Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. У родителей дети перенимают трудолюбие, социальный, культурный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают осознавать, как складываются семейные отношения, что, значит, быть отцом или матерью. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.

усыновление семейное право ребенок

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у него ни кто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной форой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ[1] (п.1 ст.124).

Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

29 декабря 1995 г. был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, где был введен судебный порядок усыновления, (удочерения) детей, расширился перечень условий, при котором допустимо усыновление, по новому законодательству не допустимо посредническая деятельность при усыновлении. Во всех цивилизованных странах мира такой порядок уже существует.

Дети, лишившиеся попечения родителей, нуждаются в заботе, ласке уважении, любви. Усыновление является наиболее благоприятным формой устройства, для детей оставшихся без попечения родителей. Ведь только в семье ребенок может получить достойное воспитание, где полностью соблюдены его интересы. Безусловно, интересы ребенка должны стоять на первом месте, но нельзя забывать и об интересах усыновителей. В нашем мире очень много семей лишенных радости материнства или отцовства причины могут быть разные, как утрата своего собственного дитя, так и не возможность иметь детей. Таким семьям государство предоставляет возможность обрести ребенка путем усыновления, (удочерения), при этом не только усыновители обретают ребенка, но и усыновленные дети приобретают семью, что полностью соответствует интересам обеих сторон. Однако усыновить (удочерить) ребенка не так легко, как кажется на первый взгляд.

При усыновлении (удочерении) детей нужно соблюсти очень много формальностей, но это не самое главное, самое главное, как уже говорилось это интересы детей оставшихся без попечения родителей. Интересы ребенка могут быть самыми разнообразными, но самое главное должны быть соблюдены его законные права. Семья желающая усыновит (удочерить) ребенка должна создать благоприятные условия для его воспитания и всестороннего развития. Ни в коем случае нельзя разлучать братьев и сестер, которые воспитывались в одном учреждении или проживали вместе до их устройство в детское воспитательное учреждение, которые осведомлены друг о друге и о своем родстве за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Увеличение численности детей, ставших сиротами, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а но начало 1998 г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%). По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2000 г. возросло до 700 тыс., но 90% из них - "социальные сироты". Ужасающиеся цифры, а еще более ужасающая реальность: "социальные" сироты.

Дети - это будущее нашей страны. От воспитания детей и подготовленности к общественной жизни зависит их судьба. Подобрать ребенку семью, которая смогла бы принять чужого ребенка, быть психически, морально и физически готовыми воспитывать не своего кровного ребенка, обладающая терпением, очень сложно. Но, не смотря на всю сложность все-таки возможно, для этого надо для каждого случая усыновления подходить сугубо индивидуально. И тогда не будет допущено не одной ошибки, которые, за частую, приводят к плачевным последствиям.

Актуальность данной темы дипломной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;

исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;

установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;

выявить субъектов усыновления;

проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

раскрыть порядок усыновления (удочерения);

рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;

установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава посвящена институту усыновления (удочерения) в системе семейного права РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов участвующих в усыновлении (удочерении), в третьей главе рассматривается вопрос о процессуальном порядке усыновления (удочерения).

Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации в области семейного права, учебники и учебные пособия по семейному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов как З.З. Алиева, В Анисимов, Г.В. Арутюнян, О.П. Бердяев, Ю. Беспалов, Л.Ю. Грудцина, В. Завражнов, О. Косова, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, В. Паршуткин, Л.М. Пчелинцева, А. Нечаева, Ю.П. Свит, Л.Н. Шохина и других авторов.

При написании работы были также использованы материалы юридической практики.



Оформление полномочий усыновителей

 

Как установлено ст.126.1 СК РФ, посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. К такой деятельности относится, в частности, передача сведений о ребенке, фото - и видеосъемка детей, проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, СК (п.1 ст.121) отнесено к компетенции органов опеки и попечительства, а при определенных обстоятельствах устройство в семью таких детей организует орган исполнительной власти субъекта РФ или федеральный орган исполнительной власти (п.3 ст.122 СК). Поэтому как противоправную следует расценивать деятельность других органов и учреждений, в том числе и тех, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и др.), общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения (п.1 ст.122 СК). Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Согласно п.3 ст.126.1 СК РФ обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя (представитель - это лицо, юридическими действиями которого приобретаются, изменяются или прекращаются права и обязанности у представляемого). Права и обязанности представителя определяются гражданским и гражданским процессуальным законодательством (ст.182 ГК РФ[29]; ст.48-54 ГПК РФ). Таким образом, СК допускает совершение действий при усыновлении детей от имени и в интересах граждан РФ и иностранных граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, другими лицами - представителями, надлежащим образом уполномоченными (полномочия представителей на ведение дел в суде должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом, в частности, удостоверенной в нотариальном порядке, - ст.53 ГПК РФ), за исключением действий, которые кандидаты в усыновители обязаны совершать лично (подача заявления в суд об усыновлении ребенка, личное обязательное участие в судебном разбирательстве). Так, представители по делам об усыновлении ребенка вправе без личного участия доверителя (т.е. усыновителя, усыновителей) производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собрать и представить необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, поставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п.

Лица (лицо), желающие усыновить ребенка, имеют право в процессе усыновления в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика.

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, в частности посредническая деятельность, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст.5.37 КоАП[30]). Если же такие действия совершены неоднократно или из корыстных побуждений, то в соответствии со ст.154 УК[31] они наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Подготовка дела об усыновлении (удочерении) в суде

 

Судья при принятии заявления об усыновлении ребенка, учитывая специфику дел данной категории, должен проверить, отвечают ли форма и содержание такого заявления как общим требованиям, предъявляемым ст.131 ГПК, так и требованиям ст.270 ГПК о необходимости указать в заявлении сведения о самих усыновителях, о ребенке, которого они желают усыновить, и его родителях, просьбу о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемого ребенка, а также обстоятельства, с которыми закон связывает возможность заявителей быть усыновителями, и подтверждающие их доказательства с приложением к заявлению необходимых документов, перечень которых содержится в ст.271 ГПК.

После принятия заявления об усыновлении ребенка судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка (п.2 комментируемой статьи; ч.1 ст.272 ГПК). Такое заключение дается органом опеки и попечительства по результатам проведенного им обследования, в ходе которого выясняются мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причины дачи родителями согласия на усыновление, возможность передачи детей на воспитание усыновителям с учетом индивидуальных особенностей последних (дедушке и бабушке; семьям, имеющим своих детей; родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание усыновляемого и не проявлявшим заботы о нем и т.п.). Органом опеки и попечительства устанавливаются условия жизни усыновителей и родителей, целесообразность передачи ребенка от родителей в другую семью с учетом возможного улучшения условий жизни и воспитания усыновляемого, а также необходимость прекращения правоотношений усыновленного не только с родителями, но и с братьями, сестрами, другими родственниками по восходящей и нисходящей линии.

К заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка обязательно прилагаются:

а) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя) (иностранные граждане сами представляют в суд заключение об условиях их жизни, которое составляет компетентный государственный орган);

б) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

в) медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;

г) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);

д) согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, - также согласие их законных представителей, а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства), за исключением случаев, предусмотренных ст.130 СК, при наличии которых усыновление ребенка допускается без согласия его родителей;

е) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.

В заключении органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, кроме того, должны быть указаны сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Представление медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка обусловлено необходимостью обеспечить дополнительные гарантии соблюдения интересов усыновляемого ребенка при наличии у него заболевания или каких-либо недостатков в развитии. Порядок подготовки медицинского заключения экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранением субъекта РФ регламентируется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью"[43]. Как правило, такое заключение составляется экспертной медицинской комиссией на основании данных осмотров врачей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травматолога), офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и старше - учителя-дефектолога. По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами. Медицинское заключение на ребенка заверяется руководителем воспитательного учреждения, где ребенок содержится. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии администрация воспитательного учреждения предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку. Разъяснение о характере заболевания ребенка, его возможных последствиях может быть проведено главным врачом родильного дома (отделения), дома ребенка, лечебного стационара, директором детского дома, школы-интерната совместно с врачом-педиатром. В личном деле ребенка, как правило, отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях.

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка составляется по специально установленной форме (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641) [44]. Ознакомление с этим заключением позволяет суду взвешенно и ответственно решить вопрос об усыновлении ребенка, имеющего отклонения интеллектуального, физического и любого иного характера.

При усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, к заключению органа опеки и попечительства прилагаются дополнительно документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п.7 ч.2 ст.272 ГПК РФ).

При необходимости суд может затребовать и иные документы как от органа опеки и попечительства, так и от граждан, желающих усыновить ребенка (ч.3 ст.272 ГПК РФ) (например, документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со ст.130 СК РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей), для того чтобы убедиться, что не нарушен порядок передачи детей на усыновление, а усыновление отвечает интересам ребенка. Порядок передачи детей на усыновление определен постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"[45].

Поданное заявление рассматривается судом в порядке особого судопроизводства. Для обеспечения тайны усыновления разбирательство дела проводится в закрытом судебном заседании.

В разбирательстве дела наряду с заявителем участвует представитель органов опеки и попечительства, прокурор и другие заинтересованные лица (родители, супруг усыновителя, представитель учреждения, в котором находится ребенок, опекун (попечитель), приемные родители, ребенок, достигший 10 лет).

Причем участие заявителей, представителя органов опеки и попечительства и прокурора является обязательным. Надо полагать, что дела об установлении усыновления должны рассматриваться коллегиально. Часть 2 ст.113 ГПК РФ должна быть дополнена после слов "об установлении отцовства" словами "об установлении усыновления".

В судебном заседании суд выясняет:

1) соответствует ли усыновление интересам ребенка;

2) могут ли быть усыновителями лица, обратившиеся с такой просьбой;

3) имеется ли согласие ребенка (если оно необходимо), органов опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, супруга усыновителя;

4) возраст ребенка и усыновителя;

5) наличие братьев и сестер у усыновляемого ребенка;

6) срок постановки на учет ребенка и другие юридически значимые обстоятельства.

Заключение

 

В современном мире численность рождаемости уменьшается. А численность детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей увеличивается. В первую очередь это связано с социально-экономическим кризисом, который, безусловно, отразился на детях. Все чаще мы сталкиваемся с детской беспризорностью, с детской преступностью. На улице все чаще можно встретить детей, просящих милостыню, глядя на них сердце, разрывается, хочется помочь всем и каждому, но, к сожалению, простым гражданам без помощи государства это не под силу.

Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом Российской Федерации перечень угроз национальной безопасности.

На сегодняшний день очень много детей воспитываются в детских домах, интернатах. Воспитываясь в таких учреждениях, дети не приобретают всех тех навыков, которые бы им пригодились в современном обществе. Дети из таких учреждений выпускаются совершенно не приспособленные к жизни. Они остаются одни в этом огромном мире многим из них негде даже жить. У них не оказывается в нужный момент рядом родного и близкого человека, который мог бы помочь, дать совета в трудной жизненной ситуации. Ведь именно в трудные моменты жизни человеку необходима его семья, помощь родных и близких людей. Поэтому дети должны воспитываться в семье, а семья - это залог будущего нашей страны.

В современном семейном праве есть несколько форм устройства детей в семьи, одной из предпочтительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение).

В России усыновление (удочерение) является распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее цель не просто воспитание и содержание детей, а обеспечение таких детей полноценной семьей.

В жизни не только дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей нуждаются в полноценной семье, но также супружеские пары, которые, в силу различных обстоятельств, не могут иметь своих детей.

При написании данной дипломной работы были сделаны следующие выводы:

Усыновление (удочерение), порождает возникновение родительских прав и обязанностей, на основании закона усыновленные дети приравниваются к родным детям (п.1 ст.137 СК РФ). В отношении своих родителей и родственников дети утрачивают все права и обязанности (п.2 ст.137 СК РФ). При усыновлении (удочерении) усыновители приобретают все те права, которые были бы у них при воспитании своего собственного ребенка. При такой форме воспитания детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), дети являются более материально обеспеченными. Так как усыновленные дети в случаи смерти своих усыновителей будут получать пенсию и пособие.

Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органов опеки и попечительства, а также прокурора в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Усыновление (удочерение) допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Суд тщательно изучает все материалы дела, в котором должны быть соблюдены все условия и собраны все документы для усыновления, которые позволили бы суду вынести правильное решение. Усыновление не возможно, если не будет письменного волеизъявления усыновителей, заключения органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления (удочерения), согласия самого ребенка достигшего десяти лет, его родителей на усыновление (удочерение). Однако не всегда требуется согласия родителей усыновляемого ребенка. (ст.130 СК РФ).

Состоявшееся усыновление подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния, по месту вынесения судебного решения об установлении усыновления.

Для обеспечения интересов усыновляемого законодатель устанавливает перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (ст.127 СК РФ):

несовершеннолетние;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ограниченные судом в своих правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

не способные по состоянию здоровья осуществлять родительские права;

лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть усыновителями одного и того же ребенка.

Усыновление детей иностранными гражданами и гражданами РФ постоянно проживающими за ее пределами считается международным усыновлением. Международное усыновление допускается лишь в том случае, если не возможно осуществлять уход за ребенком в своей собственной стране. Международное усыновление должно проводится исключительно в интересах ребенка, оно должно осуществляться по национальному закону той страны, где осуществляется усыновление (удочерение). Для осуществления международного усыновления необходимо соблюдение условий обоих сторон.

Отменить усыновление (удочерение) можно только в судебном порядке. Отмена усыновления (удочерения) допускается до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, когда усыновление (удочерение) перестает соответствовать интересам ребенка (ст.140 СК РФ). Потребовать отмены усыновления могут: родители ребенка, его усыновители, сам усыновленный ребенок, достигший 14-летнего возраста, орган опеки и попечительства, прокурор. Основанием для отмены усыновления служат:

уклонение усыновителей от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей;

злоупотребление приобретенными им родительскими правами;

жестокое обращение с усыновленным ребенком.

заболевание алкоголизмом и наркоманией усыновителей;

Так же могут быть и другие обстоятельства для отмены усыновления (удочерения) (ст.141 СК РФ).

При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) в семейном праве РФ, можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, является исчерпывающим. Вместе с тем представляется, что не могут быть усыновителями лица, ранее судимые за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что ст.127 СК РФ должна быть дополнена этим положением.

В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.

Изложенное свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.



Введение

 

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. У родителей дети перенимают трудолюбие, социальный, культурный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают осознавать, как складываются семейные отношения, что, значит, быть отцом или матерью. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.

усыновление семейное право ребенок

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у него ни кто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной форой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ[1] (п.1 ст.124).

Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

29 декабря 1995 г. был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, где был введен судебный порядок усыновления, (удочерения) детей, расширился перечень условий, при котором допустимо усыновление, по новому законодательству не допустимо посредническая деятельность при усыновлении. Во всех цивилизованных странах мира такой порядок уже существует.

Дети, лишившиеся попечения родителей, нуждаются в заботе, ласке уважении, любви. Усыновление является наиболее благоприятным формой устройства, для детей оставшихся без попечения родителей. Ведь только в семье ребенок может получить достойное воспитание, где полностью соблюдены его интересы. Безусловно, интересы ребенка должны стоять на первом месте, но нельзя забывать и об интересах усыновителей. В нашем мире очень много семей лишенных радости материнства или отцовства причины могут быть разные, как утрата своего собственного дитя, так и не возможность иметь детей. Таким семьям государство предоставляет возможность обрести ребенка путем усыновления, (удочерения), при этом не только усыновители обретают ребенка, но и усыновленные дети приобретают семью, что полностью соответствует интересам обеих сторон. Однако усыновить (удочерить) ребенка не так легко, как кажется на первый взгляд.

При усыновлении (удочерении) детей нужно соблюсти очень много формальностей, но это не самое главное, самое главное, как уже говорилось это интересы детей оставшихся без попечения родителей. Интересы ребенка могут быть самыми разнообразными, но самое главное должны быть соблюдены его законные права. Семья желающая усыновит (удочерить) ребенка должна создать благоприятные условия для его воспитания и всестороннего развития. Ни в коем случае нельзя разлучать братьев и сестер, которые воспитывались в одном учреждении или проживали вместе до их устройство в детское воспитательное учреждение, которые осведомлены друг о друге и о своем родстве за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Увеличение численности детей, ставших сиротами, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а но начало 1998 г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%). По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2000 г. возросло до 700 тыс., но 90% из них - "социальные сироты". Ужасающиеся цифры, а еще более ужасающая реальность: "социальные" сироты.

Дети - это будущее нашей страны. От воспитания детей и подготовленности к общественной жизни зависит их судьба. Подобрать ребенку семью, которая смогла бы принять чужого ребенка, быть психически, морально и физически готовыми воспитывать не своего кровного ребенка, обладающая терпением, очень сложно. Но, не смотря на всю сложность все-таки возможно, для этого надо для каждого случая усыновления подходить сугубо индивидуально. И тогда не будет допущено не одной ошибки, которые, за частую, приводят к плачевным последствиям.

Актуальность данной темы дипломной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;

исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;

установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;

выявить субъектов усыновления;

проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

раскрыть порядок усыновления (удочерения);

рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;

установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава посвящена институту усыновления (удочерения) в системе семейного права РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов участвующих в усыновлении (удочерении), в третьей главе рассматривается вопрос о процессуальном порядке усыновления (удочерения).

Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации в области семейного права, учебники и учебные пособия по семейному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов как З.З. Алиева, В Анисимов, Г.В. Арутюнян, О.П. Бердяев, Ю. Беспалов, Л.Ю. Грудцина, В. Завражнов, О. Косова, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, В. Паршуткин, Л.М. Пчелинцева, А. Нечаева, Ю.П. Свит, Л.Н. Шохина и других авторов.

При написании работы были также использованы материалы юридической практики.



Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.