РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ ПЛОДОВОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 5.1. ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА

ПЛОДОВЫХ ПОРОД

     Студент должен

     иметь представление:

- о значении плодоводства;

знать:

- породно-видовой состав плодовых и ягодных растений;

- строение плодовых пород и фазы развития;

- технологию выращивания сортовых плодовых саженцев.

 

Содержание учебного материала

Значение плодоводства. Породно-видовой состав плодовых и ягодных растений в садах. Строение надземной и подземной частей плодовых пород.

     Фазы вегетации и покоя плодовых пород.

     Выращивание сортовых плодовых саженцев.

     Первое поле (поле окулянтов) – посадка подвоев, уход за ними, подготовка к окулировке, окулировка, ревизия окулянтов, подготовка их к зиме, уход за почвой.

Второе поле (поле однолетних саженцев) – обрезка на шип, вырезка шипа, уход за почвой.

Третье поле (поле двухлетних саженцев) – закладка штамба, формирование кроны, уход. Выкопка посадочного материала, его хранение до посадки или реализации.

Другие способы прививки культурных растений.

Литература

Л-1 стр. 137-146, 295-303; Л-1а стр. 379-385.

Методические указания

В данной теме изучаются вопросы о выращивании сортового посадочного материала.

Существует два способа размножения: семенной и вегетативный. В садоводстве семенной способ практически не применяется, т.к. семенное потомство уклоняется по своим качествам в сторону диких предков. Плоды могут быть меньших размеров, иметь значительно ухудшенные вкусовые качества. Поэтому необходимо освоить способы вегетативного размножения. Часть из них изучалась в теме 2.4. Земляника размножается усами, смородина, крыжовник – отводками и черенками (одревесневшими и зелеными). Детально об этих способах Вы можете прочитать в специальной литературе по садоводству, которая имеется в любой библиотеке.

Размножение яблони, груши, сливы, вишни и др. семечковых пород и косточковых чаще всего производится прививками. Для получения посадочного материала, пригодного для посадки в саду, нужно 4 года.

1. Из семян выращивают подвои, это происходит в посевном отделении питомника. Продолжительность выращивания – 1 год.

2. Сеянцы переносят в школу, где выращивают еще один вегетационный период, и в августе делают прививку окулировкой. Это первое поле плодовой школы.

3. Весной следующего года дичок обрезают на «шип» и из привитого глазка выращивают «окулянт», который в последующем станет сортовым плодовым деревом. Это второе поле плодовой школы.

4. Весной следующего года приступают к формированию кроны и штамба плодового дерева.

Ранней весной шип вырезают на кольцо и замазывают садовым варом. От корневой шейки отмеряют величину штамба (0,5-1 м), на котором удаляются все почки, а выше оставляют 6 почек, из которых формируется побег продолжения и 5 скелетных ветвей первого порядка (нижний ярус кроны). Все почки выше 6-й удаляют, оставляют шип для подвязки ветвей, развившихся из 6-й почки. Это третье поле плодовой школы.

Осенью или следующей весной посадочный материал готов к реализации и посадке в сад.

При ответе на вопрос 108 опишите детально технику окулировки, уход за растениями до и после проведения прививки.

При ответе на 109 вопрос опишите уход за окулянтами и прививку методом копулировки (черенком), т.к., если окулировка не удалась, то весной следующего года, чтобы не потерять год, проводят копулировку.

 

ТЕМА 5.2. ЗАКЛАДКА ПЛОДОВОГО САДА И УХОД ЗА НИМ

     Студент должен

     знать:

- принцип выбора места под сад;

- состав подготовительных работ перед закладкой сада;

- технологию посадки сада, уход за ним, защиту;

уметь:

- разрабатывать технологию по закладке плодового сада, его воспитанию и уходу за ним.

Содержание учебного материала

Выбор места под сад. Обработка почвы. Размещение посадочных мест. Подбор пород и сортов в саду. Посадка сада. Уход за почвой в саду: содержание почвы под паром, внесение удобрений, полив.

Формирование и обрезка кроны в саду, уход за штамбом. Защита молодого сада от грызунов и повреждений деревьев морозом.

Прививка мостиком и методом аблактировки. Уход за плодоносящим садом, защита цветущего сада от заморозков, установка подпор, борьба с вредителями и болезнями.

Прививки, лечение ран и дупел. Сбор урожая.

Литература

Л-1 стр. 303-315; Л-1а стр. 385-397.

 

Методические указания

Эта тема в учебнике раскрыта достаточно полно. Для углубления знаний воспользуйтесь справочниками по садоводству.

Вопросы для самоконтроля

1. Прижился ли глазок, если через две недели после окулировки листовой черешок от легкого прикосновения пальца отпал?

2. Что такое шип?

3. Как защитить штамб от грызунов?

4. Для чего производят побелку ствола?

 

Таблица

распределения вопросов контрольной работы №3 по вариантам

№№ вар. Номера вопросов №№ вар. Номера вопросов
01 1 15 28 43 71 74 51 2 24 28 51 67 78
02 2 16 29 44 72 75 52 23 29 36 43 50 77
03 3 4 18 45 69 76 53 9 22 30 51 68 76
04 5 9 12 46 68 77 54 7 15 21 52 69 75
05 6 13 20 47 67 78 55 20 26 36 51 62 74
06 16 21 29 48 66 79 56 17 19 34 52 63 80
07 5 13 18 49 65 80 57 4 18 35 53 64 81
08 19 22 30 51 64 81 58 16 31 32 54 65 82
09 20 26 37 52 63 82 59 6 15 25 55 56 83
10 21 27 37 53 62 83 60 14 23 28 56 67 84
11 17 22 32 54 72 84 61 8 13 35 57 68 79
12 9 23 31 55 71 84 62 5 12 36 42 60 75
13 19 24 28 56 69 83 63 9 24 29 45 62 76
14 18 25 29 57 68 82 64 3 17 33 46 63 77
15 1 26 37 58 67 81 65 2 30 36 41 44 78
16 20 27 37 59 66 80 66 1 31 37 51 70 79
17 7 15 32 60 65 79 67 9 27 37 47 64 74
18 12 19 30 43 72 78 68 3 28 32 48 65 75
19 4 14 34 41 71 77 69 7 26 33 49 66 76
20 5 12 35 45 69 76 70 8 27 34 43 67 77
21 8 12 21 46 68 75 71 7 28 35 43 51 83
22 4 14 22 47 67 74 72 3 26 37 44 52 78
23 5 15 24 48 66 81 73 4 29 33 44 73 79
24 9 23 31 49 65 82 74 24 37 30 42 51 80
25 6 13 25 51 64 83 75 8 13 31 41 52 81
26 7 16 26 52 63 84 76 4 22 28 45 50 82
27 8 18 27 53 62 74 77 14 21 36 45 53 83
28 8 13 19 43 54 75 78 12 20 29 46 54 84
29 7 15 20 44 55 76 79 19 30 36 42 62 84
30 17 21 32 45 56 77 80 18 31 38 47 70 83
31 6 22 33 46 57 78 81 16 30 38 43 73 82
32 7 23 34 47 58 79 82 15 28 36 42 54 81
33 8 24 35 48 59 80 83 14 25 39 47 55 80
34 4 25 35 49 60 74 84 13 36 40 49 50 79
35 17 26 32 43 72 75 85 12 20 38 48 56 78
36 17 27 36 43 50 76 86 9 36 39 41 48 77
37 3 17 32 44 51 77 87 3 18 40 49 57 76
38 4 25 33 43 72 78 88 2 19 39 57 62 75
39 2 5 34 45 51 79 89 1 22 38 58 63 74
40 1 6 35 46 52 80 90 8 16 34 59 64 84
41 1 24 28 47 53 81 91 4 13 24 60 65 83
42 2 23 29 48 54 82 92 6 9 14 43 51 82
43 3 22 30 49 55 83 93 3 16 38 44 52 81
44 3 5 35 43 71 84 94 12 23 40 45 53 80
45 6 27 34 44 72 84 95 1 21 38 46 54 74
46 5 14 33 45 62 83 96 7 16 33 47 55 75
47 2 31 32 46 63 82 97 4 18 38 45 70 76
48 8 15 27 47 64 81 98 15 19 40 48 56 77
49 17 26 33 48 65 80 99 6 20 34 49 57 78
50 4 14 25 49 66 79 100 21 31 39 44 73 79

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

(контрольные вопросы)

 

1. Краткая характеристика неблагоприятных природных явлений.

2. Виды эрозии почв, причины ее возникновения. Вред, причиняемый эрозией.

3. Организационно-хозяйственные и агротехнические мероприятия по борьбе с эрозией почв.

4. Скопируйте предложенную схему. Выделите противоэрозионные зоны на территории землепользования. Дайте подробное пояснение и расчеты.

М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м  

 

 


5. Скопируйте предложенную схему. Выделите противоэрозионные зоны на территории землепользования и укажите комплекс мероприятий, способных предотвратить разрушительное воздействие всех возможных на данном участке видов эрозии

     
 
М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м  

 

 


 

         

 

6. Скопируйте предложенную схему. Выделите противоэрозионные зоны на территории землепользования и укажите комплекс мероприятий, способных предотвратить разрушительное воздействие всех возможных на данном участке видов эрозии

 

 


         

 

7. Скопируйте предложенную схему. Выделите противоэрозионные зоны на территории землепользования и укажите комплекс мероприятий, способных предотвратить разрушительное воздействие всех возможных на данном участке видов эрозии

     
 
М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м  

 

 


         

 

 

8. Скопируйте предложенную схему. Выделите противоэрозионные зоны на территории землепользования и укажите комплекс мероприятий, способных предотвратить разрушительное воздействие всех возможных на данном участке видов эрозии

     
С
 

М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м  


направление ветра  
         

 

9. Конструкции лесных полос, их влияние на микроклимат и урожай сельскохозяйственных культур.

 

10. Скопируйте предложенную схему. Перечислите все виды эрозии, которые могут иметь место на территории данного землепользования. Наметьте комплекс необходимых агрогидролесомелиоративных мероприятий, способных защитить ландшафт от вредного воздействия эрозионных процессов.

         
 
направление ветра  
 
М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м


 

М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м   Ветер западный
11. Скопируйте предложенную схему. Перечислите все виды эрозии, которые могут иметь место на территории данного землепользования. Наметьте комплекс необходимых агрогидролесомелиоративных мероприятий, способных защитить ландшафт от вредного воздействия эрозионных процессов.

12. Лесомелиоративные мероприятия на территории приводораздельной зоны на неорошаемых землях в засушливых районах и в нечерноземной зоне.

13. Полезащитные лесные полосы на орошаемых землях.

14. Лесомелиоративные мероприятия на территории присетевой противоэрозионной зоны.

15. Лесомелиоративные мероприятия на территории противоэрозионной гидрографической зоны.

16. Гидротехнические мероприятия в борьбе с водной эрозией почвы.

17. Определить количество донных запруд высотой 1 м на овраге и расстояние между ними, если отметка дна оврага в вершине – 52 м, а устья – 26 м. Общая длина оврага – 1,5 км. Опишите технологию устройства данных плетневых запруд.

18. Лесомелиорация горных ландшафтов.

19. Общая характеристика песков. Закрепление песков механическими и химическими защитами.

20. Закрепление песков древесными и кустарниковыми породами. Фитомелиорация.

21. Облесение песков.

22. Значение лесомелиоративных насаждений для повышения продуктивности животноводства. Пастбищезащитные лесные полосы.

23. Лесомелиоративные насаждения в животноводческой отрасли: зеленые (древесные) зонты, прифермерские и прикошарные защитные насаждения, затишковые лесные насаждения.

24. Пастбищные и мелиоративно-кормовые насаждения. Агротехника создания и выращивания насаждений на пастбищных землях.

25. Облесение берегов водохранилищ и рек.

26. Лесные насаждения вдоль линий железных дорог: снегозадерживающие лесные насаждения.

27. Лесные насаждения вдоль линий железных дорог: ветроослабляющие, оградительные, пескозащитные насаждения. Лесные насаждения вдоль автомобильных дорог.

28. Скопируйте предложенную схему расположения железной дороги

 

               100 м                       125 м                100 м              50 м             65 м

           

  насыпь высотой     нулевая отметка   насыпь высотой    выемка      выемка

               2 м                                                            0,6 м           глубиной  глубиной

                                                                                                               7 м             9 м

Железная дорога находится в лесостепной зоне, в районе с количеством приносимого снега за зиму 210 м3/пог. м. Укажите места размещения снегозадерживающих полос, сделайте графическое изображение рекомендуемых вами полос и дайте подробное обоснование.

29. Скопируйте предложенную схему расположения железной дороги

 

               100 м                       125 м                100 м              50 м             65 м

           

   насыпь высотой   нулевая отметка     насыпь высотой выемка     выемка

               2 м                                                           0,6 м           глубиной  глубиной

                                                                                                              7 м             9 м

Железная дорога находится в лесостепной зоне, в районе с количеством приносимого снега за зиму 260 м3/пог. м. Укажите места размещения снегозадерживающих полос, сделайте графическое изображение рекомендуемых вами полос и дайте подробное обоснование.

30. Скопируйте предложенную схему расположения железной дороги

 

               100 м                       125 м               100 м              50 м             65 м

           

  насыпь высотой     нулевая отметка   насыпь высотой    выемка      выемка

               2 м                                                            0,6 м           глубиной  глубиной

                                                                                                           7 м             9 м

Железная дорога находится в лесостепной зоне, в районе с количеством приносимого снега за зиму 98 м3/пог. м. Укажите места размещения снегозадерживающих полос, сделайте графическое изображение рекомендуемых вами полос и дайте подробное обоснование.

31. Скопируйте предложенную схему расположения железной дороги

 

         100 м                       125 м                     100 м              50 м             65 м

           

  насыпь высотой       нулевая отметка насыпь высотой  выемка      выемка

               2 м                                                             0,6 м          глубиной  глубиной

                                                                                                               7 м             9 м

Железная дорога находится в сухостепном районе, в районе с количеством приносимого снега за зиму 98 м3/пог. м. Укажите места размещения снегозадерживающих полос, сделайте графическое изображение рекомендуемых вами полос и дайте подробное обоснование.

32. Лесная рекультивация техногенных ландшафтов.

33. Скопируйте предложенный план землепользования. На плане указаны номера полей. Укажите по каждому полю направление и водозадерживающие приемы обработки почвы. Какое сельскохозяйственное пользование можно вести на каждом из полей. Ваши рекомендации аргументируйте.

М 1 : 10000 высота сечения 2,5 м  

 

 


                

        

 

 направление ветра

 

 

34. Лесовосстановительные, реконструктивные, составоулучшающие, улучшающие декоративность лесных опушек ландшафтные культуры.

35. Ландшафтные культуры на открытых участках, рекультивируемых площадях, вдоль транспортных путей, маскирующие и ремизные посадки.

36-38. Сделайте схематическое изображение лесной полосы и укажите все ее размеры. Назовите конструкцию полосы, противоэрозионную зону, в которой используется полоса и вид эрозии, который она должна предотвращать. Определите потребность в посадочном материале для закладки полосы. Исходные данные см. в таблице:

№ воп Угол склона Порода Метод создания полосы Длина полосы, м Ширина полосы, м Ширина закраек, м Шаг посадки Ширина междуря-дий в м
36 20 Д чер. посадка 1 летних сеянцев 1500 15 1,5 1 3
37 2,50 Д чер. посадка 1 летних сеянцев 2000 12 1,5 1 3
38 30 Д чер. строчно-луночный посев желудей 1500 15 1,5 расстояние между лунками 1 м,в лунку высев. 5 желудей 3 м Примечание: вес 1 желудя 4 гр.

39. Определить потребность в посадочном материале для создания лесомелиоративной полосы, изображенной на схеме. Длина полосы 2000 м. Укажите название противоэрозионной зоны, в которой закладывают такие полосы, целевое название полосы и вид эрозии, который она должна предотвращать.

 


L=40
Условные обозначения:

- главные породы

- сопутствующие

- плодовые

- кустарниковые

- корнеотпрысковые

 

40. Определить потребность в посадочном материале для создания лесомелиоративной полосы, изображенной на схеме. Длина полосы 1500 м. Укажите название противоэрозионной зоны, в которой закладывают такие полосы, целевое название полосы и вид эрозии, который она должна предотвращать

 

 


Условные обозначения:

  - главные породы

  - сопутствующие

  - плодовые

- кустарниковые

- корнеотпрысковые

 

41. Положительное влияние осушительной мелиорации. Причины заболачивания, виды болот. Заболоченные и избыточно-увлажненные земли.

42. Элементы открытой и закрытой осушительной сети и их размещение на плане.

43. Скопируйте шесть предложенных схем в тетрадь (каждая из них представляет собой план в горизонталях 2-х кварталов). На каждой схеме стрелками укажите направление движения воды по всем каналам осушительной сети. По каждой из предложенных схем определите, может ли быть осушен участок при таком расположении осушителей и собирателей. Укажите ошибки и положительные стороны. Выводы детально аргументируйте.


     Условные обозначения: ОС – осушитель

                                       С – собиратель

           № 1                                                        № 2

  ОС   ОС      ОС  ОС
   ОС   ОС      ОС  ОС
                                                                       С                                                             С

         26                                                                   24

         25                                                                   25

 

                                                                                     26

               24     23                                                              27

 

 

            № 3                                                        № 4   23       24    25     26

  ОС  ОС        ОС ОС                              
  ОС  ОС      ОС  ОС
        26 25      24     23       22              22          

                                             
                     

 


                                                                              С                                С                             С

 

 

            № 5                    +                             № 6

 

 

     
 

 

 


          26                

          25                                                                    15

 

                                                                                        16

             24                С       С                                                   17 С С  18

 

 

44. Скопируйте шесть предложенных схем в тетрадь (каждая из них представляет собой план в горизонталях 2-х кварталов). На каждой схеме стрелками укажите направление движения воды по всем каналам осушительной сети. По каждой из предложенных схем определите, может ли быть осушен участок при таком расположении осушителей и собирателей. Укажите ошибки и положительные стороны. Выводы детально аргументируйте.

         

 

 

Условные обозначения: ОС – осушитель

                                                  С – собиратель

 

 

45-49. Разместите осушители и собиратели на плане в масштабе 1 : 10000, если

№ воп. Тип заболачивания Тип лесорастит. условий Глубина торфа, м Подстилающая порода
45 низинный сосняк болотно-травяной 0,7 суглинок
46 переходный ельник долгомошник 0,5 супесь
47 низинный кедровник болотно-травяной 0,4 суглинок
48 переходный безлесное переходное болото (В5-6) 0,9 супесь
49 низинный черноольшанник болотно-травяной 1,0 суглинок

 


План участка в задании имеет масштаб 1 : 20000, т.е. в 1 см 200 м. Все размеры Вам следует увеличить в 2 раза, тогда получится план в масштабе 1 : 10000.

           

 

 

№ 45

 


            15

М 1 : 20000

 


            14

 

 


             13

                                     12

№ 46

 

 

           13

     
М 1 : 20000

 

 


            12

 

 

                       

                                      11                                10                         9

№ 47

 


М 1 : 20000
             12

 

             13

 


             14

 

 

                              15


 

№ 48

     
М 1 : 20000

 


            15            14                  13                      12                   11

                                    14                   13                    12                    11

 

№ 49

 

     
М 1 : 20000

 


            11

            12

                                    

                                   13          14                        15                       16

50. Расстояние между осушителями в зависимости от типа заболачивания, типа лесорастительных условий, мощности торфа подстилающей породы, установившейся глубины канав и географического положения осушаемого участка.

51-60. По исходным данным определите расстояние между осушителями. Решение аргументируйте.

№ воп. Область Тип заболачив. Тип лесорастительных условий Мощность торфа, м Подстилающий грунт
51 Архангельская низинный сосняк болотно-травяной 0,7 суглинок
52 Ленинградская переходный ельник сфагновый 0,4 суглинок
53 Московская низинный безлесное низинное болото 0,65 супесь
54 Тульская переходный ельник долгомошник 0,5 суглинок
55 Ярославская низинный сосняк болотно-травяной 1,2 торф
56 Марийская переходное безлесное низинное болото 0,8 суглинок
57 Хабаровский низинный лиственичник болотно-трав 0,5 супесь
58 Новосибирская низинный сосняк болотно-травяной 0,7 суглинок
59 Красноярский переходный кедровник травяно-сфагнов. 0,9 суглинок
60 Псковская низинный черноольшанник таволговый 0,5 суглинок

61. Глубина, ширина по дну, уклон дна, коэффициент заложения откосов канав осушительной сети.

62-66. По исходным данным заполните предложенную таблицу и дайте подробное обоснование. Сделайте графическое изображение всех видов канав по общей глубине, грунту и торфу, как указано в методическом руководстве.

 

№ воп. Характер торфа Мощность торфа, м Подстилающий грунт
62 осоковый 18 % с полн. разл. 0,7 суглинок
63 сфагновый разложившийся 44 % 0,4 суглинок
64 сфагновый разложившийся 20 % 0,5 суглинок
65 осоковый разложившийся 45 % 1,2 супесь
66 осоковый разложившийся 28 % 0,4 супесь

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 586.