Элементы региональной политики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине: «Региональная политика»

Тема: «Региональная политика, состав и структура»

Санкт – Петербург

2010



Оглавление

1.Введение 3
2.Региональная политика 5
3.Состав региональной политики 7
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия 15
5.Концепция социально-экономического развития регионов 17
6.Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов 19
7. Федеральная региональная политика 21
8. Регион и центр: проблемы взаимоотношений 24
9.Заключение 27
10.Список литературы 28

 



Введение.

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые
людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы,
средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика[1] - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также
 каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами[2] - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.








Региональная политика.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики :
- выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
- "реанимация" депрессивных районов,
- "стимулирующая" политика,
- "компенсирующая" политика.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
- прямую финансовая помощь;
- займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
- создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
- размещение государственных заказов;
- политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.










Тип 1: Главные лидеры.

Представителями являются: Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Челябинская области

Основные черты:

n Крупные регионы, продвинутое социальное и политическое развитие;

n гармонично развитое хозяйство, начат переход к постиндустриальному развитию;

n высокая законодательная активность на федеральном уровне;

n природные ресурсы не являются основой развития;

n высокая доля доходов от собственности в структуре доходов населения;

n самые высокие доли покупки товаров и услуг и сбережений во вкладах и ценных бумагах в структуре расходов;

n самое большое количество малых предприятий;

n очень низкая для России доля государственного сектора в экономике.

Региональная политика:

n Поощрение передачи инновационных импульсов из развитых регионов в остальные;

n разумное регулирование оттока рабочей силы и других ресурсов из менее развитых регионов;

n Стимулирование распространения позитивного опыта.

Региональная политика:

Главная задача – борьба с изолированностью этих регионов, инфраструктурное их включение в общероссийскую территориальную ткань путей сообщения. Здесь два генеральных пути.

n Первый – это строительство на федеральные средства крупных межрегиональных железнодорожных трасс.

n Второй путь – строительство относительно коротких участков между автодорогами соседствующих регионов в тех местах, где эти дороги подходят близко друг к другу, но не соединяются

Региональная политика:

n Основная проблема: социально-политическая модернизация. Стимулирование развития публичной политики, нацеленной на общественные структуры и гражданское общество.

n Стимулирование более полного использования всех плюсов приграничного положения при особом более открытом статусе прилегающих к государственной границе территорий.

Тип 4: Зауральские регионы

Представителями являются: Бурятия, Коми, Якутия-Саха, Хакассия, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области

Основные черты:

n Громадные по территории, изобилующие природными ресурсами, но крайне слабо освоенные и сильно изолированные от основной части страны как из-за огромных расстояний, так и из-за очень слабо развитой инфраструктуры.

n огромные и разнообразные природные ресурсы (от алмазов до рыбы);

n значительный людской потенциал, крупная индустрия, есть значительные очаги продуктивного сельского хозяйства;

n суровые бытовые условия, очень низкий уровень развития ЖКХ;

n самое высокое в стране производство ВВП на душу населения, но часто очень плохая обеспеченность бюджетов собственными доходами и крайне низкий уровень обеспеченности коммуникациями;

n угроза ползучей экспансии соседних государств;

Региональная политика:

n Необходимы прямые затраты, как в виде бюджетных средств, так и косвенных, в виде раздачи концессий, налоговых послаблений, таможенных льгот и прочих мер, направленных на создание в этих регионах особо благоприятного режима хозяйствования.

n Кардинальное повышение качества ЖКХ, доведение уровня бытового комфорта как минимум до уровня Европейской части России.

n Введение льготных транспортных тарифов, как для населения, так и определенных товаров.

n Перевод оттока населения азиатских «северов» с Европейской России на южные части регионов этого типа. Для этого – форсированное повышение стандартов жизни в самых крупных городах типа Хабаровска, освоение пустующих плодородных земель Приамурья и Приморья.

Тип 6: Освоенный Север

Представителями являются: Карелия, Архангельская, Вологодская, Камчатская и Магаданская области

Основные черты:

n Суровые районы, которые русские люди заселили и обустроили уже давно, весьма богатые ресурсами разного рода;

n в расчёте на душу населения это едва ли не самые индустриализованные регионы страны;

n социальная жизнь выглядит весьма запущенной: плохое здоровье жителей (рекорды по заболеваемости), неустойчивые семьи (рекорды по разводам), плохое состояние жилья;

n экономика чрезмерно специализирована нескольких отраслях, сельское хозяйство практически отсутствует;

n в последние годы отмечался дефицит инвестиций;

n благоприятное географическое положение, регионы богаты природными ресурсами, включая рекреационные.

Региональная политика:

n Генеральная линия – улучшение инфраструктуры в самом широком смысле слова, чтобы создать условия для хозяйственной деятельности, и в первую очередь - кардинальное улучшение бытовых условий населения.

n Почти все эти регионы обладают отличным потенциалом для развития туризма, а для Камчатки туризм, прежде всего международный, мог бы стать, при должном развитии, настоящей основой экономики.

Тип 8: Стабильная глубинка

Представителями являются: Белгородская, Воронежская, Кировская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области

Основные черты:

n Преуспевающая часть классических российских регионов с опорой на крупное головное предприятие или комплекс предприятий, которые являются локомотивами региональной экономики;

n уровень развития этих областей не соответствует их потенциальным возможностям, связанным с хорошей освоенностью, добротной инфраструктурой, многочисленным моноэтническим населением и отличным географическим положением;

n Власти предпочитают обходиться своими силами, нередко блокируют вывоз продукции (прежде всего сельскохозяйственной), препятствуют процедурам банкротства убыточных предприятий, не стремятся привлекать иностранные инвестиции;

n низкий уровень развития институтов гражданского общества.

Региональная политика:

n Нужны тонкие формы региональной политики нацеленные на то, чтобы сковать попытки местных руководителей консервировать сложившиеся общественные отношения.

n Нужны специализированные программы для каждого с учетом специфики производств и связей каждого региона.

Тип 9: Малые республики

Представителями являются: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия, Чувашия

Основные черты:

n Для всех регионов характерна патриархальность, быстрый рост населения за счёт очень высокой рождаемости, массовая безработица, слабая индустриальная база.

n Мощный аграрный сектор

n Недостаточность инфраструктуры, большая доля государственного сектора, неразвитость малого и среднего бизнеса, катастрофически низкий уровень инвестиций, наименьший показатель ВРП на душу населения.

Региональная политика:

n Помощь должна быть преимущественно инвестоориентированной и направленной на создание максимального количества новых рабочих мест.

n Республики нуждаются прежде всего в модернизации общественной жизни через модернизацию производственной базы – за счёт индустриализации, то есть не просто в насыщении рабочими местами в промышленности (это само по себе крайне важно), но и в появлении рабочих мест современного уровня, типа заводов по сборке компьютеров и т.п.



Зачем нужна стратегия.

Государственная стратегия регионального развития страны – это деятельность органов государственной власти РФ, направленная на согласование интересов федерального государства, субъектов Российской Федерации, субъектов местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

Государственная стратегия регионального развития – это верхний уровень региональной политики государства.

В этой связи необходимо пояснить, что государственная стратегия регионального развитая страны – это основной блок (составляющая) концепции социально экономического развития. Государственная стратегия регионального развития России – это фундамент национальной экономической доктрины страны. Нет госстратегии регионального развития страны, соответственно нет и национальной экономической доктрины России. Это аксиома развития государства, состоящего из регионов.

Стратегия это, в первую очередь, инструмент организации управленческой работы, и документ – лишь форма существования этого инструмента, к тому же, не единственная. Понимание этого вынуждает быть очень внимательными именно к уникальным характеристикам разных стратегий, поскольку обстоятельства и возможности реального управленческого действия в разных муниципальных образованиях очень различаются между собой.

По мнению экспертов, приоритетной целью регионального стратегического планирования должно стать обеспечение сбалансированного развития территорий. Это позволит избежать деградации территорий, превращения территорий вокруг крупных городов в люмпенизированные пустыни.

В общем плане, стратегия нужна региону для тех же целей, что и муниципальному образованию или предприятию. Наличие стратегии позволяет отвечать на ключевые вопросы, определяющие организацию деятельности: кто, что, зачем, когда и какими силами делает. Причем ответить, адекватно реагируя на изменения и особенности ситуации, в которой осуществляется деятельность. Для региона сформировать стратегию значит ответить на вопрос о его месте в стране и в мире, о целях деятельности и действиях, определяющих его развитие, получить возможность реагировать на изменения ситуации, сохраняя основные ценностные и целевые ориентиры развития.

Стратегическое управление направлено на решение одной из основных задач любой системы управления: поиску ответа на вопрос о ключевых точках, куда необходимо направлять доступные ресурсы для того, чтобы обеспечить нормальное воспроизводство и развитие системы жизнедеятельности региона. Стратегиями занимаются не от избытка, а от недостатка ресурсов. Если я обладаю такими объемами ресурсов (финансовых, материальных, человеческих), которые позволяют мне решать необходимые задачи, стратегия не нужна – я просто делаю то, что необходимо. А если нет? Тогда-то и возникает необходимость решать вопрос о приоритетах, определяющих то, куда будет направлен тот объем ресурсов, которым я распоряжаюсь: на развитие системы образования, улучшение дорог и сопутствующей инфраструктуры, прибавки к зарплатам, поддержку развития предпринимательства?

Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются очень разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и др. Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать – это они решают сами. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии – обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

 

Заключение.

Список литературы.

 

1.Сайт Федеральной службы государственной статистики

2.Зубаревич Н.В. Социальный атлас регионов Российской Федерации. Исследования института социальной политики

3.Госкомстат

4.ЦЭМИ (С.А.Айвазян) (Центральный экономико-математический институт)

5.Рабочий центр по экономическим реформам (В.А.Мау)
6.данные ИНДЕМа по отклонениям от Конституции и особенностям политической организации

7.данные ИНДЕМа по законодательной активности субъектов Федерации

8. Концепция стратегии социально-экономического развития РФ

9. Маркетинговое Агентство Step by Step

10. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика

11. Штульберг Б., Введенский В. Региональная политика России.


Экономический словарь

14. УКАЗ Президента РФ N 803 «ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

15. Финансовый словарь Финам

16. Деловая газета «Взгляд»

17. Научное издание «Труды Фонда ИНДЕМ» Под общей редакцией Г.А. Сатарова

18. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во “Феникс”, 2001.

19. Атоболевский С.С. Региональная политика: опыт развитых стран и становление РФ. – М.: Издательство УРСС

20. Трейвиш А.И., Артоболевский С.С. Регионализация в развитии России. – М.: Эдиториал


[1] «Финансовый словарь Финам»

[2] Экономический словарь

[3] приложение

[4] Маркетинговое Агентство Step by Step,

[5] Wikimedia Foundation. 2010


Курсовая работа

по дисциплине: «Региональная политика»

Тема: «Региональная политика, состав и структура»

Санкт – Петербург

2010



Оглавление

1.Введение 3
2.Региональная политика 5
3.Состав региональной политики 7
4.Характеристика стратегии регионального развития. Зачем нужна стратегия 15
5.Концепция социально-экономического развития регионов 17
6.Подходы к формированию концепции социально-экономического развития регионов 19
7. Федеральная региональная политика 21
8. Регион и центр: проблемы взаимоотношений 24
9.Заключение 27
10.Список литературы 28

 



Введение.

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые
людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы,
средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика[1] - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также
 каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами[2] - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для
всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.








Региональная политика.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики :
- выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
- "реанимация" депрессивных районов,
- "стимулирующая" политика,
- "компенсирующая" политика.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
- прямую финансовая помощь;
- займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
- создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
- размещение государственных заказов;
- политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.










Элементы региональной политики.

· Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

· Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

· Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

· Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

· Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

· Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

· Институциональная политика

 


Состав региональной политики.[3]

Типы российских регионов:


Тип 1: Главные лидеры.

Представителями являются: Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Челябинская области

Основные черты:

n Крупные регионы, продвинутое социальное и политическое развитие;

n гармонично развитое хозяйство, начат переход к постиндустриальному развитию;

n высокая законодательная активность на федеральном уровне;

n природные ресурсы не являются основой развития;

n высокая доля доходов от собственности в структуре доходов населения;

n самые высокие доли покупки товаров и услуг и сбережений во вкладах и ценных бумагах в структуре расходов;

n самое большое количество малых предприятий;

n очень низкая для России доля государственного сектора в экономике.

Региональная политика:

n Поощрение передачи инновационных импульсов из развитых регионов в остальные;

n разумное регулирование оттока рабочей силы и других ресурсов из менее развитых регионов;

n Стимулирование распространения позитивного опыта.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 201.