Отраслевые и ведомственные инструкции.
Локальные нормативные правовые акты (ЛНПА) организации.
Основная цель деятельности коммерческих организаций – получение экономических выгод.
Экономические выгоды - получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов.
Основная цель ведения учета – определение финансового результата от текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.
Текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.
Финансовая деятельность – деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.
Инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, и указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.
Задания для подготовки к семинарским занятиям
1. Изучить:
· Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» (ОКЭД). Постановление Государственного Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85;
· Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;
· Типовой план счетов и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета. Постановление министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50;
2. Вопросы для подготовки к промежуточному тестированию
ТЕМА 1. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Работая в новых экономических условиях, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, ликвидации, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы.
Принимая управленческие решения, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, проводить экономический анализ хозяйственной деятельности, соизмерять расходы с доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.
Так как основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются все более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он точно отражает реальные процессы на предприятии, характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью ценностей и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.
Единая система учета включает в себя:
Оперативно-технический учет - отражает отдельные факты, явления, операции в процессе наблюдения, дает оперативные сведения и предназначен для руководства и контроля за производственной деятельностью организаций.
Статистический учет - отражает социально-экономические явления и процессы в результате сбора и изучения информации, дает количественные и качественные показатели, обобщает информацию о деятельности субъектов хозяйствования и предназначен для выявления резервов выполнения производственной программы организации, а также по отрасли и в целом по республике.
Бухгалтерский учет - отражает хозяйственные средства и источники их образования, процессы и отдельные операции при сплошной непрерывной регистрации и предназначен для контроля за выполнением производственной программы организации.
Финансовый учет - использует информацию о доходах и расходах, о дебиторской и кредиторской задолженности организации, о фондах и состоянии имущества. Потребителями финансового учета являются внешние пользователи: налоговые, финансовые и банковские органы, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели и сторонние пользователи, имеющие право на получение внутренней информации, при этом они обязаны хранить коммерческую тайну организации.
Управленческий учет - связан с процессами производства и обеспечивает сбор и обработку информации с целью контроля и планирования управления организацией. Цель управленческого учета - обеспечить руководство организации и руководителей отдельных подразделений необходимой информацией для принятия решений. Управленческий учет представляет коммерческую тайну и не публикуется.
Налоговый учет должен обеспечивать правильность расчетов организации с государством. В налоговом учете отражается только та информация, которая имеет отношение к налоговым расчетам организации и государства, и здесь нет необходимости отражать другую информацию. На основании данных бухгалтерского учета производятся все расчеты и составляются налоговые декларации. Однако налоговые органы в отличие от других пользователей информации имеют право использовать всю учетную информацию для проверки правильности расчетов и уплаты налогов.
Базой для всех видов учета являются данные бухгалтерского учета, которые дают своевременную, оперативную, точную и правдивую информацию о производственных запасах, себестоимости, финансовых результатах с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет определяется особенностями организации производственного процесса, методами переработки исходной информации, номенклатурой выпускаемой продукции или выполняемых работ, а также структурой организации. Эти особенности влияют не только на документальное оформление затрат, систематизацию и обобщение данных, но и на ведение аналитического учета и распределение затрат между отдельными видами производимой продукции и незавершенным производством.
На организацию бухгалтерского учета оказывает влияние форма собственности.
Организации – юридические лица РБ, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности).
Организации коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З
"Гражданский кодекс Республики Беларусь"
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З
"Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)"
К субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно..."
Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З
"О поддержке малого и среднего предпринимательства"
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно..."
Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З
"О поддержке малого и среднего предпринимательства"
Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), утвержденный Постановлением Государственного Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, является основой для сбора и предоставления статистической информации по видам экономической деятельности, используется для идентификации объектов правоотношений. Перечень видов экономической деятельности, по которым выводится финансовый результат субъекта хозяйствования, как правило, устанавливается учетной политикой в соответствии с задекларированными в уставе целями или на основании опыта хозяйственной деятельности прежних лет.
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает основные правила ведения и организации бухгалтерского учета в организациях.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой систему взаимосвязанных нормативных документов, определяющих качественные параметры учетной информации, принципы организации учета и составные элементы финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности введены в действие на территории Республики Беларусь Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.17) в качестве технических нормативных правовых актов с 1 января 2017.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 N 657/20 "О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности" приняты стандарты:
МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
МСФО (IAS) 2 "Запасы»;
МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода";
МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство";
МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
МСФО (IAS) 16 "Основные средства";
МСФО (IAS) 17 "Аренда";
МСФО (IAS) 18 "Выручка";
МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
МСФО (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям";
МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов";
МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы";
МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
МСФО (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
МСФО (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования";
МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
МСФО (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости";
МСФО (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных разниц";
МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями";
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2016 N 1119/35 "О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности" приняты стандарты:
МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
МСФО (IFRS) 16 "Аренда".
Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности (НСФО) разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
1. Постановление МФ РБ от 10.12.2013 № 80. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки». Основание: МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
2. Постановление МФ РБ от 30.06.2014 № 46. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность». Основание: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
3. Постановление МФ РБ от 29.10.2014 № 69. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют». Основание: МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют».
4. Постановление МФ РБ от 12.12.2016 № 104. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность».
5. Постановление МФ РБ от 06.03.2018 № 6. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)».
Типовой план счетов и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 и используются всеми организациями при отражении хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Однако ведение учета в отдельных отраслях народного хозяйства имеет свои особенности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 410.