Виды правовых актов управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В административной науке правовые акты управления классифицируются в зависимости от того или иного критерия. Так, в зависимости от юридического содержания выделяют нормативные, индивидуальные и смешанные правовые акты управления.

Нормативными признаются правовые акты управления, которые:

— выступают как источники административного права;

— предусматривают нормы права и конкретизируют нормы права правовых актов высшей юридической силы;

— рассчитаны на многократное использование, поскольку предусматривают правила поведения при наступлении определенных обстоятельств;

— распространяются на неограниченный круг лиц;

— выступают правовыми основами возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений;

— предусматривают права и обязанности субъектов в сфере государственного управления;

— устанавливают ограничения и запреты для физических и юридических лиц, как субъектов административных правоотношений и др.

Нормативные акты управления уполномочены издавать все субъекты государственного управления в пределах своих полномочий. Примером таких актов могут быть «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности»5,

В отличие от нормативных актов управления, индивидуальные акты являются:

— персонифицированными, то есть направленными определенному адресату;

— рассчитанными на одноразовое применение;

— выступают юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Индивидуальные акты управления не являются источниками административного права, поскольку они не предусматривают норм права. Они направлены на реализацию предписаний нормативно-правовых актов и не только административных, но и других отраслей права. По своему характеру индивидуальные акты управления являются распорядительными актами, поскольку в них проявляется юридически-властное волеизъявление субъекта государственного управления в отношении конкретного объекта управления. Примерами таких актов могут быть указы Президента Украины о назначении на должность или освобождение от должности министра, государственного секретаря министерства

Индивидуальные акты управления не подлежат государственной регистрации в органах юстиции, как это имеет место относительно нормативно-правовых актов.

В административной науке принято считать, что смешанными актами управления являются акты, содержащие как нормативные предписания, так и индивидуальные, адресованные конкретным объектам управления.

В зависимости от действия правового акта управления в пространстве различают акты общего и локального характера В зависимости от действия правового акта управления во времени принято различать бессрочные, срочные и временные акты управления.

В зависимости от формы выражения акты управления делятся на письменные, устные и конклюдентные. Письменные и уст-ные акты управления в административной науке еще называют словесными. Наиболее частое используется письменная форма правового акта, представляющая собой оформленный в соответствии с установленными требованиями юридический документ, в котором отображаются определенные предписания, запреты, правила и др. Устные акты управления наиболее часто используются в Вооруженных силах Украины, органах внутренних дел, СБУ и др. Они не требуют письменного оформления и издаются для быстрого и оперативного решения управленческих задач. Устные акты управления являются обязательными для тех, кому они адресованы. За невыполнение или ненадлежащее выполнение таких актов объекты управления могут быть привлечены к юридической ответственности. Конклюдентными являются акты управления, которые выражаются в дорожных знаках, специальных сигналах, звуковых и шумовых сигналах, жестах регулировщика (работника ГАИ) и др. Такие акты являются обязательными для выполнения. Несоблюдение требований конклюдентных актов, как правило, является основанием для привлечения лиц к административной ответственности.

В зависимости от характера компетенции органа, издающего правовые акты управления, различают:

— акты управления органов общего управления. К таким актам относятся постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины (по вопросам финансовой, ценовой, инвестиционной, налоговой политики и др.); решения областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций (по вопросам выполнения государственных и региональных программ, соблюдения прав и свобод граждан, выполнения соответствующих местных бюджетов и др.). Такие акты направлены на решение основных задач публичного управления;

— акты управления органов отраслевого управления. Как правило, такие акты (приказы) издаются министерствами и направлены на решение важных вопросов в конкретных отраслях государственного управления (например, Приказ Министерства образования и науки Украины от 27 октября 1998 г. «Об утверждении Порядка предоставления платных услуг государственными учебными заведениями»1);

— акты управления органов межотраслевого управления. Такие акты издаются органами межотраслевого управления и направлены на решение конкретных вопросов в нескольких областях или сферах общественной жизни. Они являются обязательными для выполнения юридическими и физическими лицами, на которых распространяют свое действие.

Примером таких актов могут быть: Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 4 октября 1999 г. ♦Об утверждении порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства»1,

. В зависимости от органов, издающих акты управления и их названий, правовые акты управления классифицируют на:

— указы и распоряжения Президента Украины;

— постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины:

— приказы министерств, государственных комитетов, иных центральных органов со специальным статусом;

— решения местных государственных администраций:

— решения органов местного самоуправления по реализации делегированных полномочий;

— нормативные приказы руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.

В зависимости от способа принятия правовых актов управления они делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные акты управления принимаются государственным органом или органом местного самоуправления на заседании путем проведения голосования, например, постановления Кабинета Министров Украины. Такие акты принимаются по наиболее важным, основным и общим вопросам государственного управления. В свою очередь руководители государственных органов и других субъектов государственного управления могут издавать единоличные акты управления в виде приказов и распоряжений. Именно такие акты издают руководители центральных органов исполнительной власти, председатели местных государственных администраций. Следует отметить, что единоличные акты управления встречаются чаще, чем коллегиальные. И коллегиальные, и единоличные акты управления являются обязательными для исполнения.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Правовые акты управления могут выполнять свои функции, только если они наделены юридической силой и способны выступать в качестве правовой формы реализации исполнительной власти. Важным условием действенности правовых актов управле-ния является их соответствие предъявляемым требованиям относительно юридического содержания, порядка принятия и издания.

Представляется, что основными требованиями к действенности правовых актов управления являются:

а) законность правового акта управления, которая проявляется прежде всего в том, что он должен быть принят уполномоченным государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции.

б) правовой акт управления должен отвечать закону, быть при-нятым на основании закона или иного правового акта высшей юридической силы во исполнение закона. Он не может им противоречить, поскольку, в таком случае, правовой акт будет признан недействительным;

в) правовой акт управления должен быть принят с соблюдением установленной процедуры его разработки, принятия, издания и государственной регистрации (в тех случаях, если это предусмотрено действующим законодательством). Установленная процедура принятия правовых актов управления призвана обеспечить их целесообразность, своевремен-• ность, полезность, обоснованность, научность в процессе регулирования публичных интересов;

г) правовой акт управления должен быть юридически обосно-ванным, то есть иметь четко определенные цель и задачи, для которых он издается, средства по его реализации, ожидаемые результаты его реализации и возможные трудности при этом;

д) правовой акт управления не должен ограничивать или нарушать гарантированные действующим законодательством права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных организаций, предприятий, учреждений;

е) должна соблюдаться установленная форма правового акта управления со всеми реквизитами (разумная структура акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. д.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленность толкования или понимания акта; правильное грамотное оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных бланках, которые имеют все предусмотренные атрибуты; четкие печати; установленные сроки исполнения и ответственные за исполнение; механизм контроля)1;

ё) правовые акты управления (если это необходимо) должны пройти государственную регистрацию. В соответствии с Указом Президента Украины от 28 декабря 1992 года «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 224.