САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Мурманский филиал
Методические указания
для студентов по оформлению письменных работ
Составители:
Бояркин Р.А.;
Дмитриченко Е.А.;
Звездочетова Г.Е.;
Катович А.Д.
Коршунов С.В.;
Сергеева Н.А.
МУРМАНСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 КОМПОЗИЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ
2.1 Общие требования к оформлению текста
2.2 Представление формул, написание символов и экспликаций
2.3 Оформление таблиц
2.4 Построение диаграмм. Оформление иллюстраций и схем
2.5 Оформление отдельных видов текстового материала
2.5.1 Оформление перечислений (перечней)
2.5.2 Сокращения и условные обозначения
2.5.3 Наименование единиц измерения и физических величин
2.5.4 Примечания и ссылки
2.6 Работа над библиографическим аппаратом
2.7 Оформление приложений
2.8 Оформление графической части
3 ЯЗЫК И СТИЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Настоящие указания разработаны на основе ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», введенного 01.07.1996 и содержат общие требования по оформлению всех видов письменных работ студентов.
Введение
Письменная работа, выполняемая студентом, является одной из форм учебной работы.
К письменным работам относятся:
- Контрольная работа (КР);
- Расчетно-графическое задание (РГЗ);
- Отчет по практике (ОП);
- Курсовая работа (КР);
- Курсовой проект (КП);
- Дипломный проект (ДП);
- Дипломная работа (ДР).
Письменная работа в зависимости от ее вида включает в себя пояснительную записку (ПЗ) и графическую часть. Содержание письменной работы определяется заданием на выполнение работы и будет варьироваться в зависимости от вида выполняемой работы, от дисциплины и т.д. Работа может иметь один или несколько разделов пояснительной записки, может содержать или не содержать графической части, но при этом независимо от вида или содержания должна быть оформлена по общим правилам.
Методы испытаний
Аппараты, материалы и реактивы
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела
Подготовка к испытанию
Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела
Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки следующих ступеней смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовками предыдущей ступени. Все заголовки разделов печатают прописными буквами, заголовки подразделов – строчными, начиная с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Следующий раздел пояснительной записки – введение (Приложение В), которое оформляется в виде развернутой аннотации к подготовленной к защите работе. Текст введения содержит обоснование выбора темы (ее актуальность), формулирование целевой установки, конкретных задач и методологических основ работы. Постановка целей и формулировка задач исследования, т.е. его этапов, которые позволяют достигнуть поставленной цели, является важной и неотъемлемой составляющей введения работы. При формулировке цели должно быть использовано отглагольное существительное (например, «исследование», «разработка», «анализ» и т. п.). Формулировать задачи нужно как можно более тщательно, поскольку описание их решения практически составляет содержание работы. Умение правильно и логически взаимосвязано определить задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования, демонстрирует способность студента к самостоятельному мышлению и показывает глубину и качество его знаний по изучаемой дисциплине. Кроме того, правильность и системность определенных исследователем задач позволяет спрогнозировать результат работы и дает возможность избежать ошибок при изучении выбранной для исследования темы. С методической точки зрения разработка задач важна и потому, что они определяют структуру исследования и содержание глав работы. Здесь также указываются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Затем сообщается теоретическая основа работы и практическая значимость, полученных результатов.
В разделах основной части работы подробно рассматриваются и анализируются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника самого исследования, приводятся результаты расчетов. Особое внимание здесь обращается на обработку и систематизацию фактов. Ход анализа фактов – это непрерывная цепь частных выводов, которые, соединяясь, создают определенную картину. Рассекая целое на части, изучая элементы, студент при этом непрерывно должен обобщать полученные данные. Поэтому каждый подраздел работы должен заканчиваться промежуточным выводом.
Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы (Приложение Г). При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично студентом и внедренных на производстве. Таким образом, можно утверждать, что заключительная часть работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы и источников. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую деятельность студента при ее написании (Приложение Д).
2 правила оформления работы
2.1 Общие требования к оформлению текста
Оформление текста записки выполняется на белых нелинованных стандартных листах формата А4 (210 x 297 мм) только с одной стороны листа. Если текст оформляется в рамках, то соблюдаются следующие размеры полей: правое, верхнее и нижнее – 5 мм, левое – 20 мм. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк - 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней линии рамки должно быть не более 10 мм (Приложение Е). При выполнении работы без рамок устанавливаются поля следующих размеров: левое поле – 30мм, правое – 10-15мм, верхнее и нижнее – 20мм.
Текст печатается шрифтом черного цвета с размером 14 пт с полуторным междустрочным интервалом. Гарнитура шрифта – Times New Roman.
Все сноски и подстрочные примечания должны быть расположены на той странице, к которой они относятся, и перепечатываются шрифтом размера 10 пт с одинарным междустрочным интервалом.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм.
Текст работы выравнивается по ширине страницы (правое поле должно быть ровным).
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. При выполнении работы без рамок номера страниц располагаются сверху листа по центру. Если работа оформляется в рамках, то номера указывают в соответствующем поле рамки. Кавычки, тире и т. п. при нумерации листов не используются. Первым листом пояснительной записки является титульный лист. Номер на этом листе не ставится, но входит в счет листов записки как лист с номером 1. Вторым листом является лист задания, который не нумеруется, но входит в счет листов. Лист «СОДЕРЖАНИЕ» является третьим листом записки, нумеруется как лист с порядковым номером «3», и содержит указание всех разделов, подразделов и номеров страниц. Поскольку любая письменная работа подлежит рецензированию, то при компоновке работы после титульного листа необходимо вшить лист рецензии, который не нумеруется и не входит в счет листов. Исключение составляют дипломные проекты (работы). Помимо листа рецензии они должны еще содержать лист отзыва руководителя, но при этом указанные листы к тексту пояснительной записки не подшиваются, а прикладываются к работе неподшитыми.
Каждая часть работы (содержание, введение, заключение, библиографический список) и разделы основной части начинаются с новой страницы. Слова, называющие части работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК»), и заголовки разделов основной части работы записывают по центру страницы прописными буквами с выделением жирным шрифтом без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки подразделов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами, начиная с прописной, с выделением жирным шрифтом. При оформлении заголовок подраздела от названия раздела и предыдущего текста должен отделяться одной пустой строкой, но не отделяется пустой строкой от последующего текста.
Оформление таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей с абзацного отступа.
При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы, над второй частью следует указать (продолжение таблицы 1.2). В этом случае в таблице должна быть предусмотрена следующая за головкой таблицы строка с нумерацией колонок, которые дублируются в перенесенной части таблицы. Наименование таблицы отделяется от ее номера тире.
Пример:
Таблица 5.1 - ……
|
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1.1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа. Допускается поворот таблицы на 90° против часовой стрелки относительно страницы (альбомная ориентация).
Построение диаграмм. Оформление иллюстраций и схем
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.
Рисунок следует располагать на листе с выравниванием по центру. Наименование иллюстраций располагается под ними. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, после которого следует тире и наименование и при необходимости пояснительные данные (подрисуночный текст).
Например:
Рисунок 5.1 – График …………
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Например:
Рисунок А.3 – Диаграмма………….
Если в тексте имеется иллюстрация, на которой изображены составные части объекта, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций, а для электро- и радиоэлементов - позиционные обозначения, установленные в схемах данного изделия.
Исключение составляют электро- и радиоэлементы, являющиеся органами регулировки или настройки, для которых (кроме номера позиции) дополнительно указывают в подрисуночном тексте назначение каждой регулировки и настройки, позиционное обозначение и надписи на соответствующей планке или панели.
Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:
где 1 – болт;
2 – шайба;
3 – гайка;
4 – соединяемые детали.
Рисунок 1.1 – Болтовое соединение
Допускается поворот рисунка на 90° против часовой стрелки относительно страницы (альбомная ориентация). Несколько мелких рисунков могут быть размещены на одном листе; в этом случае поворот рисунков не допускается.
Оформление отдельных видов текстового материала
Оформление перечислений (перечней)
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить маркер (в виде тире или точки). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример:
- колонны
- балки
1) металлические
2) железобетонные
3) деревянные
- фермы
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа (12,5 мм).
Перечисления (перечни) могут состоять как из законченных, так и из незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающейся скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.
Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой.
Например:
Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) комбинированные. Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Например:
Новый станок отличается от старого:
- наличием экранизирующего щита;
- большой скоростью вращения сверла;
- лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и
пульта управления.
В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой.
Например:
По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели делятся на две основные группы:
- Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автомашин и двигатели мотоциклов.
- Дизельные двигатели. Это, прежде всего, двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающие на дизельном топливе.
Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления:
Правильно:
Двигатель отличается следующими особенностями:
- хорошей приемистостью, устойчивостью оборотов на холостом ходу;
- небольшими габаритами и малым весом.
Неправильно:
Двигатель отличается следующими особенностями:
- хорошая приемистость, устойчивость оборотов на холостом ходу;
- небольшие габариты и малый вес.
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.). Покажем на тех же примерах из области автомобильной техники правильное и неправильное с этой точки зрения оформление перечислений.
Правильно:
В двигатель входят: 1) кривошипно-шатунный механизм, 2) система зажигания и т.д.
Неправильно:
Двигатель состоит из: 1) кривошипно-шатунного механизма, 2) системы зажигания и т.д.
Правильно:
Автомобильные двигатели подразделяются на следующие группы: 1) карбюраторные двигатели, 2) дизельные двигатели.
Неправильно:
Автомобильные двигатели подразделяются на: 1) карбюраторные, 2) дизельные двигатели.
Примечания и ссылки
Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.
Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Примеры:
Примечание - …………(текст примечания)……………………..
Примечания
1 …………………………………(текст примечания)…………………..
2 ………………………………(текст примечания)………………
Библиографические ссылки употребляют: 1) при цитировании; 2) при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций; 3) при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос; 4) при анализе в тексте опубликованных работ.
В тексте допускаются ссылки на данный текст, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при работе с текстом.
Ссылаться следует на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации текста основной работы или источника.
Ссылки могут быть подстрочные и внутритекстовые. Подстрочные ссылки употребляются наиболее часто при написании письменных работ. Они оформляются внизу страницы, на которой она расположена, под строками основного текста, отделенного друг от друга тонкой короткой горизонтальной линией с левой стороны и связана с текстом цифровым обозначением. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице.
Например:
Литературовед Левидов А.М. писал о том, что «не количество прочитанных книг служат показателем культуры чтения, а качество их потребления».1
_________________
1 Левидов А.М. Литература и действительность.- Л.: Мысль,1987.- С.409
Если на одной и той же странице несколько раз цитируется одна и та же книга, то в последующих ссылках библиографическое описание можно не повторять, а написать: Там же.- страница.
Например:
___________________
1 Левидов А.М. Литература и действительность.- Л.: Мысль,1987.-С.409
2 Там же.- С. 423
3 Там же.- С. 428
Внутритекстовая ссылка указывается непосредственно в строке в конце предложения после точки: в квадратных скобках указывается порядковый номер источника из библиографического списка и номер страницы.
Например:
Когда частица пролетает вблизи ядра, на неё действует кулоновская сила отталкивания [14, С.51]
При ссылках на стандарты и технические условия (ГОСТ, СНиП, СН, ТУ, ЕСПД и т.д.) указывают только их порядковый номер в библиографическом списке.
При ссылках на раздел, приложение, таблицы, формулы или рисунки указывают их номер в тексте данной работы.
Примеры:
[см. Приложение В.1].
[см. Раздел 2.1].
При ссылках на таблицы, формулы и рисунки источника указывают порядковый номер источника в библиографическом списке, номер страницы, номер таблицы, формулы или рисунка.
Пример:
[см. 5, с.18, Таблица 6].
Иногда возможно оформление внутритекстовой ссылки в круглых скобках, где указывается краткое библиографическое описание книги.
Например:
В Указе Президента РФ № 310 от 9 апреля 1997 года «О денежном содержании федеральных государственных служащих» указан размер надбавок за выслугу лет. (Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. - № 10. - Ст. 1164)
Оформление графической части
Графическая часть должна состоять из чертежей, имеющих основную надпись и выполненных карандашом или с помощью компьютера со штампом на чертежной бумаге. Чертежи являются неотъемлемой частью работы и используются студентом как вспомогательный материал во время ее защиты.
Листы, содержащие схемы, должны иметь рамку и основную надпись. Один лист формата А1 может быть разделен на 2-4 части при необходимости размещения небольших схем на одном листе.
Мурманский филиал
Дипломный проект
Пояснительная записка
Исполнитель Зобелев Вадим Юрьевич
Руководитель преподаватель Савченко Юрий Георгиевич
Консультант преподаватель Качмарский Андрей Владимирович
Консультант преподаватель Проничкин Алексей Петрович
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой ____________ (подпись)
к.т.н., к.э.н., доцент
(ученая степень, звание)
Космин Н.П. (ф.и.о.)
«____» _____________ 200__ г.
Мурманск 2007
Рисунок А.1 – Образец оформления титульного листа дипломного проекта
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
санкт-петербургский государственный университет водных коммуникаций
Мурманский филиал
Курсовая работа
По дисциплине: «Бухгалтерский учет»
Пояснительная записка
Разработал студент: Четыркин Александр Егорович
Группа: 332-3
Проверил преподаватель: Крикун Татьяна Семеновна
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой _________________
(подпись)
_Дикарев В.И.___
(ф.и.о.)
«____» _____________ 200__ г.
Мурманск
2007
Приложение Б
Пример оформления задания
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
санкт-петербургский государственный университет водных коммуникаций
Мурманский филиал
Рассмотрено и одобрено
Кафедрой ППТТиГС
Зав. кафедрой __________
«___» ____________ 200__ г.
задание
для курсового проекта студенту
Зобелеву Вадиму Юрьевичу
Группа: 413
Специальность: 190602.65 Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов
Тема: «Разработка схемы механизации перегрузки цемента в мешках»
Исходные данные: Разовая перевозка грузооборотом Q = 2500 т; род груза – цемент в мешках в комбинированных строп контейнерах КСК – 900, размеры КСК (ДхШхВ, м) – 1х1х0,5; масса – Gn = 0,9 т;
Прибытие груза: судно класса «*Р4/1С», проекта 1557, Dч=2500 т;
Отправка груза: цельнометаллический вагон, модель 11-260, Gф=68 т;
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
Проанализировав исходные данные, разработать два варианта схем перегрузки и, сравнив их по технико-эксплуатационным показателям, выбрать наиболее оптимальный.
Графическая часть (перечень листов):
Схема механизации по первому варианту – 1 лист А1
Схема механизации по второму варианту – 1 лист А1
Руководитель работы
Савченко Ю.Г.
Дата выдачи задания: 15.02.07
Рисунок Б.1 – Образец оформления задания на выполнение работы
Приложение В
Содержание введения
Элементы логической схемы введения | Пояснение | Языковой материал |
Обоснование актуальности темы проекта | Чем интересна тема работы для современного специалиста? Необходимость получения знания для дальнейшего развития науки | В современном мире… Как показывает практика современного … Следовательно, тема данного проекта (работы) является актуальной… Одним из основных вопросов проектирования является … |
Определение цели исследования | Для чего выполняется данная работа? | Отглагольное существительное (исследование, анализ, определение, сравнение и др.) + тема работы Например: Цель данной работы – определение основных размеров и особенностей конструкции несущих элементов перекрытия. Целью данной работы является исследование основных вопросов проектирования железобетонных конструкций здания. |
Определение задач исследования | Какие вопросы необходимо решить для раскрытия данной темы? | Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - неопределенная форма глагола (выявить, охарактеризовать, сравнить, определить, рассчитать, произвести расчет, исследовать, проанализировать и др.) + название раздела Например: - обосновать выбор конструктивного решения - на основе расчета спроектировать конструкцию многопустотной панели; - на основе расчета спроектировать конструкцию сборно-монолитного ригеля. |
Определение объекта исследования | Что изучаем? | Объектом настоящего исследования является многоэтажное общественное здание. |
Определение предмета исследования | Какие черты объекта изучаем? | Предметом исследования являются конструктивные особенности междуэтажных железобетонных перекрытий. |
Теоретическая основа исследования | Труды каких исследователей легли в основу данного проекта? | Теоретической основой данного исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых: …………(см. список литературы), а также материалы периодической печати (перечислить названия журналов или газет) и Интернет-ресурсы (перечислить адреса сайтов) |
Обосновать практическую значимость исследования | Для каких специалистов могут представлять интерес результаты исследования? | Настоящее исследование может представлять интерес для… Результаты настоящего исследования могут представлять интерес для … (студентов и преподавателей специальности Гидротехническое строительство при подготовке и проведении практических занятий по дисциплинам …………, а также для инженеров-строителей). |
Образец
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает практика современного строительства, железобетон является одним из наиболее распространенных и популярных материалов. Этот материал широко применяется в промышленном, гражданском, сельскохозяйственном, горнорудном строительстве и т.д. Накоплен также опыт применения железобетона в машиностроении при изготовлении станин и опорных частей тяжелых прессов и станков.
Столь широкое распространение железобетона обусловлено такими его качествами как значительное сопротивление статическим и динамическим нагрузкам, сейсмо- и виброустойчивость, долговечность, огнестойкость. Кроме того, прочность данного материала со временем не только не уменьшается, но может даже увеличиваться. В пользу данного материала свидетельствует также его достаточно низкая себестоимость (до 70-80 % массы железобетона составляют местные материалы) и незначительные расходы по содержанию сооружений и уходу за железобетонными конструкциями.
Следовательно, проблема расчета и проектирования элементов железобетонных и каменных конструкций является одной из актуальных в строительстве.
Цель данного проекта - определение основных размеров и особенностей конструкции несущих элементов перекрытия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
обосновать выбор конструктивного решения;
на основе расчета спроектировать конструкцию многопустотной панели;
на основе расчета спроектировать конструкцию сборно-монолитного ригеля.
Объектом настоящего исследования является многоэтажное общественное здание каркасного типа, предметом - конструктивные особенности междуэтажных железобетонных перекрытий.
Теоретической основой данного исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых Б.П. Каланина, Л.. Копа, В.Н. Байкова, Э.Е. Сигалова, И.А. Симвулиди, а также ряд нормативных документов.
Результаты настоящего проекта могут представлять интерес для студентов и преподавателей специальности Гидротехническое строительство при подготовке и проведении практических занятий, а также для специалистов гражданского строительства.
приложение Г
Содержание заключения
Элементы логической схемы введения | Пояснение | Языковой материал |
1. Подведение общего итога работы | Какие вопросы были рассмотрены в работе? | В рамках подготовки настоящего исследования были рассмотрены следующие вопросы… |
2. Формулировка выводов по результатам исследования | Какие выводы можно сделать исходя из результатов исследования? | Таким образом; итак; анализ показал, что… Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы… Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, что… Анализ основных вопросов проекта дает возможность предположить, что… |
3. Формулировка рекомендаций | Как оптимизировать процесс? Какие действия могут позволить улучшить ситуацию? | На основе данных исследования можно сформулировать следующие рекомендации по… |
Образец
заключение
В рамках подготовки настоящего проекта были рассмотрены следующие вопросы: выбор и обоснование конструктивного решения, расчет и конструирование многопустотной панели и сборно-монолитного многопролетного ригеля по первой и второй группам предельных состояний.
Анализ основных вопросов проекта дает возможность предположить, что наиболее оптимальным конструктивным решением будет использование перекрытия с поперечным расположением ригелей и свободнолежащими на них панелями, что позволит создать более жесткую конструктивную схему. Приведенные в проекте расчеты многопустотной панели и вышеуказанного ригеля показывают, что арматурная сталь класса А – IV, проволока класса Вр – II, а также класс бетона В35 позволяют обеспечить прочность и целостность конструкции под заданные нагрузки как в стадии монтажа, так и в ходе ее дальнейшей эксплуатации.
приложение Д
оформление Библиографического списка
Образец
Библиографический список
1. СНиП II-3-79*. Строительная теплотехника /Госстрой России – М.:ГУП ЦПП, 1998. – 22 с.
2. Кожевников С.Н., Есиненко Я.И., Раскин Я.М. Механизмы. Справочное пособие. /Под ред. С.Н. Кожевникова. - М.: Машиностроение, 1976. – 221 с.
3. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. / Кореняко А.С., Кременштейн Л.И., Петровский С.Д., Овсиенко Г.М., Баханов В.Е., Емец П.М. /Под ред. А.С. Кореняко – К.: Вища школа, 1970. – 314 с.
4. Леонов И.В. Динамика машинного агрегата при неустановившихся режимах движения: Учебное пособие по курсу «Основы проектирования машин». – М.: МГТУ, 1990. – 117 с.
5. Литвин Ф.Л. Особенности проектирования механизмов и деталей приборов. //Машиностроение. – 1999. - № 3. – С. 23-25.
6. Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов. - Л.: Машиностроение, 1973. – 209 с.
7. Лоцманенко В.В. Теория механизмов и машин: Учебное пособие: В 2х ч. - Владивосток: ДВПИ, 1992. – Ч. I. - 194 с.
8. Попов С.A. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин: Учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов - М.: Высшая школа, 1986. – 355 с.
9. Смелягин А.И. Теория механизмов и машин. Курсовое проектирование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 122 с.
приложение е
Примеры оформления рамок
Рисунок В.1 – Образец оформления рамки первого листа раздела
Рисунок В.2 - Образец оформления рамки последующих листов раздела
Формат рамок
Рисунок Г.1 - Формат рамок
В рамках среди обязательных надписей указывается шифр работы, который содержит следующие элементы, разделенные точками:
- вид работы (Кр, РГЗ, ОП, КР, КП, ДП);
- номер специальности (1 - специальность 190602.65, 2 – специальность 270104.65 и т.п.);
- Буквы О или З ( очная или заочная форма обучения);
- Курс (номер арабской цифрой);
- Три последних цифры номера зачетной книжки.
Пример: КР. 2.О.4. 315.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Мурманский филиал
Методические указания
для студентов по оформлению письменных работ
Составители:
Бояркин Р.А.;
Дмитриченко Е.А.;
Звездочетова Г.Е.;
Катович А.Д.
Коршунов С.В.;
Сергеева Н.А.
МУРМАНСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 КОМПОЗИЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ
2.1 Общие требования к оформлению текста
2.2 Представление формул, написание символов и экспликаций
2.3 Оформление таблиц
2.4 Построение диаграмм. Оформление иллюстраций и схем
2.5 Оформление отдельных видов текстового материала
2.5.1 Оформление перечислений (перечней)
2.5.2 Сокращения и условные обозначения
2.5.3 Наименование единиц измерения и физических величин
2.5.4 Примечания и ссылки
2.6 Работа над библиографическим аппаратом
2.7 Оформление приложений
2.8 Оформление графической части
3 ЯЗЫК И СТИЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Настоящие указания разработаны на основе ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», введенного 01.07.1996 и содержат общие требования по оформлению всех видов письменных работ студентов.
Введение
Письменная работа, выполняемая студентом, является одной из форм учебной работы.
К письменным работам относятся:
- Контрольная работа (КР);
- Расчетно-графическое задание (РГЗ);
- Отчет по практике (ОП);
- Курсовая работа (КР);
- Курсовой проект (КП);
- Дипломный проект (ДП);
- Дипломная работа (ДР).
Письменная работа в зависимости от ее вида включает в себя пояснительную записку (ПЗ) и графическую часть. Содержание письменной работы определяется заданием на выполнение работы и будет варьироваться в зависимости от вида выполняемой работы, от дисциплины и т.д. Работа может иметь один или несколько разделов пояснительной записки, может содержать или не содержать графической части, но при этом независимо от вида или содержания должна быть оформлена по общим правилам.
Композиция студенческой работы
Композиция пояснительной записки студенческой письменной работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относятся основной текст (т.е. главы, пункты и подпункты) и части справочно-сопроводительного аппарата.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура пояснительной записки, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1) Титульный лист
2) Задание к выполнению работы
3) Содержание
4) Введение
5) Главы основной части
6) Заключение
7) Библиографический список
8) Приложения
Титульный лист является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается ведомственная принадлежность и полное наименование образовательного учреждения, где выполнена работа. Чуть ниже приводится наименование кафедры, на которой выполняется работа. В среднем поле дается наименование вида работы, указывается дисциплина и тема работы. Ниже указываются фамилия, имя, отчество и номер группы студента, выполнившего работу; должность, фамилия и инициалы научного руководителя, при необходимости - фамилии и инициалы консультантов по разделам работы. Далее фиксируется допуск к защите, дата и подпись заведующего кафедрой. В нижнем поле титульного листа указывается место выполнения работы (название города – без слова «город») и год ее написания (без слова «год»). Пример заполнения титульного листа приведен в приложении А.
Задание к выполнению работы является вторым листом работы. Задание выдается студенту руководителем работы и содержит следующие элементы: полное название образовательного учреждения, название руководящей кафедры; заключение заведующего кафедрой; название раздела («ЗАДАНИЕ»), указание вида работы; фамилия, имя и отчество, специальность и номер группы студента, которому дается задание; наименование темы, содержание задания пояснительной записки и графической части работы; фамилия и инициалы руководителя, выдавшего задание; указание даты выдачи задания и даты сдачи работы. Пример оформления задания приведен в приложении Б.
Третий лист работы – содержание, в котором приводятся заголовки всех частей работы, начиная с «Введения», и указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки разделов и подразделов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, а также химические, математические, физические и технические формулы.
Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость не желательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста. Встречается и другая крайность, когда автор хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие. Рубрикация текста сочетается с нумерацией — числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) — из двух цифр, третья ступень деления — из трех цифр и т.д. Использование такой системы нумерации не позволяет употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. или их сокращенные написания.
Например:
Методы испытаний
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.