Выборы в самую первую Государственную думу прошли в феврале – марте 1906 года. Самыми главными партиями, которые сформировались после событий семнадцатого октября стали: «Союз 17 октября», Конституционно-демократическая партия. Данные партии относились к либеральному движению. Кроме того, существовали и социалистические партии: РСДРП (Ленин), эсеры (Чернов).
В состав 1-й Думы входили:
· 105 беспартийных;
· 97 членов крестьянской трудовой группы;
· 63 автономиста;
· 18 социал-демократов;
· 17 октябристов;
· 179 кадетов.
Думу распустили восьмого июня, в 2-я Дума просуществовала с конца февраля по второе июня 1907 года.
Третьего июня 1907 года был установлен режим «третьеиюньской монархии». Две трети мест в Думе было отдано представителям помещиков и буржуазии.
Столыпинская аграрная реформа
С июля 1906 г. правительство возглавил П.А. Столыпин. Переустройство крестьянской деревни, считал Столыпин, приведет к последующим реформам в различных сферах российской жизни. Поэтому его программа включала 66
широкий круг внутриполитических, экономических, социальных и культурных преобразований.
Первым актом правительства Столыпина стал Указ от 9 ноября 1906 г.
Указ предлагал «каждому домохозяину, владеющему надельной землей на общинном праве, требовать закрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части земли». Выйдя из общины, крестьянин мог получить земельное владение в виде отруба (в пределах села) или хутора, но уже за его пределами. Следовательно, Указ разрушал крестьянскую общину изнутри за счет выделения из нее некоторой части крестьян с землей. Для крестьян, вышедших из общины, он узаконил частную собственность на землю, поощрял создание фермерских, т.е. производящих товарный хлеб, хозяйств, не посягая на помещичье землевладение.
Важную роль в проведении аграрной реформы призван был сыграть Крестьянский банк. Крестьянский банк скупал землю у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам. Дворянские земли . могли также покупать и предприниматели.
Столыпинская реформа включала в себя еще один важный компонент - переселение.
Правительство всячески поощряло переселение крестьян на Урал. Переселенцы могли рассчитывать на кредиты.
Контрольные вопросы
1.Причины и характер революции 1905-1907 гг. в России?
2.Особенности зарождения, становление и структура Российского парламента?
3.Причины и характер революции 1905-1907 гг. в России. Ее основные этапы.
4.Каковы результаты реформ Витте С.?
5. Каковы основные направления и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина?
Литература:
1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/
2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012
3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/
4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/
5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.hist.msu.ru/
6. История России http://www.historymill.com
7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/
8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.
9. Хронос http://www.hrono.ru/
67
Тема 20. Русская культура ХIХ - начала ХХ вв.
План лекции
Образование.
Наука.
Литература.
Живопись.
Архитектура.
Образование.
Уровень грамотности населения России оставался низким и значительно отставал от ведущих европейских стран. Крепостные крестьяне не имели возможности учиться в школах, лишь единицы из них умели читать и писать. В XIX в. начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. Среднее образование получали в гимназиях и реальных училищах.
При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. В соответствии с «циркуляром о кухаркиных детях» от 1887 г. запрещалось принимать в гимназии детей простолюдинов. В целом за период 1860-1890 гг. число учащихся во всех школах достигло 2.5 млн. человек. Доля грамотных в 1890 г. составлял среди мужчин 31 %, среди женщин – 13%.
Наука.
И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов - о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев - физиологии растений
Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Видными математиками были С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов. П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин изобрели электрическую лампочку, А. С. Попов - радио. Важные географические открытия сделали Н. М. Пржевальский, О. А. Федченко, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Творили видные философы - В. С. Соловьѐв, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Фѐдоров, К. Н. Леонтьев, историки - С. М. Соловьѐв, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. И. Костомаров.
Литература.
Ведущим направлением в ней становится критический реализм. Крупнейшие представители: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Видные поэты — Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Высокие нравственные идеалы, утвердившиеся в русской литературе связаны с именами Н.С. Гумилѐва, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама.
4. Живопись. 68
Крупнейшее объединение - Союз передвижных выставок («передвижники» выступали за отражение в живописи жизненных реалий): И. Н. Крамской (портретист), В. Г. Перов (жанровая живопись), И. И. Шишкин (пейзажист), В. И. Суриков (историческая живопись), И. Е. Репин. Виднейший баталист - В. В. Верещагин. Русскую тему воплощал в живописи В. М. Васнецов.
5. Архитектура. В XIX веке в России были созданы замечательные шедевры мирового зодчества. В первой половине века продолжались традиции позднего классицизма, для которого характерно создание крупных ассамблей. Талантливый русский архитектор А.Д. Захаров спроектировал здание адмиралтейства. Росси закончил здания Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. В Москве были построены здание Манежа, Оружейная палата, большой кремлѐвский дворец. Во второй половине XIXв. по проекту архитектора В.О. Шервуда было воздвигнуто здание Исторического музея, по проекту архитектора Д.Н. Чичагова – здание Городской думы, по проекту архитектора Померанцева – здание Верхних торговых рядов.
В целом русская культура внесла огромный вклад в общемировую науку и культуру. Имена выдающихся русских ученых, художников, писателей, поэтов, музыкантов золотыми буквами вписаны в мировую историю.
Контрольные вопросы
1.Как развивалась научная мысль в России в XIX-XX веках?
2.Назовите основные направления в живописи XIX-XX вв.?
3.Перечислите самые крупные архитектурные постройки XIX-XX вв.?
4.Перечислите основные направления в литературе XIX-XX вв.?
Литература:
1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/
2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012
3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/
4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/
5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.hist.msu.ru/
6. История России http://www.historymill.com
7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/
8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.
9. Хронос http://www.hrono.ru/
69
Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.