I. Причины экстремизма и факторы существования экстремистской преступности в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Причины экстремизма и факторы существования

экстремистской преступности в России

1.1 Существующие концепции детерминации и причинности и их применение к проблеме экстремизма

1.2. Причины и факторы, обуславливающие существование

и современное состояние экстремистской преступности

1.2.1. Исторические причины       

1.2.2. Социальные причины экстремизма

1.2.3. Экономический фактор, как причина экстремизма

1.2.4. Политические причины экстремизма

1.2.5. Психологические причины

1.2. 6. Информационное пространство и экстремизм

II. Меры противодействия экстремизму

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Конец XХ века ознаменовался серьезными геополитическими изменениями. Распад СССР став, отчасти, закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже гораздо более жестокие и кровавые конфликты.

Ю.М. Антонян пишет: «До 80-х годов считалось, что в Советском Союзе национальные вопросы решены полностью и окончательно, что отсутствуют предпосылки для их обострения и что образовалась новая общность: «советский народ». Но все это оказалось ошибочным. Не было никаких оснований считать, что в Советском Союзе впервые в истории человечества успешно решен национальный вопрос в тех его аспектах, которые остались от прошлого. Утверждалось, что для этносоциальных процессов в годы Советской власти характерна диалектика взаимодействия национального и интернационального. Конкретным воплощением динамики единичного и общего в социалистическом обществе якобы выступают развитие и сближение живущих в СССР народов. В Программе КПСС говорилось, что для национальных отношений в нашей стране характерны как дальнейший расцвет наций и народностей, так и их неуклонное сближение, которое происходит на основе добровольности, равенства, братского сотрудничества. В годы социалистического эксперимента сложился односторонний подход к исследованию межнациональных отношений. Изучались (и пропагандировались) главным образом позитивные моменты национального взаимодействия, различные проявления интернационализма и сближения наций»[1].

Годы перестройки, вскрыв накопившиеся противоречия, ознаменовалась взлетом национализма. Вот неполный перечень вооруженных межнациональных конфликтов, последствия которых дают о себе знать до сих пор: Нагорный Карабах (1988-1994 гг.), Приднестровье (1989-1992 гг.), Фергана (1990 г.), Баку (1990 г.), Сумгаит (1988 г.), Душанбе (1990 г.), Абхазия (1992-1993 гг.), Южная Осетия (1989-1992 гг.). На территории России это Северная Осетия и Ингушетия (1992 г.), Чечня с 1994 г., Дагестан (1989-1992 гг.)[2].

Пятнадцать лет с момента распада Советского Союза ознаменовались практически непрерывной террористической войной. Захваты заложников в рейсовых автобусах, беспрецедентный захват заложников в г. Буденовске, взрывы на транспорте по всей России, взрывы на вокзалах и рынках, взрывы станций метро и многоквартирных жилых домов, события на Дубровке и в Беслане[3]. Последствия терактов ужасны.

Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания – это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера. Чтобы дать представление о масштабах распространения национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды среди населения России приведем некоторые статистические данные. Согласно социологическим опросам фонда «Экспертиза», «половина россиян готова проголосовать за ограничение в проживании на нашей территории для китайцев, вьетнамцев и выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР. Столько же уверены, что «национальные меньшинства имеют слишком много власти в нашей стране». Четверть респондентов заявила, что нужно ограничить проживание (ввести черту оседлости) для представителей всех наций кроме «русской», 43% россиян убеждены, что само присутствие «нерусских» портит им жизнь»[4]. Данные опроса, проводившегося в г. Москве в 2003 г., свидетельствуют, что 45% респондентов испытывают ту или иную национальную неприязнь, тогда как в аналогичном исследовании 1996 г. таких было менее 20%. Причем 66% ответивших жителей г. Москвы в 2003 г. интолерантны к «лицам кавказских национальностей» (чеченцам, грузинам и др.)[5]. Аналогичные результаты получены в Приволжском федеральном округе (64% и 73% опрошенных соответственно в Нижнем Новгороде и Оренбурге негативно относятся к тем же национальным группам[6], в Санкт-Петербурге и других регионах[7]. В.А. Бурковская отмечает широкое распространение в средствах массовой информации представления о мигранте как о человеке агрессивном, несущем угрозу экономическому благосостоянию «коренных» жителей, чье появление в городе влечет за собой различные проблемы: эпидемии, наркоманию, рост преступности и т.д.[8] Мысли, идеи, страхи населения находят свое отражение в активных действиях его определенных групп. Это как действия, связанные с призывами к насилию, возбуждением расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, так и непосредственно насильственные преступления, совершаемые в отношении представителей иных этносов и конфессий. В начале 2004 г. в зале Московского вокзала г. Санкт-Петербурга житель райцентра Малая Вишера напал на 35-летнего узбека – жителя Ташкента – и жестоко избил его. Пострадавший скончался. 9 февраля 2004 г. в Санкт-Петербурге убита девятилетняя таджикская девочка, 13 марта 2004 г. студент-сириец сброшен на рельсы метро футбольными фанатами. В Москве в начале марта 2004 г. скинхедами был убит гражданин Кореи, в конце того же месяца избит и умер от побоев афганец. Традицией стало избиение лиц «неславянской национальности» в День ВДВ и День пограничника. Избиения студентов-иностранцев зафиксированы в Москве, Иваново, Белгороде, Владимире, Калуге, Коврове, Краснодаре, Курске, Нижнем Новгороде, Рязани, Туле[9].

По данным Г. Кожевниковой и А. Верховского, в 2007 году в нашей стране продолжился рост расистского насилия. За три весенних месяца в России от нападений, мотивированных ксенофобскими и неонацистскими идеологическими установками, пострадало не менее 137 человек, 18 из которых погибло, а за первые пять месяцев 2007 года пострадало не менее 245 человек, 32 из которых погибли[10].

Особая опасность угрозы экстремизма неоднократно отмечалась высшими должностными лицами государства[11], ее признание закреплено в официальных документах: в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2002 г.[12] и 2005 г.[13] , в его выступлении на коллегии МВД России 17 февраля 2006 г.[14], в Указе Президента России от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»[15], в Концепции национальной безопасности Российской Федерации[16] и др.

Как показывает практика, наибольшего накала межэтнические и межконфессиональные конфликты достигают или потенциально могут достичь, на территориях со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности, но являющихся притягательными для трудовых мигрантов и иностранных студентов. В этом отношении Республика Марий Эл является классическим примером подобной территории: по данным Всероссийской переписи 2002 года население Республики Марий Эл составляет 728 тысяч человек. В Марий Эл проживает более 90 национальностей, в т.ч. 47,5% составляют русские, 42,9% - мари, 5,9% - татары. Кроме того, на территории Республики проживают чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, азербайджанцы и другие. По результатам социологического исследования «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл», проведенного в 2004 году, 51,1% респондентов придерживаются православия, 15,4% - марийской традиционной религии, 6,5% -ислама, 0,5% - «другой религии», 5% верят в «своего Бога», 21,5% - неверующие[17].

Как известно, в подобных ситуациях всегда найдутся деструктивные силы, которые будут пытаться использовать чужие проблемы себе на пользу, так происходит и с трудностями во взаимопонимании между народами нашей страны – радикальные силы на общественной, а до недавнего времени и на политической арене с выгодой для себя используют популистские лозунги, носящие в себе подчас весьма очевидные, ничуть не скрываемые, экстремистские и националистические черты. Такие объединения как РНЕ, НБП и другие подобные имеют весьма разветвленную сеть первичных организаций по всей стране, в том числе и в Марий Эл. Особенностью исследуемого региона является давнее, зачастую искусственно вызываемое, противостояние между официальной властью и представителями течений ратующих за «возвращение земли мари (титульная национальность) в лоно финно-угорских земель, находящихся за пределами Российской федерации», речь здесь прежде всего идет о Финляндии. Серьезные споры вызвала ситуация, сложившаяся вокруг Х Международного конгресса финноугроведов, который проходил с 15 по 21 августа 2005 года в Йошкар-Оле (от вопроса нужен ли конгресс до прямых попыток запретить его), и принятие вслед за ним Европарламентом резолюции в отношении ЕС и России "О нарушении прав человека в Республике Марий Эл"[18] – все это говорит о том, что у нас в области межнациональных отношений все не так уж и гладко, хотя, к чести правоохранительных органов и Правительства республики, в регионе проводится достаточно эффективная профилактика различных проявлений экстремизма. В списке регионов, для которых актуальна проблема экстремизма, особое место занимает Республика Марий Эл, так как в ней спектр противоборствующих сил более обширен и спектр радикальных идей также отличается разнообразием: с одной стороны это движения НБП, РНЕ (достаточно зайти на соответствующие сайты в Интернете, чтобы оценить степень их активности и радикальности их идей), с другой стороны это радикальные сторонники традиционного марийского язычества, представители той части общества, которые видят необходимость в большей автономии Марий – Эл (вплоть до отделения и выхода из состава России) и слиянии республики с другими финно-угорскими территориями (Финляндией, Венгрией), образованию государства (или автономной территории) мари. К этому противодействию добавляется такая особенность как нахождение вблизи с республиками Татарстан, Чувашия, Башкирия, националисты которых стремятся оказывать поддержку деструктивным силам в республике Марий – Эл. Так 22 апреля 2003 года в Йошкар-Оле неизвестные вандалы надругались над зданием еврейской общины. Стены здания, в котором находится еврейская община Йошкар-Олы, подверглись надругательству и вандализму. Неизвестные нарисовали свастику и написали крайне грубые нецензурные лозунги. Ущерб, нанесенный зданию оценен в 150 тысяч рублей. Это был не первый случай в республике[19]. Несколько лет назад активизировалась деятельность марийской национальной организации «Марий ушем», которая остро критикует действующую власть в вопросах национальной политики. Марийские национальные лидеры считают, что против марийского населения ведется дискриминационная политика со стороны президента и его администрации. Они считают, что с момента своего вступления в должность Президент Леонид Маркелов проводит активную политику против коренного населения[20]. В настоящее время Марий-Эл становится объектом усиленного воздействия различных зарубежных элит, которые пытаются представить тамошнюю ситуацию чуть ли не геноцидом марийцев. В угорских странах – Финляндии, Венгрии и Эстонии – ширится движение солидарности с «угнетенными» марийцами[21]. 30-31 октября 1992 года в Йошкар-Оле прошел Марий калык погын (Съезд марийского народа). Как написал сайт МИГПИ, “большая активность на съезде наблюдалась со стороны эстонцев. По замечанию одного из участников съезда, во второй день сложилось впечатление, что половина марийцев проживает в Эстонии. Почти все выступившие на съезде эстонцы отмели обвинения в нарушениях прав человека в Эстонии и заявляли, что права человека нарушаются в Республике Марий Эл, имея в виду ущемление прав марийского этноса. Также отмечались особенные успехи марийского народа в деле борьбы за свои права. Видимо, особенные успехи - это прилежное копирование опыта эстонских националистов, в чем именно “Марий Ушем” и преуспел на фоне других подобных финно-угорских обществ, более ориентирующихся на собственные интеллектуальные силы”[22]. Вот что говорит эта организация в одном из своих обращений: «19 декабря 2004 года методом манипуляции, использования мощного административного ресурса, давления и запугивания населения Марий Эл, к власти опять пришёл Л. Маркелов. Четыре года мы были вынуждены терпеть его власть, в результате чего наша родина была разгромлена, распродана и практически вывезены все её ценности - лес, сырьё, оборудование и производственная база экономики республики. Беднее нас в России уже практически никого нет. Наш народ брошен на произвол судьбы, весь цвет нации выезжает за пределы Марий Эл, чтобы как-то прокормить себя и свои семьи. Во время предвыборной кампании нам было заявлено, что мы, как нация, не имеем право иметь собственного президента по национальности мари, так как не способны управлять собственной родиной. Нас обзывают националистами и заговорщиками против власти»[23]. Вне зависимости от истинности приводимых оппозиционерами фактов, данное обращение – показатель наличия проблем в предлагаемом для рассмотрения региона. По некоторым фактам экстремистской деятельности в республике возбуждены уголовные дела, указанная выше резолюция Европарламента в отношении ЕС и России "О нарушении прав человека в Республике Марий Эл"[24] также свидетельствует об определенном неблагополучии исследуемого региона в области профилактики и противодействия экстремизму.

Из всего вышесказанного становится очевидно, что проблема экстремизма стоит достаточно остро как в целом по стране, так, в частности, и в Республике Марий Эл. Зародившиеся достаточно давно проблемы в области межэтнических и межконфессиональных отношений влекут постоянный рост недоверия, ненависти и вражды в российском обществе, ослабляют государство, мешают установлению стабильности в обществе, влекут человеческие жертвы, порой немалые. В беседе с автором, заведующая отделом социологии Марийского научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при Правительстве Республики Марий Эл О.В. Орлова высказала мнение, что обострение межнациональных конфликтов, приводящее к совершению преступлений экстремистской направленности, происходит зачастую неожиданно, как это было, например с ситуацией в г. Кондопога. Исследователь не исключила возможности развития событий по схожему сценарию в г. Йошкар-Оле – столице Республики Марий Эл. На наш взгляд, данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о существующих на сегодняшний недостатках организации предупреждения проявлений экстремизма. Полагаем, что изучение причин экстремизма в России является необходимостью, вызванной требованиями времени. Нельзя не согласиться с А.И. Долговой, которая полагает, что этап выявления детерминации и причинности преступности обязателен между этапами оценки преступности и этапом организации борьбы с ней[25]. Того же мнения придерживается и Ю.М. Антонян, который считает, что для эффективного предупреждения этнорелигиозных конфликтов необходимо знать их причины[26]. Мы планируем в своем исследовании, дав оценку современной экстремистской преступности, сделав особый упор на изучение ее детерминации и причинности, сформулировать подробные и обоснованные научно-практические рекомендации по борьбе с экстремизмом как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельно взятого региона – Республики Марий Эл.

Степень научной разработанности темы и теоретическая основа исследования.

Вопросам организации борьбы с преступностью, в том числе экстремистской, посвящены труды Ю.М. Антоняна, В.А. Бурковской, А.М. Верховского, М.Д. Давитадзе, А.И. Долговой, Д.В. Деккерта, В.П. Емельянова, А.Г. Залужного, Б.Я. Гаврилова, Л.Д. Гаухмана, С.М. Иншакова, П.А. Кабанова, В.С. Комиссарова, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцева, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеева, В.А. Мамедова, К.В. Михайлова, А.В. Наумова, Д.В. Ольшанского, А.В. Павлинова, В.Е. Петрищева, А.Ю. Пиджакова, Т.А. Скворцовой, Н.В. Степанова, В.В. Устинова, С.Н. Фридинского, А.Г. Хлебушкина, В.Е. Эминова и других авторов.

Вопросы групповой преступной деятельности подробно освещены в работах В.И. Куликова, Н.А. Подольного, А.В. Шеслера, Н.П. Яблокова

Большое значение для нашей работы имеют труды классиков отечественной и зарубежной криминологии: Д.А. Дриля, Ф. фон Листа, С.С. Овчинского, С.В. Познышева, Г. де Тарда.

В ходе исследования были изучены произведения авторов отечественной теории террористической борьбы В.И. Ленина, Б. Савинкова, Л.Д. Троцкого, проанализирована аргументацию в работах А. Гитлера, Д. Лэйна, Б. Муссолини.

Важной частью исследовательского процесса стало изучение трудов таких известных психологов, как А. Адлер, Р. Бэрон, В. Райх, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм, Х. Хенкхаузен.

Истории взаимоотношений народов, живущих на территории Республики Марий Эл, посвящены сочинения А.А. Андреянова, Г.А. Архипова, О.М. Герасимова, С.П. Захарова, А.Г. Иванова, И.С. Иванова, Л.Н. Кудрявцевой, Н.И. Кульбаевой, Т.Л. Молотовой К.Н. Санукова, Г.А. Сепеева, Г.И. Соловьевой, В.Г. Сушенцовой.

Большое внимание мы уделили изучению понимания причин преступности такими учеными, как Р. Агнью, Г.Годдард, Р. Дагдейл, К. Джейкобсон, М.Крон, Д. Роув, И. Рей, Г. Уильямс, Дж. Шели.

Нормативно-правовую базу исследования составили международные правовые акты, отечественное уголовное законодательство, специальные нормативно-правовые акты, принятые в целях борьбы с экстремизмом, законодательство ряда зарубежных стран о противодействии экстремизму.

Эмпирическую базу работы составили статистические данные, полученные путем использования социологического метода научного исследования. В его рамках были проведены:

- анкетирование (опрошено 490 человек, проживающих на территории Республики Марий Эл, контрольные группы респондентов – 48 студентов 5-ого курса ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» и 48 студентов 5-ого курса юридического факультета Марийского государственного университета).

- интервьюирование (автор взял интервью у работников МарНИИ языка, литературы и истории при Правительстве республики Марий Эл им. В.М. Васильева, работников правоохранительных органов, непосредственно в своей практике сталкивавшихся с экстремистской деятельностью (в Республике Марий Эл, Саратовской области, Челябинской области, Республике Башкортостан, Республике Татарстан). Также автор встречался и беседовал с членами скинхед-движения, славянскими и марийскими язычниками, приверженцами учения о великом пути и избранности народа мари.

- анализ содержания документов (изучено свыше трехсот различных нормативно-правовых актов, монографий, авторефератов и научных статей, посвященных проблеме экстремизма).

Кроме собственных исследований, автор активно использовал материалы МарНИИ языка, литературы и истории при Правительстве республики Марий Эл им. В.М. Васильева, Фонда «Индем», ВЦИОМа, Фонда «Общественное мнение», Центров «Панорама» и «Сова», Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. В ходе работы активно анализировались материалы интернет-блогов, сайты различных организаций, как признанных экстремистскими судебным решением, так и, по-мнению автора, имеющих определенные признаки таковых.

Целью настоящего исследования является изучение детерминации и причинности экстремистской преступности как во всероссийском масштабе, так и в масштабе отдельно взятого региона – Республики Марий Эл, а также выработка научно-практических рекомендаций по предупреждению и противодействию экстремизму.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- выявить основные тенденции, складывающиеся в современной России в области межнациональных и межконфессиональных отношений, показать основные противоречия, сложившиеся между народами, населяющими Республику Марий Эл;

- осветить исторические предпосылки и причины обострения конфликтов на религиозно-этнической почве в Российской Федерации и в Республике Марий Эл;

- выявить психологические причины экстремизма;

- изучить социальные и экономические причины экстремизма;

- изучить политические причины экстремизма: исследовать основные группы и институты влияния в отношениях, складывающихся между различными этносами (влияние сложившихся традиций, влияние духовенства, образовательных учреждений, государственной и местной власти, общественных объединений, политических партий), изучить деятельность организаций и объединений, способствующих разжиганию конфликтов;

- исследовать сложившиеся к настоящему времени способы противодействия экстремизму в России и республике Марий-Эл как одном из субъектов Российской Федерации со сложным полиэтническим составом населения и проанализировать их с точки зрения эффективности:

а) нормативно-правовая основа противодействия экстремизму;

б) деятельность правоохранительных органов в указанной сфере;

в) деятельность иных органов государственной власти и органов  местного самоуправления;

г) деятельность политических партий и общественных объединений;

- выработать научно-практические рекомендации по дальнейшему противодействию экстремизму в республике Марий-Эл с учетом российского и зарубежного опыта, этнических и конфессиональных особенностей населения республики Марий-Эл, уже имеющегося в регионе положительного опыта.

Методологическая и методическая основы исследования. Достижение названной цели и решение упомянутых задач, направленных на обретение нового знания, предполагают использование определенной методологии и методики юридического исследовании, понимаемой, прежде всего, в качестве комбинации способов установления фактов и их оценки. При рассмотрении обозначенного круга проблем автор стремился раскрыть свое видение специфики методологии исследования. Методологическую основу исследования составят философские законы, критерии и понятия. Будут использоваться как общенаучный, диалектический метод, так и частнонаучные методы познания, используемые в социально-правовых исследованиях: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой.




Исторические причины

Российская Федерация характеризуется как государство с полиэтническим и многонациональным составом населения. Причиной данного многообразия является длительный исторический процесс формирования территории России. Присоединение новых территорий в XVI – XX веках привело к тому, что в составе нашей страны оказались территории компактного проживания представителей различных народов и верований. Особый интерес в этом отношении вызывает присоединение к Российскому государству марийских земель. Как пишет А.Г. Иванов, еще на заре своей истории оказавшись в зоне политических интересов славянского и тюркского миров, древние марийцы рано потеряли свою самостоятельность и стали развиваться в системе государственности других народов[55].

Если взглянуть на исторические карты периода возникновения централизованного российского государства, можно заметить, что обширные земли Восточно-Европейской равнины, которые сейчас называют «исконно русскими», были заселены финно-уграми. Видимо, именно лесные просторы между Волгой и Уралом были древней родиной всех финно-угров, расселявшихся по свету в третьем тысячелетии до новой эры. Теперь лишь в географических названиях северо-восточной части Европейской России осталась память о прежних насельниках этих мест. Финно-угорский субстрат, несомненно, стал одним из доминирующих при формировании великорусской нации, хотя современные русские, как пишут некоторые финно-угроведы, не выказывают особого желания вспоминать об этом[56].

Огнем и мечом пришлось присоединять эти мятежные земли. Марийские князья луговой стороны еще почти сорок лет после падения Казани в 1552 году не признавали власти Москвы и вели повстанческую борьбу, которая вошла в историю под названием «черемисских войн».

Последующие три века в составе Российской империи не дали возможности восточным финно-угорским народам достичь заметного прогресса в национальном развитии. Нарушив естественный процесс этнического становления финно-угров, сначала монголо-татарская орда, затем Россия подавляли их стремление к националь­ному развитию. Преследуя свои геополитические цели, Российская империя не брала в расчет проблемы малочисленных народов, обширные земли которых оказались под ее властью. Да она и не могла бы цивилизованно решить их на необъятной территории, не имея достаточных средств, коммуникаций, а также ясных целей и задач.

Даже возникновение письменности в конце XVIII века не стало для этих этносов заметным толчком в социальном и культурном развитии. И двадцатый век финно-угорских инородцев России (к тому времени все составляющие этого племени, кроме венгров, были под владычеством Москвы) застал их в отдаленных глухих окраинах империи, прозябающими в бедности, лишенными влиятельных национальных и производительных сил, находящимися на низком культурном и образовательном уровне. Лишь в начале нынешнего столетия (у финнов и эстонцев - раньше) появилась у них плеяда первых национальных просветителей, литературные языки, художественная словесность, преподавание на родных языках. Тогда же демократически настроенная интеллигенция сумела выработать программы национального развития своих народов[57].

Сложным и противоречивым оказался XX век для судеб финно-угров. Хотя их общая численность выросла почти вдвое и достигла двадцати пяти миллионов человек, многоцветье финно-угорского мира утратило свои яркие краски: практически исчезли с лица Земли водь, ижора, ливы, к опасной черте приблизились ханты, манси, вепсы, российские саамы. Но и более крупные народы этой этнической семьи, имеющие свою государственность, лишены сегодня надежных механизмов защиты от мощных ассими­ляционных процессов, им также грозит утрата собственных языков. Это свидетельству­ет о том, что и наличие государственных институтов не является достаточным условием сохранения и национального развития малочисленного народа. Необходимо учитывать и другие, не менее важные как внутринациональные, так и внешние факторы, влияющие на самочувствие нации: уровень пассионарности, тесно связанный с географическим расположением, особенности национального менталитета, обусловливающие способ­ность народа адаптироваться к бурно меняющимся условиям жизни общества, и многое другое. Исходя из этого, можно предсказать, что, к примеру, немногочисленное сообщество абхазов имеет гораздо большие шансы на национальное развитие, чем, скажем, мордва, относящаяся к крупным народам Земли (840 тыс), удмурты (700 тысяч) или мари (600 тысяч)[58].

Финно-угры среди прочих россиян - одни из самых низкообразованных граждан. На 10 000 населения коми всего 133 человека являются студентами вузов, мордвы - 118 человек, мари - 116, удмуртов - 115, хантов и манси - 113, карелов - 106, коми-пермяков - 83. Для сравнения: этот же показатель среди бурят - 354 человека, абхазов - 327, калмыков - 304, евреев - 257, русских - 190. И по удельному весу кандидатов и докторов наук на 100 000 населения финно-угорские народы замыкают список российских этносов.

Дело здесь, разумеется, не в природной неспособности финно-угров к постижению сложных профессий или к научной деятельности. По мнению специалистов, важную роль играют этнопсихологические особенности этих народов[59]. Во-первых, современные финно-угры - потомки (притом близкие) лесных этносов, которые по складу ума, социальным ориентирам, традициям сильно отличаются от степных народов или горцев. Потомки лесных охотников, пчеловодов, рыболовов и сейчас характеризуются несильным типом личности, они легкоранимы, замкнуты, скромны. Как следствие - обостренные проблемы во взаимоотношениях с обществом у большинства этих народов. Они выражаются, в частности, в уровне суицида: 60-70 случаев на 100000 населения у венгров, удмуртов, мари. В XXI веке интеграционные процессы, несомненно, получат дальнейшее мощное развитие, они уже охватывают не только экономику, политику, науку, но и культуру. Нашим потомкам предстоит выработать надежные механизмы защиты своих нацио­нальных культур и языков, потому что появится большой соблазн отбросить все «национальные атрибуты» ради решения глобальных проблем: обеспечения продоволь­ствием бурно растущего населения планеты, предотвращения надвигающегося энерге­тического кризиса, угрозы экологической катастрофы и природных катаклизмов, установления контроля за новыми технологиями, развитие которых может привести к непредсказуемым результатам, сдерживания агрессивных военно-политических блоков, борьбы с эпидемиями, наследственными болезнями и множества иных проблем.

Как видим, история марийского народа. Все вышеуказанные факты активно используют в своей пропаганде националистически настроенная часть марийской элиты, определенные политические силы, рассмотрению которых будет посвящен отдельный параграф данной работы. Естественно, что данные сведения не содействуют укреплению межнациональной дружбы в регионе, однако подобные агитаторы забывают говорить, что в годы советской власти регион, получив права автономной советской социалистической республики, сделал огромный рывок в области промышленности (наукоемкое машиностроение), сельского хозяйства, образования, науки, искусства (первая марийская опера, первый балет, съемки марийских актеров в советских кинофильмах и т.д.). Подобное замалчивание фактов сильно искажает действительное положение прав марийского народа, приводит к тому, что и зарубежные организации начинают говорить об ущемлении прав коренного населения Республики Марий Эл[60]. 

Психологические причины

На наш взгляд, в том, что касается криминологического исследования причин экстремистской преступности, бытие определяет сознание, а то, в свою очередь определяет новое бытие (хотя будет ли оно новым – большой вопрос). Имеется в виду, что существующие условия социальной среды порождают в человеке стремление к совершению преступлений, в обществе растет преступность и одновременно появляются новые поколения, для которых криминальность общества – норма.

Д.В. Ольшанский считает, что независимо от иных порождающих факторов, разные виды экстремизма имеют общую психологическую основу: "Экстремизм порождают социально-эконмические кризисы, деформация политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страха перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия. Он также определяет блокирование легитимной самодеятельности человека, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и акторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности"[69].

Он продолжает: "Практически всем разновидностям экстремизма присущи определенные общие черты: насилие или его угроза, обычно вооруженного; одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, в поиске путей их решения; фанатизм, одержимость в стремлении навязывать свои принципы, взгляды оппонентам; бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; неспособность к толерантности, компромиссам, либо игнорирование их. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом, революционным вождизмом"[70].

В нашей работе мы говорим об экстремизме, как о социальном явлении, поскольку причины его лежат, в конечном итоге, вне поля уголовно-правовой регламентации, сосредоточим наше внимание именно на борьбе с истоками экстремизма, неоднократно названными как нами, так и до нас.

 Перечень основных мероприятий профилактического характера, направленных на устранение причин экстремистской преступности

Социальная сфера:

- снижение социальной напряженности в регионе, улучшение психологического микроклимата;

- поддержка незащищенных и малообеспеченных групп населения;

- осуществление мер по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств и норм толерантности;

- проведение мероприятий по обоснованному и рациональному распределению квот на использование труда мигрантов;

Экономическая сфера:

- повышение инвестиционной привлекательности республики;

- повышение уровня жизни населения;

Политическая сфера:

- проведение последовательного политического курса на улучшение отношений между представителями различных национальностей и религий;

- последовательная политика улучшения социально-экономической обстановки;

-  регулярное проведение мероприятий по взаимодействию органов государственной и муниципальной властей, общественных (в том числе правозащитных, политических и религиозных) объединений и организаций, правоохранительных органов, органов образования и культуры, ученых (проведение различных круглых столов, собраний, конференций, семинаров);

- проведение органами власти постоянного мониторинга ситуации в области межнациональных отношений, открытость данной информации для населения, недопустимость замалчивания тех или иных конфликтов;

Образовательная сфера:

- разработка и реализация образовательных программ формирования у граждан норм поведения, характерных для гражданского общества;

- введение в педагогических образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования курсов по подготовке будущих специалистов-педагогов к воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, патриотизма и толерантности;

- внедрение в методические программы образовательных учреждений дошкольного образования и воспитания большего объема мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважения к представителям других национальностей и религиозных воззрений;

- введение в образовательных учреждениях среднего общего образования курсов, воспитывающих у подрастающего поколения понимание, что многокультурность при наличии толерантности – фактор стабильного развития общества;

Сфера культуры:

- регулярное проведение круглых столов, конференций, конкурсов и олимпиад, воспитывающих терпимость и уважительное отношение к представителям других национальностей и конфессий;

- регулярное проведение в музеях республики выставок, демонстрирующих достижения совместного труда и творческой деятельности  представителей различных национальностей;

- регулярное проведение дней культуры различных народов, способствующих разрушению тех или иных негативных стереотипов;

- расширение репертуара театров за счет большего количества национальных спектаклей с переводом на государственные языки Республики Марий Эл;

- более масштабное проведение национальных праздников (Праздник русской березки, Сабантуй, Пеледыш пайрем);

Информационная сфера:

- активная пропаганда в СМИ ценностей гражданского общества, идеалов гуманизма, добра и справедливости;

- активная информационная деятельность по разрушению негативных стереотипов о той или иной национальности;

- противодействие распространению экстремистских печатных изданий, листовок, уничтожение сайтов, пропагандирующих национальную, расовую, религиозную или социальную вражду;

- постоянное освещение в СМИ позитивного опыта межнациональной дружбы;

- пропаганда патриотизма, толерантности, взаимного уважения и межнациональной дружбы как основы единства нации, части общенациональной идеи.



Заключение

 

Проблема экстремизма – одна из актуальнейших проблем современности. Часто приходится слышать, что борьба с ним – дань своеобразной моде, что статистика экстремистских преступлений не только не велика, но даже смешна по сравнению с теми же кражами и убийствами. Однако, на наш взгляд, это подход неверный. Дело в том, что экстремизм угрожает единству общества и целостности государства, он, как показывает практика, весьма динамично развивается, вспышки его становятся, как правило, неожиданными (см. напр.: события в Кондопоге), но неожиданными именно для тех, кто относится к этому явлению без должной осторожности. В нашей стране уже «прозевали», в том числе из-за подобного отношения, рост организованной преступности, наркомании, СПИДа, проституции. На наш взгляд, повторение ошибок в столь сложном вопросе недопустимо.

Нашу работу мы посвятили причинам экстремистской преступности в Республике Марий Эл, сказано было далеко не всё, но те цели которые мы ставили перед собой, на наш взгляд, достигнуты. На основе приведенных сведений мы сформулировали комплекс мер по противодействию экстремизму, действуя по принципу «нет причины – нет и следствия».



Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1.1. Всеобщая декларация прав человека // СПС «КонсультантПлюс».

1.2. Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977) // СПС «КонсультантПлюс».

1.3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970) // СПС «КонсультантПлюс».

1.4. Международный пакт о гражданских и политических правах // СПС «КонсультантПлюс».

1.5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

1.6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) // СПС «КонсультантПлюс».

1.7. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001) // СПС «КонсультантПлюс».

1.8. Резолюция конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (2002) // СПС «КонсультантПлюс».

1.9. Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999) // СПС «КонсультантПлюс».

1.10. Резолюция Европарламента в отношении ЕС и России «О нарушениях прав человека в Республике Марий Эл» // СПС «КонсультантПлюс».

1.11. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

1.12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

1.13. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

1.14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

1.15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

1.16. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // СПС «КонсультантПлюс».

1.17. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».

1.18. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

1.19. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».

1.20. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» // СПС «КонсультантПлюс».

1.21. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528- I «О беженцах» // СПС «КонсультантПлюс».

1.22. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс».

1.23. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» // СПС «КонсультантПлюс».

1.24. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС «КонсультантПлюс».

1.25. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" // СПС «КонсультантПлюс».

1.26. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 665 "О завершении реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" // СПС «КонсультантПлюс».

1.27. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

1.28. Приказ Минобразования РФ от 18 октября 2001 г. N 3400 "О создании Координационного совета по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" (с изм. и доп. от 6 марта 2002 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

1.29. Приказ Минобразования РФ от 1 октября 2001 г. N 3250 "Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" // СПС «КонсультантПлюс».

1.30. Конституция Республики Марий Эл // СПС «КонсультантПлюс».

1.31. Закон Республики Марий Эл от 09.03.2004 «О республиканской целевой программе «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы)» № 12-З // СПС «КонсультантПлюс».

1.32. Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 09.02.2006 г. «О выделении грантов Президента Республики Марий Эл в области развития этнокультурных и межнациональных отношений» № 34-рп // СПС «КонсультантПлюс».

1.33. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 24 апреля 2004 г. «О проведении второй республиканской ярмарки-форума социальных и культурных проектов «Марий Эл-2004»» № 206-р //СПС «КонсультантПлюс».

1.34. Постановление Правительства Республики Карелия от 12.09.2001 г. «О мероприятиях по национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов, проживающих в Республике Карелия на 2002-2005 годы» № 191-П // СПС «КонсультантПлюс».

Статьи

3.1. 16 июня 2005 года в Москве состоялась межведомственная научно-практическая конференция по противодействию экстремизму и терроризму [Электронный ресурс] // http://www.mvd.ru/index.php?newsid=5861

3.2. Абашин С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии // “Независимая газета” 2001 г. 5 дек.

3.3. Абдуллин Р. Доклад по результатам мониторинга «Проявление национализма, ксенофобии и фашизма со стороны молодежных неформальных объединений в Республике Марий Эл» // Сборник «Ситуация с правами несовершеннолетних в Республике Марий Эл». Йошкар-Ола, 2005.

3.4. Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву // Российская юстиция. 2002. № 8.

3.5. Баулин Ю.В. Глобализация, угрозы «новой преступности» и возможности уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: сб. материалов статей третьей Международной научно-практической конференции. М., 2006.

3.6. Бирюков В.В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2006. № 12.

3.7. Борьба с экстремизмом: методологические основы и состояние // Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. № 1.

3.8. Бурковская В.А. Законодательство, направленное на борьбу с экстремизмом: проблемы становления правоприменительной практики // Уголовное право. 2005. № 1.

3.9. Верховский А. Противодействие национал-экстремизму: проблема и актуальные варианты решения // Антисемитизм и ксенофобия в Российской Федерации. 2002. №11.

3.10. Волков Н.В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена // История государства и права. 2006. № 9.

3.11. Володина Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // Безопасность Евразии. №3.

3.12. Гаврилов Б.Я., Павлинов А.В. Современная стратегия законодательного обеспечения борьбы с проявлениями терроризма и насильственного экстремизма // Российский следователь. 2006. № 1.

3.13. Галкин А.А. О фашизме и его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Полис. 1995. № 2.

3.14. Гриб Н.Н. Информационно-психологическая сфера как ведущее звено системы противодействия терроризму // Российский следователь. 2004. № 6.

3.15. Даниленко Н.Н. Терроризм: понятие и явление // Закон. 2005. № 2.

3.16. Джабаров Р. Экстремисты против традиционалистов // “Независимая газета” 1999 г. 20 окт.

3.17. Емельянов В. Особенности объективной стороны терроризма // СПС «КонсультантПлюс».

3.18. Жээнбеков Э.Т. Профилактические меры противодействия религиозному экстремизму // Российский следователь. 2006. № 7.

3.19. Задохин А. Предупреждение и нейтрализация регионального экстремизма и терроризма // Обозреватель - Observer. 2005. № 7.

3.20. Залужный А.Г. Обеспечение законности в сфере государственно-конфессиональных отношений и противодействие экстремизму // Современное право. 2005. № 3.

3.21. Залужный А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия // СПС «КонсультантПлюс».

3.22. Иванов Н.Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. N 5.

3.23. Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7.

3.24. Кабанов П.А. Международная политическая преступность как вид государственного криминального политического экстремизма: понятие, сущность, виды // Безопасность бизнеса. 2006. № 3.

3.25. Кобец П.Н. предупреждение преступности иностранцев в России и этнической напряженности / Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2004.

3.26. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. 2005. № 9.

3.27. Корецкий Д. Новый терроризм и старая стратегия борьбы с ним // Российская Федерация сегодня. 2004. № 24.

3.28. Кочои С.М. О противодействии экстремизму // Уголовное право. 2006. № 2.

3.29. Красинский В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Закон и право. 2003. № 8.

3.30. Краснов М. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // СПС «КонсультантПлюс».

3.31. Краснов М. У политического экстремизма есть вполне четкие признаки [Электронный ресурс] // http://www.strana.ru

3.32. Куликов А.С. Международный экстремизм сегодня. Ответные меры // Право и безопасность. 2005. № 2.

3.33. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Адвокат. 2001. № 10.

3.34. Лопашенко Н.А. Российская политика противодействия терроризму: оценка состояния и эффективности [Электронный ресурс] // http:/sartraccc.sgap.ru

3.35. Макаров А.В., Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление в России. 2005. № 11.

3.36. Макаров Н.Е., Дондоков Ц.С. Понятие и идеология экстремизма в современных условиях // Закон и армия. 2005. № 11.

3.37. Матвеева А. Экстремизм не пройдет [Электронный ресурс] // http://www.rbc.ru

3.38. Митрохин Н. Неисламский экстремизм в современной России // Неприкосновенный запас. 2006. № 1.

3.39. Национал-большевистская партия в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // www.nbp.ru

3.40. Нильсен Й. Альтернатива мусульманскому экстремизму // Азия и Африка. 2000. №9.

3.41. Новичков В.Е. Некоторые проблемы совершенствования управления практикой правоохранительных органов по применению уголовного и иного законодательства в борьбе с экстремизмом (прогнозный аспект) // Российский следователь. 2005. № 1.

3.42. Павлинов, А. Экстремизм в России: проблемы противодействия // Законность. 2003. N 11.

3.43. Решительно пресекать экстремизм // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. 2004. № 10.

3.44. Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе: на примере Северо-Кавказского региона // Вестник Московского государственного университета. Сер 18. Политология и социология. 2005. № 2.

3.45. Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6.

3.46. Сериков А.В.Профилактика политического экстремизма молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2005. №4.

3.47. Скоморохов К. «Экстремизм» - слово не имеющее смысла. // АПН Северо - Запад. 26 января 2007 г.

3.48. Справка о признании судами информационных материалов экстремистскими // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. 2004. № 10.

3.49. Статистика уголовных дел и приговоров по ст. ст. 282, 282.1 и 282.2 УК РФ [Электронный ресурс] // http://xeno.sova-center.ru

3.50. Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. № 3.

3.51. Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция. 2003. N 1.

3.52. Устинов В.В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5.

3.53. ФСБ рассказала об опасности экстремизма [Электронный ресурс] // http://www.dni.ru/news/russia/2007/6/6/108629.html

3.54. Хлебушкин А.Г. Некоторые проблемные аспекты противодействия экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // http:/sartraccc.sgap.ru

3.55. Ципко А. У нас в России все виды экстремизма опасны // Волга. № 092 (24987). 30 июня 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Причины экстремизма и факторы существования

экстремистской преступности в России

1.1 Существующие концепции детерминации и причинности и их применение к проблеме экстремизма

1.2. Причины и факторы, обуславливающие существование

и современное состояние экстремистской преступности

1.2.1. Исторические причины       

1.2.2. Социальные причины экстремизма

1.2.3. Экономический фактор, как причина экстремизма

1.2.4. Политические причины экстремизма

1.2.5. Психологические причины

1.2. 6. Информационное пространство и экстремизм

II. Меры противодействия экстремизму

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Конец XХ века ознаменовался серьезными геополитическими изменениями. Распад СССР став, отчасти, закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже гораздо более жестокие и кровавые конфликты.

Ю.М. Антонян пишет: «До 80-х годов считалось, что в Советском Союзе национальные вопросы решены полностью и окончательно, что отсутствуют предпосылки для их обострения и что образовалась новая общность: «советский народ». Но все это оказалось ошибочным. Не было никаких оснований считать, что в Советском Союзе впервые в истории человечества успешно решен национальный вопрос в тех его аспектах, которые остались от прошлого. Утверждалось, что для этносоциальных процессов в годы Советской власти характерна диалектика взаимодействия национального и интернационального. Конкретным воплощением динамики единичного и общего в социалистическом обществе якобы выступают развитие и сближение живущих в СССР народов. В Программе КПСС говорилось, что для национальных отношений в нашей стране характерны как дальнейший расцвет наций и народностей, так и их неуклонное сближение, которое происходит на основе добровольности, равенства, братского сотрудничества. В годы социалистического эксперимента сложился односторонний подход к исследованию межнациональных отношений. Изучались (и пропагандировались) главным образом позитивные моменты национального взаимодействия, различные проявления интернационализма и сближения наций»[1].

Годы перестройки, вскрыв накопившиеся противоречия, ознаменовалась взлетом национализма. Вот неполный перечень вооруженных межнациональных конфликтов, последствия которых дают о себе знать до сих пор: Нагорный Карабах (1988-1994 гг.), Приднестровье (1989-1992 гг.), Фергана (1990 г.), Баку (1990 г.), Сумгаит (1988 г.), Душанбе (1990 г.), Абхазия (1992-1993 гг.), Южная Осетия (1989-1992 гг.). На территории России это Северная Осетия и Ингушетия (1992 г.), Чечня с 1994 г., Дагестан (1989-1992 гг.)[2].

Пятнадцать лет с момента распада Советского Союза ознаменовались практически непрерывной террористической войной. Захваты заложников в рейсовых автобусах, беспрецедентный захват заложников в г. Буденовске, взрывы на транспорте по всей России, взрывы на вокзалах и рынках, взрывы станций метро и многоквартирных жилых домов, события на Дубровке и в Беслане[3]. Последствия терактов ужасны.

Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания – это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера. Чтобы дать представление о масштабах распространения национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды среди населения России приведем некоторые статистические данные. Согласно социологическим опросам фонда «Экспертиза», «половина россиян готова проголосовать за ограничение в проживании на нашей территории для китайцев, вьетнамцев и выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР. Столько же уверены, что «национальные меньшинства имеют слишком много власти в нашей стране». Четверть респондентов заявила, что нужно ограничить проживание (ввести черту оседлости) для представителей всех наций кроме «русской», 43% россиян убеждены, что само присутствие «нерусских» портит им жизнь»[4]. Данные опроса, проводившегося в г. Москве в 2003 г., свидетельствуют, что 45% респондентов испытывают ту или иную национальную неприязнь, тогда как в аналогичном исследовании 1996 г. таких было менее 20%. Причем 66% ответивших жителей г. Москвы в 2003 г. интолерантны к «лицам кавказских национальностей» (чеченцам, грузинам и др.)[5]. Аналогичные результаты получены в Приволжском федеральном округе (64% и 73% опрошенных соответственно в Нижнем Новгороде и Оренбурге негативно относятся к тем же национальным группам[6], в Санкт-Петербурге и других регионах[7]. В.А. Бурковская отмечает широкое распространение в средствах массовой информации представления о мигранте как о человеке агрессивном, несущем угрозу экономическому благосостоянию «коренных» жителей, чье появление в городе влечет за собой различные проблемы: эпидемии, наркоманию, рост преступности и т.д.[8] Мысли, идеи, страхи населения находят свое отражение в активных действиях его определенных групп. Это как действия, связанные с призывами к насилию, возбуждением расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, так и непосредственно насильственные преступления, совершаемые в отношении представителей иных этносов и конфессий. В начале 2004 г. в зале Московского вокзала г. Санкт-Петербурга житель райцентра Малая Вишера напал на 35-летнего узбека – жителя Ташкента – и жестоко избил его. Пострадавший скончался. 9 февраля 2004 г. в Санкт-Петербурге убита девятилетняя таджикская девочка, 13 марта 2004 г. студент-сириец сброшен на рельсы метро футбольными фанатами. В Москве в начале марта 2004 г. скинхедами был убит гражданин Кореи, в конце того же месяца избит и умер от побоев афганец. Традицией стало избиение лиц «неславянской национальности» в День ВДВ и День пограничника. Избиения студентов-иностранцев зафиксированы в Москве, Иваново, Белгороде, Владимире, Калуге, Коврове, Краснодаре, Курске, Нижнем Новгороде, Рязани, Туле[9].

По данным Г. Кожевниковой и А. Верховского, в 2007 году в нашей стране продолжился рост расистского насилия. За три весенних месяца в России от нападений, мотивированных ксенофобскими и неонацистскими идеологическими установками, пострадало не менее 137 человек, 18 из которых погибло, а за первые пять месяцев 2007 года пострадало не менее 245 человек, 32 из которых погибли[10].

Особая опасность угрозы экстремизма неоднократно отмечалась высшими должностными лицами государства[11], ее признание закреплено в официальных документах: в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2002 г.[12] и 2005 г.[13] , в его выступлении на коллегии МВД России 17 февраля 2006 г.[14], в Указе Президента России от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»[15], в Концепции национальной безопасности Российской Федерации[16] и др.

Как показывает практика, наибольшего накала межэтнические и межконфессиональные конфликты достигают или потенциально могут достичь, на территориях со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности, но являющихся притягательными для трудовых мигрантов и иностранных студентов. В этом отношении Республика Марий Эл является классическим примером подобной территории: по данным Всероссийской переписи 2002 года население Республики Марий Эл составляет 728 тысяч человек. В Марий Эл проживает более 90 национальностей, в т.ч. 47,5% составляют русские, 42,9% - мари, 5,9% - татары. Кроме того, на территории Республики проживают чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, азербайджанцы и другие. По результатам социологического исследования «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл», проведенного в 2004 году, 51,1% респондентов придерживаются православия, 15,4% - марийской традиционной религии, 6,5% -ислама, 0,5% - «другой религии», 5% верят в «своего Бога», 21,5% - неверующие[17].

Как известно, в подобных ситуациях всегда найдутся деструктивные силы, которые будут пытаться использовать чужие проблемы себе на пользу, так происходит и с трудностями во взаимопонимании между народами нашей страны – радикальные силы на общественной, а до недавнего времени и на политической арене с выгодой для себя используют популистские лозунги, носящие в себе подчас весьма очевидные, ничуть не скрываемые, экстремистские и националистические черты. Такие объединения как РНЕ, НБП и другие подобные имеют весьма разветвленную сеть первичных организаций по всей стране, в том числе и в Марий Эл. Особенностью исследуемого региона является давнее, зачастую искусственно вызываемое, противостояние между официальной властью и представителями течений ратующих за «возвращение земли мари (титульная национальность) в лоно финно-угорских земель, находящихся за пределами Российской федерации», речь здесь прежде всего идет о Финляндии. Серьезные споры вызвала ситуация, сложившаяся вокруг Х Международного конгресса финноугроведов, который проходил с 15 по 21 августа 2005 года в Йошкар-Оле (от вопроса нужен ли конгресс до прямых попыток запретить его), и принятие вслед за ним Европарламентом резолюции в отношении ЕС и России "О нарушении прав человека в Республике Марий Эл"[18] – все это говорит о том, что у нас в области межнациональных отношений все не так уж и гладко, хотя, к чести правоохранительных органов и Правительства республики, в регионе проводится достаточно эффективная профилактика различных проявлений экстремизма. В списке регионов, для которых актуальна проблема экстремизма, особое место занимает Республика Марий Эл, так как в ней спектр противоборствующих сил более обширен и спектр радикальных идей также отличается разнообразием: с одной стороны это движения НБП, РНЕ (достаточно зайти на соответствующие сайты в Интернете, чтобы оценить степень их активности и радикальности их идей), с другой стороны это радикальные сторонники традиционного марийского язычества, представители той части общества, которые видят необходимость в большей автономии Марий – Эл (вплоть до отделения и выхода из состава России) и слиянии республики с другими финно-угорскими территориями (Финляндией, Венгрией), образованию государства (или автономной территории) мари. К этому противодействию добавляется такая особенность как нахождение вблизи с республиками Татарстан, Чувашия, Башкирия, националисты которых стремятся оказывать поддержку деструктивным силам в республике Марий – Эл. Так 22 апреля 2003 года в Йошкар-Оле неизвестные вандалы надругались над зданием еврейской общины. Стены здания, в котором находится еврейская община Йошкар-Олы, подверглись надругательству и вандализму. Неизвестные нарисовали свастику и написали крайне грубые нецензурные лозунги. Ущерб, нанесенный зданию оценен в 150 тысяч рублей. Это был не первый случай в республике[19]. Несколько лет назад активизировалась деятельность марийской национальной организации «Марий ушем», которая остро критикует действующую власть в вопросах национальной политики. Марийские национальные лидеры считают, что против марийского населения ведется дискриминационная политика со стороны президента и его администрации. Они считают, что с момента своего вступления в должность Президент Леонид Маркелов проводит активную политику против коренного населения[20]. В настоящее время Марий-Эл становится объектом усиленного воздействия различных зарубежных элит, которые пытаются представить тамошнюю ситуацию чуть ли не геноцидом марийцев. В угорских странах – Финляндии, Венгрии и Эстонии – ширится движение солидарности с «угнетенными» марийцами[21]. 30-31 октября 1992 года в Йошкар-Оле прошел Марий калык погын (Съезд марийского народа). Как написал сайт МИГПИ, “большая активность на съезде наблюдалась со стороны эстонцев. По замечанию одного из участников съезда, во второй день сложилось впечатление, что половина марийцев проживает в Эстонии. Почти все выступившие на съезде эстонцы отмели обвинения в нарушениях прав человека в Эстонии и заявляли, что права человека нарушаются в Республике Марий Эл, имея в виду ущемление прав марийского этноса. Также отмечались особенные успехи марийского народа в деле борьбы за свои права. Видимо, особенные успехи - это прилежное копирование опыта эстонских националистов, в чем именно “Марий Ушем” и преуспел на фоне других подобных финно-угорских обществ, более ориентирующихся на собственные интеллектуальные силы”[22]. Вот что говорит эта организация в одном из своих обращений: «19 декабря 2004 года методом манипуляции, использования мощного административного ресурса, давления и запугивания населения Марий Эл, к власти опять пришёл Л. Маркелов. Четыре года мы были вынуждены терпеть его власть, в результате чего наша родина была разгромлена, распродана и практически вывезены все её ценности - лес, сырьё, оборудование и производственная база экономики республики. Беднее нас в России уже практически никого нет. Наш народ брошен на произвол судьбы, весь цвет нации выезжает за пределы Марий Эл, чтобы как-то прокормить себя и свои семьи. Во время предвыборной кампании нам было заявлено, что мы, как нация, не имеем право иметь собственного президента по национальности мари, так как не способны управлять собственной родиной. Нас обзывают националистами и заговорщиками против власти»[23]. Вне зависимости от истинности приводимых оппозиционерами фактов, данное обращение – показатель наличия проблем в предлагаемом для рассмотрения региона. По некоторым фактам экстремистской деятельности в республике возбуждены уголовные дела, указанная выше резолюция Европарламента в отношении ЕС и России "О нарушении прав человека в Республике Марий Эл"[24] также свидетельствует об определенном неблагополучии исследуемого региона в области профилактики и противодействия экстремизму.

Из всего вышесказанного становится очевидно, что проблема экстремизма стоит достаточно остро как в целом по стране, так, в частности, и в Республике Марий Эл. Зародившиеся достаточно давно проблемы в области межэтнических и межконфессиональных отношений влекут постоянный рост недоверия, ненависти и вражды в российском обществе, ослабляют государство, мешают установлению стабильности в обществе, влекут человеческие жертвы, порой немалые. В беседе с автором, заведующая отделом социологии Марийского научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при Правительстве Республики Марий Эл О.В. Орлова высказала мнение, что обострение межнациональных конфликтов, приводящее к совершению преступлений экстремистской направленности, происходит зачастую неожиданно, как это было, например с ситуацией в г. Кондопога. Исследователь не исключила возможности развития событий по схожему сценарию в г. Йошкар-Оле – столице Республики Марий Эл. На наш взгляд, данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о существующих на сегодняшний недостатках организации предупреждения проявлений экстремизма. Полагаем, что изучение причин экстремизма в России является необходимостью, вызванной требованиями времени. Нельзя не согласиться с А.И. Долговой, которая полагает, что этап выявления детерминации и причинности преступности обязателен между этапами оценки преступности и этапом организации борьбы с ней[25]. Того же мнения придерживается и Ю.М. Антонян, который считает, что для эффективного предупреждения этнорелигиозных конфликтов необходимо знать их причины[26]. Мы планируем в своем исследовании, дав оценку современной экстремистской преступности, сделав особый упор на изучение ее детерминации и причинности, сформулировать подробные и обоснованные научно-практические рекомендации по борьбе с экстремизмом как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельно взятого региона – Республики Марий Эл.

Степень научной разработанности темы и теоретическая основа исследования.

Вопросам организации борьбы с преступностью, в том числе экстремистской, посвящены труды Ю.М. Антоняна, В.А. Бурковской, А.М. Верховского, М.Д. Давитадзе, А.И. Долговой, Д.В. Деккерта, В.П. Емельянова, А.Г. Залужного, Б.Я. Гаврилова, Л.Д. Гаухмана, С.М. Иншакова, П.А. Кабанова, В.С. Комиссарова, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцева, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеева, В.А. Мамедова, К.В. Михайлова, А.В. Наумова, Д.В. Ольшанского, А.В. Павлинова, В.Е. Петрищева, А.Ю. Пиджакова, Т.А. Скворцовой, Н.В. Степанова, В.В. Устинова, С.Н. Фридинского, А.Г. Хлебушкина, В.Е. Эминова и других авторов.

Вопросы групповой преступной деятельности подробно освещены в работах В.И. Куликова, Н.А. Подольного, А.В. Шеслера, Н.П. Яблокова

Большое значение для нашей работы имеют труды классиков отечественной и зарубежной криминологии: Д.А. Дриля, Ф. фон Листа, С.С. Овчинского, С.В. Познышева, Г. де Тарда.

В ходе исследования были изучены произведения авторов отечественной теории террористической борьбы В.И. Ленина, Б. Савинкова, Л.Д. Троцкого, проанализирована аргументацию в работах А. Гитлера, Д. Лэйна, Б. Муссолини.

Важной частью исследовательского процесса стало изучение трудов таких известных психологов, как А. Адлер, Р. Бэрон, В. Райх, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм, Х. Хенкхаузен.

Истории взаимоотношений народов, живущих на территории Республики Марий Эл, посвящены сочинения А.А. Андреянова, Г.А. Архипова, О.М. Герасимова, С.П. Захарова, А.Г. Иванова, И.С. Иванова, Л.Н. Кудрявцевой, Н.И. Кульбаевой, Т.Л. Молотовой К.Н. Санукова, Г.А. Сепеева, Г.И. Соловьевой, В.Г. Сушенцовой.

Большое внимание мы уделили изучению понимания причин преступности такими учеными, как Р. Агнью, Г.Годдард, Р. Дагдейл, К. Джейкобсон, М.Крон, Д. Роув, И. Рей, Г. Уильямс, Дж. Шели.

Нормативно-правовую базу исследования составили международные правовые акты, отечественное уголовное законодательство, специальные нормативно-правовые акты, принятые в целях борьбы с экстремизмом, законодательство ряда зарубежных стран о противодействии экстремизму.

Эмпирическую базу работы составили статистические данные, полученные путем использования социологического метода научного исследования. В его рамках были проведены:

- анкетирование (опрошено 490 человек, проживающих на территории Республики Марий Эл, контрольные группы респондентов – 48 студентов 5-ого курса ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» и 48 студентов 5-ого курса юридического факультета Марийского государственного университета).

- интервьюирование (автор взял интервью у работников МарНИИ языка, литературы и истории при Правительстве республики Марий Эл им. В.М. Васильева, работников правоохранительных органов, непосредственно в своей практике сталкивавшихся с экстремистской деятельностью (в Республике Марий Эл, Саратовской области, Челябинской области, Республике Башкортостан, Республике Татарстан). Также автор встречался и беседовал с членами скинхед-движения, славянскими и марийскими язычниками, приверженцами учения о великом пути и избранности народа мари.

- анализ содержания документов (изучено свыше трехсот различных нормативно-правовых актов, монографий, авторефератов и научных статей, посвященных проблеме экстремизма).

Кроме собственных исследований, автор активно использовал материалы МарНИИ языка, литературы и истории при Правительстве республики Марий Эл им. В.М. Васильева, Фонда «Индем», ВЦИОМа, Фонда «Общественное мнение», Центров «Панорама» и «Сова», Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. В ходе работы активно анализировались материалы интернет-блогов, сайты различных организаций, как признанных экстремистскими судебным решением, так и, по-мнению автора, имеющих определенные признаки таковых.

Целью настоящего исследования является изучение детерминации и причинности экстремистской преступности как во всероссийском масштабе, так и в масштабе отдельно взятого региона – Республики Марий Эл, а также выработка научно-практических рекомендаций по предупреждению и противодействию экстремизму.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- выявить основные тенденции, складывающиеся в современной России в области межнациональных и межконфессиональных отношений, показать основные противоречия, сложившиеся между народами, населяющими Республику Марий Эл;

- осветить исторические предпосылки и причины обострения конфликтов на религиозно-этнической почве в Российской Федерации и в Республике Марий Эл;

- выявить психологические причины экстремизма;

- изучить социальные и экономические причины экстремизма;

- изучить политические причины экстремизма: исследовать основные группы и институты влияния в отношениях, складывающихся между различными этносами (влияние сложившихся традиций, влияние духовенства, образовательных учреждений, государственной и местной власти, общественных объединений, политических партий), изучить деятельность организаций и объединений, способствующих разжиганию конфликтов;

- исследовать сложившиеся к настоящему времени способы противодействия экстремизму в России и республике Марий-Эл как одном из субъектов Российской Федерации со сложным полиэтническим составом населения и проанализировать их с точки зрения эффективности:

а) нормативно-правовая основа противодействия экстремизму;

б) деятельность правоохранительных органов в указанной сфере;

в) деятельность иных органов государственной власти и органов  местного самоуправления;

г) деятельность политических партий и общественных объединений;

- выработать научно-практические рекомендации по дальнейшему противодействию экстремизму в республике Марий-Эл с учетом российского и зарубежного опыта, этнических и конфессиональных особенностей населения республики Марий-Эл, уже имеющегося в регионе положительного опыта.

Методологическая и методическая основы исследования. Достижение названной цели и решение упомянутых задач, направленных на обретение нового знания, предполагают использование определенной методологии и методики юридического исследовании, понимаемой, прежде всего, в качестве комбинации способов установления фактов и их оценки. При рассмотрении обозначенного круга проблем автор стремился раскрыть свое видение специфики методологии исследования. Методологическую основу исследования составят философские законы, критерии и понятия. Будут использоваться как общенаучный, диалектический метод, так и частнонаучные методы познания, используемые в социально-правовых исследованиях: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой.




I. Причины экстремизма и факторы существования экстремистской преступности в России

Дата: 2019-12-10, просмотров: 180.