Основные переменные дифференциации | НИОКР | Производство | Маркетинг |
Цели | Новый продукт | Себестоимость | Объём продаж |
Структура | Высоко органическая | Механическая | Органическая |
Взаимодействие | Сильно ориентированно На людей | Ориентированно на задачи | Ориентированно на людей |
Обратная связь | Очень долгая | Долгая | Быстрая |
Размерность указанных четырёх переменных дифференциации раскрывает степень различия между подразделениями (см. табл.)
Чем больше подразделений внутри организации отличаются друг от друга по этим четырём переменным, тем более дифференцированной является организация. Руководители должны пронимать, что работу в высокодифференцированных организациях очень трудно координировать. Когда организация одновременно является сильно дифференцированной и сильно децентрализованной с точки зрения управления ею, возникает необходимость введения ролей интеграторов, т.е. определённые люди, а может быть, даже целое подразделение должны выполнять специальную работу по координации и интеграции различных частей организации. Эти люди или подразделения не обязательно должны быть наделены правом принятия решений, но они должны обеспечить факт принятия решений соответствующими группами.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создаётся разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, и управлении ею. (см. рис.)
Матрица модели «дифференциация» и «интеграция»
Ситуация, когда усилия по интеграции подразделений превышают потребности дифференциации 2 | Ситуация, требующая привлечения значительного количества ресурсов и использования сложных интеграционных механизмов 3 |
Ситуация, не требующая создания специальных интеграционных механизмов 1 | Ситуация, когда усилия по интеграции подразделений не отвечают требованиям дифференциации 4 |
Высокий
Низкий Высокий
Уровень
Интеграции
Низкий
Низкий Высокий
Уровень
Дифференциации
Так ,например, комбинация двух факторов, размещенная в квадрате 1, является для организации наиболее простой и лёгкой. В том случае, когда требуемые уровни дифференциации и интеграции достаточно низкие, части или подразделения организации практически не зависят друг от друга. Ремонтный цех и транспортный отдел машиностроительного завода могут служить примером такой комбинации.
В квадрате 2 отражена ситуация, при которой спроектированный уровень интеграции явно превышает потребности, создаваемые различием подразделений. Этим недостатком обычно страдает так называемый институт заместителей в организации. Так, если заместитель директора машиностроительного завода по производству координирует работу нескольких производственных цехов, то объяснить создание такой позиции в организации можно только по причине масштаба управления, но не по причине необходимости интеграции малодифференцированных между собой подразделений. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что такую роскошь, как институт заместителей, могут себе позволить либо малоэффективные государственные предприятия, либо неопытные коммерческие структуры.
В квадрате 3 представлена ситуация, являющаяся, с точки зрения комбинации факторов, наиболее сложной и трудной для организационного проектирования. В рассматриваемой ситуации требуется вовлечение значительного количества ресурсов и использование широкого круга интеграционных механизмов и образцов поведения для эффективного управления организацией. Так, на верхних уровнях организации это может проявляться в создании стратегических хозяйственных центров, использовании продуктовой или матричной департаментизации, а на нижних- в формировании целевых групп и комплексных бригад.
В квадрате 4 в противоположность квадрату 2 отражена ситуация, при которой уровень координации явно не соответствует высокой степени различий между подразделениями. Так, в условиях бартерных связей между предприятиями подчинение начальников отдела снабжения и отдела сбыта разным заместителям или включение этих отделов в различные интеграционные схемы не способствует, как правило, стабильной и ритмичной работе предприятий. Естественно, такая ситуация обычно носит временный характер, и по мере изменения внешней среды (стабилизации финансовой системы) необходим, в зависимости от ситуации, переход в квадрат 1 или квадрат 3.
Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создаёт условия для снижения уровня возможной конфликтности. Всё вместе способствует повышению эффективности организации в её взаимодействии с внешней средой.
Заключение.
Следует учитывать, что в случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными, менеджер может потерять управление группой, возможно появление подгрупп (с неофициальным руководителем), возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также ослабляется контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и результатах труда.
С другой стороны, в случае необоснованно сокращенных масштабов управления возникает слишком много уровней управления, возрастают административные затраты (прежде всего в форме выплат жалованья управленческому аппарату), больше времени отводится на принятие решений в связи с необходимостью прохождения всех звеньев управления, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.
Список литературы.
1. Акофф Р., Планирование будущего корпорации. М., 1985.
2. Мерсер Д., ИБМ-управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.,1991.
3. Обер-Крие Дж., Управление предприятием. М., 1973.
4. Паркинсон С.Н., Закон Паркинсона. М.,1992.
5. Виханский О.С. Наумов А.И., Менеджмент. М., 2003.
6. Забелина О.В., Финансовый менеджмент: Учебное пособие., М., 2005.
7. Зельдович Б.З., Менеджмент: Учебник., М., 2007.
8. Вескин В.Р., Учебник, 3-е издание., М., 2006.
9. Цылкин Ю.А., Менеджмент: учебное пособие для вузов., М., 2001.
10. Интернет
Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.