I. ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Раздел содержит темы практических (семинарских) занятий и вопросы к ним. При подготовке к семинарам студентам необходимо раскрыть их содержание, опираясь на литературу, рекомендованную к соответствующим темам в разделе краткого лекционного курса. Важно отметить, что подготовка к семинарским занятиям требует не только подбора и изложения при ответе на вопрос темы определённого количества фактов, но и их интерпретации, т.е. комментария, объяснения, что является одним из важнейших элементов научного подхода к истории.
Тема 1. Восточные славяне по «Повести временных лет»
(2 часа)
1. Характеристика «Повести временных лет» по времени и месту написания.
2. Расселение племен восточных славян.
3. Занятия восточных славян.
4. Специфика образа жизни и общественного строя.
5. Культура и верования восточных славян.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует дать общую характеристику «Повести временных лет» как исторического источника. Привести гипотезы историков на проблему истории создания данной летописи, ее авторства. Выделить основные проблемы истории восточных славян, рассматриваемые в «Повести временных лет».
Во втором вопросе на основе «Повести временных лет» рассматривается проблема расселения восточнославянских племен, приводятся основные трактовки их названий.
В третьем вопросе необходимо показать, что основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие, раскрыть специфику его развития. Выделить и показать значимость других видов хозяйственных занятий: скотоводства, ремесла. В ходе раскрытия вопроса необходимо также уделить внимание значению охоты, рыболовства и бортничества в жизни восточных славян.
В четвертом вопросе необходимо показать роль традиций и обычаев в жизни восточных славян. Следует раскрыть причины эволюции общественной жизни, показать ее изменения.
В пятом вопросе дается характеристика верований восточных славян, показываются особенности культовой практики, религиозных праздников. Следует рассмотреть важнейшие достижения в сфере культурного развития восточных славян.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев, С. В. Славянская Европа V–VIII веков / С. В. Алексеев. – М. : Вече, 2009. – 538 с.
2. История России: с древнейших времён до конца ХХ века : в 3 кн. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «История» / Ин-т рос. ист. РАН ; редкол.: А. Н. Сахаров (отв. ред.) [и др.]. – М. : АСТ, 2001. – Кн. 1 : История России с древнейших времён до конца XVII века. – 575 с. : ил.
3. История, мифы и боги древних славян / сост. И. С. Пигулевская. – М. : Центрполиграф, 2011. – 224 с.
4. Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времён до 1618 г. : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 448 с.
5. Практикум по истории СССР (период феодализма) / под ред. А. П. Пронштейна. – М.: Высш. шк., 1969. – 376 с.
6. Пьянков, А. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси / А. П. Пьянков. – Минск: БГУ, 1980. – 207 с.
7. Рыбаков, Б. А. Мир истории: Начальные века русской истории / Б. А. Рыбаков. – М. : Мол. гвардия, 1987. – 351 с.
8. Седов, В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В. В. Седов. – М.: Наука, 1982. – 327 с.
9. Фроянов, И. Я. Древняя Русь. Очерки отечественной историографии / И. Я. Фроянов. – Ленинград : Изд-во Ленинград. ун-та, 1990. – 322 с.
Тема 3-5. Крестьяне на Руси в IX – начале XIII в.
Тема 13. Образование русского централизованного государства
В XV в.
(2 часа)
1. Правление Василия I.
2. Феодальная (династическая) война второй четверти XV в. Правление Василия II.
3. Правление Ивана III. Историческое значение создания централизованного государства.
Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо проанализировать внутреннюю политику Василия I, а также основные направления его внешней политики: отношения с Ордой, Великим княжеством Литовским.
Во втором вопросе необходимо проанализировать причины, основные этапы, ход и итоги феодальной войны. Показать, каким было правление Василия II.
В третьем вопросе необходимо отметить, что после завершения феодальной войны процесс образования единого государства вступил в завершающую стадию. Время правления Ивана III – это время ускорения процесса объединения. Необходимо проследить, как оценивается политика Ивана III в историографии. Также необходимо сделать выводы об историческом значении создания централизованного государства.
Рекомендуемая литература
8. Борисов, Н. С. Политика московских князей. Конец XIII – начало XIV века / Н. С. Борисов. – М. : Изд. Моск. ун-та, 1999. – 390 с.
9. Борисов, Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV веков / Н. С. Борисов. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 207 с.
10. Греков, И. Б. Мир истории: русские земли в ХIII–ХV веках / И. Б. Греков, Ф. Ф. Шахматов. – М. : Молод. гвардия, 1988. – 334 с.
11. Заичкин, И. А. Русская история : популярный очерк. IХ – середина ХVIII в. / И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М. : Мысль, 1992. – 797 с.
12. Зимин, А. А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. / А. А. Зимин. – М. : Мысль,1991. – 289 с.
13. Кучкин, В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х–ХIV вв. / В. А. Кучкин. – М. : Наука, 1984. – 350 с.
14. Сахаров, А. М. Образование и развитие Российского государства в ХIV–ХVII вв. / А. М. Сахаров. – М. : Высш. шк., 1969. – 453 с.
15. Тихомиров, М. Н. Российское государство ХV–ХVII вв. / М. Н. Тихомиров. – М. : Наука, 1973. – 422 с.
16. Черепнин, Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV веках / Л. В. Черепнин. – М. : Изд. соц.-экон. лит., 1960. – 869 с.
17. Юшко, А. А. Московская земля IX–XIV веков / А. А. Юшко. – М. : Наука, 1991. – 198 с.
Русских земель
(2 часа)
1. Усиление центральной власти в годы правления Василия III.
2. Реформы правительства Елены Глинской.
3. Боярское правление 30-40-х гг. XVI в.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует раскрыть основные тенденции внутренней и внешней политики Василия III. Показать деятельность князя по завершению процесса собирания русских земель, укреплению авторитета центральной власти. Охарактеризовать его внешнюю политику: восточное и западное направления.
Во втором вопросе необходимо дать анализ реформ Елены Глинской, показать их значение для государственной жизни России.
В третьем вопросе необходимо показать содержание борьбы за власть после смерти Елены Глинской. Объяснить, какое значение борьба между боярскими родами оказала на становление Ивана IV как будущего правителя России.
Рекомендуемая литература
1. Борисов, Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV веков / Н. С. Борисов. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 207 с.
2. Буганов, В. И. Эволюция феодализма в России / В. И. Буганов, А. А. Преображенский, Ю. А. Тихонов. – М. : Мысль, 1980. – 342 с.
3. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России : учеб. для студ. вузов / Н. П. Ерошкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 1983. – 352 с.
4. Зимин, А. А. Россия на рубеже ХV–ХVI столетий / А. А. Зимин. – М. : Мысль, 1982. – 333 с.
5. История внешней политики России: Конец XV–XVII век (От свержения ордынского ига до Северной войны) / Ин-т рос. ист. РАН ; редкол.: А. В. Игнатьев [и др.]. – М. : Междунар. отнош., 1999. – 448 с. – (История внешней политики России (конец XV в. – 1917 г.).
6. Сахаров, А. М. Образование и развитие Российского государства в ХIV–ХVII вв. / А. М. Сахаров. – М. : Высш. шк., 1969. – 453 с.
7. Тихомиров, М. Н. Российское государство ХV–ХVII вв. / М. Н. Тихомиров. – М. : Наука, 1973. – 422 с.
8. Хорошкевич, А. Л. Русское государство в системе международных отношений / А. Л. Хорошкевич ; АН СССР ; Ин-т ист. СССР. – М. : Наука, 1980. – 291 с.
9. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г. : учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Кузьмина, С. В. Переверзенцева. – М. : Владос-Пресс, 2004. – 656 с.
I. ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Раздел содержит темы практических (семинарских) занятий и вопросы к ним. При подготовке к семинарам студентам необходимо раскрыть их содержание, опираясь на литературу, рекомендованную к соответствующим темам в разделе краткого лекционного курса. Важно отметить, что подготовка к семинарским занятиям требует не только подбора и изложения при ответе на вопрос темы определённого количества фактов, но и их интерпретации, т.е. комментария, объяснения, что является одним из важнейших элементов научного подхода к истории.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 209.