Понятие гражданского права (предмет, метод, функции).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие гражданского права (предмет, метод, функции).

Гражданское право, как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих имущественное, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет Гражданского права – это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на имущественные и неимущественные.

Неимущественные отношения – отношения между людьми по поводу материальных благ, включат в себя:

- отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права)

- отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательное право, наследование)

Термин имущество имеет в гражданском праве три значения:

- совокупность вещей;

- совокупность не только вещей, но и имущественных прав требования (например, денежных вкладов в банке);

- совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.

Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не 1меющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями, а именно:

- личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, 1раво автора на вознаграждение);

- личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, зашита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. упорядочивая, регулируя и защищая их. Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

- юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности;

- автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом;

- имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам;

- защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке; имущественный характер гражданско-правовой ответственно­сти. Объект, взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Действие права по кругу лиц

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Юридически они считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

Действие права во времени

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

  • в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  • в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в части признания банкротом гражданина, не являющегося предпринимателем, вступят в действие после внесения соответствующих изменений в ГК РФ);
  • в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям:

  • истечение срока, на который он был принят;
  • объявление об утрате им юридической силы;
  • принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
  • его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).

Понятие, особенности и виды гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.

Гражданская дееспособность

Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать и дееспособностью.

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ч. 1 ГК РФ).

Возможность совершения действий, в результате которых у гражданина возникают или прекращаются определенные права или обязанности, зависит как от возраста гражданина, так и от состояния его здоровья, в результате чего в отличие от правоспособности дееспособность отдельных граждан может оказаться неодинаковой.

По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

  • полностью дееспособные;
  • частично дееспособные;
  • ограниченно дееспособные;
  • недееспособные.


Полная дееспособность

Полностью дееспособные граждане — это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане), — ст. 21 ч. 1 ГК РФ.

В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения 18 лет, а именно:


Вступление в брак до 18 лет

Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где разрешено вступление в брак до шестнадцатилетнего возраста. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения барка до достижения восемнадцати лет. При признании барка недействительным (например, фиктивный брак) суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Частичная дееспособность

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами. Это зависит от возраста несовершеннолетнего.

Ограниченная дееспособность

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Недееспособность

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ч. 1 ГК РФ).

Оценку здоровья гражданина даёт не суд, а судебно-психиатрическая экспертиза. Но признать гражданина недееспособным вправе только суд. над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека. Признание гражданина недееспособным означает, что он не вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От имени недееспособного сделки совершает его опекун. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, несет его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор.

Эмансипация

Другим основанием для приобретения полной дееспособности является эмансипация.

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Основаниями эмансипации являются работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью.

Полная гражданская дееспособность позволяет гражданам самостоятельно приобретать любые гражданские права, так же, как и принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Опека и попечительство: понятие, основания установления и прекращения. Права опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечного. Предварительная опека.

Опека в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливается над гражданами, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими и признанными в судебном порядке недееспособными.

Попечительство в соответствии с ГК РФ устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Порядок признания гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным регулируется статьями 281-286 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Гражданское дело о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников независимо от совместного проживания с ним, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Ограничение дееспособности гражданина возможно при его злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими средствами, влекущем к тяжелому материальному положению семьи. Одинокий гражданин, не имеющий семьи, даже признанный хроническим алкоголиком, наркоманом, не может быть ограничен в дееспособности.

После вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным орган опеки и попечительства в течение месяца принимают меры по его устройству под опеку. Опека устанавливается для обеспечения и защиты прав и законных интересов, прежде всего, самого психически больного.

Опекуном, попечителем может быть назначен только совершеннолетний и дееспособный гражданин, преимущественно из числа членов семьи и близких родственников недееспособного, ограниченно дееспособного лица.

Опекуны, попечители должны заботиться о содержании подопечных, которое требует неизбежных затрат, при этом не обязаны содержать их за свой счет. Необходимые на содержание подопечного расходы (покупка одежды, предметов личных гигиены, белья, постельных принадлежностей, продуктов питания и т.п.) возмещаются из его доходов.

Опекун обязан обеспечить регулярное врачебное наблюдение за состоянием здоровья подопечного со стороны лечебных учреждений, осуществлять необходимый уход, защиту его прав и интересов, следить, чтобы подопечный не нарушал права и законные интересы других лиц, не причинял имущественный вред гражданам и юридическим лицам, так как за вред, причиненный недееспособным лицом, отвечает опекун.

Забота о содержании ограниченно дееспособного лица, обеспечении его уходом и др. не входят в обязанности попечителя. Попечитель обязан осуществлять контроль за подопечным в части распоряжения им имуществом, получения доходов, в том числе заработка.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, осуществляются на безвозмездной основе.

Опекуны ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечных сделки, направленные на:

отчуждение недвижимости (дом, квартира, части дома, квартиры, земельный участок или земельный пай, капитальный гараж и т.д.); отказ от прав, принадлежащих подопечному (отказ от наследства и т.д.); связанные с разделом имущества подопечного или выделом долей в этом имуществе;

дарения, обмена, сдачи в наем, в аренду, залог, передачи имущества в безвозмездное пользование.

Кроме этого, опекун не вправе пользоваться имуществом подопечного, а также без согласия органа опеки и попечительства передавать его в пользование третьим лицам. Сделки по передаче имущества подопечного в пользование третьим лицам (внаем, аренду, безвозмездное пользование) возможны при условии их совершения к выгоде подопечного и только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Передача имущества подопечного возможна только на основании соответствующего договора, заключенного опекуном, попечителем с третьим лицом на срок не более пяти лет.

Признаки.

1) некоммерческое юридическое лицо;

2) цели создания связаны с удовлетворением потребностей членов коопера­тива;

3) имущество кооператива:

  • состоит из паевых взносов его членов и доходов от предпринимательской деятельности кооператива, созданных им организаций и др.;
  • принадлежит ему на праве собственности;

4) потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем прина­длежащим ему имуществом;

5) получаемые доходы могут распределяться между его членами; обладают специальной правоспособностью, т.е. могут иметь только те права и обязанности, которые непосредственно связаны с целями их создания, за­крепленными в уставе;

6) члены потребительского кооператива:

  • граждане; коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том чис­ле унитарные предприятия и учреждения;
  • солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам коопе ратива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов;
  • обязаны покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесенш дополнительных взносов;

7) число учредителей потребительского общества не должно быть менее 5 граждан и (или) 3 юридических лиц;

сельскохозяйственный потребительский кооператив может быть образован если в его состав входят не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граж­дан;

8) потребительский кооператив должен иметь паевой (уставный) фонд и иные имущественные фонды (за счет взносов его участников);

9) наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество»

Органы управления: Общее собрание; Наблюдательный совет; Председатель/Правление; Ревизионная комиссия.

Правовое положение фондов.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая орга­низация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Устав.

Признаки.

1) некоммерческая организация, не имеющая членства;

2) учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

3) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям;

4) основа деятельности — добровольные имущественные взносы учредите­лей и других лиц;

5) учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда;

6) фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей; имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем):

  • является собственностью фонда;
  • используется для целей, определенных в его уставе;
  • взносами учредителей, а также добровольными взносами и пожертвова­ниями третьих лиц могут быть не только вещи, но и иные виды имуще­ства (ст. 128 ГК РФ), например имущественные права, в том числе ис­ключительные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;

7) для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них;

8) не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вклад­чика;

9) обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества; наименование фонда должно 10) содержать указание на характер деятельности и включать слово «фонд»

Органы управления: Попечительский совет, Исполнительный и (или)коллегиальный орган управления.

Решение о ликвидации принимает только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Есть ряд причин, по которым фонд не может быть ликвидирован.

Имущество, оставшееся после удовлетворения кредиторов, направляются на цели, указанные в уставе.

32. Понятие и виды учреждений (частные, бюджетные, автономные, казенные), их правовой статус.

Ст. 123.21 ГК РФ определяет, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления

  1. управленческих,
  2. социально-культурных или
  3. иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,

  • владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и,
  • если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, и вправе распорядиться по своему усмотрению.

Учреждение может быть создано:

  1. гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо
  2. Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение),
  3. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Виды государственных или муниципальных учреждений ( ст. 123.22 ГК РФ):

  1. автономные,
  2. бюджетные или
  3. казенные.

Автономным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Казенное учреждение - государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

33. Государство и иные публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений.

К числу ППО относятся: государство (в лице собственно государства и отдельных субъектов федерации) и муниципальные образования как субъекты, обладающие публичной властью.

ППО выступают на равных началах со всеми участниками гражданского оборота, они не вправе использовать властные полномочия по отношению к своим контрагентам. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к ППО могут быть в судебном порядке применены обычные меры имущественной ответственности. Незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения ППО односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников гражданского оборота.

Подходы к оформлению гражданской правосубъектности ППО:

1. Юридические лица публичного права, создающиеся на основе публично-правового (административного) акта и преследующие в своей деятельности публичные цели.

2. Государство в целом – фиск (казна), органы – представители фиска (например, в Германии).

3. В РФ ППО принимаются за особые субъекты права, существующие наряду с ФЛ и ЮЛ. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, касающиеся положения юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из их природы (например, невозможность применения норм о порядке создания, реорганизации и ликвидации). Т.е. в тех случаях, когда закон говорит о конкретных видах правоотношений с участием ЮЛ – он по общему правилу говорит и о публично-правовых образованиях.

Государство и иные ППО обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Важно отметить, что данные субъекты созданы не для участия в гражданских правоотношениях, это имеет вспомогательный характер. Т.о. гражданская правоспособность ППО, хоть и может быть широкой по содержанию, носит специальный характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

ППО приобретают права и создают обязанности, т.е. реализуют дееспособность, через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Действия органов власти в рамках своей компетенции являются действиями самих публично-правовых образований.

Компетенция органов власти устанавливается актами публичного законодательства. Для сферы ГП значение имеет их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможность распоряжения им, а также компетенция в области возложения имущественной ответственности. Речь идёт об имуществе, не закрепленном за предприятиями или учреждениями на самостоятельном вещном праве. Такие ЮЛ не отвечают по долгам учредивших их ППО. Государство и другие ППО отвечают по обязательствам лишь нераспределенной частью государственного и муниципального имущества (казной).

Имущество казны состоит, прежде всего, из средств соответствующих бюджетов. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (министерства финансов, их управления и отделы), поэтому эти органы чаще всего выступают в качестве уполномоченных публично-правовыми образованиями, а не от собственного имени.

Распоряжение находящимся в публичной собственности имуществом (создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений, наделение их имуществом) осуществляют уполномоченные министерства и ведомства, в настоящее время – федеральные агентства. Они же принимают решения об изъятии излишнего, не используемого или используемого предприятиями и учреждениями не по назначению имущества, распоряжаются имуществом от имени собственника.

Другие органы исполнительной власти осуществляют от имени ППО приватизацию их имущества, в т.ч. выступают в качестве продавцов в сделках приватизации и учредителей хозяйственных обществ с государственным участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий.

Органы публичной власти могут участвовать в граждански правоотношениях и самостоятельно – в форме учреждений (на праве оперативного управления). Однако не все органы публичной власти одновременно являются и ЮЛ. Поэтому важным является разграничение подобных ситуаций. Здесь необходимо учитывать, основаны ли действия органа публичной власти по распоряжению имуществом, находящимся в собственности ППО, на имеющихся у него полномочиях. Если это так – нужно рассматривать действия органа как действия публичного образования; если же нет – нужно считать, что орган действует как учреждение, распоряжающееся только имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществе.

Законом предусмотрен принцип раздельной ответственности ППО по своим обязательствам: РФ не отвечает по обязательствам субъектов и муниципальных образований и наоборот.

Участие ППО в вещных отношениях:

1. Особые случаи приобретения имущества в собственность: клад; бесхозяйные недвижимости, находки и безнадзорные животные; отчуждение у частного собственника изъятых из оборота или ограниченных в обороте вещей; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация (государству).

2. Только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества в порядке приватизации.

3. Сервитутные права.

4. Участники наследственных отношений (как по завещанию, так и по закону – выморочного имущества).

5. Создание юридических лиц, наделение их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или праве собственности.

6. Вещные или иные способы защиты имущественных прав.

Участие ППО в корпоративных отношениях:

1. Участие через уполномоченных представителей в акционерных обществах.

2. «Золотая акция» - возможность права вето в совете директоров общества.

Участие ППО в обязательственных отношениях:

1. В качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда (госконтрактах).

2. В качестве заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита.

3. Выдача государственных или муниципальных гарантий.

4. Договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.

5. Договоры купли-продажи, залога, аренды имущества; договоры банковского счета.

6. Государство – обязательная сторона в соглашениях о разделе продукции (право на поиск и добычу минерального сырья из недр).

7. Обязательства из причинения вреда, например, вследствие издания, не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Имущественный вред подлежит возмещению за счёт соответствующей казны.

 

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых ГП, является государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев, являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся: РФ (федеральное государство) в целом, ее отдельные субъекты – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции), являющиеся государственными образованиями.

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

В соответствии с п. 2 ст. 124 к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов ГП.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их всевозможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не должно использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во внутригосударственных гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Понятие и виды сделок.

Сделкой признаются - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки, характеризующие сделки:

1. сделки основаны на воле их участников.

2. сделка — это действие.

3. сделка представляет собой единство субъективного и объективного элементов.

4. сделка — это правомерный поведенческий акт.

5. специальная направленность сделок на создание гражданских прав и обязанностей, достижение определенного правового результата.

6. сделка порождает гражданские правоотношения.

Сделки классифицируют по различным основаниям:

 

1. Виды сделок в зависимости от количеств участвующих в сделке сторон: односторонние, двусторонние и многосторонние сделки (п. 1 ст. 154 ГК РФ).

В основу данной классификации положена информация о количестве лиц, выражение воли которых необходимо и достаточно для совершения сделки.

Односторонней сделкой в соответствии с п. 2 ст. 154 ГК РФ признается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (например, совершение завещания, отказ от права собственности на имущество, отказ от принятия наследства, выдача доверенности, объявление публичного конкурса). Такого рода действия не требуют чьего-либо согласия либо одобрения.

В соответствии со ст. 156 ГК РФ к односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.

Для заключения большинства сделок необходимо выражение воли двух сторон (двусторонние сделки) либо трех и более сторон (многосторонние сделки); такие сделки также именуются договорами (п. 3 ст. 154 ГК РФ);

Долевая собственность

Совместная собственность.

По общему правилу, общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

По общему правилу доли сособственников считаются равными.

Отступление от принципа равенства долей происходит, если иной размер доли каждого сособственника:

- или определяется на основании закона (например, размер доли участника договора о совместной деятельности определяется исходя из денежной оценки вклада - см. ст. 1042 ГК РФ);

- или установлен соглашением всех сособственников. Так, соглашением может быть установлен порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из сособственников в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Неотделимые улучшения общего имущества, произведенные одним из сособственников за свой счет (например, возведение пристройки к дому, замена двигателя в автомобиле и т.п.), могут повлечь увеличение доли этого сособственника только в одном случае - если улучшения были произведены с соблюдением установленного порядка использования общего имущества (то есть с явного или с подразумеваемого согласия всех остальных сособственников на изменение размера долей в этом случае). Если изменение размера долей не предусмотрено, возможно пропорциональное возложение на остальных сособственников части расходов по осуществлению неотделимых улучшений общего имущества (но только в случае, когда есть основания применить нормы гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении). Неотделимые улучшения следует отличать от издержек по содержанию и сохранению общего имущества (см. подп. "г") п. 3 настоящего параграфа). Отделимые улучшения общего имущества поступают в собственность того из участников, который их произвел, то есть не образуют приращения имущества, находящегося в общей собственности. Иное может быть предусмотрено соглашением сособственников (например, увеличение доли сособственника, который произвел улучшения, или сохранение долей с выплатой соразмерной компенсации и др. варианты).

Содержание права общей долевой собственности - это:

(а) Владение и пользование общим имуществом, находящимся в долевой собственности.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению ее участников. Для определения объема правомочий каждого сособственника по владению и пользованию общим имуществом служит размер доли.

Порядок владения и пользования имуществом зависит от его предназначения, а также от того, возможно ли автономное владение и пользование обособленной частью общего имущества (для жилого дома - предоставление конкретному со собственнику конкретных помещений, в отношении автомобиля - только очередность пользования).

Соглашением участников общей долевой собственности может быть предусмотрено, что имущество предоставляется во владение и пользование только некоторым из них, а остальным выплачивается компенсация, соответствующая их доле (независимо от того, возможно или нет обособление части имущества).

Компенсация вместо предоставления имущества во владение и пользование подразумевает собой постоянные выплаты деньгами или выдачу иным имуществом. Никакого выкупа доли выплата такой компенсации не влечет.

При недостижении согласия между сособственниками порядок владения и пользования имуществом устанавливается судом по требованию любого из сособственников. При этом в судебном порядке каждый сособственник имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. И только при невозможности обособления части имущества сособственник вправе требовать в судебном порядке, чтобы другие сособственники, владеющие и пользующиеся имуществом, выплачивали ему соответствующую компенсацию.

(б) Распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности.

Распоряжение всем имуществом, являющейся объектом права долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Каждый из собственников вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей. При продаже доли постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки.

(в) Распределение плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в долевой собственности.

Все полученное от использования имущества поступает в состав общего имущества, то есть происходит приращение общего имущества без изменения долей. По умолчанию плоды, продукция и доходы от использования общего имущества подлежат распределению - тогда они распределяются между сособственниками соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между сособственниками.

(г) Распределение расходов по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности.

Сособственники сообща несут бремя содержания общего имущества. Расходы по содержанию общего имущества делятся на:

а) расходы публично-правового характера (налоги и иные обязательные платежи, связанные с имуществом);

б) расходы частноправового характера (издержки по содержанию и хранению имущества).

Каждый сособственник обязан участвовать в расходах по содержанию общего имущества соразмерно со своей долей.

Частноправовые расходы перераспределяются между всеми сособственниками независимо от того, кто из сособственников эти расходы произвел и независимо от того, было ли получено согласие остальных на производство этих расходов. Однако издержки по содержанию и сохранению общего имущества должны быть необходимыми (то есть обоснованными и неизбежными). В противном случае риск несения расходов ложится на произведшего их сособственника без какой-либо компенсации.

57. Понятие и содержание права общей совместной собственности граждан.

Право общей совм. соб-ти - это право нескольких лиц сообща по своему усмотрению владеть, польз. и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое, без определения их долей в праве на него.

Субъекты. Участниками права общей собственности могут быть любые субъекты гражданского права.

Порядок осуществления. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается (презюмируется) независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Эти правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности законом не установлено иное.

Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них может быть осуществлен после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.

Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по изложенным выше правилам раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела из него доли.

Порядок обращения взыскания на долю в имуществе, находящемся в совместной собственности, такой же, как и при обращении взыскания на долю в имуществе, находящемся в долевой собственности.

Источники образования права общей совместной собственности.

Режим общей совместной собственности супругов предусмотрен ст. 256 Гражданского кодекса РФ и конкретизирован главой 7 Семейного кодекса. Ранее в Кодексе о браке и семье РСФСР нормы, регулирующие имущественный режим супругов, носили императивный характер. В настоящее время режим общей совместной собственности может быть изменен брачным договором, в котором можно предусмотреть как режим общей долевой собственности, так и раздельной собственности супругов, а также смешанный режим.

Понятие гражданского права (предмет, метод, функции).

Гражданское право, как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих имущественное, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет Гражданского права – это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на имущественные и неимущественные.

Неимущественные отношения – отношения между людьми по поводу материальных благ, включат в себя:

- отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права)

- отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательное право, наследование)

Термин имущество имеет в гражданском праве три значения:

- совокупность вещей;

- совокупность не только вещей, но и имущественных прав требования (например, денежных вкладов в банке);

- совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.

Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не 1меющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями, а именно:

- личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, 1раво автора на вознаграждение);

- личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, зашита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. упорядочивая, регулируя и защищая их. Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

- юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности;

- автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом;

- имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам;

- защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке; имущественный характер гражданско-правовой ответственно­сти. Объект, взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 205.