ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Структура речевого дефекта у старших дошкольников с ОНР
(III ур.р.р.)
1.2 Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
1.3 Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
ГЛАВА 2. особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с онр
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР (III ур.р.р.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Память выступает в качестве предпосылки формирования индивидуальности и личности человека. В процессе разносторонней деятельности в памяти человека откладывается новый материал, обогащается его опыт и познание окружающего мира. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
Особенности развития памяти у дошкольников без речевых нарушений изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, В.И. Самохвалова и др.
Проблема изучения и развития мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучением памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н Усанова, Э.П. Фигередо, Г.С. Гуменная, Е.М. Мастюкова и другие авторы.
Актуальность темы исследования. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а речевое нарушение может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесно-логической памяти. Сравнительная характеристика закономерностей развития словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и у нормально говорящих сверстников позволит определить, влияет ли речевое нарушение на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции, а значит и избежать возможных трудностей, связанных с усвоением программы в младшем школьном возрасте.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III ур.р.р.).
Объект исследования - словесно-логическая память.
Предмет исследования- особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, выделенному объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования:
1. осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме;
2. экспериментально выявить особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент);
статистический (анализ, обработка результатов исследования методами математической статистики).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Таблица 1 - Объем смысловой памяти
Объем смысловой памяти | ||
Количество слов первого ряда (А) | Количество воспроизведенных слов (В) | Коэффициент смысловой памяти (С= В/А) |
Полученные результаты в зависимости от количественного показателя (коэффициента смысловой памяти) распределялись по уровням:
1) низкий уровень- коэффициент смысловой памяти составляет 0- 0,4;
2) средний уровень- коэффициент смысловой памяти = 0,5- 0,7;
3) высокий уровень- коэффициент смысловой памяти = 0,8- 1.
Подсчитывается также процентное соотношение количества детей по трем уровням с различным объемом смысловой памяти отдельно для группы детей с общим недоразвитием речи и отдельно для группы детей с нормальным речевым развитием. Для этого используется следующая формула:
Х= (К*100%)/ 15,
где К- количество детей с определенным уровнем сформированности смысловой памяти, 15- общее количество испытуемых. В последующем проводится сравнительный анализ полученных данных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально говорящих сверстников. Все данные подсчитываются отдельно для изучения кратковременной и долговременной памяти.
Методика «Воспроизведение рассказа» направлена на изучение у детей уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста. Существуют детский и взрослый варианты. Нами был использован рассказ, предназначенный для изучения особенностей смыслового запоминания у детей младше 10 лет «Хитрая лиса». Текст включает 8 смысловых единиц. Текст: бегала лиса по полю (1). Увидели ее собаки(2) и погнались за ней(3): вот-вот настигнут(4). Вдруг лиса круто свернула(5) и спряталась в кусты(6). Собаки пронеслись мимо(7), а лиса убежала в лес(8).
Порядок работы: текст предъявляется на слух, после чего ребенка просят пересказать то, что он запомнил. Спустя 1 час ребенка снова просят вспомнить рассказ. Так оценивается долговременная память. По результатам воспроизведения проводится оценка в баллах выполнения задания:
1) низкий уровень- ребенок воспроизвел 0-3 смысловых единицы;
2) средний уровень- 4-6 смысловых единиц;
3) высокий уровень- 7-8 смысловых единиц.
Обращается внимание на особенности понимания или осмысленности текста, полнота воспроизведения, наличие собственных привнесений в содержание текста.
Процентное соотношение количества детей по разным уровням подсчитывается аналогично подсчетам, использованным для методики запоминания двух рядов слов. Проводились подсчеты для изучения кратковременной и долговременной памяти.
Сравнительный анализ полученных данных в группе детей с общим недоразвитием речи и в группе детей с нормальным речевым развитием был проведен средствами математической обработки данных. Нами был использован критерий х2 Пирсона для независимых выборок.
Таблица 2- Сравнительная оценка объема кратковременной памяти
| уровень | всего | ||
высокий | средний | низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием | 9 | 5 | 1 | 15 |
Дети с ОНР | 2 | 9 | 4 | 15 |
∑ | 30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 7,39. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Так, среди детей с ОНР 26,7% детей показали низкий результат, 60%- средний, 13,3%- высокий. Дети без речевых нарушений: 6,7%- низкий уровень, 33,3%- средний уровень, 60%- высокий.
Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 1.
Таблица 3- Сравнительная оценка объема долговременной памяти
| уровень | всего | ||
высокий | средний | низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием | 6 | 7 | 2 | 15 |
Дети с ОНР | 0 | 9 | 6 | 15 |
∑ | 30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 8,25. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития долговременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Так, среди детей с ОНР 40% детей показали низкий результат, 60%- средний, 0%- высокий. Дети без речевых нарушений: 13,3%- низкий уровень, 46,7%- средний уровень, 40%- высокий.
Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 2.
Таблица 4- Сравнительная оценка объема кратковременной памяти
| уровень | Всего | ||
высокий | средний | низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием | 8 | 7 | 0 | 15 |
Дети с ОНР | 1 | 10 | 4 | 15 |
∑ | 30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 6,04. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Среди детей с ОНР 26,6% детей показали низкий результат, 66,7%- средний, 6,7%- высокий. Их нормально говорящие сверстники показали следующие результаты: 53,3%- средний уровень, 46,7%- высокий, низкому уровню не отвечал ни один из полученных результатов.
Графически данные представлены в диаграмме 3.
Таблица 5- Сравнительная характеристика объема долговременной памяти
| Уровень | всего | ||
высокий | средний | низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием | 6 | 9 | 0 | 15 |
Дети с ОНР | 1 | 11 | 3 | 15 |
∑ | 30 |
х2эмп= 6,79. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития долговременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05). Старшие дошкольники с ОНР в 20% случаев показали низкий результат, в 73,3%- средний, 6,7%- высокий. Дети без речевых нарушений: 60%- средний уровень, 40%- высокий, 0%-низкий.
Отображение результатов в диаграмме 4.
И дети и с ОНР, и без речевых нарушений передали основное содержание рассказа. Однако объем запоминания словесных стимулов у дошкольников с ОНР ниже. При воспроизведении короткого рассказа дети с ОНР показали более низкие результаты по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Объем запоминания смысловых единиц у них составляет в среднем 4-6 смысловых единиц, тогда как для дошкольников без речевых нарушений характерно воспроизведение в среднем 5-7 единиц.
При воспроизведении рассказа у старших дошкольников с ОНР отмечаются ошибки при воспроизведении словесных раздражителей: повторение одних и тех же слов, добавление «лишних» слов, наличие вербальных парафазий. Характерны были замены в сюжете главных героев (вместо «собаки» говорили «волки»), собственные привнесения («лиса схватила курицу», «лиса пришла в дом» и т.п.), что свидетельствует о низкой точности воспроизведения словесных раздражителей. У детей с нормальным речевым развитием данные ошибки не наблюдалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше курсовое исследование направлено на теоретическое и эмпирическое изучение особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В первой главе мы проанализировали данные психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что у детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения различных видов памяти. Особенно эти нарушения выражены при запоминании и воспроизведении вербальной информации. Память детей с общим недоразвитием речи отличается от памяти нормально говорящих детей более низким объемом запоминания, сниженной точностью в воспроизведении слов-раздражителей, слабостью удержания речевых сигналов. Отмечаются трудности при пересказе текста. Исследования свидетельствуют о том, что мнестическая деятельность связана с речевой, а поэтому и наблюдаются специфические расстройства памяти.
С целью диагностирования нарушений словесно-логической памяти мы провели экспериментальное изучение ее особенностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III ур.р.р.). Результаты эксперимента отражены во второй главе курсовой работы. Исследование позволило сделать выводы о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается более низкий объем словесно-логической памяти по сравнению с их нормально говорящими сверстниками. Об этом свидетельствуют более низкие количественные показатели выполнения заданий по воспроизведения словесных стимулов.
Во-вторых, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются специфические ошибки при воспроизведении: привнесения собственных стимулов, замены слов и элементов сюжета, которые наблюдаются как при исследовании кратковременной памяти, так и при отсроченном воспроизведении. Запоминание характеризуется более низкой точностью, что проявляется при воспроизведении словесных раздражителей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что детям с общим недоразвитием речи требуется целенаправленная коррекционная работа по преодолению трудностей запоминания. При коррекции памяти необходима организация специальных занятий по совершенствованию, развитию мнестической деятельности.
Приоритетным должно быть развитие логической памяти по сравнению с остальными видами памяти. Качество и продуктивность запоминания увеличивается, если память опирается на интенсивную мыслительную деятельность. Коррекция памяти также должна быть неразрывно связана с коррекцией других психических процессов: восприятия, внимания, мышления, развитием эмоционально-волевых качеств.
Библиографический список
1. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью/ Л.И. Белякова [и др.]//Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.
2. Блонский, П.П. Избр. пед. и психол. соч.: в 2 т. /П.П. Блонский.- М., 1979.- Т.2.- С.341-366
3. Власенко, И.Т. Особенности словесно-логического мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко.- М.: Педагогика, 1990.- 183 с.
4. Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. А.А. Смирнова.- М.: Просвещение, 1967.- 302 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой.- М.: Просвещение, 1989.-528 с.
6. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте/Л.С. Выготский// Хрестоматия по общей психологии: психология памяти.- М., 1979.- С. 148-166.
7. Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией/ Г.С. Гуменная// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: в сб. науч. тр./Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской.- М., 1978.- С. 67-72.
8. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи/О.Р. Даниленкова// Дефектология.- 2000.- № 6.- С. 50- 64.
9. Джеймс, У. Память./ У. Джеймс// Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 1998.- 816 с.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн, «Унiверсiтэцкае», 1997.- 240 с.
11. Дроздова, Н.В. Особенности мнестической деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи/ Н.В. Дроздова, С.Е. Перкова// Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: Материалы науч.- практ. конф., Минск, 29- 30 мая 2001г.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.- С. 76-78.
12. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников/ Е.В. Заика, И.П. Назарова, И.А. Маренич// Вопросы психологии.- 1995.- № 1.- С. 23- 27.
13. Зайцава, Л.А. Метадычныя матырыялы па карэкцыi мысленчай i пазнавальнай дзейнасцi вучняу з цяжкiмi парушэннямi маулення/ Л.А. Зайцава.- Мн., 1996.- С. 24-26.
14. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте/ З.М. Истомина// Возрастные и индивидуальные различия памяти: сб. науч. тр./ Под ред. А.А. Смирнова.- М., 1967.- С. 25- 30
15. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова.- СПб.: КАРО, 2008.- 432 с.
16. Капунова, Т.М. Психологический анализ смысловых связей при запоминании у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.01/ Е.М. Капунова.- М, 1986.- 24 с.
17. Левяш, С.Ф. Развитие мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи/ С.Ф. Левяш, Л.С. Сорчик// Дэфекталогiя.- 2003.- № 1.- С. 96-103
18. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания/А.Н. Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: психология памяти.- М., 1979.- С. 166-182.
19. Мартынова, Р.И. К вопросу о психологии детей с моторной алалией/ Р.И. Мартынова// Расстройства речи и голоса в детском возрасте: сб. науч. тр./ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М., 1973.- 188 с.
20. Мастюкова, Е.М О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи/ Е.М. Мастюкова//Дефектология.- 1972.- №5.- С. 12-18.
21. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина.- М.: ООО Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.-352 с.
22. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн.- 3-е изд.- М.:ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1 Общие основы психологии.- 688 с.
23. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Авт.-сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1998.- 448с.
24. Общая психология: Учеб. для студ. высш. пед. ин-тов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский [и др.]; под ред. А.В. Петровского.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 464с.
25. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Г.В. Чиркина [и др.]; под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- М.:АРКТИ, 2002.-240 с.
26. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967.- 367 с.
27. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учеб.- метод. пособие/ В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2003.-119 с.
28. Фигередо, Э.Л. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03/ Э.Л. Фигередо; АПН СССР. НИИ дефектологии.- М., 1989.- 17 с.
29. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина//Дефектология.- 1985.- № 4.- С. 72-79.
30. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 240 с.
Размещено на http://www.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Структура речевого дефекта у старших дошкольников с ОНР
(III ур.р.р.)
1.2 Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
1.3 Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
ГЛАВА 2. особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с онр
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР (III ур.р.р.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Память выступает в качестве предпосылки формирования индивидуальности и личности человека. В процессе разносторонней деятельности в памяти человека откладывается новый материал, обогащается его опыт и познание окружающего мира. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
Особенности развития памяти у дошкольников без речевых нарушений изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, В.И. Самохвалова и др.
Проблема изучения и развития мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучением памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н Усанова, Э.П. Фигередо, Г.С. Гуменная, Е.М. Мастюкова и другие авторы.
Актуальность темы исследования. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а речевое нарушение может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесно-логической памяти. Сравнительная характеристика закономерностей развития словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и у нормально говорящих сверстников позволит определить, влияет ли речевое нарушение на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции, а значит и избежать возможных трудностей, связанных с усвоением программы в младшем школьном возрасте.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III ур.р.р.).
Объект исследования - словесно-логическая память.
Предмет исследования- особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, выделенному объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования:
1. осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме;
2. экспериментально выявить особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент);
статистический (анализ, обработка результатов исследования методами математической статистики).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.