Тема 30. Советская культура в 1950-1980 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

Образование.

Наука.

Литература и искусство.

Образование

Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950-1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959-1965 гг. высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн. выпускников. 93

 

В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством.

Наука

Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин и др.

Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А.А. Леоновым. За труды в области квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов – совместно с американским физиком Ч. Таунсом – были удостоены Нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО).

Литература и искусство

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б.В, Барнета, «Молодая гвардия С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В, Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г.Н. Троепольского). 94

 

Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В литературе и искусстве второй половины 60-х годов – конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая – официально признанная. И, наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма). На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников – И.С. Глазунова.

Контрольные вопросы

1. Почему период правления Н.С.Хрущева называют «оттепелью»?

2. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущева.

 

Литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 

Тема 31. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. 95

 

План лекции

Дата: 2018-11-18, просмотров: 196.