Теппинг-тест и методика «Расстановка чисел»
Оценка подвижности нервных процессов и функционального состояния двигательного аппарата в целом (темп, ритм и устойчивость моторного действия); определение объема и распределения внимания, темпа психических процессов медицинских работников исследуемой группы и группы контроля проводилась при помощи «Теппинг - теста» и методики «Расстановка чисел»[42]. Исследования проводились в начале и конце рабочего дня (табл. 2).
При анализе сенсомоторных характеристик медицинских работников по данным «Теппинг - теста», отмечались достоверное уменьшение показателя индивидуального темпа (количество ударов в секунду) и достоверное увеличение коэффициента утомления. К концу рабочей смены в группе наблюдения также наблюдались достоверное увеличение коэффициента утомления и достоверное уменьшение показателя индивидуального темпа как по сравнению с началом рабочей смены, так и по отношению к лицам контрольной группы.
Как следует из таблицы 2 (методика «Расстановка чисел»), время выполнения работы у лиц изучаемой группы к концу рабочего дня увеличилось в среднем на 35,15 секунд, а количество допущенных ошибок возросло в 2,1 раза (P < 0,05). В группе контроля к концу рабочего дня также наблюдалось увеличение времени выполнения работ, а количество допущенных ошибок уменьшилось в 1,06 раза (P< 0,05).
В конце рабочей смены у врачей-лаборантов наблюдались снижение индивидуального темпа сенсомоторной деятельности и увеличение коэффициента утомления по сравнению с началом рабочей смены. Примечательно, что у лиц группы контроля (фельдшеры-лаборанты) в конце рабочей смены также фиксировались снижение индивидуального темпа работы и повышение коэффициента утомления. Данный факт свидетельствует о развитии утомления к концу рабочей смены у лиц обеих групп. В то же время следует отметить, что утомление более развито у лиц группы наблюдения.
Проводя анализ психофизиологических показателей среди профессиональных групп медицинских работников исследуемой группы в начале и конце рабочего дня, выявлено, что среди исследуемых профессиональных групп (таблица 3) наблюдалось повышение практически всех исследуемых показателей (за исключением показателя индивидуального темпа выполнения работ по данным «Теппинг - теста») у врачей-лаборантов и фельдшеров-лаборантов.
Таблица 2
Психофизиологические характеристики медицинских работников клинико-биологической лаборатории в начале и конце рабочего дня
Тест, показатель | Начало рабочего дня | Конец рабочего дня | ||
Группа наблюдения | Группа контроля | Группа наблюдения | Группа контроля | |
«Теппинг-тест», индивидуальный темп, уд/сек коэффициент утомления, усл.ед. | 4,96 ± 0,04 0,91 ± 0,001 | 5,23 ± 0,08 P < 0,05 1,02 ± 0,005 P < 0,05 | 4,68 ± 0,01 1,19 ± 0,003 | 4,76 ± 0,06 P > 0,05 1,13 ± 0,007 P < 0,05 |
«Расстановка чисел»: Время, с Количество ошибок, усл.ед. | 97,45 ± 0,15 3,34 ± 0,01 | 102,79 ± 0,12 P < 0,05 5,02 ± 0,02 P < 0,05 | 132,6 ± 0,10 7,09 ± 0,02 | 109,94 ± 0,13 P < 0,05 4,72 ± 0,01 P < 0,05 |
Таблица 3
Психофизиологические показатели работников клинико-биологических лабораторий в начале и конце рабочего дня
Тест, показатель | Врачи-лаборанты | Фельдшеры-лаборанты | ||
Рабочий день | Рабочий день | |||
Начало | Конец | Начало | Конец | |
«Теппинг-тест», индивидуальный темп, уд/сек коэффициент утомления, усл.ед. | 4,34 ± 0,34 1,08 ± 0,11 | 4,03 ± 0,27 1,25 ± 0,15 | 3,58 ± 0,33 0,96 ± 0,08 | 3,17 ± 0,26 1,17 ± 0,09 |
«Расстановка чисел»: Время, с Количество ошибок, усл.ед. | 98,3 ± 6,3 3,6 ± 0,14 | 128,8 ± 7,6 7,02 ± 0,41 | 94,02 ± 5,4 3,2 ± 0,13 | 123,5 ± 6,9 6,82 ± 0,23 |
Исследование внимания
Работа по исследованию внимания проводилась нами в несколько этапов с использованием ряда тестов и методик.
Устойчивость внимания по Бурдону.
Задача исследования: Исследование устойчивости внимания при длительной однообразной работе, способности произвольно распределять внимание между несколькими однородными объектами, темпа психических процессов, упражняемости в процессе выполнения работы, преимущественной установки (на скорость или на тщательность в работе).
Корректурный метод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широко применяется для исследования внимания в его различных вариациях.
Оборудование: Бланки корректурной пробы, секундомер.
Порядок исследования: Исследуемый должен в течении определенного времени с возможно большой скоростью и точностью вычеркивать в бланке указанные экспериментатором буквы (две или три) Работа испытуемого длится 5 минут.
Инструкция испытуемому: Просматривайте буквы построчно, с лева на право, как будто читаете, и зачеркиваете те из них, которые я вам назову. Работайте очень внимательно, но в то же время как можно скорее. Работать начнете после моего сигнала, во время работы, когда я скажу "Черта", в том месте, где вас застал сигнал, вы должны будете поставить вертикальную черту. И не останавливаясь, продолжайте работать. Будете зачеркивать буквы "к" и "с". Во время работы разговаривать, задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы, задавайте их сейчас. Приготовьтесь! Начинайте! ".
Пускается секундомер, через каждые 30 секунд подается сигнал "Черта".
Учет и анализ результатов: При наблюдении следует отметить:
· Сразу и прочно ли запомнил испытуемый буквы, которые надо зачеркивать, проявляется ли терпение и в чем оно выражается,
· Обнаруживает ли признаки утомления и в чем это выражается,
· Полностью ли сосредоточен на работе или трудиться вяло, работает с уверенностью или сомневается, возвращается к сделанному, много раз проверяет.
При определении количественных показателей учитывается, сколько просмотрено букв за 30 секунд, число пропущенных букв из заданных и зачеркнутых из не заданных.
Строится 4 графика, в каждом из которых на оси абсцисс откладывается время в 30-секундных интервалах, а на оси ординат соответственно:
1) количество просмотренных букв,
2) общее число ошибок,
3) число пропущенных букв из заданных,
4) число зачеркнутых из незаданных.
Испытуемый № 1.
Буквы, которые нужно запоминать, испытуемая запомнила сразу, не переспрашивала. Полностью сосредоточена на работе, правда работала с сомнениями.
При опросе было выявлено, что сложности в выполнении задания испытуемая не испытывала, усталость не проявилась, и испытуемая могла бы дальше продолжать работу.
Рис. 8. Результаты исследования первой испытуемой
В результате приведенных выше данных, можно сказать, что в основном каждые 30 секунд, испытуемая увеличивала количество просмотренных букв. В связи с этим, можно установить, что скорость внимания, у нее высокая.
Обратим внимание на то, что испытуемая во время проведения эксперимента, ни сделала, ни одной ошибки. Можно предположить, что у испытуемой высокая динамика работоспособности, концентрации внимания. Так же можно сказать о высокой способности распределения внимания.
Исходя из выше приведенных характеристик, можно вывести, что у испытуемой наиболее высокая производительность равна 430, наиболее низкая 164.
Испытуемый № 2.
Буквы, которые нужно запомнить, испытуемый после их оглашения, проговаривал неоднократно, после этого исходя из результатов в графике, можно сказать что, он их хорошо запомнил. Во время работы иногда отвлекался, комментируя свои действия, но работал без сомнений
При опросе было выявлено, что сложности в выполнении задания испытуемый не испытывал, усталость не проявлялась, испытуемый мог продолжать работу. Так же было выяснено, что испытуемый правильно оценивает свои возможности, и с уверенностью заявил, о том, что ни одной ошибки не совершил.
Рис. 9. Результаты исследования второго испытуемого
Исходя из приведенных выше данных, можно предположить, что у испытуемого довольно высокая частота выполнения задания. Степень распределения внимания, у него высокая. Так же довольно высок показатель степени концентрации внимания.
Исходя из приведенных выше характеристик, можно сказать, что у испытуемого наиболее высокая производительность равна 420, наиболее низкая 300.
Сравнение испытуемых: В результате проведенного эксперимента, выяснилось, что у первого испытуемого показатели намного выше, хотя оба испытуемых обладают высокой производительностью. Связано это с тем, что для 1 испытуемой нужно было время, для того чтобы показатель довольно высокие показатели, а второму испытуемому это время не понадобилось.
Возможно, это связано с разницей в возрасте и социальном статусе обоих испытуемых.
Умственная работоспособность по Крепелину
Задача исследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе. Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудового задания он может служить способом оценки его утомляемости.
Оборудование: печатные бланки, секундомер.
Порядок исследования и инструкция испытуемому:
Может проводиться индивидуально и с группой.
"Когда я дам команду "Начинайте! ", Вы насколько возможно быстрее, но без ошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить "Черта", Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду "Стоп". Переверните лист".
Дать команду "Начинайте! ". Пустить секундомер и потом, каждые 15 секунд, говорить: "Черта! ". Дать команду "Стоп! Переверните лист" и остановить секундомер.
Учет и анализ результатов:
При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости и необходимую степень волевого усилия. Учитывается, что мешало работе.
Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок.
Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или точность работы.
Строятся графики зависимости общего количества сложений от времени, точности сложений от времени.
Испытуемый № 1
Рис. 10. Зависимость общего количества сложений от времени, испытуемый 1
Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность работы, довольно спокойная. Усталость не проявлялась, волевое усилие понадобилось на минимуме.
Ошибок испытуемая не допустила, все отработано точно, без осложнений. Во время сигнала "Черта" испытуемая иногда терялась, но с помощью минимального волевого усилия, приводила в порядок мысли.
Сравним продуктивность за второй и последний 15 секундный интервал. Во втором 15 секундном интервале, испытуемая решила 7 примеров, а в последнем 12. Можно сказать, что во время работы она набирала темп, хотя он иногда обрывался. Возможно, это можно объяснить, растерянности при каждом сигнале о "черте".
Работоспособность у испытуемой довольно высокая, правда немного не собранная, установка испытуемой была, как и на скорость, так и на точность работы.
Испытуемый № 2.
Рис. 11. Зависимость общего количества сложений от времени, испытуемый 2
Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность была не совсем спокойной, но испытуемый понимал необходимость проведения эксперимента, поэтому согласился усилием воли удержать нетерпение. Но по ходу работы, испытуемый уже без усилия работал над экспериментом. Ошибку испытуемый совершил одну, число пар составляемых в 15 секунд, было незначительно, в связи с этим можно предположить, что испытуемый дал установку себе на точность работы. Во время самой работы, испытуемый, помогал себе в решении, проговаривая в слух числа и результат своего решения.
Сравним продуктивность за второй и последний 15-секундный интервал. Во второй – у испытуемого 5 решенных примеров, в последнем – 3. Можно предположить, что к концу работы у испытуемого утомилось внимание. В целом, можно сказать что у испытуемого средняя степень работоспособности, но для хорошего качества результата, испытуемому нужно достаточно больше времени.
Сравнение испытуемых:
У первой испытуемой ни одной ошибки, скорость решения высокая, и поэтому у нее выявлена высокая работоспособность. А у второго испытуемого, присутствует ошибка (скорее всего от не внимательности), у него низкая скорость решения, и поэтому можно сказать (в связи с тем, что только одна ошибка) у испытуемого № 2 средняя степень работоспособности. Возможно, это связано с разницей в возрасте, положением в обществе, а так же с разными специализациями. Можно добавить для справки, что по долгу службы 1 испытуемой каждый день приходится проводить счетные операции в уме (лаборант), а испытуемому № 2 не приходится это делать, так как за него все решает компьютер (аналитик лаборатории).
Переключение и устойчивость внимания
Задача исследования:
Исследование особенностей переключения и устойчивость внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением.
Порядок работы:
Экспериментатор предлагает испытуемому в течении 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится двумя способами, меняющимися каждую минуту.
Работая по первому способу, испытуемый должен сложить два числа, к полученной сумме прибавить единицу и результат написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю опять складывать аналогичным образом. Если сумма цифр выражена двухзначным числом, записывается только одна, которая обозначает единицы.
По второму способу числа также складываются, только от полученной суммы отнимается единица и результат записывается рядом с нижней цифрой первой пары, а нижнюю цифру первой пары переносят вверх.
Работа состоит из 3 этапов, в 1 этапе, испытуемому предлагается работать только с первым способом, во втором этапе – только со вторым, а на третьем этапе и с тем, и с тем, меняя их через каждую минуту. Затем высчитывается среднее количество операций за минуту в условиях частого переключения.
Учет и анализ результатов:
Протоколист находит отношение количества счетных операций за одну минуту в условиях частого переключения к тому количеству счетных операций за одну минуту, которое испытуемый делает без переключения. Этот показатель условно нарван степенью переключаемости.
Протоколист записывает время, которое понадобилось испытуемому, чтоб перейти от одного способа к другому. Это время названо латентным периодом или временем переключения внимания.
Протоколист и экспериментатор так же отмечает ошибки переключения.
Испытуемый № 1
По 1 способу:
Степень переключаемости = 14/16 = 0, 87
По 2 способу:
Степень переключаемости = 10/14 = 0,72
Ошибок в переключении нет.
Латентный период – 15 секунд
Количество операций (с переключением) за одну минуту: 18 сложений. Это свидетельствует о сравнительно быстром протекании психических процессов.
Рис. 12. График динамики производительности, испытуемый 1
Испытуемый № 2
По 1 способу:
Степень переключаемости = 12/9 = 0, 22
По 2 способу:
Степень переключаемости = 8/11 = 0,73
Ошибок в переключении нет.
Латентный период – 20 секунд
Количество операций (с переключением) за одну минуту: 12 сложений. Это свидетельствует о среднем уровне протекании психических процессов.
Рис. 13. График динамики производительности, испытуемый 2
Сравнение испытуемых:
У испытуемой номер один показатели выше чем у испытуемого номер два, возможно это связано с разницей в поле, возрасте и профессии.
Следующим этапом нашего исследования стало наблюдение за уровнем АД у работников клинико-биологической лаборатории в начале и в конце дня.
Как уже было сказано, кровяное давление — это давление крови на стенки кровеносных сосудов — вен, артерий и капилляров. Кровяное давление необходимо для того, чтобы обеспечить возможность продвижения крови по кровеносным сосудам.
Величина артериального давления (иногда оно сокращенно обозначается АД) определяется силой сердечных сокращений, количеством крови, которое выбрасывается в сосуды при каждом сокращении сердца, сопротивлением, которое стенки кровеносных сосудов оказывают току крови и, в меньшей степени, числом сердечных сокращений за единицу времени. Кроме того, величина артериального давления зависит от количества циркулирующей в кровеносной системе крови, ее вязкости. Влияют на величину артериального давления также и колебания давления в брюшной и грудной полостях, связанные с дыхательными движениями, и другие факторы.
Когда в сердце нагнетается кровь, давление в нем возрастает до того момента, пока кровь не выбрасывается из сердца в сосуды. Эти две фазы — нагнетание крови в сердце и выталкивание ее в сосуды - составляют, говоря медицинским языком, систолу сердца. Затем сердце расслабляется, и после своего рода «отдыха» снова начинает наполняться кровью. Этот этап называется диастолой сердца. Соответственно, давление в сосудах имеет два крайних значения: максимальное — систолическое, и минимальное — диастолическое. А разница в величине систолического и диастолического давления, точнее, колебания в их величинах, называется пульсовым давлением. Норма систолического давления в крупных артериях - 110—130 мм рт.ст., а диастолического — около 90 мм рт.ст. в аорте и около 70 мм рт.ст. в крупных артериях. Это те самые показатели, которые известны нам под названием верхнего и нижнего давления.
Артериальное давление у испытуемых мы измеряли дважды, в начале и в конце рабочего дня. На основании полученных данных измерений нами были составлены графики изменения уровня артериального давления в течении дня (данные таблиц 4, 5, рисунков 14,15).
Таблица 4
Сводная таблица по данным АД у испытуемых в начале рабочего дня
Возраст | мужчины | женщины | ||
САД | ДАД | САД | ДАД | |
20-25 лет | 112 | 67 | 110 | 62 |
26-30 лет | 117 | 72 | 112 | 64 |
31-35 лет | 123 | 76 | 120 | 70 |
36-40 лет | 127 | 80 | 122 | 73 |
Рис. 14. Уровень АД у мужчин и у женщин в начале рабочего дня
Результаты данного графика свидетельствуют о том, что и у мужчин и у женщин в начале рабочего дня, в состоянии относительного покоя данные показателей артериального давления являются нормой. Увеличение показателей с возрастом абсолютно нормально.
Сравним полученные данные с показателями измерения уровня артериального давления в конце рабочего дня.
Таблица 5
Сводная таблица по данным АД у испытуемых в конце рабочего дня
Возраст | мужчины | женщины | ||
САД | ДАД | САД | ДАД | |
20-25 лет | 124 | 73 | 112 | 62 |
26-30 лет | 127 | 77 | 119 | 66 |
31-35 лет | 129 | 82 | 127 | 73 |
36-40 лет | 132 | 87 | 130 | 78 |
Рис. 15. Уровень АД у мужчин и у женщин в конце рабочего дня
Сравнивая показатели уровня АД в начале и в конце рабочего дня мы можем сделать следующие выводы:
Учитывая специфику работы в клинико-биологической лаборатории, а именно, высокая мышечная напряженность, низкий уровень подвижности, высокий уровень нервной напряженности, стрессовость, мы можем объяснить повышение уровня АД к концу рабочего дня и у мужчин и у женщин высоким уровнем утомляемости, как правило, влекущем повышение артериального давления.
В результате исследований также выявлены типичные возрастные изменения сердечно-сосудистой системы работников клинико-биологической лаборатории.
Выводы по главе
По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
Трудовая деятельность медицинских работников клинико-биологических лабораторий оказывает значительное влияние на их функциональное состояние и работоспособность, о чем свидетельствуют полученные результаты психологических и психофизиологических тестов.
При анализе сенсомоторных характеристик и психофизиологических показателей у медицинских работников выявлено, что к концу рабочей смены у врачей-лаборантов отмечалось достоверное повышение всех изучаемых показателей (коэффициента утомления по данным «Теппинг - теста», времени и количества ошибок по данным теста «Расстановка чисел») как по сравнению с началом рабочей смены, так и по отношению к работникам фельдшерам-лаборантам.
Повышение артериального давления является показателем утомляемости, а следовательно – снижения работоспособности, что качественно влияет на труд работников лабораторий.
Заключение
Тема нашего исследования «Физиолого-гигиеническая характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий».
В ходе исследования мы провели теоретический анализ литературы по проблеме физиологии труда, выявили особенности таких аспектов как основные положения физиологии труда как, работоспособность, эргономика, режимы труда и отдыха и особенности физиологических и гигиенических показателей труда работников клинико-биологических лабораторий.
В практической части нашего исследования мы исходили из того, что труд работников клинико-биологических лабораторий обладает рядом отличительных черт. Работа лаборантов, фельдшеров-лаборантов, врачей-лаборантов и работников прочих специальностей клинико-биологической лаборатории относится к числу весьма своеобразных, сложных и напряженных видов трудовой деятельности, требующей усиленного внимания именно со стороны физиологии и гигиены труда.
Медицинские показатели наряду с физиологическими помогают оценивать эффективность режимов труда и отдыха. Для этого можно применять материалы по временной нетрудоспособности и материалы углубленной разработки заболеваемости по возрастным и стажевым группам, повторность и кратность отдельных заболеваний. Важным критерием влияния режимов труда и отдыха является показатель производственного травматизма. Рационализация режимов труда и отдыха оказывает существенное влияние на заболеваемость и травматизм и тем самым на экономические итоги работы предприятий.
С помощью теппин-теста и методики «Расстановка чисел» мы выяснили, что к концу рабочего дня у медицинских работников всех специальностей также наблюдались снижение индивидуального темпа и увеличение коэффициента утомления (по данным «Теппинг - теста»). Согласно методике «Расстановка чисел» увеличение времени выполнения работы и повышение количества допущенных ошибок также наблюдались во всех исследуемых профессиональных группах. Анализ изменений указанных показателей внутри профессиональных групп, показал, что у врачей-лаборантов повышение коэффициента утомления и снижение индивидуального темпа работы, по данным «Теппинг - теста», а также увеличение времени выполнения работ и количества допущенных ошибок (по данным методики «Расстановка чисел»). Однако не все показатели были достоверными.
Вышеуказанные изменения исследуемых показателей свидетельствуют о развитии утомления к концу рабочего дня у всех профессиональных групп.
Об утомлении к концу рабочего дня свидетельствуют и выявленные нами изменения в показателях артериального давления у испытуемых.
По итогам исследования хотелось бы сделать следующие выводы.
Специфика трудовой деятельности медицинских работников связана с воздействием профессиональных факторов, способных вызывать заболевания, приводить к потере трудоспособности, инвалидности, а в ряде случаев быть непосредственной угрозой жизни. Согласно концепции По концепции «Репродуктивное здоровье как проблема медицины труда» (Сивочалова О.В., 1995), состояние здоровья родителей и рождение здорового потомства зависит от ряда причин, в том числе условий труда.
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, а здоровье является одним из важнейших объективных условий эффективной профессиональной деятельности.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).
Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».
В настоящее время признано, что здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.
Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самоосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
1. Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – 150 с.
2. Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Белов В.М. и др. Концепция и структура профес-сионального здоровья // Актуальные вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпоз. Киев, 1993. С. 91.
3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – 688 с.
4. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е.—М.—Л.: Медицина, 1974. — 151 с.
5. Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 .— 729 с.
6. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006 .— 496 с.
7. Гейц И.В. Охрана труда. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 288 с.
8. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Р 2.2. 2006-05. М., 2005.
9. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2007. – 384 с.
10. Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – 412 с.
11. Гора Е.П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС) Учеб. пособие для слушателей ФПК, аспирантов и студентов-биологов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: МГПИ, 1987. – 76 с.
12. Горшков С. И., Золина 3. М„ Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.— М.: Медицина, 1974. – 223 с.
13. Гурфинкель В. С., Коц Я. М.; Шик М. Л. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965.—208 с.
14. Данько Ю. И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта.— Л., 1969, с. 324—328.
15. Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум, 2009. – 496 с.
16. Донская Л. В. Исследование утомления в практике физиологии и гигиены труда. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.— Л., 1978, с. 117—120.
17. Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – С. 19-21.
18. Зинченко В.П. Физиология и психология активности // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36. - № 2. - С. 102-109.
19. Измеров Н.Ф., Тарасова Л.А., Радионова Г.К. Охрана здоровья работающих России как основа государственной стратегии в решении проблемы трудовых ресурсов и социально-экономического благополучия общества // Социально-гигиенические проблемы оценки состояния здоровья и медицинского обслуживания работающих в современных условиях: материалы международной практической конференции. − М., 2001. − С. 5–8.
20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер. н. изд–во, 2001. – 454 с.
21. Козловская И. Б. Физиология мышц и мышечной деятельности. – М.: ООО Фирма «Слово», 2003. – с. 315.
22. Комин С.В., Рыжов А.Я., Оглоблин Д.Л., Шляпников М.Ф., Сурсимова О.Ю. К вопросу об управлении движе-ниями кисти с произвольным и заданным ритмом // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 29.01–1.02 2003 г. − М., 2003. − С. 84–85.
23. Компаниец В.С., Бакаева Т.Н. Об использовании автоматизированной информационной системы для анализа напряженности трудового процесса // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 1998. - Т. 10. - № 4. - С. 60-60.
24. Красовский В.О. Роль физиологии труда в будущем развитии отечественной промышленной гигиены (Аналитический обзор) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. - 2008. - № 7. - С. 43-46.
25. Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. – Киев.: УМКВО 1989. – 89 с.
26. Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. — М.: Медицина, 1967 .— 335 с.
27. Марченко Т.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. – М.: Медицина, 2008. – 272 с.
28. Методические указания по общей гигиене: для студентов медико-профилактического фак. Ч. 2 / А. С. Фаустов [и др.] .— Воронеж : Истоки, 2007 .— 129 с.
29. Мойкин Ю.В. Теоретические проблемы адаптации, работоспособности и утомления при различных видах трудовой деятельности. – М: НИИ гигиены труда и профзаболеваний, 1990. – 123 с.
30. Мунерман И.И. Физиология активности // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. - 1997. - Т. 2. - № 2. - С. 64-73.
31. Пинчук Н.В. Психоакустика и воздействие шума : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 540600 (050700) "Педагогика" / Н. В. Пинчук. - СПб.: Речь, 2007. - 120 с.
32. Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская.— М.: Академия, 2009 .— 304 с.
33. Попов Ю.П. Охрана труда. – М.: КноРус, 2009. – 224 с.
34. Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко; Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. - 608 с.
35. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда // Под редакцией В. Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с.
36. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие для студ. / Ю.И. Савченков.— Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д ; Красноярск : Феникс: Издательские проекты, 2007 .— 443 с.
37. Солодков А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб .— М. : Терра-Спорт:Олимпия PRESS, 2001 .— 518 с.
38. Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
39. Федюкович Н.Н. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие для учащихся мед. училищ по специальности "Медицинская сестра" / Н.И. Федюкович .— 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2005 .— 415 с.
40. Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001 .— 526 с.
41. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу // Под редакцией профессора С.В. Клаучека.- Волгоград, 2006.- 85 с.
42. Фролова А.В. Физиология человека: учеб. пособие / А. В. Фролова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. — Воронеж : ВГТУ, 2008. – 215 с.
43. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – 464 с.
44. Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – 336 с.
[1] Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – с. 19.
[2] Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – с. 24.
[3] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 75.
[4] Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. – Киев.: УМКВО 1989. – с. 73.
[5] Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – с. 38.
[6] См.: Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Р 2.2. 2006-05. М., 2005
[7] Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 42.
[8] Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. — М.: Медицина, 1967. – с. 124.
[9] Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – с. 73.
[10] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 97.
[11] Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 86.
[12] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – с. 63.
[13] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – с. 69.
[14] Гейц И.В. Охрана труда. – М.: Дело и Сервис, 2008. – с. 108.
[15] Гурфинкель В. С., Коц Я. М.; Шик М. Л. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965. – с. 57.
[16] Методические указания по общей гигиене: для студентов медико-профилактического фак. Ч. 2 / А. С. Фаустов [и др.] .— Воронеж : Истоки, 2007. – с. 92.
[17] Марченко Т.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. – М.: Медицина, 2008. – с.101.
[18] Мойкин Ю.В. Теоретические проблемы адаптации, работоспособности и утомления при различных видах трудовой деятельности. – М: НИИ гигиены труда и профзаболеваний, 1990. – с. 43.
[19] Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум, 2009. – с. 127.
[20] Донская Л. В. Исследование утомления в практике физиологии и гигиены труда. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.— Л., 1978, с. 119.
[21] Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Белов В.М. и др. Концепция и структура профессионального здоровья // Актуальные вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпоз. Киев, 1993. С. 91
[22] Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2007. – с. 69.
[23] Данько Ю. И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта.— Л., 1969, с. 324
[24] Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – с. 17.
[25] Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – с. 23.
[26] Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006. – с. 89.
[27] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 64.
[28] Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – С. 19.
[29] См.: Зинченко В.П. Физиология и психология активности // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36. - № 2. - С. 105.
[30] Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. – М.: Академия, 2009. – с. 38.
[31] Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская.— М.: Академия, 2009. – с. 71.
[32] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 70.
[33] Фролова А.В. Физиология человека: учеб. пособие / А. В. Фролова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. — Воронеж : ВГТУ, 2008. – с. 118.
[34] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер. н. изд–во, 2001. – с. 50.
[35] Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001. – с. 32.
[36] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 81.
[37] Горшков С. И., Золина 3. М„ Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.— М.: Медицина, 1974. – с. 96.
[38] Гора Е.П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС) Учеб. пособие для слушателей ФПК, аспирантов и студентов-биологов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: МГПИ, 1987. – с. 53.
[39] Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е.—М.—Л.: Медицина, 1974. – с. 74.
[40] Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу // Под редакцией профессора С.В. Клаучека.- Волгоград, 2006. – с. 70.
[41] Козловская И. Б. Физиология мышц и мышечной деятельности. – М.: ООО Фирма «Слово», 2003. – с. 46.
[42] Комин С.В., Рыжов А.Я., Оглоблин Д.Л., Шляпников М.Ф., Сурсимова О.Ю. К вопросу об управлении движениями кисти с произвольным и заданным ритмом // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 29.01–1.02 2003 г. − М., 2003. − С. 84
Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.