Значение социальных факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма. Во второй половине 20 века изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой. Чем крупнее город, тем явственнее ощущается эта потребность, поскольку отдых по месту жительства плохо восстанавливает силы. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых быстро переходят в разряд необходимых.
Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.
В 70-х годах в промышленно развитых странах возникла тенденция к делению отпуска на две части, что дает возможность в течение года совершить два путешествия. Одно зимой и одно летом. А иногда и не два раза в год.
Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога для выхода на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности жизни) привело к появлению так называемого туризма "третьего возраста".
В путешествиях принимает участие и молодежь, что способствует активизации подросткового.
К социально - экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов. Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов туристских связей. Основными составляющими данного фактора являются: удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, дефицит бюджета страны, среднегодовые темпы инфляции, удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны, наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати, наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, экономическому обоснованию и другим вопросам), удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны, показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны.
Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор национального и международного туризма. Появился новый феномен: деловая женщина. Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия более долгий период времени, что помогает развитию туризма.
Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. Демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции. Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличения числа рабочих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.
Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются, увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Эйнгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор.
Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма. Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления. Потребитель ощутит необходимость в новом многовариантном турпродукте. Таким образом, демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма. Новые технологии в транспортной инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. Сокращение времени на проезд к месту туристского назначения и снижение цен на поездку позволят чаще путешествовать на дальние расстояния.
Государственный контроль над транспортом отменит необходимость оформления визы при въезде в страну посещения. Ожидаемый рост иностранного туризма будет способствовать увеличению доходов населения принимающих стран. Расширение туристской отрасли повысит спрос на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и других предприятиях. Киоски будут предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по Родной стране, так и за рубежом. Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка. По прогнозу ВТО, демографические изменения отразятся и на выборе места туристского назначения: люди будут больше путешествовать с юга на север, а основными целями поездок чаще станут посещение друзей и родственников. Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям. В настоящее время пассивное стремление сменилось стремлением к активному отдыху: надо быть не только активным самому, но и отдыхать в компании или вдвоем. Но в первую очередь надо отметить и такие критерии, как: возраст (турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном), образование (чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к культурно-познавательному туризму, уровень дохода (ясно, что экономические соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места путешествия, его сроков), социально-экономическое положение (речь идет о разных подходах к туризму у большей части населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет стремиться к этому) если человек выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для ностальгического туризма.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Стоит отметить, что соблюдение социально-демографических факторов приводит только к положительному эффекту, например, повышению образовательного и культурного уровня жизни, но и понижение уровня жизни и оплаты труда может привести к отрицательному влиянию на развитие туризма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведя столь обширный анализ, детально изучив факторы, влияющие на развитие международного туризма, можно сделать вывод о том, что туризм является "локомотивом" инноваций в промышленности, хозяйстве, а также на рынке услуг. И разобрали демографические и социальные факторы, каким образом они влияют на эту сферу, и в итоге можно отметить, что эти два фактора являются, если не главными, то обязательными. На сегодняшний день туризм является одной из самых прибыльных сфер бизнеса. Туризм является тем самым показательным примером, который доказывает, что много миллиардные доходы может приносить не только промышленность и сельское хозяйство, но и область, которую причисляют к так называемому рынку услуг. Благодаря налоговым отчислениям от туризма обеспечивается профицитность бюджетов многих стран мира, а роль туризма в мировой экономике с каждым годом продолжает расти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001, 89 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист.
3. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. – М., 2004, 27 с.
4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004, 284 с.
5. Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2003, 98 с.
6. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2005, 286 с.
7. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.05.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 2005 (N 52).
8. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.06. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996, (N 49). Федеральный закон от 24 ноября 2006 № 132-ФЗ
9. Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» М.,2004, 34 с.
10. Сенин В.С. «Организация международного туризма» М., 2000, 78 с.
11. Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов Н/Д., 2005, 55 с.
12. Туристская деятельность. Туристская индустрия. – М.-СПб., 2003, 74 с.
13. Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», 94 с.
14. Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005, 309 с.
15. Щеглов С. Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2004, 176 с.
[1] Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», 68 с.
[2] Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» Москва, 2004, 267 с.
[3] Сенин В.С. «Организация международного туризма» Москва, 2000, 390 с.
[4] http://bril2002.narod.ru/geogr4.html
[5] Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. 39 с.
[6]. Федеральный сайт http://www.kmvline.ru/lib/turizm/69.php
[7] Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», С. 3.
[8] Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», С. 5.
[9] Федеральный закон от 24 ноября 2006 № 132-ФЗ
[10] Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001, С.354
[11] http://bril2002.narod.ru/geogr4.html
Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.