Профессиональное психологическое консультирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Профессиональное психологическое консультирование

Кафедра

Психологии

Специальность (направление)

Психология

Срок обучения

Полный

Курс 1 Семестр 1 Дата составления 22.01.2015

УМК ДОТ рассмотрен на заседании кафедры и рекомендован к использованию на заочном обучении с применением дистанционных образовательных технологий

Протокол

Преподаватель

Дорофеева Юлия Вячеславовна

Заведующий кафедрой

Кравченко Ирина Александровна

           

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

п/п

Наименование темы

Кол-во и формат учебных занятий с преподавателем

Контрольные мероприятия

Лекции Практические занятия Лабораторные работы
1 Введение в дисциплину. Понятие и особенности психологического консультирования.        
2 Цели и задачи консультативной психологии. Виды психологического консультирования и их особенности.        
3 Принципы и этические аспекты психологического консультирования. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его профессиональной подготовке.        
4 Психологические теории и школы в консультировании.        
5 Пространственно-временные аспекты психологического консультирования.        
6 Типы проблемных ситуаций клиентов и причины обращений к психологу-консультанту. Типы клиентов и особенности взаимоотношений с ними        
7  Этапы и стадии психологического консультирования.
8 Технология взаимодействия в процессе психологического консультирования. Оценка результатов консультативного процесса.
9 Сущность, содержание и основные подходы к практике профессионального консультирования. Понятие и классификация профессий.
10 Профориентационное консультирование подростков. Консультирование безработных. Деловое консультирование. Консультирование персонала организации.
Итого
ПК
ИК Экзамен Т

Обозначения видов учебной деятельности студента:

ВБ – вебинар (он-лайн занятие),

ВЛ – видеолекция,

Ф - форум (офф-лайн занятие),

Т - итоговое тестирование,

П – письменная/контрольная/курсовая/зачетная/экзаменационная работа,

ПК - промежуточный контроль,

ИК – итоговый контроль.



АННОТАЦИЯ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель учебной дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами «Профессионального психологического консультирования» как современной науки, формирование у студентов ключевых профессиональных компетенций. Задачи учебной дисциплины: освоение профессиональных знаний в области формирования современных концепций психологического консультирования, получение профессиональных навыков видения развития психологии в будущем, навыков стратегического и широкомасштабного мышления в этой области.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Изучение дисциплины «Профессиональное психологическое консультирование» является необходимым для таких последующих дисциплин как: организационное поведение, управление человеческими ресурсами, управление социальным развитием , социология и психология управления, индивидуальный и групповой коучинг, семейная психотерапия.
СООТВЕТСТВИЕ ФГОС Учебно-методический комплект дисциплины составлен в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями по подготовке бакалавров в вузе.
КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональные компетенции (ПК) Психологическая деятельность: - знает основные этапы управления человеческими ресурсами; - способен использовать основные теории мотивации, лидерства для решения индивидуальных и групповых психологических задач; - знаком с основными теориями в психологии, способен эффективно выполнять свои функции в психологическом консультировании.


РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Руководство по самостоятельному изучению учебных материалов Учебный материал по дисциплине размещен на соответствующей странице в СДО. Работа по изучению дисциплины «Профессиональное психологическое консультирование» включает: 1) изучение теоретического учебного материала (краткий конспект лекций); 2) ответы на вопросы для самоконтроля (в конце каждого конспекта); 3) прохождение тематического тестирования; 4) сдача зачета (тестирование). Каждая тема учебного курса представлена конспектом лекций. В конце каждой темы приводится перечень вопросов к теме, ответы на которые позволят Вам осуществить мониторинг и закрепить полученные знания. Самостоятельное изучение учебных материалов рекомендую проводить до начала учебных занятий, чтобы иметь возможность задать преподавателю вопросы по сложным моментам. Действия студента при возникновении вопросов как учебного, так и организационного плана. 1) обратиться лично к преподавателю по телефону, электронной почте; 2) обратиться к сотрудникам ИДО (по организационным вопросам).

 

Руководство по участию в учебных занятиях Не предусмотрено

 

Руководство по выполнению контрольной/ курсовой работы Не предусмотрено

 

Руководство по прохождению итогового контроля Условия допуска к аттестации: прохождение тематического тестирования по соответствующим темам. Форма проведения аттестации по дисциплине: Итоговое тестирование Вопросы для подготовки к зачету и глоссарий предложены на странице дисциплины в СДО.

 


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

План лекции:

1.1. Понятия психологического консультирования

1.2. Основы психологического консультирования

1.3. Содержание психологического консультирования

 


Содержание психологического консультирования

Все подходы психологического консультирования различаются в первую очередь тем, к чему обращается консультант - к разуму клиента, к его логике и фактам.

Действия в обход разума (обращаясь к бессознательному, воздействуя на эмоции клиента, создавая тому живые впечатления, внушения и состояния), можно разделить на рациональное и суггестивное воздействие.

С другой стороны, есть три разные ситуации консультанта:

1. Консультант знает ответ на проблему клиента, ему понятно, что на самом деле нужно клиенту, как тому нужно жить, видеть или действовать, и теперь это все нужно передать клиенту.

2. Консультант убежден, что ответ известен самому клиенту, находится "в нем", и его задача - вынуть из клиента это скрытое в нем знание.

3. Консультант понимает, что пока ответа нет нигде, и ищет нужный клиенту ответ вместе с ним.

В результате мы получаем классификацию шести основных технологий психологического консультирования.

Это:

Фасилитатор

Консультант убежден, что сам клиент знает искомый для него ответ, и, действуя в обход разума (обращаясь к его бессознательному, воздействуя на его эмоции и чувства, средствами внушения, создания впечатлений и состояний) вытаскивает из клиента нужный тому ответ.

Манипулятор

Обходя разум (создавая впечатления, играя на чувствах или обращаясь к эмоциям), консультант внушает клиенту его ответ: нужное состояние, или что как следует понимать, или что тому нужно делать.

Медиум

Консультант погружается в состояние поиска ответа, и, если они входят в общее с клиентом состояние, если клиент передает консультанту часть своих состояний, то в совместном поиске чувствования они находят искомый для клиента ответ.

Сократ

Консультант убежден, что сам клиент знает искомый для него ответ, и обращаясь к разуму и фактам, средствами размышления и логики вытаскивает из клиента нужный тому ответ.

Эксперт

Убеждая и разъясняя, обращаясь к разуму клиента (факты и логика), консультант дает клиенту известный ему (консультанту) правильный ответ: нужное видение или искомую технологию.

Собеседник

Консультант не знает ответ, но обсуждая ситуацию вместе с клиентом, вместе, в совместном поиске, они постепенно нащупывают те пути и решения, которые будут для клиента наиболее оптимальны.

Но в любых технологиях психологического консультирования, остаются неизменными:

1. Эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниям клиента;

2. Расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3. Изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

4. Повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

5. Развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

6. Развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

7. Повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

8. Развитие у клиента нывыка самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

9. Развитие умения творчески осваивать действительность;

10. Развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.

 

Контрольные вопросы к теме 1:

1. Охарактеризуйте личные и профессиональные стороны в работе психолога.

2. Определите требования к личности психолога-консультанта.

3. Дайте определение психологического консультирования.

4. Назовите различия психологического консультирования и психотерапии.

5. Определите цели и задачи консультирования.

6. Что входит в психологическое консультирование?

7. Дайте подробное объяснение психоаналитическому направлению.

8. Что такое бихевиоральная терапия поведения?

9. Дайте определение гуманистическому направлению.

10. Расскажите об экзистенциальной терапии.



Психологические техники

1. Эмоциональные техники, применяемые в процессе психологического консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний. К эмоциональным техникам относятся:

• ободрение и успокоение клиента;

• отражение чувств;

• самораскрытие консультанта.

2. Техника ободрения и успокоения в психологическом консультировании имеет следующие характерные особенности:

направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;

побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию;

создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодействия, а также изменять себя;

правильное использование консультантом этих техник предполагает их дозированность и предоставление клиенту самостоятельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неопределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических изменений не происходит и клиент остается в зависимой позиции от консультанта.

3. Техника отражения чувств клиента одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует возникновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента. Техника отражения чувств имеет следующие характерные особенности.

направлена не на понимание содержания, а на то, что скрыто за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;

имеет следующие специфические цели:

• помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном и интенсивном их проживании;

• учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;

• консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент может увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отражение этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех проблемах и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;

осуществляется через обращение внимания консультанта и последующую вербализацию, выражение им различных аспектов в поведении клиента и наблюдаемых чувств.

Консультант должен обращать внимание на :

эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;

невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая окраска голоса, позу, жесты, мимику и т.п.), которые консультант наблюдает в контексте всего рассказа клиента;

эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глубинный скрытый смысл;

все эмоциональные проявления клиента — негативные, позитивные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);

глубину испытываемых чувств и отражение именно той интенсивности проживания, которая наблюдается у клиента;

использование консультантом большого набора понятий для отражения всего спектра чувств клиента, а не механическое повторение тех слов, которые использует клиент;

• непривнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;

целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые :

являются негативными и вызывают проблемы в консультировании, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т.п., так как эти чувства могут быть блоками для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами типа "Вы кажетесь сегодня раздраженным" или "Вы выглядите очень напуганным". К тому же обсуждение с клиентом его негативных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;

чувства, которые могут поддержать клиента, например радость по поводу какого-либо значимого события в жизни клиента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.

4. Техника самораскрытия консультанта тесно связана с приемом отражения чувств и имеет следующие специфические особенности:

1. выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т.п.;

2. через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям; чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента

3. умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вызваны каким-то поведением клиента;

4. эмоциональное участие консультанта должно служить интересам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;

5. своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо проанализировать причины, по которым клиент настойчиво интересуется чувствами консультанта, задав вопрос типа "А почему вы спрашиваете меня об этом?" или "Какое значение это имеет для вас?"

Самораскрытие консультанта может быть:

позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;

• негативным, когда самораскрытие и откровенность консультанта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью показать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;

• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних эта­пах консультирования.

Дополнительные техники, применяемые в этом методе:

Техника молчания — одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоскости: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и использовать в целях терапевтического воздействия. Паузы в речи клиента могут означать следующее:

в начале консультирования:

тревогу;

• плохое самочувствие;

растерянность из-за самого факта прихода на консультацию;

обострение каких-то личных качеств, например робости, стеснительности и т.п.;

сопротивление, нежелание вести разговор дальше, уход от обсуждаемых проблем;

• внутренний диалог, обдумывание какого-либо решения, мысли и т.п., рефлексию;

• возникновение у клиента инсайта и обдумывание и осознание им этого инсайта;

ощущение тупиковости беседы и перекладывание ответственности за ее продолжение на консультанта;

• ожидание от консультанта активности или завершения какого-то этапа разговора, подытоживания, резюмирования;

• наличие серьезных, тяжелых чувств, которые клиент не в состоянии выразить.

Консультант может использовать в своей речи паузу в таких случаях, как:

обдумывание сказанного клиентом и аналитическая внутренняя работа;

формулирование важных вопросов и интерпретаций;

побуждение клиента к более глубокому размышлению над проблемой, осознаванию своих чувств, то есть побуждение его к внутренней активности, рефлексии;

• фрустрация клиента с целью вовлечения его в более глубокие слои своих проблем;

• побуждение клиента к внешней активности и разговору, продолжению своего рассказа;

• признание у клиента права на молчание с целью формирования у него чувства собственной значимости и права быть таким, каков он есть;

• естественные паузы в случае завершения консультативной встречи.

Техника молчания имеет следующие правила применения:

• консультант должен уметь держать паузу, не испытывая при этом личной тревоги и не передавая ее клиенту, а также быть толерантным к тревоге клиента и не идти у него на поводу;

• консультант должен уметь "читать" клиента, чувствовать причины, по которым возникла пауза, и, поняв это, вести себя соответственно качеству возникшей паузы, например, если консультант определил, что клиент в данный момент проживает инсайт, ему не следует прерывать этот процесс, а если консультант замечает, что молчание клиента носит выжидательный характер, то ему необходимо либо прервать молчание, либо проанализировать его, направляя беседу в нужное русло;

• консультант, анализируя паузы клиента, должен понимать их значение, и в первую очередь время, когда клиент молчит, например в начале консультирования, или когда процесс работы идет активно и существует хороший терапевтический климат;

• консультанту необходимо соблюдать временные ограничения при держании паузы, так как слишком долгое молчание консультанта может привести к повышению тревожности у клиента;

своевременность использования консультантом паузы, так как часто на начальных этапах консультирования, когда атмосфера доверия только формируется, клиент может почувствовать тревогу и страх из-за молчания консультанта, или же у клиента недостаточно внутренних ресурсов для принятия фрустрирующих интервенций со стороны консультанта;

использование консультантом молчания в его позитивном аспекте, когда оно выражает поддержку и одобрение, а не в негативном, когда с помощью молчания невербально демонстрируется презрение и отвержение собеседника;

• консультант должен помогать клиенту выражать свои мысли в том случае, если молчание клиента означает затруднение, сопротивление и тревогу, используя для этого фразы типа 'В каком направлении движутся ваши мысли?", "Кажется, что вы сейчас о чем-то задумались?", "Что важного для вас в этом молчании?" и т.п. или предлагая выразить то, что заставляет клиента молчать, не словами, а действиями, игрой, рисунком.

 

Контрольные вопросы к теме 2:

1. Дайте определение методу анализа детских лет.

2. Перечислите основные психологические техники.

3. Назовите гуманистические подходы в консультировании.

4. Определите виды психологического консультирования.

5. Основные этапы психологического консультирования.

6. Перечислите критерии самораскрытия консультанта.

7. Назовите основные цели и задачи в психологическом консультировании.

8. Техника «одобрения и самоуспокоения».

9. Правила применения техники молчания.

10. Чем отличается «метод анализа детских лет» от психоанализа?

 



ТЕМА 3. ПРИНЦИПЫ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

 

План лекций:

3.1. Принципы психологического консультирования

3.2. Личные и профессиональные стороны в работе психолога

3.3. Творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании

3.4. Дополнительные психологические техники

 

Гуманистическое направление

В теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-цент-рированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом.

Гуманистическая психология является антагонистическим направлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и вступает в жесткую полемику с принципами этих двух направлений в теории личности.

Гуманистическая теория личности выдвигает следующие теоретические и практические принципы :

· человеку свойственно врожденное стремление к самореализации, то есть к развитию своего внутреннего творческого потенциала, силы и ресурсы для преодоления жизненных препятствий и роста заложены в самом человеке, так как его природа изначально позитивна, поэтому индивид сам ответствен за происходящие с ним изменения, а ответственность терапевта заключается в обеспечении атмосферы для изменений клиента;

· реальность индивида — это в первую очередь то, что он воспринимает, и важность внешних событий реальности зависит от того, какую значимость они имеют в непосредственном переживании индивида;

· в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчивое представление о самом себе, формирующееся с раннего детства посредством индивидуального опыта, и идеальное Я, то есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к которому стремится личность;

· источником возникновения психических проблем является вытес­нение некоторых фактов бытия, чувств и опыта в область бессознательного, отсутствие конгруэнтности - ощущения соответствия осознаваемого клиентом материала его личности и существующего опыта, а также сильный разрыв либо размытые границы между Я реальным и Я идеальным или разрыв между совершаемыми индивидом действиями и представлением о себе — реальном.

Личность определяется как имеющая минимум расхождений между Я реальным и Я идеальным, активно стремящаяся к самореализации, использующая весь свой творческий потенциал и обладающая качеством спонтанности и конгруэнтности, то есть осознавания того, что выражаются именно те чувства, которые испытываются индивидом;

• человека, обратившегося за помощью к консультанту (психотерапевту), принято называть клиентом, а не пациентом, так как это демонстрирует равенство позиций и уважение к личности клиента, который сам сделал выбор и обратился за помощью.

Клиент-центрированная психотерапия и консультирование выдвигают следующие практические задачи в работе с клиентом:

создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или "взаимоотношений" между клиентом и консультантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации;

• проникновение в мир восприятия клиента и принятие его системы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии , то есть сопереживания, — один из важнейших терапевтических факторов в клиент-центрированной терапии;

• помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира;

• помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осознании своих чувств и того, насколько они соответствуют испытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия;

• помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознавались, отрицались, искажались и т.п.;

• повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.

Коучинг-консультирование

Коучинг — новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Коучинг — нечто большее, чем консультирование.это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коучинг — это умение подвести человека к самостоятельным выводам, коуч не должен давать советов.

Четыре базовых этапа коучинга:

1. Постановка цели

2. Проверка реального положения вещей

3. Выстраивание путей достижения цели

4. Достижение (он именуется также этапом воли)

По области применения различают:

Карьерный коучинг в последнее время называют карьерным консультированием. Оно включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т.п.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями фирмы и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различают индивидуальный коучинг, командный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

С точки зрения формата коучинг может быть: очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).

Приведенные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коуч не учит своего клиента, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование интересам клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента — это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

Индивидуальный коучинг применяется для:

· развития топ-менеджеров и первых лиц компании;

· поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;

· ускорения развития талантливых сотрудников.

Основные вопросы при индивидуальном коучинге

· Постановка целей — «Чего ты хочешь?»

· Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»

· Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»

· Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

 

Групповая динамика

Понимается как характеристика социально-психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики:

включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников;

может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;

ролевые стереотипы участников группы, позволяющие:

• выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников;

• анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы;

• анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.

В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального:

использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании,

• помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства:

ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью;

взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы;

групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы;

личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.

Выделяются следующие преимущества групповой работы :

помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими;

возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику;

возможность получения эмоциональной поддержки и принятия со стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;

возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами членами группы;

возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;

возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты;

облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми;

экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.

Виды группового консультирования:

Психотерапевтические группы (групповая психотерапия), имею­щие следующие характеристики:

глобальные цели, ориентированные на перестройку структуры личности в целом;

работа с глубинными уровнями личности и глубокими внутриличностыми проблемами, анализ прошлых конфликтов личности и т.п.;

• наличие психосоматических, невротических, психических расстройств в некоторых случаях;

использование определенных теоретических принципов работы (психоаналитические группы, гештальтгруппы, бихевиоральные группы и т.п.);

• достаточно длительный временной промежуток работы;

• использование глубинных методов работы;

Группы встреч, имеющие следующие характеристики:

менее глобальные цели, ориентированные в основном на проработку социально-психологических проблем;

• рассматриваются как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности;

 

Психологический тренинг

Под психологическим тренингом понимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмоциональной и физиологической саморегуляции и самоконтроля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодействия, а также коммуникативных и профессиональных умений.

Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• оказание участникам группы психологической помощи в самораз­витии в большей степени через других членов группы;

• относительное постоянство состава группы;

• четкая пространственная организация группы;

• акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте "здесь и теперь";

• применение активных методов работы, предполагающих участие всех членов группы;

• озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний;

• создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы.

В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и является канвой, основой тренинга.

Критерии для классификации парадигм тренинга:

степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы;

уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве;

степень осознанности участников группы.

Выделяются следующие парадигмы тренинга :

• жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга;

• тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков "извне") — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осознания проблем участниками тренинга.

Популярные виды групповой тренинговой работы:

- тренинги развития саморегуляции;

- коммуникативные тренинги;

- тренинги личностного роста;

- обучающие тренинги;

- мастер-классы.

Тренинги развития саморегуляции представляют собой специально организованные группы, целъю которых является:

развитие у участников группы самоконтроля и управления своими физиологическими функциями;

оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня психологического напряжения;

формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессовым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию.

Коммуникативные тренинги представляют собой группы, имеющие довольно обширную область прорабатываемых проблем, связанных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми.

Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компетентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и директивные методы воздействия.

Психосоциальный тренинг

повышение социальной чувствительности (сензитивности) участников, предполагающей умение более тонко понимать окружающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии других людей;

• формирование у них умения строить более продуктивные взаимоотношения с окружающими;

• развитие у участников группы навыков общения и использования более адекватных способов адаптации в среде.

Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга:

- ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навыка или исследование какой-то части себя;

- групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой;

- поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию нежелательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директивные, жесткие методы руководства и воздействия, часто основанные на различного рода подкреплениях.

Тренинги личностного роста

Представляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон личности участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе.

Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста:

- динамическая, к которой относятся психодраматическое группы;

- гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджерса, гештальт-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга;

- когнитивная, где основной упор направлен на развитие когнитивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения.

В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги, ориентированные на развитие конкретных параметров роста:

Тренинг уверенности в себе, основанный на положениях поведенческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках:

• самоутверждение, выраженное в действиях индивида, определяет его самоуважение и служит формированию позитивной Я-концепции;

• поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверенное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе;

Тренинг самоутверждения, имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличительные особенности:

уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику;

имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях;

Тренинг сензитивности, основанный на гуманистических тенденциях в групповой психотерапии и ориентированный на достижение следующих целей:

• общее развитие компетентности в общении;

усиление чувства самоидентичности;

• развитие у участников способности понимать других людей: видеть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение;

развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведение других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики.

Обучающие тренинги

Представляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для общения с людьми, при этом обучение участников происходит на основе приобретения ими нового опыта.

В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп:

-группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов;

-группы повышения профессионального уровня тренеров, работающих с различными психологическими группами;

-обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ролевые игры для оценки способностей и потенциала работников и др.;

-обучающие группы для линейного персонала.

Контрольные вопросы к теме 4:

1. Дайте определение психологического подхода в гештальт-терапии.

2. Содержание «Я-концепции» в гуманистической психологии.

3. Кто создал теорию сновидений?

4. Юнгианское направление?

5. Адлерианское направление?

6. Определение экзистенциального направления?

7. Что такое коуч-консультирование?

8. Дайте классификацию групповому консультированию и мастер-классам.

9. Что такое родительское программирование?

10. Расскажите о принципах самосовершенствования.

 



Типы проблемных ситуаций

Проблемная ситуация (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение).

1. Тип проблемной ситуации - содержание противоречий и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы;

2. Тип проблемной ситуации - психологическая модель условий порождения мышления на основе возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

3. Тип проблемной ситуации – самапроблемная ситуация которая характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.

Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, и в том, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

«Объективация неизвестного» в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом.

В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос.

В психологическом консультировании при типах проблемных ситуаций, могут быть выделены и определенные типы клиентов:

1. Деловой тип, существующая в двух основных видах:

а) адекватный — клиент искренне заинтересован в решении проблемы "Вы сделаете все возможное ..." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете"

б) неадекватный — клиент преувеличивает возможности консультанта "Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг..."

2. Рентный тип также может быть разделен на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

Игровая ориентация.

Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист ...").

Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует. ("Вы согласны, что решения нет?").

Ограничения действий

Следует вводить запреты на определенные физические действия клиента, которые являются для него способом выражения некоторых чувств, например, запрет на выражение агрессии или злости через битье стекол в кабинете консультанта, физическое нападение на консультанта и т.п.

Ограничения ролей

Проблемы понимания клиентом роли консультанта возникают, когда последний имеет несколько ролей: учитель (преподаватель), консультант, директор учреждения в этом случае разъяснение консультантом клиенту своих ролевых функций в процессе консультирования имеет огромное значение, так как помогает выстраиванию адекватных взаимоотношений.

Руководство в психологическом консультировании понимается как определенное влияние, которое консультант оказывает на клиента в процессе психологического консультирования, двигая клиента в направлении, необходимом для достижения эффективных результатов консультирования.

Это влияние имеет два аспекта:

• степень опережения консультантом мышления клиента;

• степень подталкивания клиента в необходимом для достижения поставленных целей консультирования направлении.

Выделяют позиции, с которых рассматривается руководство в психологическом консультировании:

1. руководство как технический метод, то есть составляющая в любом методе и технике работы, имеющая больший или меньший процент;

2. руководство как терапевтический метод, то есть как отдельная техника работы.

Выделяются следующие виды руководства:

-недирективное руководство, используемое для развития выбранных клиентом тем обсуждения и характеризующееся применением консультантом уточнений и углубляющих формулировок типа "Не могли бы вы это пояснить?" или "Расскажите об этом подробнее";

-директивное руководство, применяемое консультантом для выделения тем беседы и прямого подведения к их обсуждению, а также необходимое перекладывание ответственности на клиента через использование прямых вопросов и высказываний типа "Что это значит именно для вас?", "Нам следует совместно обсудить это" и т.п.

Способы руководства обусловлены теми техниками, которые применяет консультант в работе с клиентом, так как в любой технике заложен определенный уровень руководства.

 

Специальные вопрос

- углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубокому осознанию своей проблемы.

Закрытые вопросы:

-предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ "даунет";

-ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос "Вы когда-нибудь чувствовали гнев по отношению к....?" предполагает ответ клиента "да" или "нет", или "Сколько раз за последнее время вы...?" также ориентирован на получение конкретной информации.

Открытые вопросы:

• предполагают развернутый ответ на вопрос;

ориентированы на "движение" клиента в его проблеме и обсуждение его чувств. Например, вопрос "С чего бы вы хотели начать сегодня?" предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос "Какие чувства вы сейчас испытываете?" позволяет клиенту глубже понять свои чувства и обсудить их;

• ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т.п.;

часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;

• ориентированы на побуждение клиента продолжить или дополнить уже сказанное ранее;

• побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;

• побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осознать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой;

Завершение проиесса консультирования:

-подведение клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь;

-назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т.п.) с целью проверки результатов консультирования;

-отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы.

Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании:

дистанция, которая может являться:

желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;

демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;

желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);

формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;

предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;

одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга.

 

Классификация профессий

1. «Человек - природа».

Представители этого типа имеют дело с животными и растениями.

Професии: микробиолог, ветеринар, геолог, овощевод, зоотехник, агрохимик, лесовод и др.

 

2. «Человек-техника».

Человек имеет дело с неживым техническими объектами труда.

Профессии: газоэлектросварщик, токарь, инженер, слесарь, конструктор, механик, водитель, машинист и др.

3.«человек-человек»

Предмет интереса-люди.

Профессии: юристы, врачи, психологи, преподаватели, продавец, следователь, официант, менеджер и др.

 

Контрольные вопросы к теме 8:

1. Дайте определение понятию – «социальное научение».

2. Что такое экзистенциальные факторы?

3. Социальный интеллект - что это?

4. Определение эмпатии в консультировании.

5. Как собрать психологиеский анамнез?

6. Дайте определение психологическому климату.

7. Что такое Я-концепция?

8. Понятие метода «беседа» - в психологическом консультировании.

9. Дайте классификацию профессиям.

10. Назовите некоторые методики самопознания.

 



ТЕМА 9. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

План лекции:

9.1. Профессиональное консультирование в службе занятости населения

9.2. Психологическая поддержка в профориентационном консультировании

 

Профинформация ,

включающая в себя:

-создание информационного банка данных для клиентов, содер­жащего в себя различные сведения:

-профессиограммы различных профессий;

- рейтинг профессий;

-информацию об учебных заведениях;

-информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т.п.) характера;

-участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;

Профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:

-психологическую диагностику индивидуальных свойств и способностей личности;

-оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;

-принятие решения о степени профессиональной пригодности.

Организационно-методическая работа

-знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;

-работу с психодиагностическим инструментарием;

-повышение квалификации в области профориентации, самообучение;

Профконсультирование , понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда.

Деловое консультирование

Профессиональное развитие персонала подразумевает под собой работу консультанта, обеспечивающую реализацию сотрудниками своего профессионального и личностного потенциала. В процессе осуществления данной функции консультант решает следующие задачи:

развитие карьеры сотрудника в организации, предполагающее наличие карьерного плана развития на каждого работника компании, в котором определены и прописаны следующие моменты:

• ближайшие и долгосрочные карьерные цели;

актуальные профессиональные возможности и способности;

потенциал сотрудника;

стратегия повышения профессионального уровня работника;

система оценки профессионального уровня работника;

подготовка кадрового резерва, который представляет собой банк данных о сотрудниках компании, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям к должности того или иного ранга, прошедшим отбор и профессиональную переподготовку.

Для успешного решения данной задачи консультанту необходимо:

знать актуальные способности, профессиональные умения и личностные качества сотрудника;

выявить потенциал и ресурсы для развития сотрудника, а также его сильные профессиональные и личностные стороны, позволяющие претендовать на ту или иную должность;

определить зоны развития сотрудника, то есть те зоны, на которые будет ориентировано обучение и повышение квалификации.

 

Контрольные вопросы к теме 10:

1. Профессиональное консультирование безработных.

2. Принципы делового консультирования.

3. Профессиональное консультирование подростков.

4. Классификации профориентационного консультирования.

5. Профессиональные и этические принципы работы.

6. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом.

7. Сферы применения профессионального психологического консультирования.

8. Методы и техники работы консультанта в профориентировании.

9. Основные направления в построении карьеры.

10. Методы «карьерной организации».



ГЛОССАРИЙ

АГРЕССИЯ

поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ

от лат. actualis - деятельный) - воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями, движениями, эмоциональными состояниями.

 

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА

процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин.

 

АМНЕЗИЯ

частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

термин, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве.

 

БЛОКИ МОЗГА

структурно-функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р.ЛУРИЯ. Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков.

 

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.

 

ВОЛЯ

способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением.

 

ГЕШТАЛЬТ

от нем. Gestalt - форма, структура) - основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического поля.

 

ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

от лат. discursus - рассуждение) - форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивном.

 

ЖЕЛАНИЕ

субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННОСТЬ.

 

ЗАКОН СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ

постулат, сформулированный в 1827 г. И. МЮЛЛЕРОМ как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего раздражителя.

 

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

от лат. illusere - обманывать) - искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии.

 

КАТАРСИС

от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

 

МЕЧТА

особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о более высоком качестве. Часто выступает сильным фактором творческого поиска.

 

НАМЕРЕНИЕ

мотивационная основа деятельности, связанная с СОЗНАТЕЛЬНЫМ ВЫБОРОМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии ДОСТАТОЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО КОНТРОЛЯ. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких-либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные потребности.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ

психическое состояние, впервые подвергшееся исследованию в школе К.ЛЕВИНА, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным срывам, и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и неврозов.

 

РЕГРЕССИЯ

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.

 

ФАНТОМНЫЙ ОБРАЗ

от фр. fantome - призрак) - иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон.

 

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

 

ЭЙФОРИЯ

от греч. EUPHORIA - состояние удовольствия) - радостное, веселое настроение, которое НЕ ИМЕЕТ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН ДЛЯ СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.

АОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Профессиональное психологическое консультирование

Кафедра

Психологии

Специальность (направление)

Психология

Срок обучения

Полный

Курс 1 Семестр 1 Дата составления 22.01.2015

УМК ДОТ рассмотрен на заседании кафедры и рекомендован к использованию на заочном обучении с применением дистанционных образовательных технологий

Протокол

Преподаватель

Дорофеева Юлия Вячеславовна

Заведующий кафедрой

Дата: 2019-12-10, просмотров: 516.