Специальность: 33.02.01«Фармация»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2016

ББК 28.70я723

    Д36

    Дерябина, Т.А. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человеека». Тема: «Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма» [Текст]: [для студентов] специальности «Фармация» [Текст] / Т. А. Дерябина, Н.Г. Кучина; ГБПОУ  «Курганский базовый медицинский колледж». – Курган: КБМК, 2016. – 240 с.: ил.

 

Авторы:        Дерябина Татьяна Александровна – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курганский базовый медицинский колледж».

 

Кучина Наталья Григорьевна – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курганский базовый медицинский колледж».

 

Рецензент:     Корчин Владимир Иванович – проректор по НИР Ханты-мансийского государственного медицинского института, д.м.н., профессор.

 

Шатных Александр Васильевич – проректор по методической работе и информатизации, профессор кафедры ЕМО ИПКиПРО Курганской области, доцент, кандидат педагогических наук.

Речкалов Александр Викторович – зав.кафедрой «Адаптивная физическая культура» ГОУ ВПО Курганский Государственный Университет, доктор биологических наук.

 

Данное пособие по дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности: «Фармация» на основе учебного плана данной специальности.

 

 

© Дерябина Т.А. Кучина Н.Г., 2016

© ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

    стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4
2. Тематический план учебной дисциплины…………………………………. 6
3. Междисциплинарные связи………………………………………………… 10
4. Алгоритм деятельности студентов…………………………………………. 13
5. Индивидуальный маршрут студента………………………………………. 20
6. Лекция № 1. Тема: «Нервная система. Введение в изучение нервной системы»…………………………………………………………..   22
7. Практикум № 1. Тема: Введение в изучение нервной системы………… 28
8. Лекция № 2. Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга»……. 34
9. Практикум № 2. Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга».. 40
10. Лекция № 3. Тема: Головной мозг……………………………………… 65
11. Практикум № 3…………………………………………………………… 74
12. Лекция № 4. Тема: Большой или конечный мозг………………………. 101
13. Практикум № 4. Тема: Большой или конечный мозг…………………… 112
14. Практикум №5. Тема: Периферическая нервная система.  черепно-мозговые нервы. Спиномозговые нервы. Сплетения…………   130
15. Лекция № 5. Тема: Проводящие пути нервной системы высшая нервная деятельность……………………………………………   167
16. Практикум № 7. Тема: Проводящие пути нервной системы  высшая нервная деятельность…………………………………………..   174
17. Лекция № 6. Тема: Вегетативная нервная система……………………. 182
18. Практикум №6. Тема: Вегетативная нервная система……………….. 189
19. Семинар-контроль №1……………………………………………………. 209
20. Литература………………………………………………………………… 237


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс анатомии и физиологии человека является одним из ведущих предметов в процессе обучения фармацевтов.

     Целью данного курса является сформировать целостное понятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой.

     Курс «Анатомия и физиология человека» изучается общим объемом 160 часов: 68 часов – теории, 92 часа – практики в течение третьего семестра, на втором курсе обучения фармацевтов. Изучение данного курса тесно связано с клинической патологией, медицинской биологией, фармакологией и т.д.

     Структура изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека» построена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности «Фармация» и разработана на основе учебного плана данной специальности.

- В результате освоения дисциплины по специальности «Фармация» студент должен

Уметь:

- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

 знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

- строение тканей, органов и систем, их функции.

Результатом освоения программы дисциплины «Анатомия и физиология человека» по специальности «Фармация» является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Конечные результаты учебной дисциплины являются ресурсом для формирования следующих компетенций

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Пособие помогает студенту овладевать знаниями по анатомии и физиологии нервной системы.

Материал пособия изложен в интересной, нестандартной форме: содержит основной информационный материал по каждой лекции, сопровождается подробным иллюстрационным материалом, который превращает пособие в удобный анатомический атлас.

Данное пособие предназначено для студентов специальности «Фармация», очевидным является высокая значимость данного раздела при подготовке этих специалистов. В связи с этим особое внимание в пособии отводится и системе контроля освоения учебного материала по данному разделу. К каждой теме приводится список вопросов для самоконтроля, и вопросы для контрольного среза, разноуровневые ситуационные задачи.

Пособие восполняет пробел материала основной литературы – отсутствие комплекса логично структурированного материала, сопровождающегося подробным иллюстрационным материалом и комплекса обучающих заданий, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения, поскольку постоянно поддерживают психическую активность через разнообразие выполняемой работы.

Необходимость работать в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов стала решающим аргументом в пользу педагогической технологии В. М. Монахова. Каждый студент получает возможность выбирать свою траекторию к достижению ожидаемого результата (задания на «3», «4», «5»).

Задания на отметку «3» являются обязательными для выполнения. К ним относятся: графический диктант, тестовые задания, ответы на вопросы.

Задания на отметку «4» не являются обязательными и выполняются по желанию студента, предварительно справившись с заданиями на «3». К заданиям на «4» относятся: составление и заполнение сравнительных таблиц, кроссвордов, морфофункциональные и ситуационные задачи.

Задания на отметку «5» также выполняются по желанию студента и включают: морфофункциональные и ситуационные задачи, подготовку и оформление сообщений, рефератов, докладов, проведение УИРС.

Все разноуровневые задания разделены на аудиторные и внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов. Для того, чтобы студентам было легче пользоваться данной рабочей тетрадью использованы следующие условные обозначения:

       - задания на отметку «3» - это задания на узнавание, понимание, воспро-

     изведение учебного материала;

        - задания на отметку «4» - задания, требующие применения знаний в зна комой ситуации;

         - задания на оценку «5» - задания повышенной сложности, творческие, исследовательские задания, требующие работу с дополнительной литературой.

        - задания для внеаудиторной самостоятельной подготовки.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО РАЗДЕЛУ

 « Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма»

 

РАЗДЕЛ 4. Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма обучающийся должен уметь: - ориентироваться в топографии и функциях органов и систем обучающийся должен знать: - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - строение тканей, органов и систем, их функции.  

Тема 4.1.1

Введение в изучение нервной системы. Функциональная анатомия спинного мозга

 

 

Лекция №7 Введение в изучение нервной системы. Функциональная анатомия спинного мозга. Содержание учебного материала 2/7
Значение, классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Структуры рефлекторной дуги. Синапсы, их строение, функции, значение. Краткие данные: спинной мозг. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов.

 

 

2/10

 

 

2

 

2/8

Практические занятия № 10 Введение в изучение нервной системы. Функциональная анатомия спинного мозга Изучение анатомических структур спинного мозга: расположение белого и серого вещества, сегментарное строение, корешки спинного мозга.
  Самостоятельная работа студентов 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Оформление санбюлетеней. 3. Составление тестовых заданий для самоконтроля и взаимоконтроля. 4. Заполнение схем. 5. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Примерная тематика творческих работ:

  1. Синапс. Виды синапсов и их строение. Механизм передачи возбуждения в синапсах. Основные физиологические свойства синапсов. 2. Физиологические свойства нервных волокон. Мякотные и безмякотные нервные волокна. Утомление нервных волокон. 3.  Рефлекс – основная форма нервной деятельности. 4. Принципы координации в деятельности ЦНС. 5. Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова. 6. Нервный центр. Физиологические свойства нервных центров. 7. Нейронные сети. Структура, функции, классификация нейронов. 8. Сегментарный принцип чувствительной иннервации человеческого тела. 9. Роль спинного мозга в двигательных функциях. 10. Типы распространения возбуждения в спинном мозге. 11. Спинальные рефлексы. Спинальный шок. 12. Нарушения чувствительности. 13. Нарушения движений. 14. Спинномозговая пункция.

Тема 4.1.2.

Головной мозг: функциональная анатомия отделов головного мозга. Физиологические свойства коры.Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор.

.

Лекция №8Головной мозг: функциональная анатомия отделов головного мозга. Физиологические свойства коры. Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор.
Содержание учебного материала Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга. Физиологические свойства коры. Функциональная анатомия ядерных субстанций головного мозга. Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор. 2
Практические занятия №11      Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга Изучение отделов ствола головного мозга. Изучение структур конечного мозга. 2/11
Самостоятельная работа студентов 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Заполнить таблицу «Расположение отделов головного мозга в полости черепа» 3. Оформление санбюлетеней. 4. Составление тестовых заданий для самоконтроля и взаимоконтроля. 5. Зарисовка схем полостей головного мозга 6. Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга 7. Заполнение терминологического словаря. 8. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ. 4

Примерная тематика творческих работ:

 
  1. Физиология мозжечка. 2. Влияние алкоголя на нервную систему. 3. Гипоталамо-гипофизарная система. 4. Биологические ритмы или когда включается ритм? 5. Развитие коры большого мозга у млекопитающих (человека). 6. Гематоэнцефалический барьер, его морфофункциональная характеристика. 7. Передача информации от нейрона к нейрону как основа функциональной деятельности мозга 8. Тормозные системы нейронов коры большого мозга. 9. Особенности строения и функции крупных пирамидных нейронов. 10. Мозг- 2 видения мира (функции полушарий мозга человека). 11. Функциональные основы речи. 12. Цитоархитектоника коры. 13. Физиология коры полушарий большого мозга. 14. Биоэлектрическая активность коры полушарий большого мозга и методы её изучения.  

Тема 4.1.3.

 Условные и безусловные рефлексы. Особенности ВНД у человека

Лекция №9.Условные и безусловные рефлексы. Особенности ВНД у человека. 2/9
Содержание учебного материала. Условные и безусловные рефлексы. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности (саморегуляция на основе прямой обратной связи). Особенности ВНД у человека.

 

 

2/12

Практическое занятия №12Условные и безусловные рефлексы. Особенности ВНД у человека. Рассмотрение условных и безусловных рефлексов, особенностей их формирования. Изучение типов ВНД.
  Самостоятельная работа студентов 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Составление тестовых заданий для самоконтроля и взаимоконтроля. 3. Заполнение схемы типов ВНД 4. Заполнение терминологического словаря. 5. Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника 6. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ. 2

Примерная тематика творческих работ:

 
  1.       Механизм образования временной связи условных рефлексов. Условные рефлексы 1 и 2 порядка. 2.       Сон: фазы, значение. Ритмы сна. Патология. 3.       Системность в работе коры больших полушарий. Динамический стереотип. 4.       Особенности ВНД человека. Типы ВНД. 5.       Сознание, его сущность. 6.       Память, её значение и физиологические механизмы. Тренировка памяти. 7.       Торможение в ЦНС. Корковое торможение. «Сеченовское торможение», реципрокное торможение (по Шеррингтону).  
Тема 4.2. Вегетативная нервная система Лекция №10. Вегетативная нервная система. Содержание учебного материала Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Роль парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Влияние вегетативной иннервации на внутренние органы. Вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах

2/10

 

 

2/13

 

2

 

  Практическое занятия №13 Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы. Изучение отличия соматической и вегетативной систем. Изучение топографии центрального и периферического отделов вегетативной нервной системы
  Самостоятельная работа студентов: 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Составление тестовых заданий для самоконтроля и взаимоконтроля 3. Заполнение терминологического словаря. 4. Составление и решение ситуационных задач. 5. Зарисовка схем вегетативных рефлексов 6. Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической 7. Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы. 8. Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Примерная тематика творческих работ:

 
  1. Нарушение функций вегетативной нервной системы. 2. Щекотка. Изменения в организме под действием щекотки. 3. Что такое смех? Какие физиологические изменения происходят в организме под действием смеха? Почему смех считают лучшим лекарством?  


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

 

№ п-п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (ДИСЦИПЛИНА, ТЕМА). СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ (ДИСЦИПЛИНА, ТЕМА). ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
1 Введение в изучение нервной системы. Биология «Общий план строения нервной системы» Латинский язык «Синонимы», «Медицинские термины и терминоэлементы» Клиническая патология «Основные симптомы и синдромы при поражении нервной системы», «Заболевания периферической нервной системы»
2 Функциональная анатомия спинного мозга. Биология «Спинной мозг» Биология с основами мед. генетики «Строение клетки» Неорганическая химия «Химия элементов и их соединений» Фармакология «Лекарственные средства, угнетающие ЦНС», «Лекарственные средства, возбуждающие ЦНС» Фармацевтическая химия «Неорганические лекарственные средства», «Органические лекарственные средства» Фармакогнозия «Лекарственные средства, действующие на ЦНС»
3 Головной мозг. Биология «Головной мозг» Латинский язык «Синонимы», «Медицинские термины и терминоэлементы» Органическая химия «Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения» Фармакология «Лекарственные средства, угнетающие ЦНС» «Лекарственные средства, возбуждающие ЦНС» Фармацевтическая химия «Неорганические лекарственные средства», «Органические лекарственные средства» Фармакогнозия «Лекарственные средства, действующие на ЦНС»
4 Конечный мозг Биология «Головной мозг» Латинский язык «Синонимы», «Медицинские термины и терминоэлементы» Органическая химия «Природные органические соединения» Фармакология «Лекарственные средства, угнетающие ЦНС» «Лекарственные средства, возбуждающие ЦНС» Фармацевтическая химия «Неорганические лекарственные средства», «Органические лекарственные средства» Фармакогнозия «Лекарственные средства, действующие на ЦНС»
5 ЧМН.СМН. Биология «Периферическая нервная система» Латинский язык «Синонимы», «Медицинские термины и терминоэлементы» Клиническая патология «Основные симптомы и синдромы при поражении нервной системы», «Заболевания периферической нервной системы» Фармокогнозия «Лекарственные растительные средства успокаивающего и обезболивающего действия», «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему»
6 ВНД. Проводящие пути. Биология «ВНД» Психология «Личность человека», «Восприятие и мышление» Клиническая патология «Неврозы» Фарм. технология «Гомеопатия»
7 Вегетативная нервная система. Биология «Автономная нервная система» Латинский язык «Синонимы», «Медицинские термины и терминоэлементы» Клиническая патология «Неврозы» Фармакология «Лекарственные средства, оказывающие влияние на афферентную нервную систему» Фармацевтическая химия «Неорганические лекарственные средства», «Органические лекарственные средства»


Развивающие цели

Помочь студентам осознать практическую значимость учебного материала. Содействовать развитию у студентов умений: · Выделять главное в познавательном объекте, · Сравнивать познавательные объекты, · Структурировать информацию, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. Создать условия для развития у студентов умений: · Анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу), · Выделять главное в познавательном объекте, · Использовать научные методы познания (эксперимент), · Предлагать решение проблемной ситуации. Создать условия для развития у студентов умений: · Выделять логические части в тексте, · Составление схем, · Общаться. Помочь студентам осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала. Способствовать развитию у студентов умений: · Характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе, · Рецензировать ответ товарища, · Формулировать проблему, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. Создать условия для развития у студентов умений: · осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, · работать с компьютером.

Примеры, формы обучения

Групповое обучение. Работа в парах. Проблемное обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. Ролевая игра. Проблемное обучение. Групповое обучение. Разноуровневое обучение. Групповое обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. Групповое обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение. Индивидуальное обучение.

 


Практикум №1

 

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /

Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3 4 5 3 4 5
Раздел: нервная система. Тема 1:Введение в изучение нервной системы. 2 ч.
 

 

 


            2ч

Ц1. Значение и общие принципы строения нервной системы. Строение нейрона. Классификацию нейронов. Классификацию нервной системы. Структуру рефлекторной дуги. Определение рефлекса. Ц2. Изобразить в виде схемы рефлекторную дугу, кольцо и дать им функциональную характеристику. Описывать нейрон, объяснять функции его элементов

Учебно-информационные умения Задание №1.

Задание №2-доплнить схему

Задание №3- дать определение

Задание №-4 блиц- опрос

Задание №5- тестовые задания

Задание № 6

Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 7 – зарисовать схему рефлекторной дуги Учебно-логические умения Задание № 9- рецензия Учебно-информационные умения Изучить материал лекции №1,2 Задание № 1 Ответить на вопросы для самоконтроля Задание № 2 Заполнить терминологический словарь. Задание №3 Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним.   Учебно-информационные умения, учебно-логические Задание № 4 Составить кроссворд. Учебно-управленческие умения, учебно-информационные, учебно-логические. Задание № 8 Реферат.
                 

Практикум №2

 

Алгоритм деятельности студентов

 

Раздел /



Тема

Целеполагание

Аудиторная диагностика

Внеаудиторная диагностика

3

4

5 3 4 5
Раздел: нервная система. Тема 1:Функциональная анатомия спинного мозга. 2 ч.
   
 

 

 


             2ч

Ц1. знать функциональную анатомию спинного мозга. Ц2. уметь показать спинной мозг, его отделы, серое и белое вещество, оболочки спинного мозга. Дать функциональную характеристику структур спинного мозга.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.