Тема 1. «Производственные возможности и теория полезности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая тетрадь

Студента 2(3) курса _______ группы

Ф.И. ________________________________

по дисциплине: «Обществознание, включая экономику»

 

 

Содержание

Тема 1 «Производственные возможности и теория полезности»                                                                                                      5

Тема 2 «Товар, деньги и цена в экономике»                                                                                                      9

Тема 3 «Спрос, предложение, рыночное равновесие»                                                                                                       13

Тема 4 «Издержки производства»                                                                                                       18

Тема 5 «Конкуренция. Экономические системы»                                                                                                       23

Литература                                                                                                            58

Пояснительная записка

Методическое пособие является руководством для выполнения студентами самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание , включая экономику».

Рабочая тетрадь содержит 5 самостоятельных письменных работ. Каждая самостоятельная работа выполняется в процессе изучения студентами соответствующего материала. В описании каждой работы изложены ее тема, цель, краткий теоретический материал и различные виды заданий (задачи, тесты, вопросы, проблемные ситуации, экономические загадки и т.д.).

Задания выполняются непосредственно в рабочей тетради, которые сдаются преподавателю для проверки и выставления оценок.

Рабочая тетрадь является документом, с учётом которого выставляется итоговая оценка по дисциплине.

Оценки за письменные работы

1 2 3 4 5

Тема 1. «Производственные возможности и теория полезности»

       Цель работы: Опираясь на базовые теоретические знания, полученные в ходе изучения материала выполнить практические задания.

Теоретическая часть:

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Альтернативные варианты производства двух товаров при полном использовании ресурсов характеризует кривая производственных возможностей.

Альтернатива – это количество одного товара или услуги, которыми надо пожертвовать для того, чтобы иметь возможность получить другой товар или услугу.

Экономика любой страны постоянно решает проблему производственных возможностей. Данный вопрос находит отражение в кривой производственных возможностей.

Допустим, в обществе производится лишь два блага «X» и «Y». Если все ресурсы направить только на производство «X», то экономика будет находиться в точке А. Если все ресурсы направить только на производство «Y», то в точке E. Любое общество желает получать оба альтернативных товара. Варианты такого производства обозначены в т. «B», «C», «D» объединив все точки на графике, мы получим кривую производственных возможностей.  
X

A                                  – K

B

C

N

D

E            Y

Кривая производственных возможностей – показывает возможные варианты производства 2-х альтернативных товаров при полном использовании ограниченных ресурсов.

Кривая имеет выпуклую форму. Это характеризует закон убывающей производительности - производство каждой дополнительной единицы одного из альтернативных товаров требует все большего сокращения производства другого товара (и наоборот).

Если количество ресурсов, доступных обществу будет расти, то их можно направить на производство сразу двух товаров – кривая смещается вверх (см. ------------). Если дополнительные ресурсы направить на производство одного из альтернативных товаров, то кривая будет иметь одностороннее смещение (см. -..-..-..-..-). Если находиться внутри области кривой (т.N), то можно сказать, что ресурсы используются не полностью, и есть возможность расширить производство. Если находиться за пределами кривой (т.K), то производство не возможно, т.к. ресурсы в данном объеме отсутствуют.

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности.

Общая полезность ( TU ) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Предельная полезность ( MU ) – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объёма потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

По мере того как объём потребляемых благ растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается – закон убывающей предельной полезности.

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:

,

           где Р – цена товара.

           Если бы цены на все товары были одинаковы, то потребитель всегда стремился бы купить то благо, которое обладает для него наибольшей общей полезностью. Но цены на товары и услуги различны. Поэтому потребитель должен соизмерять полученное удовлетворение от потребления того или иного блага со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены товара или услуги, в связи с чем, ему приходится определять предельную полезность в расчёте на затраченный рубль.

Практическая часть:

Задачи

Задача 1:

Комбинации Кинокамеры Наручные часы Альтернативные издержки
1 100 0
2 80 100
3 60 200
4 40 300
5 20 400
6 0 500

       В таблице приведены данные о производстве двух альтернативных товаров: кинокамер и наручных часов.

а) Построить кривую производственных возможностей.

б) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1) 60 кинокамер и 200 часов

2) 80 кинокамер и 60 часов

3) 35 кинокамер и 300 часов

4) 40 кинокамер и 300 часов

5) 120 кинокамер и 70 часов

в) Какие условия должны соблюдаться, чтобы экономика страны находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства 100 наручных часов по данным таблицы. Как меняются эти издержки (падают / растут / не меняются).

д) Допустим, что усовершенствовалась технология производства часов, тогда как технология изготовления кинокамер осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике.

е) Рассмотрите альтернативы (1,2,3,4,5,6). Как вы думаете, какая из этих альтернатив наиболее эффективна для общества?

Задача 2:

       Потребительские предпочтения студента можно охарактеризовать следующим образом:

Единица продукции

Общая полезность

Предельная полезность

Кофе Чай Какао Кофе Чай Какао 1 24 21 24 2 20 15 16 3 12 9 8 4 6 6 0

       Каким образом студент потратит 29 д.е. на покупку напитков если:

       1 банка кофе стоит 6 д.е.

       1 пачка чая – 3 д.е.

       1 банка какао – 8 д.е.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3:

       Потребитель тратит 20 д. е. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблока для него равна 20 – 3х, где х – количество шт. Предельная полезность апельсина равна 40 – 5у, где у – количество апельсинов, шт.

       Цена 1 яблока – 1 д. е.

       Цена 1 апельсина – 5 д. е.

       Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

       Как изменится поведение потребителя, если его доход возрастет, и он станет тратить на фрукты на 16 д. е. больше?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи

Задача 1:

       Определить розничную цену товара, если известны следующие данные:

  1. себестоимость – 250 руб.;
  2. прибыль – 15% от себестоимости;
  3. НДС –18%;
  4. наценка посредника – 10%;

5. торговая наценка – 18%.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2:

Определить розничную цену, используя данные, приведенные в таблице. Как изменится отпускная цена товара, если прибыль увеличится до 18%, а себестоимость снизится на 5%.

Показатели Параметры Сп Пр НДС Ак ССН НП ТН
Исходные данные 62руб. 12% 18% 16% 7% - 30%

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тест

FC – постоянные издержки

С

 
       Это издержки, величина которых не изменяется с ростом или падением объемов производства (содержание зданий и сооружений, машин и оборудования, аренда). Постоянные издержки существуют даже при Q = 0.


                                             F С

                                             Q

           Это издержки объем которых изменяется в зависимости от роста или падения объемов производства (затраты на сырье, материалы, энергию, топливо, комплектующие и т.д.).            При Q = 0 переменные издержки отсутствуют. Как видно из графика в начальный период времени издержки растут более быстрыми темпами, чем объем производства. По мере достижения оптимальных объемов производства (т.Q1) происходит относительная экономия затрат. Но дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек.
2. VC – переменные издержки

C                                          VC

                    Q1              Q


TC – общие издержки

TC = FC + VC

С                                          TC

 
           TC - это совокупность постоянных и переменных издержек.            При Q = 0 TC = FC. Далее общие издержки увеличиваются на величину переменных издержек.


                                             VC

                                             FC

                                             Q

MC – предельные издержки.

           Это дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной дополнительной единицы продукции. Возрастающая ветвь кривой предельных издержек пересекает ATC и AVC в точках их минимумов.
C                                       MC       ATC

                                                       AVC

                                                          Q

           Определение издержек позволяет предприятию определить цену товара и установить объемы выпуска. Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Прибыль определяется как разница между выручкой и общими издержками.

Если из выручки от реализации вычесть внешние издержки, то получим бухгалтерскую прибыль. Она необходима для составления бухгалтерской отчетности за определенный период. Если из бухгалтерской прибыли вычесть внутренние издержки, то получим экономическую прибыль.

Практическая часть:

Упражнение

&  Постоянные издержки фирмы (FC) составляют 10000 руб. в месяц. Если переменные издержки (VC) составляют 20000 руб. и фирма производит 3000 ед. продукции. Определите совокупные издержки (TC), средние издержки (АТС), средние переменные (АVC) и средние постоянные издержки (АFC).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задачи

Задача 1:

1. Заполните таблицу.

2. Постройте графики TC,VC,FC.

3. Постройте графики ATC,AVC,AFC,MC.

Количество произведенной продукции Q FC VC TC AFC AVC ATC MC
0 10
1 19
2 27
3 34
4 40
5 47
6 55
7 64
8 75
9 88
10 103

Графики TC , VC , FC

Совершенная конкуренция.

Характеризуется наличием множества фирм оперирующих однородной продукцией. Число фирм настолько велико, что ни одна из них не способна регулировать цены друг друга. Цена устанавливается в соответствии со спросом и предложением. В краткосрочный период фирмы могут получать сверх прибыли. Вход и выход из отрасли свободный, не требует больших капитальных вложений. Убыточные фирмы быстро разоряются и уходят с рынка. Фирмы производят продукцию с минимальными затратами и продают по цене минимально окупающей затраты на производство. Не предусматривает производство общественных благ. Не способствует ускорению НТП, производимая продукция, в какой то степени унифицирована. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Монополия.

Это такая рыночная структура, в которой господствует только одна фирма, а границы фирмы и отрасли совпадают. Монополия возникает там, где нет близких заменителей выпускаемой продукции, т.е. товар уникальный. Монополия характеризуется высокими барьерами для вхождения в отрасль. Цены устанавливаются самостоятельно монополистом и контролируются только государством. С этой целью было разработано антимонопольное законодательство. Оно предотвращает накопление предприятиями, опасной для общества монопольной власти. НТП развивается быстрыми темпами.

Олигополия.

Это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль ограничен высокими барьерами. Выпускаемая продукция однородна, развитие НТП идет высокими темпами. Характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Это относится к процессу ценообразования. При установлении цены каждая фирма учитывает ценовую политику конкурентов. Олигополия контролирует редкие источники сырья.

Рыночная экономика.

Это такая система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя. Обмен осуществляется добровольно, и каждый индивид самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами. Каждый самостоятельно может организовать процесс производства, используя свой капитал и способности. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Главной движущей силой рыночной экономики является личный интерес (для потребителей – удовлетворение потребностей, для производителя – шанс прибыли). Характерной чертой рыночной экономики является совершенная конкуренция. Классическая рыночная экономика ограничивает государственное вмешательство, а правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Смешанная экономика.

Современная рыночная экономика представляет собой совокупность рыночной и централизованной систем, такая совокупность получила название смешанной экономической системы. В условиях смешанной экономической системы часть вопросов решается государством, а часть - рынком.

Практическая часть:

Тест

Примером монополистической конкуренции служит

а) рынок ценных бумаг

б) добывающая промышленность

в) сфера услуг

Литература

1. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.

2. Липсиц И.В. Экономика (книга 1,2): учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.:Вита-Пресс, 2007.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.

4. Основы экономической теории: учебник/ под ред. С.И. Иванова, в 2 кн., М.: Вита-Пресс, 2007.

5. С.Д. Волков «Экономика: Сборник задач» - М., Рольф, 2002 г.

6. Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. уроки экономики в школе: в 2 кн., пособие для учителя, М.: Вита-Пресс, 2008.

7. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

8. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.

Рабочая тетрадь

Студента 2(3) курса _______ группы

Ф.И. ________________________________

по дисциплине: «Обществознание, включая экономику»

 

 

Содержание

Тема 1 «Производственные возможности и теория полезности»                                                                                                      5

Тема 2 «Товар, деньги и цена в экономике»                                                                                                      9

Тема 3 «Спрос, предложение, рыночное равновесие»                                                                                                       13

Тема 4 «Издержки производства»                                                                                                       18

Тема 5 «Конкуренция. Экономические системы»                                                                                                       23

Литература                                                                                                            58

Пояснительная записка

Методическое пособие является руководством для выполнения студентами самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание , включая экономику».

Рабочая тетрадь содержит 5 самостоятельных письменных работ. Каждая самостоятельная работа выполняется в процессе изучения студентами соответствующего материала. В описании каждой работы изложены ее тема, цель, краткий теоретический материал и различные виды заданий (задачи, тесты, вопросы, проблемные ситуации, экономические загадки и т.д.).

Задания выполняются непосредственно в рабочей тетради, которые сдаются преподавателю для проверки и выставления оценок.

Рабочая тетрадь является документом, с учётом которого выставляется итоговая оценка по дисциплине.

Оценки за письменные работы

1 2 3 4 5

Тема 1. «Производственные возможности и теория полезности»

       Цель работы: Опираясь на базовые теоретические знания, полученные в ходе изучения материала выполнить практические задания.

Теоретическая часть:

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Альтернативные варианты производства двух товаров при полном использовании ресурсов характеризует кривая производственных возможностей.

Альтернатива – это количество одного товара или услуги, которыми надо пожертвовать для того, чтобы иметь возможность получить другой товар или услугу.

Экономика любой страны постоянно решает проблему производственных возможностей. Данный вопрос находит отражение в кривой производственных возможностей.

Допустим, в обществе производится лишь два блага «X» и «Y». Если все ресурсы направить только на производство «X», то экономика будет находиться в точке А. Если все ресурсы направить только на производство «Y», то в точке E. Любое общество желает получать оба альтернативных товара. Варианты такого производства обозначены в т. «B», «C», «D» объединив все точки на графике, мы получим кривую производственных возможностей.  
X

A                                  – K

B

C

N

D

E            Y

Кривая производственных возможностей – показывает возможные варианты производства 2-х альтернативных товаров при полном использовании ограниченных ресурсов.

Кривая имеет выпуклую форму. Это характеризует закон убывающей производительности - производство каждой дополнительной единицы одного из альтернативных товаров требует все большего сокращения производства другого товара (и наоборот).

Если количество ресурсов, доступных обществу будет расти, то их можно направить на производство сразу двух товаров – кривая смещается вверх (см. ------------). Если дополнительные ресурсы направить на производство одного из альтернативных товаров, то кривая будет иметь одностороннее смещение (см. -..-..-..-..-). Если находиться внутри области кривой (т.N), то можно сказать, что ресурсы используются не полностью, и есть возможность расширить производство. Если находиться за пределами кривой (т.K), то производство не возможно, т.к. ресурсы в данном объеме отсутствуют.

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности.

Общая полезность ( TU ) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Предельная полезность ( MU ) – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объёма потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

По мере того как объём потребляемых благ растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается – закон убывающей предельной полезности.

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:

,

           где Р – цена товара.

           Если бы цены на все товары были одинаковы, то потребитель всегда стремился бы купить то благо, которое обладает для него наибольшей общей полезностью. Но цены на товары и услуги различны. Поэтому потребитель должен соизмерять полученное удовлетворение от потребления того или иного блага со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены товара или услуги, в связи с чем, ему приходится определять предельную полезность в расчёте на затраченный рубль.

Практическая часть:

Задачи

Задача 1:

Комбинации Кинокамеры Наручные часы Альтернативные издержки
1 100 0
2 80 100
3 60 200
4 40 300
5 20 400
6 0 500

       В таблице приведены данные о производстве двух альтернативных товаров: кинокамер и наручных часов.

а) Построить кривую производственных возможностей.

б) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1) 60 кинокамер и 200 часов

2) 80 кинокамер и 60 часов

3) 35 кинокамер и 300 часов

4) 40 кинокамер и 300 часов

5) 120 кинокамер и 70 часов

в) Какие условия должны соблюдаться, чтобы экономика страны находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства 100 наручных часов по данным таблицы. Как меняются эти издержки (падают / растут / не меняются).

д) Допустим, что усовершенствовалась технология производства часов, тогда как технология изготовления кинокамер осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике.

е) Рассмотрите альтернативы (1,2,3,4,5,6). Как вы думаете, какая из этих альтернатив наиболее эффективна для общества?

Задача 2:

       Потребительские предпочтения студента можно охарактеризовать следующим образом:

Единица продукции

Общая полезность

Предельная полезность

Кофе Чай Какао Кофе Чай Какао 1 24 21 24 2 20 15 16 3 12 9 8 4 6 6 0

       Каким образом студент потратит 29 д.е. на покупку напитков если:

       1 банка кофе стоит 6 д.е.

       1 пачка чая – 3 д.е.

       1 банка какао – 8 д.е.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3:

       Потребитель тратит 20 д. е. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблока для него равна 20 – 3х, где х – количество шт. Предельная полезность апельсина равна 40 – 5у, где у – количество апельсинов, шт.

       Цена 1 яблока – 1 д. е.

       Цена 1 апельсина – 5 д. е.

       Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

       Как изменится поведение потребителя, если его доход возрастет, и он станет тратить на фрукты на 16 д. е. больше?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата: 2018-11-18, просмотров: 298.