Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. К ВОПРОСУ O КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ     

1.1 Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы

1.2 Программы и методики формирования речевых компетенций

1.3 Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

1.4 Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 – 7 классов

ГЛАВА 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1 Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность

2.2 Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 – 7 классах общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



ВВЕДЕНИЕ

коммуникативная компетенция учащийся

В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевского подхода к потребностно-личностному (личностно-смысловому) овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося.

Анализ состояния преподавания русского языка, литературы и риторики показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике - один из путей решения данной проблемы.

Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, разработки авторских программ, форм и методов работы с учащимися. В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.

Цель выпускной квалификационной работы - исследовать современные инновационные методики формирования речевых умений школьников с точки зрения их эффективности.

 В соответствии с целью были определены задачи работы:

· изучить и проанализировать научные источники и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школе;· провести педагогический эксперимент с использованием инновационных методик при создании речевых произведений учащихся;· определить эффективность обучения речевым произведениям при использовании инновационных методик и технологий. Объектом исследования является работа учащихся по формированию коммуникативных умений на уроках русского языка, уроках развития речи.Предметом исследования являются методики организации работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся, содержание дидактического материала, рекомендуемого к использованию на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе.Гипотеза исследования – использование инновационных методик, целенаправленная, последовательная и систематическая работа по созданию речевых произведений повысит эффективность работы учителя и учащихся.Методологическую основу исследования составляют работы О.А. Александровой, М.Е. Бершадского, Л.С. Выготского, Л.Г. Семушкиной, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской и др.В процессе работы над дипломным исследованием мы использовали следующие  методы:

l описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, сопоставления и обобщения;

l метод эксперимента;

l метод теоретического анализа литературы;

l метод моделирования учебно-воспитательного процесса;

l метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.

Апробация исследования. Исследование проведено на базе МОУ лицей № 1 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края (7 Б класс) под руководством учителя – наставника Белик Любови Ивановны.

Научная значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных и методических исследований по теме дипломного исследования.

Методическая ценность работы заключается в том, что исследование практической значимости применения инновационных методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся в системе позволит повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе, преподавателями педагогических колледжей и вузов в ходе изучения дисциплин «Методика преподавания русского языка», «Актуальные проблемы преподавания русского языка», курсов по выбору и факультативов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Первая глава «К вопросу o коммуникативных компетенциях учащихся» содержится 4 параграфа, в которых рассматриваются понятия речевой и коммуникативной компетенций, принципы формирования компетенций, основный программы и методики, технологии, используемые на уроках русского языка при обучении школьников созданию речевого произведения. Во второй главе «Работа над речевыми произведениями учащихся на уроках русского языка» представлен дидактический материал, используемый на уроках во время проведения эксперимента, рассмотрена система упражнений по формированию коммуникативных компетенций учащихся.

В приложении содержатся элементы уроков, на которых проводилась работа по развитию речи учащихся, а также фрагменты письменных работ школьников.

Список использованной литературы содержит 60 источников.

 


 ГЛАВА 1. К ВОПРОСУ O КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменения в российском образовании создают необходимость воспитания личности, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически.

Традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами, школьники знают o них. Но не умеют использовать в практической деятельности.

В школе на первый план выдвигается работа по формированию орфографических и пунктуационных умений, при этом развитию речи отводится второстепенная роль.

Инновационные методики совмещают виды работ, формирующих коммуникативные компетенции (требование анализа, сравнения явлений, обоснование, аргументирование, обобщение).

Применяемые в процессе урока, технологии достижений знаний и компетентностных результатов призваны активизировать учебную деятельность школьника. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.

Инновационные методики делают уроки русского языка интереснее, ярче. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствуют повышению эффективности учебного процесса.

Правильная организация уроков с использованием инновационных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.

Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Использование инновационных технологий на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.

Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, но и чувствовать собственную ответственность за результат.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО. / С. Авдеева. // Народное образование, №9, 2007. – С.187-193.

2. Азимов, Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. / Э.Г. Азимов. - М.: МАКС Пресс, 2004. – 112 с.

3. Алгазина, Н.Н. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. / Н.Н. Алгазина – М., 1997. – 112с.

4. Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.

5. Андреева, Л.С. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. / Л.С. Андреева. // Русский язык в школе. – 2001. - №4 – с.106 – 108.

6. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006. – с.29-50.

7. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 276с.

8. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько. – М. - Высшая школа, 1990. – 245с.

9. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

10. Волкова, Т.А. Роль новых информационных технологий в процессе обучения школьников русскому языку / Т.А. Волкова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т. 2.- С.130-131.

11. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 254 с.

12. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - С.38-39.

13. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. / В.В. Гузеев. – М., 2001. – 154с.

14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998. – 266 с.

15. Донская, Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку//Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987. – С.56 – 58.

16. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. / М.В. Кларин. – Рига, 1995. – 453с.

17. Ладыженская, Т.А. Курс школьной риторики. (5-11 классы) // Русская словесность. – 1996. – №2. С.5-13.

18. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.

19. Ладыженская, Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3. – С. 12 – 15.

20. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 5-8.

21.  Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Русская словесность. – 2002. - №4. – С. 4 – 6.

22. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Подходы к анализу уроков риторики // Сб. Школа 2100, Вып. 4. – М, 2000. – 154 с.

23. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

24. Лёвушкина, О. Н. Обучение русскому языку на основе применения информационных технологий / О.Н. Левушкина. // Непрерывное образование учащихся. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования. Ульяновск, 2001. - С. 113–116.

25. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.- 154 с.

26. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965. – 144 с.

27. Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.

28. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

29. Назарова, Т.С., Полат, Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. — М., 1998. – 215с.

30. Насонова, О.А. Интегрированный подход в обучении младших школьников русскому языку // Ученые записки Орловского государственного университета. Филологический факультет. Том 3. Актуальные вопросы методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе и в вузе. - Орел: ОГУ, 2007. - С. 110-113.

31. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. – М.: Наука, 1995. – 124 с.

32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001. – 425с.

33. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся. СПб.: КАРО, 2002. – 322с.

34. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся младших классов. – М.: НОРМА, 2005. – 204 с.

35. Рамзаева Т.Г. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. – 204 с.

36. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей. – М.: Владос, 2004. – 156 с.

37. Семушкина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технология обучения. / Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. – М., 2001. – 244с.

38. Сокурова, А.С. Функции образования / А.С. Сокурова // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сборник научных трудов. – Вып.2. – Майкоп, 1997. – С.165-176.

39. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство "Флинта", 2000. – 204 с.

40. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 134 с.

41. Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В.Ю.Тимонина, Л.А.Тростенцова // Русский язык в школе. – 2006. - №4. – С.14.

42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М.: ФИАКР, 1985. – 124 с.

43. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. — М., 1997. – 367с.

44. Ушинский. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика – 1974.

45. Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.

Учебники и учебные пособия

1. Афанасьев, П.О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 540 с.

2. Державин, Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. – М.: Просвещение, 1991. – С.34 – 40.

3. Захарова, Н.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2003. – 192с.

4. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. -   Киев, Радняньская школа, 1990.

5. Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Методика преподавания риторики в школе / Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв.ред и сост. М.И. Панов и Л.Е. Тумина. – М., 2003. – С. 23 – 45.

6. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2006.

7. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. / Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

8. Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991.- 130 с.

9. Школьная риторика: Учебное пособие: 6 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:Просвещение, 2004. – 122 с.

10. Школьная риторика: Учебное пособие: 7 класс (в 2-х частях) / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:Просвещение, 2004. – 124 с.

Программы

1. Ладыженская, Т.А. Программа по риторике. 5-11 классы // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Просвещение, 2004. – С 43-57.

2. Ремнёва, М. Л. Примерная программа дисциплины «Русский язык и культура речи». / М.Л. Ремнева. // Университетская книга. 2000. № 7. – С. 28.

3. Федеральная целевая программа «Русский язык» // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. 8 августа.

4. Федеральная целевая программа «Создание системы открытого образования в России» // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 7.

Словари

1. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка – М.: ИЦ "Академия" – 2000. – 344 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. К ВОПРОСУ O КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ     

1.1 Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы

1.2 Программы и методики формирования речевых компетенций

1.3 Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

1.4 Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 – 7 классов

ГЛАВА 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1 Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность

2.2 Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 – 7 классах общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



ВВЕДЕНИЕ

коммуникативная компетенция учащийся

В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевского подхода к потребностно-личностному (личностно-смысловому) овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося.

Анализ состояния преподавания русского языка, литературы и риторики показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике - один из путей решения данной проблемы.

Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, разработки авторских программ, форм и методов работы с учащимися. В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.

Цель выпускной квалификационной работы - исследовать современные инновационные методики формирования речевых умений школьников с точки зрения их эффективности.

 В соответствии с целью были определены задачи работы:

· изучить и проанализировать научные источники и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школе;· провести педагогический эксперимент с использованием инновационных методик при создании речевых произведений учащихся;· определить эффективность обучения речевым произведениям при использовании инновационных методик и технологий. Объектом исследования является работа учащихся по формированию коммуникативных умений на уроках русского языка, уроках развития речи.Предметом исследования являются методики организации работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся, содержание дидактического материала, рекомендуемого к использованию на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе.Гипотеза исследования – использование инновационных методик, целенаправленная, последовательная и систематическая работа по созданию речевых произведений повысит эффективность работы учителя и учащихся.Методологическую основу исследования составляют работы О.А. Александровой, М.Е. Бершадского, Л.С. Выготского, Л.Г. Семушкиной, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской и др.В процессе работы над дипломным исследованием мы использовали следующие  методы:

l описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, сопоставления и обобщения;

l метод эксперимента;

l метод теоретического анализа литературы;

l метод моделирования учебно-воспитательного процесса;

l метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.

Апробация исследования. Исследование проведено на базе МОУ лицей № 1 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края (7 Б класс) под руководством учителя – наставника Белик Любови Ивановны.

Научная значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных и методических исследований по теме дипломного исследования.

Методическая ценность работы заключается в том, что исследование практической значимости применения инновационных методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся в системе позволит повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе, преподавателями педагогических колледжей и вузов в ходе изучения дисциплин «Методика преподавания русского языка», «Актуальные проблемы преподавания русского языка», курсов по выбору и факультативов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Первая глава «К вопросу o коммуникативных компетенциях учащихся» содержится 4 параграфа, в которых рассматриваются понятия речевой и коммуникативной компетенций, принципы формирования компетенций, основный программы и методики, технологии, используемые на уроках русского языка при обучении школьников созданию речевого произведения. Во второй главе «Работа над речевыми произведениями учащихся на уроках русского языка» представлен дидактический материал, используемый на уроках во время проведения эксперимента, рассмотрена система упражнений по формированию коммуникативных компетенций учащихся.

В приложении содержатся элементы уроков, на которых проводилась работа по развитию речи учащихся, а также фрагменты письменных работ школьников.

Список использованной литературы содержит 60 источников.

 


 ГЛАВА 1. К ВОПРОСУ O КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ


Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы

Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе.

Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании:

1."Стратегии содержания общего образования".

2."Концепции модернизации российского образования до 2010 года".

"Концепция модернизации российского образования до 2010 года" предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, "формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции" [цит.по Ремнева, 2000: 28].

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности [Александрова, 2000: 4].

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Другими словами, обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития", которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию [Александрова, 2006: 5 ].

Коммуникативные компетенции отслеживаются на уроках русского языка, литературы, риторики в 6-м классе. (Образовательная программа "Школа-2100"). Авторы программы "Школа-2100" предлагают технологию проблемного обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний: учащиеся сами формулируют цели урока, определяют проблему и вместе с учителем ищут пути решения проблемы. Особый подход к развитию связной устной и письменной речи в данной программе состоит в том, что авторы исходят из того, что нельзя "развивать речь вообще", а следует сосредоточиться в каждом классе на определенных разновидностях устной и письменной речи. Они считают, что в 6 классе по теме "Развитие речи" необходимо:

знать: 1. понятие текста и его структуры; 2.    понятие стиля, виды стилей и их особенности; 3. способы и средства связи предложений в тексте; 4. определение абзаца и знание его функций; 5. понятие стилистической окраски слова и его текстообразующей функции; 6. определение диалога и монолога; 7. способы передачи чужой речи; 8. определение прямой и косвенной речи; 9. особенности строения делового повествования.

уметь : 1. владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи; 2. читать тексты изучающим чтением, владеть отдельными

приемами ознакомительного чтения; выделять в тексте ключевые слова; ставить вопросы к тексту; составлять план текста; составлять устный развернутый ответ и пересказ текста; делать сообщение на лингвистическую тему; писать изложение научно-учебного текста;; писать сочинение-повествевание на лингвистическую тему; отвечать на вопросы учебника; вести диалог; владеть этикетными средствами языка; описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка; определять свои коммуникативные удачи (неудачи); формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение; ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат; анализировать, оценивать; аргументировать свой ответ; создавать собственные тексты; редактировать текст; пересказывать текст; устной художественной речи; определять художественный стиль речи; различать широкие и узкие темы; читать тексты изучающим чтением; выполнять задания к свободным диктантам, к изложениям; писать аннотацию и отзыв; находить и устранять повторы - недочеты; использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций [Ладыженская, 2003: 3].

Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся "общелингвистической компетентности", что необходимо для успешного овладения другими предметами [Ладыженская, 2003: 4].

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема "Развитие речи" реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей шестиклассников [Ладыженская, 2000: 5-6].

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.

Ученые считают, если в 10-11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет. Помогают поддерживать этот интерес и традиционные читательские конференции, где учащиеся знакомят одноклассников с самыми интересными прочитанными книгами, отзыв о которых записывают в читательских дневниках. На уроках риторики учащимся очень нравятся ролевые игры, где они учатся культуре общения.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 190.