30-е годы.
71. СССР и гражданская война в Испании.
72. «Мюнхенский сговор» как канун Второй мировой войны.
73. Укрепление дальневосточных рубежей СССР накануне Великой Отечественной войны.
74. Советско-германские отношения 1939 – 22 июня 1941 года.
75. «Зимняя война» 1939-1940 гг.: причины, ход боевых действий, итоги.
76. Советско-германский фронт – решающий фронт Второй мировой войны.
77. Патриотизм и героизм советских людей в тылу и на фронте.
78. Ленинградская блокада.
79. Советские военачальники.
80. Немецкий оккупационный режим.
81. Союзники в годы Второй мировой войны – противники в послевоенном мире.
82. Международные эксперты о послевоенном восстановлении Советского Союза.
83. Послевоенные дискуссии и их влияние на развитие науки и культуры.
84. Восточная Европа после Второй мировой войны.
85. СССР и Организация Объединенных Наций.
86. СЭВ как модель международной интеграции: успехи и противоречия.
87. «Холодная война» и разрядка международной напряженности.
88. Советско-американские отношения во второй половине ХХ века.
89. «Золотой век» или «застой»: жизнь советского общества в 60-е-80-е гг. ХХ века.
90. Выдающиеся советские ученые и их вклад в развитие мировой и отечественной науки.
91. «Перестройка»: продуманная стратегия или стихийный процесс?
92. Судьба СССР в 1991 году: неизбежность, случайность, злой умысел, альтернативы.
93. «Конституционный» кризис в России. События осени 1993 г. и их влияние на судьбу страны.
94. Государственная Дума в России: 1906-1917 гг. и в 1993-2015 гг.
95. Становление российской многопартийности. Основные тенденции развития партийной системы.
96. Межнациональные отношения в современной России.
97. Многоликое российское общество.
98. Молодежь в современной России.
99. Приоритеты и проблемы во внешней политике Российской Федерации.
100. Военная доктрина Российской Федерации.
5. Вопросы к экзамену по курсу «История»:
1. Восточные славяне: происхождение, хозяйство, общественный строй и верования.
2. Предпосылки образования и этапы развития Древнерусского раннефеодального государства (IX- начало XII вв.)
3. Принятие христианства на Руси и его значение для судеб страны.
4.Русские земли в период феодальной раздробленности, ее причины и последствия.
5. Борьба русского народа с нашествием монголо-татар в XIII в. Золотоордынское иго и его последствия.
6. Борьба русского народа против немецко-шведской агрессии в XIII в.
7.Предпосылки и особенности образования Российского централизованного государства. Возвышение Москвы и начало собирания русских земель.
8. Борьба русского народа за национальную независимость во второй половине XIVв. Куликовская битва и ее историческое значение.
9. Завершение объединения русских земель при Иване III и Василии III ( вторая половина XV- начало XVI вв.)
10. Правление Ивана IV и его реформы
11. Внешняя политика Ивана IV и её последствия.
12. Опричнина Ивана Грозного и её последствия.
13. Основные этапы закрепощения крестьян в России.
14. Смутное время в Российском государстве в начале XVII в.
15. Внешняя политика России пр первых Романовых.
16 Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
17. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Начало правления Петра I.
18. Внешняя политика Петра 1. Северная война.
19. Реформы Петра Великого и их значение.
20. Эпоха “дворцовых переворотов” 1725-1762гг.
21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
22. Внутренняя политика России в 1762-1796гг. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II.
23. Российская империя в эпоху Павла 1.
25. Внутренняя политика России в первой четверти XIXв.
25. Внешняя политика России в начале XIXв. Отечественная война 1812г.
26 Движение декабристов: идеология и политическая практика.
27. Российская империя в эпоху Николая 1.
28. Общественные движения в России во второй четверти XIXв. Западники и славянофилы, революционные демократы в русской общественной мысли.
29. Внешняя политика России во второй трети XIXв. Крымская война (1853-1856 гг.): причины и итоги.
30. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права.
31. Либерально-буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в России и их значение.
32. Революционные народники 70-х- начала 80-х годов XIX в.: основные течения, теория и практика борьбы.
33. Внутренняя политика России в конце XIX в.
34. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, движущие силы и особенности.
35. Политические партии в революции 1905-1907 гг.: их стратегия и тактика.
36.Начало российского парламентаризма. Государственная Дума в политической системе Российской империи.
37. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
38. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.)
39. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г., её историческое значение.
40. Стратегия и тактика политических партий в условиях двоевластия.
41. Развитие революции от февраля к октябрю 1917 г.
42. Подготовка и проведение Октябрьского вооруженного восстания. Приход к власти большевиков.
43. Формирование советской государственности (1917-1920 гг.)
44. Гражданская война и иностранная интервенция в России(1918-1920гг.).
45. Образование СССР.
46. Политика “военного коммунизма" ее сущность и значение.
47. Новая экономическая политика и её сущность.
48.“Великий перелом”: социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
49. Политическая система СССР в 1930-е гг.
50. Внешняя политика СССР в условиях нарастания военной опасности. Начало Второй мировой войны.
51. Начало Великой Отечественной войны. Причины временных неудач Красной Армии.
52. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и ее окончание.
53. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции и их значение в разгроме нацистской Германии и Японии.
54. Решающая роль СССР в победе над фашистской Германией. Итоги и уроки второй мировой войны.
55.Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь страны в первое послевоенное десятилетие.
56. Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война».
57. Советское общество в 1953-1964 гг. Политические и экономические преобразования.
58. Тенденции социально-экономического и политического развития советского общества в 1965-1985гг.
59. “Перестройка”. Общественно-политический кризис и распад СССР (1985-1991 гг.)
60. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 90-е гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н.КОСЫГИНА»
(Технологии. Дизайн. Искусство)»
( ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н.Косыгина»)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для всех направлений подготовки
ИСТОРИЯ
Методические указания
Составитель: Мокшина И.С., доц., к. ист. н.
Москва
РГУ им. А.Н. Косыгина 2016
УДК 94(47) (072)
М-74
М-74 История. Методические указания / Сост. Мокшина И.С.- М.:РГУ им. А.Н.Косыгина, 2016-38 с.
Рецензенты:
- доцент Нечаева Т.Ю. ( ФГБУ ВО «РГУ им. А.Н.Косыгина»)
- доцент Дроздов С.В. ( ФГБУ ВО « РГУ им. А.Н.Косыгина»)
Методическое пособие предназначено для обучающихся по всем направлениям подготовки очной, очно-заочной и заочной форм обучения и будет использовано при изучении дисциплин «История», «Отечественная история», «История России».
Методическое пособие содержит тематический план учебного курса и планы семинарских занятий, а также основную и дополнительную литературу по курсу «История». К каждой теме семинарских занятий предложены темы докладов и литература к ним. В методическое пособие включены темы рефератов и примерные вопросы к экзамену. С помощью методического пособия студенты смогут сформировать полное представление по дисциплине, подготовиться к экзамену.
УДК 94(47)(072)
Подготовлено к печати на кафедре «История, политология и право»
Печатается в авторской редакции.
ПРЕДИСЛОВИЕ
История – это важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Целью дисциплины является формирование систематизированных знаний о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса на основе изучения основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе. История России изучает историю страны в которой мы живем.
Задачами дисциплины являются:
- сформировать у студентов научные представления об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
- показать место России в этом процессе;
- приобрести научное представление об основных этапах в истории России и их хронологии;
- выработать у студентов многомерное видение истории;
- сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
- на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского сообщества и выявить возможные перспективы будущего;
- способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: дать определение научной методологии, основным методам и принципам исторического исследования; рассказать об основных этапах, фактах, событиях, причинах и поводах исторических явлений; рассказать об основных социально-экономических и политических процессах, закономерностях истории России, об её роли и месте в истории человечества и в современном мире;
Уметь: применять и употреблять правильно методы и принципы исторического исследования и понятийно-категориального аппарата; выделять и формулировать историческую проблему, анализировать и интерпретировать научную литературу по истории; демонстрировать свое понимание исторических явлений; применять на практике знания истории; проиллюстрировать историческую проблему примерами; анализировать исторические документы, факты, события; логично и ясно формулировать и излагать собственное видение рассматриваемых проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Владеть: составить представление об исторических закономерностях; предположить возможность развития исторических событий; разработать метод исследования; сформулировать выводы; систематизировать и обобщать выявленные данные; определить ценность исследования; сравнить различные взгляды и оценки на историческое событие.
Курс «История» изучается лекционно-семинарским методом. Контроль за его усвоением осуществляется на семинарских занятиях, которые призваны помочь студентам систематизировать , углубить и закрепить знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы. Семинар – это организационная форма обучения, целью которой является также анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.
Семинары развивают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, культуру речи. Они формируют у студентов умения слушать и оценивать мнения аудитории; задавать вопросы и отвечать на них; вести диалог; аргументировано излагать, обосновывать и отстаивать свою позицию; делать собственные обобщения и выводы. На семинарах коллективно прорабатываются темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; изучаются разделы, наиболее сложные для индивидуального восприятия и закрепления.
Цель семинарских занятий – сформировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе, привлечь к научным исследованиям, которые проводит кафедра.
1.Тематический план учебного курса « История»
1. История как наука. Цивилизационный и формационный подходы к истории.
2. Древняя Русь (IX-начало XII вв.).
3.Русские земли в период политической раздробленности.
4. Объединение русских земель в единое государство.
5. Россия в XVI в.
6. Россия в XVII в.
7. Эпоха Петра I
8. Российская империя в 1725-1800 гг.
9.Российская империя в первой половине XIX в.
10.Российская империя в пореформенный период ( вторая половина XIX в.)
11. Первая российская революция (1905-1907 гг.)
12.Россия в Первой мировой войне и революциях 1917 г.
13.Советское государство в 1917-1922 гг.
14. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30-е годы.
15. Советский Союз в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945.
16. СССР в послевоенные годы (1946-1964 гг.)
17. СССР в 1965-1991 гг.
18.Россия в конце XX-начале XXI вв.
2.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема № 1. История как наука. Цивилизационный и формационный подходы к истории
1. Понятие, предмет и функции исторической науки. Историческое сознание.
2. Методы и источники изучения истории. Историография истории России.
3. Понятие цивилизации и формации. Особенности цивилизационного и формационного подхода к истории.
4. Русская (славянская) цивилизация и ее особенности. Факторы самобытности исторического пути России.
Основные понятия: Формация. Цивилизация. Европейский тип цивилизации. Азиатский тип цивилизации. Цивилизационная специфика России. Общество. Народ. Познание. Геополитика. Функции истории.
Темы докладов:
1.Проблема «Восток-Россия-Запад»: современные дискуссии.
2.Особенности развития России как евразийского государства.
3. Современные проблемы выбора пути России.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Судьба России.- М., 2007
2. Бердяев Н. Русская идея. -М., 2015
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории.- М., 2016
4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций./ Сост. и отв.редактор А.А.Радугин.-М.,2001
5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.Т.1/ А.Н.Сахаров, В.А.Шестаков, под ред. А.Н.Сахарова.- М.,2017
6. История России / В.П.Семин.- 3-е изд.- М., 2017
7. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии.-1990.-№ 4-С. 3-6.
8. Карамзин Н.М. История государства российского. -М., 2013
9. Ключевский В.О. Курс русской истории. -М., 2009
10. Милов Л.В., Паршев А.П. Почему Россия не стала Европой.- М., 2016
11. Нарочницкая Н.А. Россия и Русские в мировой истории.- М., 2004
Дата: 2018-11-18, просмотров: 259.