Определение термина «проблема пациента» («сестринский диагноз»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Определение термина «проблема пациента» («сестринский диагноз»).

2. Различия между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом.

3. Классификация сестринских диагнозов.

Различия между проблемой пациента (сестринским диагнозом)

И медицинским (врачебным) диагнозом

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.).

Различия врачебного и сестринского диагнозов: задачи врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса (бронхиальная астма). Задача сестринской диагностики – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного гармонического состояния, то, что наиболее тяготит больного, в настоящий момент является для него главным сейчас, и попытается в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Например: при астме возможны следующие сестринские диагнозы: неэффективное очищенное очищение дыхательных путей, высокий риск удушья, понижение газообмена, отчаяние и безнадежность, связанные с длительным хроническим заболеванием. Врач купирует приступ астмы, назначает лечение, а научить пациента, жить с хроническим заболеванием - задача решаемая медсестрой.

Врачебный диагноз не меняется, если не допущена ошибка, а сестринская меняется. Медсестра обдумав ситуацию, выписывает все настоящее, а затем все потенциальные проблемы пациента, затем устанавливает приоритеты для очередности сестринского вмешательства.

Таксономия сестринских диагнозов, предложенная Nanda

Часть 1: Обмен

1. Питание измененное: в большем количестве, чем требуется организму

2. Питание измененное: в меньшем количестве, чем требуется организму

3. Питание измененное: высокий риск при большем потреблении, чем требуется организму

4. Риск инфекции

5. Температура тела: риск изменения

6. Гипотермия

7. Гипертермия

7.1. Терморегуляция, неэффективная

7.2. Дисрефлексия

8. Запор

8.1. Запор, воображаемы

8.2. Запор, обусловленный патологией толстого кишечника

9. Диарея

9.1. Недержание кала

10. Мочевыделение, нарушенное

10.1. Недержание мочи, психогенное

10.2. Недержание мочи, рефлекторное

10.3. Недержание мочи, императивное

10.4. Недержание мочи, функциональное

10.5. Недержание мочи, полное

11. Задержка мочи

12. Проницаемость тканей, измененная (уточните тип): почечная, мозговая, сердечно-легочная, желудочно-кишечная, периферическая

13. Избыток объема жидкости

13.1. Дефицит объема жидкости

13.2. Дефицит объема жидкости, высокий риск

14. Сердечный выброс, пониженный

15. Газообмен, нарушенный

15.1. Очищение дыхательных путей, неэффективное

15.2. Неэффективное дыхание

15.3. Неспособность поддерживать самостоятельную вентиляцию легких

15.4. Дисфункциональная реакция при отключении аппарата искусственной вентиляции легких

16. Риск повреждения

16.1. Риск удушья

16.2. Риск отравления

16.3. Риск травмы

16.4. Риск аспирации

16.5. Риск синдрома отмены

17. Защита, нарушенная

17.1.Нарушенная целостность ткани

17.2. Нарушенная слизистая оболочка ротовой полости

17.3. Нарушенная целостность кожных покровов

17.4. Нарушенная целостность кожных покровов, высокий риск

18. Снижение адаптивной способности: внутричерепной

19. Нарушение энергетического поля.

Часть 2: Общение

2. Нарушенное вербальное общение

Часть 3: Отношения

1. Социальное взаимодействие

2. . Социальная изоляция

3. Риск одиночества

4. Нарушение исполнения ролей

4.1. Нарушение родительских функций

4.2. Возможное нарушение родительских функций

4.2. Риск развития нарушений привязанности родитель-младенец-ребенок

4.3. Сексуальные нарушения

5. Нарушение семейных процессов

5.1. Признаки роли опекуна

5.2. Риск развития признаков роли опекуна

6. Нарушение семейных процессов: алкоголизм

7. Конфликт с родителями

8. Нарушение сексуального влечения

Часть 4: Оценка

1. Душевный дистресс

2. Потенциальный риск повышения уровня душевного благополучия.

Часть5: Выбор

1. Неэффективное управление ситуацией

2. Нарушение приспособляемости

3. Защитная реакция

4. Безрезультатное  отрицание

5. Неэффективное поведение в семье: инвалидность

6. Неэффективное поведение в семье: подрыв

7. Семейная ситуация: потенциал для роста

8. Возможность повышения сопротивляемости в обществе

9. Неэффективная сопротивляемость в обществе

10. Неэффективное ведение лечебного режима (индивидуальное)

11. Неподчинение (несоблюдение режима лечения), указать какое

12. Неэффективное ведение лечебного режима (семейное)

13. Неэффективное ведение лечебного режима (индивидуальное)

14. Конфликт принятия решений (указать какой)

15. Стремление обрести здоровье.

Часть 6: Движение

1. Нарушенная физическая активность/подвижность

2. Риск развития периферической нервно-сосудистой дисфункции

3. Риск развития послеоперационных повреждений

4. Слабость

6. Риск развития непереносимости активности

7. Нарушение формулы сна

8. Отвлекаемость внимания

9. Нарушение функции ведения дома

10. Нарушение функции поддержания здоровья

11. Нарушение самостоятельного питания

12. Нарушенное глотание

13. Грудное вскармливание, неэффективное

14. Грудное вскармливание, прерванное

15. Грудное вскармливание, эффективное

16. Схема кормления младенца: неэффективная

17. Нарушение соблюдения личной гигиены

18. Нарушение способности самому одеваться, ухаживать за собой

19. Нарушение функции самостоятельного пользования туалетом

20. Нарушение роста и развития

21. Синдром перераспределения стресса

22. Риск развития неорганизованного поведения младенца

23. Неорганизованное поведения младенца

24. Возможность повышения организованности поведения младенца

Часть 7: Восприятие

1. Нарушение образа тела

2. Самооценка, нарушенная самооценка

3. Самооценка: хронически низкая

4. Самооценка: ситуационно низкая

5. Нарушения личностной идентификации

6. Изменение восприятия (уточните) (зрительного, слухового, кинетического, вкусового, тактильного, обонятельного)

7. Одностороннее пренебрежение

8. Безнадежность

9. Беспомощность

Часть 8: Знание

1. Дефицит знаний (уточните)

2. Стрессовый синдром в связи с изменением окружения

3. Острая спутанность

4. Нарушение процесса мышления

5. Нарушение памяти

Часть 9: Чувства

1. Боль

2. Боль хроническая

3. Реакция горя, патологическая

4. Реакция горя, преждевременная

5. Насилие, высокий риск, направленное на себя и других

6. Членовредительство, высокий риск

7. Посттравматическая реакция

8. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования

9. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, сложная реакция

10. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, скрытая реакция

11. Беспокойство

12. Страх.

План:

1. Определение термина «проблема пациента» («сестринский диагноз»).

2. Различия между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом.

3. Классификация сестринских диагнозов.

Определение термина «проблема пациента» («сестринский диагноз»)

Сестринский диагноз – клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующий или потенциальной ответной реакцией пациента на боль и свое состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции.

Сестринский диагноз (проблема пациента) – это описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья.

С точки зрения медсестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Как правильно сформулировать сестринский диагноз?

Для этого необходимо проанализировать данные, собранные медсестрой на первом этапе сестринского процесса.

Схема анализа данных, полученных при проведении сестринского обследования:

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.

 2. Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профессиональные).

3. Следующий шаг – необходимо выявить настоящие и потенциальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это дает направление для сестринского вмешательства. Сестра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расширяться (к примеру, после несложной операции) или, наоборот, сужаться, становиться все более ограниченными (у стариков, инкурабельных пациентов).

Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:

1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?

Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента не является сестринским диагнозом, так как не отражает дефицит самоухода у пациента.

2. Поддается ли эта проблема коррекции или устранению приемами сестринской помощи?

Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддается коррекции методами сестринского вмешательства.

3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и конкретной, понятной пациенту? Например, дискомфорт – не сестринский диагноз, так как непонятно, в чем именно состоит проблема пациента.

4. Может ли выбранная Вами формулировка сестринского диагноза служить базой для планирования сестринской помощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства. Например, лихорадка – не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Правильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное белье, пациент может получить травму из-за дезориентации.

Формулируя сестринский диагноз следует указать, что пациент не знает, не умеет, не желает, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом, источниками проблем пациента, могут являться не только заболевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПО (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).

Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.

Примеры возможных проблем пациента:

- не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (указать причины);

- не понимает необходимости пить больше жидкости;

- стыдится принимать помощь посторонних людей при интимных процедурах;

- не может самостоятельно дойти до туалета;

- трудно дышать в положении лежа.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы.

Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

- главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и пагубное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;

- проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

Например, пациенту при постельном режиме трудно дышать из-за сильного насморка, в связи с чем он плохо спит и ест, у него сушит во рту, болит голова, он раздражен. Одновременно медсестра выяснила, что пациент иногда «пропускает» инъекции инсулина. Оказание сестринской помощи следует начинать с разрешения проблемы режима введения инсулина как наиболее важной, а затем последовательно перейти к решению других проблем.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 388.