ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО РАЗВИТИИ
Общество и общественные отношения
Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Общество в развитии. Прогресс и его критерии. Особенности познания общественных явлений. Законы строения, функционирования и развития общества. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества.
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Потребности человека: материальные, духовные, подлинные и мнимые. Человеческая деятельность, ее многообразие. Способности человека. Бытие человека. Сознание, разум. Человек и общество. Природное, социальное и духовное в человеке. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Признаки, отличающие человека от животного: мышление, речь, способность к творчеству и труду. Основные концепции происхождения человека. Библейская концепция творения человека. Дарвинизм и трудовая теория происхождения человека. Основные стадии процесса появления и становления человека. «Человекоподобные», «человек умелый», «человек разумный».
Свойства личности: самосознание, способность к самоконтролю, наличие морали и т.д. Социализация как процесс становления личности. Первичная и вторичная социализация. Механизмы социализации. Агенты и институты социализации.
Познание
Определение познания, виды (мифологическое, религиозное, научное, обыденно-практическое, чувственное (ощущение, восприятие, представление), рациональное (понятие, суждение, умозаключение)).
Понятие истины, ее критерии. Истина (объективная, абсолютная, относительная). Практика, как одна из возможных критериев истины, функции практики. Мышление и деятельность. Формы, особенности и типы мышления. Деятельность человека, мотивы, цель деятельности. Виды действий (игра, общение, труд, учение, творчество), компоненты деятельности (субъект и объект деятельности).
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Свобода и ответственность личности.
Истина и заблуждение. Критерии истины. Интуиция. Познание и творчество. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество и человека.
Развитие знаний об обществе
Представления об обществе на уровне мифологического сознания. Взгляды Платона и Аристотеля на общество. Французские философы-просветители о цивилизации. Раскрытие роли труда в установлении общественных связей в произведениях А. Смита. Религиозные взгляды на общество: Аврелий Августин и Фома Аквинский. Теории общественного договора Томаса Гоббса, Джона Локка и Жан-Жака Руссо. Классовая теория общества в марксизме. Основные подходы к определению сущности общества: натуралистический, идеалистический, материалистический, плюралистический.
Развитие обществознания в XIX веке
Социалисты-утописты об идеальном общественном устройстве. Идея гражданского общества и ее развитие в трудах Гегеля. Становление социологии как науки. Основатель социологии О.Конт.
Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса.
Марксизм как теория и идеология. Теория пяти общественно-экономических формаций.
Развитие социологической мысли в России (марксизм и позитивизм). Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского.
Что такое цивилизация
Соотношение понятий «формация» и «цивилизация». Признаки цивилизации. Цивилизация и культура. Классовые и общечеловеческие ценности.
Древние цивилизации Европы
Специфические особенности древнегреческой цивилизации: классическое рабство; полис как единство политической структуры и гражданского общества. Великие достижения древнегреческой культуры. Зарождение философии. Цивилизация эллинизма – своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Гражданские ценности Рима. Римское право. Римское красноречие.
Мир варварства
Натуральное хозяйство и его роль в жизни варвара. Противоречия между демократическими родовыми структурами и возвышением знати. Милитаризация общественной жизни. Знать и дружинная среда – источник воинской идеологии. Ценности мира варваров, их единство и противоречия. Столкновение варварского и античного обществ.
Цивилизация Востока
«Непрерывность» развития. Неразрывная связь восточной цивилизации с природой. Традиционность как определяющий момент жизни. Особенности в восприятии религии. Отсутствие свободы и демократии в европейском понимании. Различия социальной психологии Китая, Индии и Японии.
Исторический путь России
Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Западничество и славянофильство. Россия: между Западом и Востоком. Крестьянская община. Самодержавие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя. Советский Союз как сверхдержава.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НАШЕ ОБЩЕСТВО
Современные цивилизации
Многообразие путей и форм общественного развития. Современный этап цивилизационного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного», «индустриального» и «постиндустриального» общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Переход к информационному обществу. Целостность и взаимозависимость современного мира.
Право
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Административное право. Гражданское право. Уголовное право. Трудовое право. Признаки и виды правонарушений.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Правовое государство
Верховенство закона – основополагающий принцип правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности.
Политический плюрализм
Политический монополизм и плюрализм. Принципы политического партнерства. Формы разрешения политических конфликтов в условиях правового государства. Многопартийность. Демократия в современном мире: ее формы и механизм реализации.
Духовная культура
Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Преемственность и новаторство в развитии культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культура. Экранная культура. Взаимодействие культур. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.
Наука и образование
Понятие науки. Отличие научного знания от обыденных знаний. Функции современной науки. Свобода творчества и нравственная свобода ученого. Понятие образования. Государственное регулирование системы образования. Разнообразие типов учебных заведений. Общие тенденции в развитии образования. Система наук, изучающих человека.
Мораль и искусство
Сущность морали. Категории морали. Истина, добро, красота. Моральный выбор. Сущность искусства, его происхождение и основные формы.
Религия в современном мире
Понятие религии. Культ, религиозное мировоззрение. Церковь. Отличие обыденных представлений верующих от богословия. Объединяющая и разъединяющая роль религии в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость как одна из общечеловеческих ценностей. Россия многоконфессиональная.
Информационное общество
Теории информационного общества. Роль информации в 21 веке. Отличительные признаки информационного общества. Перспективы развития информационного общества в различных государствах и России. Противоречия информационного общества. «Четвертая власть» - роль средств массовой информации в современном мире.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Дата: 2018-09-13, просмотров: 413.