Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Четвертая  книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

  

Глава 2

Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея, его первые чудеса.

Цар.2:1 . В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала.

Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 Цар; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2. Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского (4Цар 1.17) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по2Пар 21.12–15 писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха (Быт 5.24; ср. Сир 48.12, 49.16; см. «Толков. библия», т. I, с. 31–32): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина (Нав 4.19, 5.3, 10, 9.6, 10.6, 15); Самуила и Саула (1Цар 6.16, 11.15, 13.1 и сл.) и Давида (2Цар 19.15, 40); теперь Джульджуль (Onomast. 287), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар 4.38; Ам 4.4, 5.5; Ос 4.5, 9.15, 12.1–2); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomast 319).

4Цар.2:2 . И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.

Цар.2:3 . И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.

4Цар.2:4 . И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

Цар.2:7 . Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана.

Цар.2:8 . И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.

Но сыны пророческие были свидетелями-очевидцами не главного в данном повествовании чуда – вознесения пророка Илии на небо, а лишь чудесного перехода обоих пророков через Иордан – перехода, напоминавшего чудесный переход евреев через Чермное море (Исх 14.16, 21; ср. Нав 4.23): тогда Моисей в виду целого народа жезлом своим, символом его достоинства вождя, ударяет и разделяет воду, и народ поверил его божественному призванию (Исх 14.31); теперь Илия, как второй Моисей (ср. 3Цар 19.1), пред сонмом сынов пророческих своей милотью, символом его пророческого служения (передаваемого теперь Елисею, ср. 3Цар 19.19), разделяет воду и тем в последний раз пред разлучением со своими учениками свидетельствует себя истинным вождем пророчества. Только по принятии милоти Илии (4Цар.2:13) Елисей становится исполненным его духа силы, преемником великого пророка. (О святости священнических одежд ср. Иез 44.19. )

4Цар.2:9 . Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что́ сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.

Цар.2:15 . И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли,

Сыны пророческие, при виде этого чуда, признают в Елисее истинного преемника Илии, носителя его духа, и благоговейно преклоняются (ср. 3Цар 18.7) пред пророком.

4Цар.2:16 . и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте.

Четвертая  книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

  

Глава 2

Дата: 2019-12-09, просмотров: 191.