Животные сохраняют «зараженный» в 1963 году Московский договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой прекратил прогрессировавшее радиоактивное массовое загрязнение Мирового океана.
Однако источники этого загрязнения сохранились в виде заводов по очистке урановой руды и переработке ядерного горючего, атомных электростанций, реакторов.
Куда опасней предпринимавшиеся некоторыми государствами попытки аналогичного "решения" проблемы удаления радиоактивных отходов.
С 1962 г. сброс радиоактивных отходов в океан резко сократился. Мораторий на выдачу новых лицензий на сброс радиоактивных отходов в океан был введен в действие Комиссией по атомной энергии еще в 1960 г. В 1970 г. только четыре организации имели право сбрасывать радиоактивные отходы в океан. Согласно отчетам, в 1961 г. в океан было сброшено 4087 контейнеров с радиоактивными отходами, в 1962 г. – 6120, в 1969 г. – 26, и в 1970 г. – только 2 контейнера. Сейчас радиоактивные отходы предпочитают захоронять на суше.
За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей. Международно-правовые требования, касающиеся запрещения радиоактивного загрязнения Мирового океана, содержатся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., [9]
Которая по вступлении в силу заменит аналогичную конвенцию I960 г., в частности, в Правилах гл. VIII «Ядерные суда» и Рекомендациях относительно ядерных судов, включенных в качестве приложения III к Заключительному акту конференции 1974 г. В них содержатся нормы, касающиеся эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками (Рекомендации 1, 2, 3, 9, 11, Правила 5, 7 гл. VIII), конструктивной особенности ядерных судов и ядерных судовых установок, обеспечения безопасности эксплуатации; информация о безопасности судна; требования освидетельствования, контроля судна и т. д. Так, Правило 12 гл. VIII требует срочного порядка информации прибрежного государства об аварии. Существенное значение имеет п. «в» ст. 6. Рекомендаций, который предусматривает меры, направленные на то, чтобы при разрядке, перезарядке реактора, его эксплуатации и обслуживании не было опасного выделения радиоактивных и токсических средств в окружающую среду. В п. «а» ст. 5 Рекомендаций говорится о специальных устройствах для временного хранения, когда это необходимо, и для безопасного удаления твердых, жидких и газообразных радиоактивных отходов. Причем недопустимо превышение установленного уровня радиации, что следует из смысла п. п. «в» и «с» ст. 5 Рекомендаций («предельно допустимые уровни радиации при удалении таких отходов в условиях открытого моря должны отвечать международным уровням, когда они будут установлены») и Правила VI гл. VIII Конвенции, запрещающего чрезмерную радиационную или иную ядерную опасность, «угрожающую экипажу, пассажирам, населению, водным путям, продовольственным либо водным ресурсам. Система эвакуации отходов должна иметь контрольно-измерительные устройства, предупреждающие об опасности и срабатывающие в случае, когда радиация превышает установленный безопасный уровень (п. «в» ст. 5 Рекомендаций).
Обязанность соблюдать особые меры предосторожности при эксплуатации судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые в своей основе вещества, закрепляется ст. 23 ч II раздела III проекта новой конвенции по морскому праву. [3]
В числе международно-правовых актов, посвященных защите морской среды от загрязнения радиоактивными веществами, следует указать Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. В его преамбуле прямо требуется положить конец радиоактивному заражению окружающей среды и запрещено проведение любого ядерного взрыва, если он «вызовет выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией которого проводится такой взрыву (ст. 1 п. «в»). [18, 46-48]
Сюда же относится Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г., в ст. IX которого государствам - участникам Договора предписывается осуществлять изучение и исследование космического пространства таким образом, чтобы избегать «их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды».
[18, 44-48]
При этом понятие «земная среда», на наш взгляд, должно включать и морские пространства.
[20,177]
Недопустимость радиоактивного загрязнения морских вод вытекает и из анализа норм таких международно-правовых актов, как Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., [18, 43-46]
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;36 Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г.: [18, 46-48]
Дополнительный Протокол II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г., подписанный Советским Союзом 19 мая 1978 г., в соответствии с которым СССР взял на себя обязательство соблюдать статус безъядерной зоны на этом континенте.
[19]
Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений от 18 июня 1979 г.;
[14]
Двусторонние соглашения, заключенные правительствами США и ФРГ с иностранными государствами по поводу заходов ядерных гражданских судов «Саванна» (США) и «Отто Ган» (ФРГ); [5, 153 – 173]
Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
Однако Конвенция 1972 г. не содержит полного запрета на сброс в море радиоактивных отходов. Она закрепляет противоправность лишь преднамеренного их сброса и не распространяется на случаи удаления в море отходов, являющихся результатом нормальной эксплуатации ядерных судов. Ее положения не применяются к судам и самолетам, которые в соответствии с международным правом пользуются иммунитетом. В Конвенции содержатся нормы, предусматривающие удаление в морскую среду радиоактивных отходов со средним и низким уровнем активности после получения соответствующего разрешения, регламентации же ответственности, а также порядка разрешения споров в данной области в акте нет. [21, 12]
Несомненно прав С. А. Малинин, подчеркивая, что необходима дальнейшая регламентация вопросов загрязнения моря. При этом автор указывает, что «для учета всевозможных источников загрязнения существуют три пути:
а) заключение всеобъемлющей специальной конвенции, запрещающей любые виды радиационного заражения;
б) выработка ряда международных соглашений, каждое из которых будет охватывать один или несколько источников загрязнения (наподобие Лондонской конвенции 1972 г.);
в) обеспечение радиационной безопасности в рамках общей Конвенции о запрещении загрязнения Мирового океана».
[8, 38]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.