Общая организация денежной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, ценными государственными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозка и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

· разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

· ставки учетного процента (дисконтную политику);

· нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

· операции на открытом рынке;

· регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при главных территориальных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального Банка России и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

· необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

· обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

· поддержанием обязательного по купюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;

· сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Центральному Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством Российской Федерации.

Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса.

Характерной чертой денежной системы России является жесткий централизм при осуществлении управления этой системой. Объясняется это, прежде всего, тем, что Россия, в сущности, всегда была унитарным государством, с ярко выраженной ориентацией экономической политики на столицу. Такие государства, как США, развивающиеся на других, изначально федеративных принципах, и денежную систему, как известно, имеют достаточно свободную от влияния центра. Однако, в принципе, вопрос о том, какая денежная система является более предпочтительной – одной страны или другой – не является актуальным. В каждом государстве сложившаяся национальная денежная система отражает исторически сформировавшиеся закономерности денежного обращения, и перенесение чужого опыта, так сказать, в чисто виде может крайне негативно отразиться на национальных денежно-кредитной и финансовой системах.

 

Инфляция

В процессе экономического перехода России столкнулась с такой проблемой, как инфляция. Под инфляцией понимают рост общего уровня цен в экономике страны.

 Инфляция в России была огромной. Существуют несколько источников такой инфляции.

Во-первых, в январе 1992 г. были «отпущены» цены и, как ожидалось, цены на многие товары мгновенно выросли в 3-4 раза.

Во-вторых, российские домохозяйки создали огромные запасы денег и вкладов в сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие потребительские товары появятся в изобилии. После либерализации цен избыточная денежная массы хлынула на рынок и способствовала усилению инфляции и падению рубля.

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней. Во-первых, приватизация государственных предприятий привела к тому, что правительство потеряло важный источник поступлений – прибыли предприятий. Во-вторых, характерная для переходного времени неопределенность привела к массовым уклонениям от уплаты налогов. Многие местные власти не платили налогов центральному правительству. Многие приватизированные предприятия не платили новый установленный 28%-ный налог на добавленную стоимость. Антиалкогольная кампания правительства также привела к потере поступлений от продажи алкогольной продукции. В-третьих, государство предоставило крупные субсидии промышленности и сельскому хозяйству и увеличило социальные пособия, чтобы смягчить проблемы переходного периода.

Одним из заметных побочных эффектов инфляции в России было резкое снижение международной ценности рубля. Когда цены в стране были либерализованы, то с ними был «отпущен» и рубль. В начале 1992 г. курс обмена составлял 90 руб. за 1 дол. К январю 1994 г. курс рубля упал до 1607 рублей за 1 дол., а осенью 1994 г. снова стремительно упал до уровня 3926 руб. за 1 дол. и только немного поднялся впоследствии в результате вмешательства Центрального банка России. Во II квартале 1997 г. рубль обесценился по отношению к доллару на 1%, при этом за все первое полугодие снижение составило 4%. За период с 1 января до 15 августа 1997 г. курс рубля по отношению к доллару понизился на 4,5%. Но все таки это было значительное улучшение денежно-финансовой ситуации в России. Спрос на рубли и рублевые активы заметно вырос, в результате чего рубль начал укрепляться. Стремясь удержать курс на номинальное удешевление рубля, Центральный банк России начал покупать доллары за рубли, тем самым резко увеличив объем международных резервов. За первые шесть месяцев 1997 г. валовые международные резервы выросли на 8,5 млрд дол., чистые международные резервы — на 9,3 млрд дол. на 1997 г. для чистых международных резервов и чистых внутренних активов были установлены достаточно скромные целевые показатели. Но, по крайней мере, они не базировались на предположении о существенном улучшении той ситуации, которая сложилась в 1996 г., когда чистые международные резервы сократились на 6 млрд дол. Такие резкие изменения международной ценности рубля повредили международной торговле России.

По предварительным данным министерства, инфляция в России в феврале 2006 года составила 1,3-1,5%. Если учитывать тот факт, что за январь потребительские цены выросли на 2,4%, то инфляция за два первых месяца 2006 года составила 3,9%. В прошлом году за этот же период цены выросли на столько же, но по итогам года инфляция составила 10,9%.
Кроме того, по данным министерства, в январе ускоренными темпами росли цены на продовольственные товары - они подорожали в целом на 2%, и в феврале рост цен продолжился. В том числе дорожали фрукты и овощи (19,1%), что чиновники связывают с сильными январскими холодами и, как следствие, снижением объемов продаж. Цены на сахар с начала года тоже сильно подросли - на 23%. Это, по словам экспертов министерства, происходило из-за роста цен на сахар-сырец на мировых рынках. Единственное, что подешевело за эти месяцы, - это мясо птицы (на 2,1%), что связано с ростом поставок импорта и падением спроса на кур у населения из-за птичьего гриппа.

 

 


Заключение

В результате проделанной работы мной был изучен вопрос, касающийся роли денег в экономике. В рамках поставленной темы и были сделаны выводы о том, что роль денег раскрывается через выполняемые ими функции, о которых речь шла выше.

Общественная роль денег, их место в экономической системе, стоит в том, что деньги выступают в качестве реальной общественной связи между товаропроизводителями. Они являются силой, связывающей отдельных товаропроизводителей через общественное разделение труда и рынок в единый народнохозяйственный организм, соединяют частный труд в систему общественного труда, обеспечивают эквивалентность товара между товаропроизводителями. Деньги – не только средство связи между товаропроизводителями; их знание выходит далеко за эти рамки. Соединяя между собой многие явления и процессы, они позволяют определить эффективность функционирования хозяйственного механизма. Измерение и измеримость общественных затрат и полученных результатов – важное условие рационального ведения хозяйства.

Допустимо заключить, что деньги – это одно из важнейших понятий рыночного хозяйства: любые общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на товары и услуги и использоваться для оплаты долгов. Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, форма выражения стоимости всех других товаров. Они значительно упрощают обращение товаров и услуг между производителями и покупателями. То есть деньги – это историческая категория, присущая товарному производству.

 

Список литературы

1. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 “О мерах по либерализации цен” // Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант-Плюс – 1992-1999.

2. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” // Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант-Плюс – 1992-1999.

3. Алехов А. В. Из истории российских бумажных денег//Банковские услуги – 19997 – № 7 – 8.

4. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 480с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

5. Иванов К. Деньги – “живые и мертвые” // Экономика и жизнь – 1999 – №

6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 895с.

7. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров: Изд-во “АСА” – 1998.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т. Т. 1. – М.: Республика 1996.

9. Олещук Ю. Пришествие в Россию бумажных денег // Бизнес – 1998 – №

10. Основы экономической теории: Учебное пособие: В 2 ч. / Под. ред. Филиппова Н. Н. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998. Ч. 2.

11. Роль денег в российской экономике // Финансист – 1999 – № 1.

12. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2001. – 400с.

13. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с.: ил.

14. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С.: Учебник для вузов, 1997.

15. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – 568с.


[1] К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Экономикс, стр. 273

[2] Г.М. Гукасьян. Экономическая теория

[3] Г.М. Гукасьян, Экономическая теория

[4] Г.М. Гукасьян. Экономическая теория


Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.