Субъекты защиты чести, достоинства и деловой репутации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В практическом плане защита чести, достоинства и деловой репутации должна строиться по логически обоснованной модели, начиная с установления факта и субъекта распространения определенных сведений и их порочащего характера и кончая опровержением презумпции несоответствия порочащих сведений действительности, опровержением самих сведений и наказанием их распространителей. Тем самым могут быть предотвращены бесполезные затраты времени, сил и средств на доказывание как компрометирующего характера сведений, так и соответствия их действительности. Таким образом, прежде всего, необходимо установить сам факт и субъекта распространения сведений, касающихся потерпевшего.

Субъекты защиты – лица, подлежащие ответственности за распространение порочащих, не соответствующих действительности сведений и лица, имеющие право на соответствующую защиту. Иски о защите чести, достоинства, деловой репутации вправе предъявлять юридические лица и граждане, которые считают, что о них распространены порочащие, не соответствующие действительности сведения.

Обычно гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не определяется законом или национальным обычаем. Однако это не препятствует использованию вымышленного имени, т. е. псевдонима. Перемена гражданином имени в установленном порядке с регистрацией изменений в актовых книгах органов ЗАГС и внесением изменений в ранее оформленные на его имя документы не прекращает и не изменяет его права и обязанности, приобретенные под прежним именем. Однако гражданин обязан принять необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени. В противном случае он несет риск негативных последствий, вызванных неосведомленностью указанных лиц. Весьма важным в рыночных условиях является запрет приобретения прав и обязанностей под именем другого лица. Если неправомерным использованием его имени (например, в коммерческо-рекламных целях) гражданину причиняется вред, то этот вред подлежит возмещению по общим нормам ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

В защиту общественных интересов, в отдельных случаях исковое заявление по данным категориям дел может подавать прокурор. Законодательные положения касаются и субъектов защиты личных нематериальных благ, нарушенных в результате распространения в средствах массовой информации не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию сведений.

Физическое или юридическое лицо вправе требовать от редакции средств массовой информации опровержения не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство сведений, распространенных в данных средств массовой информации, в случае, когда распространенные сведения обладают следующими двумя признаками в совокупности:

¾ распространенные в средствах массовой информации сведения не соответствующие действительности;

¾ распространенные в средствах массовой информации сведения носят порочащий характер.

В случае если редакция средств массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного СМИ. Если порочащие сведения распространены в публикуемой типографическим путем газете, ответчиком по иску выступает тот орган, от имени которого выпускается газета.

Обратим внимание на случаи освобождения СМИ от ответственности за распространение порочащих ложных сведений. Так, согласно статье 57 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция, главный редактор, журналист не несут ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан либо деловую репутацию граждан или организаций, если эти сведения:

¾ присутствуют в обязательных сообщениях;

¾ содержаться в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

¾ являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

¾ содержаться в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию, в соответствии с законом;

¾ являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства.

В частности, не признается распространением порочащих сведений освещение, носящее негативный характер, СМИ какого-либо мероприятия. Например, СМИ осветили без анализа и собственных оценок произошедшего достоверный факт выпуска фирмой «Прогресс» некачественной продукции. В данном случае СМИ не будет нести ответственность за распространение порочащих сведений, поскольку СМИ было освещено произошедшее событие, имевшее место в реальной действительности, без сообщения каких-либо сведений, выражающих личное мнение по отношению к произошедшему.

Между тем, редакция, главный редактор, журналист не освобождаются от ответственности в случае, если к сведениям, полученным из иных источников, СМИ добавляют новые сведения, относящиеся к событиям и процессам, информация о которых почерпнута из иных источников и впоследствии признана несоответствующей действительности и порочащей честь и достоинство граждан и организаций.

Суммы морального вреда, которые указывают в своих исках истцы, обиженные на прессу, как правило, невероятно высоки. Если бы эти, запрашиваемые, суммы каждый раз удовлетворялись судами, многие российские газеты давно перестали бы существовать, а журналисты сменил бы эту профессию на мерее рискованную. Для иллюстрации можно привести соотношение сумм компенсации морального вреда в Ростовской области по завершенным в 2007 году судебным делам с участием прессы (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Моральный вред

90 601 руб.
Более 35 млн. руб.

 

Согласно статьи 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура представляет собой требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительного согласования сообщений и материалов, кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым. В указанной статье Закона РФ «О средствах массовой информации» также отражено положение о том, что в данном случае наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. А потому не являются цензурой случаи, «когда должностное лицо, требующее предварительного согласования текста сообщения или материала, являлось его автором, либо выступало в роли интервьюируемого, поскольку в данном случае речь идет о соблюдении авторских прав данного должностного лица либо его нематериальных благ, таких как честь, достоинство, репутация» [10, с. 34].

Таким образом, можно сделать вывод, что право на честь, достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.