Правовые средства: понятие, виды, признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие. Теория права традиционно обращается, прежде всего, к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос – соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно, противоправно. Иными словами, возникает необходимость правового регулирования и правового воздействия. Правовое воздействие на субъекты правоотношений может осуществляться в форме информационно - психологической. Необходимо в правоприменении учитывать и психологические установки субъекта правоотношений на достижение цели. Правоприменительная деятельность, например, расследование преступления, просто не может обойтись учета дефективного поведения или вменяемости в конкретных ситуациях. Разумеется, если поведение правомерное, то есть соответствует требованиям права, то делать ничего не надо. Правовое регулирование несет и воспитательное воздействие, которое заключается в профилактике правонарушений, в пресечении противоправного поведения, наказание ставит своей целью перевоспитание правонарушителей. Таким образом, правовое регулирование является составной частью социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей в целях упорядочения общественных правоотношений, достижения согласования потребностей и интересов как отдельного индивида так и сообществ людей. К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, политические, экономические; индивидуальные предписание; веления; меры принуждения.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъективного права. Механизм правового регулирования обладает внутренней структурой, элементами которой выступают: 1) норма права, который устанавливает общие и юридические правила поведения участников правоотношений. Норма права определяет круг субъектов, на которые распространяется ее действие, обстоятельства, которыми субъекты руководствуются и устанавливает меры юридической ответственности за нарушение этой нормы. Таким образом, норма права определяет модель правового поведения в реальных общественных отношениях. 2) Правоотношения составляют второй элемент правового регулирования. При помощи их осуществляется правовая связь между субъектами права при помощи сочетания субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношения позволяют общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права превратить в индивидуальные.3) Элементами правового механизма являются акты реализации юридических прав и обязанностей. Под ними понимают фактическое поведение субъектов правоотношений. Посредством актов достигаются и цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.
Под методом правового регулирования понимают совокупность юридических способов правового регулирования. Выделяют два основных метода регулирования: децентрализованное, который построен на координации целей и интересов сторон. Он применяется в гражданском обществе, то есть удовлетворяет частные интересы, значит, применяется отраслями частноправного характера. Второй метод – централизованное регулирование, которое стоит на отношениях субординации (подчинения) участников общественных правоотношений. С помощью этого метода регулируются отношения, где приоритетными являются общественные, общесоциальные интересы. Централизованные метод, следовательно, касаются публичных отраслей права: конституционного, административного, уголовного. К основным признакам правового регулирования относятся: Системность правовых средств, целенаправленность и организованность для того, что бы при минимальном использовании правовых регуляторов достичь максимально качественного эффекта.
Под способом правового регулирования понимают приемы правового регулирования общественных отношений. Выделяют такие способы как позитивное обязывание, то есть возложение на лиц обязанности к активному поведению. Такой способ как дозволение предоставляет лицам права на собственные действия. Наконец, запрещение есть возложение на лиц, обязанности воздерживаться от совершения каких - либо действий. Поощрения и рекомендации являются дополнительными способами правового регулирования и являются стимуляторами к правовому поведению. Сочетание запретов и дозволений образуют типы регулирования: общедозволительное и запретительное. Общедозволительный тип предполагает общее дозволение, в основе которого лежит принцип: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». В основе запретительного типа лежит принцип: «запрещено все, что прямо не разрешено законом».
Правовые режимы: При правовом регулировании учитываются правовые режимы. Они определяются по содержанию и делятся на материальные и процессуальные. Материальные регулируют права и обязанности субъектов, а процессуальные порядок производства по уголовным и гражданским делам. Если материальные регуляторы устанавливают условия и правовой статус субъектов правоотношений, то процессуальные закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций.
Правовое регулирование производится с учетом отраслей права. Если, например, в уголовном процессе реализуются только нормы уголовного права, то в форме гражданского процесса могут быть затронуты нормы и семейного, и трудового, и земельного права, то есть реализуется сразу несколько норм разных отраслей права. Реализация правовых норм должна опираться и на системность права для правильного их применения. Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь – в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т.п. Среди режимов регулирования выделяют договорные и законные. Первые содержат регулирование правоотношений между субъектами, которые представляют собой деликты и касаются только регулирования отношений между договаривающимися сторонами, а вторые - регулируют правоотношения, установленные законодателем и закрепленные государством как обязательные для всех граждан. По времени действия правовые режимы делят на временные и постоянные. Скажем, временный режим может быть установлен на период введения чрезвычайного положения. Большинство актов права носят постоянный характер и действуют, пока законодатель не изменит правовую норму. Выделяют еще режим наибольшего благоприятствования - это принцип международного права, устанавливаемый между двумя странами в договорном порядке и применяемый преимущественно в области внешне - торговой. В соответствии с ним договаривающаяся сторона обязуется предоставить другой стороне такие благоприятные условия, которыми пользовалась или будет пользоваться любое третье государство.
Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования. В процессе правового регулирования государство может прибегать как к стимулам, так и к ограничениям для достижения максимального эффекта в нормализации правоотношений. Можно рассмотреть пример регулирования гражданских правоотношений. Субъекты права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, никто не вправе понудить лицо осуществлять эти права. Но государство заинтересовано в том, чтобы лицо, чьи интересы нарушены не задерживало обращение в суд. Для этого установлены определенные сроки (срок исковой давности). Чтобы не утратить свое право, лицо принудительно вынуждено вовремя обратиться в судебные органы для восстановления своего права. В правовом регулировании используется как поощрение, так и наказание. Наказание применяется к нарушителю установленных государством норм права, и это положение должно быть неотвратимым, оно является принципом права.
Поощрение применяется как стимул к паровым действиям. Так, в уголовном праве существует норма, которая отменяет уголовную ответственность, если лицо добровольно отказалось от совершения преступления, или смягчает наказание, если лицо раскаялось в совершении преступления, либо произвело добровольное признание в совершенном преступлении и прочие. В правовом регулировании могут применяться и льготы, смягчающие или освобождающие лицо от ответственности. В качестве примера можно привести нормы, освобождающие лиц от такого наказания, как лишение свободы: лица, достигшие возраста 75 лет, или не достигшие возраста 14 лет. Женщины по уголовным нормам не подлежат, например, к пожизненному заключении. Соотношение поощрений и наказаний. Государство, регулируя соотношений поощрений и наказаний, исходит из принципа соразмерности, то есть наказание должно соответствовать совершенному правонарушению. Кроме того, оно не должно быть чрезмерно жестоким, бесчеловечным, унижающим человеческое достоинство. В демократических государствах, в основном, отказались от такой меры наказания, как смертная казнь. В РФ на нее наложен мораторий. Наказание не должно противоречить системе социальных ценностей. Декриминализация общества и депенализация может расцениваться как поощрение в регулировании. Благодаря им, сокращается число запретов на ряд поступков, меняется мера наказания: часть уголовных наказаний заменена административными и практика показывает их эффективность – самый высокий штраф оказывается действеннее, чем судебное порицание или условное осуждение. Эти функции определяются индивидуализировано возникает между конкретными участниками. Злоупотребление правом - это действие субъектов гражданских правоотношений, совершаемое в рамках предоставленных им прав, но с нарушением их пределов. Злоупотребление это правонарушение. Так явным злоупотреблением признаются действия обладателя субъективного права, если они совершаются с единственной целью - причинить вред другому лицу. Например, закон закрепляет за автором право на имя, одним из допустимых форм реализации которого является опубликования произведения од псевдонимом. Но если автор изберёт имя, которое вводит публику в заблуждение, такое действие квалифицируется как злоупотребление. Примером может быть пренебрежением интересами окружающих предприятием, которое систематически выбрасывает в атмосферу или реку ядовитые отходы своего производства. Злоупотребление правом влечёт применение к правонарушителем предупредительных санкций. Эффективность правового регулирования. Пути повышения эффективности в современной России. Правовое регулирование неразрывно связанно с действительностью, отражает уровень всех социальных норм в их исторически сложившемся единстве. Однако проблемы права в Российском обществе и их регулирование пока ещё не решены. Возникшие трудности обусловлены переходным состоянием российского общества и, в частности, права. В России ещё не совсем сформировалось гражданское общество и соответствующая ему правовая форма. Идёт расширение демократических основ, а, следовательно, опосредуется и правовая система, дифференцированная на публичное и частое право. По этому важнейшей проблемой теории права являются правоотношения. Нормы права сами по себе не производят никаких изменений в реальной жизни. Изменения наступают лишь в том случае, если люди вступают в правоотношения с целью реализации своих субъективных прав и юридических обязанностей. Государство же закрепляет, охраняет существующие отношения, способствует развитию новых, прогрессивных отношений и вытесняет неприемлемое для государственной политики.
22. Законность, правопорядок, дисциплина
Государство должно обеспечивать защиту прав и свобод, и в этом смысле оно – слуга человека, а не наоборот, человек – не винтик в государственном механизме. Поэтому основной стратегической задачей государства в обеспечении прав и свобод, организации взаимоуважительных и взаимообязательных отношений между личностью и государством является создание режима законности и поддержания правопорядка. Законность в теории права определялась как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями. Нормативные и социальные основы законности. Категорию законности обобщают не только юридические процессы, например деятельность правоохранительных органов, но характеризуют и социально - политическое отношение общества, его членов, различных структур к праву, его реализации. Иными словами, обеспечение законности – это забота не только юристов и юридических учреждений, это крупная социально - политическая задача всех граждан, должностных лиц, всех социальных структур. Законность зародилась вместе с государством и правом, государство в своей деятельности опирается на право, а потому заинтересовано в соблюдении правовых норм. Принципы законности: Единство законности на территории суверенного государства, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, ответственность всех граждан и должностных лиц за нарушение юридических норм. Любое демократическое государство предусматривает презумпцию невиновности, то есть положение, которое гласит: человек не является виновным, пока его вина не доказана и не вынесено определение суда. Лучше оправдать виновного, чем понесет наказание невиновное лицо. Примером нарушения этого правила является дело печально известного Чикатилло, когда в погоне за раскрываемостью ответственность за серийного убийцу понесли невиновные люди, поплатившись за судебную ошибку своей жизнью. Законность и целесообразность. Характеристика состояния законности позволяет осуществить общую оценку действия права в обществе, оценить состояние общественных отношений под воздействием права. Требования законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и, наоборот, реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства. Законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены.
Это накладывает на органы обязанность строгого контроля за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни. Законность и культура взаимосвязанные понятия, так как от уровня правовой культуры и граждан и государства зависит насколько точно соблюдаются нормы права. Ни гражданин, ни властные структуры не могут нарушать закон. Чем выше уровень правовой культуры, тем полнее соблюдается законность. Права человека и гражданина и законность. Без законности не может быть демократии, свободы личности. Но часто на предыдущем этапе отечественной истории под предлогом конъюнктурно понимаемой целесообразности извращались даже те требования законности, которые формально содержали нормативно-правовые акты, прежде всего Конституция. Но конституционная законность действительно должна обеспечивать свободу личности, включать в себя равенство всех перед законом и судом, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, обладания гражданами прав и свобод. Конституционная законность – это ядро, обеспечивающее единство законности.
Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава. Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Укрепление законности – условие формирования правового государства. Законность может иметь разные уровни, разную степень соблюдения права и прежде всего законов. Поэтому она еще и процесс достижения этой цели. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется государственными мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются неправовыми способами воздействия: моральными, силой традиций, навыками и привычками. Деформация законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. В неправовом государстве может наступить искажение законности. Эта деформация может быть вызваны политическими идеологическими причинами, элитарными притязаниями и др. Что наблюдалось и в истории нашего государства. Советское социалистическое государство вмешивалось почти во все сферы жизни гражданина, личности, причем обеспечивало оно себе эту возможность, почти беспредельную степень вмешательства изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как во - первых, законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности, во - вторых, как законы и их исполнение защищали органы государства, должностных лиц, чиновников - распределителей от угроз поставить их под контроль общества, граждан, лишить привилегий, и, наконец, в - третьих, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу, например свободу голосовать, именно голосовать, а не выбирать. Некоторые теоретики вообще развивали концепцию так называемого государства социалистической законности, противопоставляя эту концепцию идее правового государства, всячески обрушивались на правовое государство как на буржуазную фикцию, как на прикрытие кулачного права, которое буржуазия применяет фактически против трудящихся. Еще один тезис - догма: буржуазное правовое государство – это олицетворение такого же кулачного права, как и в средневековье. Ему противостоит государство революционной, подлинно социалистической законности. Пути преодоления. Верховенство права, закона постепенно пришло на смену понятию законности, хотя, разумеется, и законность как одна их общих характеристик правового состояния общества сохраняет все свое теоретическое и практическое значение. Законность и произвол. Теоретическое понимание необходимости защищать человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства привело уже в начале XIX века многих философов и юристов к воссозданию из античного философского и юридического багажа человечества идеи гражданского общества и правового государства. Гегель блистательно разработал в «философии права» концепцию гражданского общества как средоточия и воплощения свободы личности. Он четко разграничил сферу деятельности относительно самостоятельных образований, в которых и вращается каждый человек, каждая личность. В сущности, эта концепция была концепцией все той же защиты свободы личности от полицейского государства (для Гегеля это было Прусское государство). Гегель к гражданскому обществу относил те сферы жизнедеятельности человека, которые были связаны с его творческой деятельностью, бытом, семьей, трудом, собственностью. И для государства вход в эту сферу был закрыт.
Терроризм, захват заложников как крайняя форма проявления произвола. На современном этапе теоретического знания борьба за законность сменилась борьбой против организованной преступности, коррупции, мафии и т.п. По крайней мере, именно так во многих теоретических работах формулируются задачи правоохранительных органов, граждан в социально - правовой сфере общества. Терроризм и захват заложников можно считать высшей формой произвола. Общество рассматривает их как уголовно наказуемое деяние, особо общественно опасное. Сегодня терроризм вышел за рамки национального преступления и приобрел международный масштаб, превратившись в глобальную проблему. Поэтому демократическое правовое государство осуждает подобные проявления и жестко пресекает, обеспечивая законность и правопорядок в стане.
Гарантии законности: понятие, виды. Меры. Законность может существовать только в системе гарантий и четких методов ее обеспечения. Под гарантиями понимают такие условия и меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и правопорядка в обществе. Существуют материальные, политические, юридические и нравственные гарантии. Это, прежде всего юридические гарантии – хорошее качество законов, финансовое, кадровое, материальное обеспечение исполнимости законов. Ответственность, наличие правозащитных органов и многие другие элементы юридических гарантий входят во всю систему гарантий законности. Сюда же входят материальные (экономическая структура общества, в условиях которой любой субъект обществастановится экономически свободным и самостоятельным), политические (когда все звенья политической системы обеспечивают оптимальный режим законности и устойчивый правопорядок), нравственные (нравственно здоровое общество с высоким уровнем духовности и культуры), идеологические, культурные, технические гарантии, которые создаются государством, обществом для верховенства закона, господства права. Гарантией законности является право личности на судебную защиту. Личность обеспечивается не только внутригосударственной, прежде всего судебной защитой, но и международно-правовой. Действительно, судебная защита прав и свобод личности – это достижение цивилизационного развития человечества. Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу шествий и демонстраций, свободу собраний, право на выбор местожительства, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т.п.), но и саму свободу личности. Иными словами, защищает от вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности личности – творчество, трудовые занятия, предпринимательство, коммуникации, семейные отношения и т.п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала четко ограничиваться свободой личности других и судебная защита – гарант такого баланса. Появились и новые объекты судебной защиты, например, стали защищаться: свобода жены от сексуальных домогательств мужа, сотрудницы от тех же домогательств начальника, права детей от ограничений в пользовании информационной техникой, которые устанавливаются родителями и т.п. Поэтому, возможно, правы те, кто полагает, что при разделении властей в правовом государстве судебная власть становится первой властью, а не является третьей, после законодательной и исполнительной, как полагают многие, следуя стереотипу, а недействительному положению вещей. Международно-правовая защита свободы личности – это ведь тоже, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд по правам человека.
Правопорядок. Основными чертами правопорядка являются: господство закона в тех нормах, которые регулируются законом; полное и своевременное исполнение всеми субъектами своих юридических прав; строгая общественная дисциплина; Создание благоприятных условий для использования субъектами своих прав; Четкая работа всех юридических органов; неотвратимость ответственности для любого правонарушителя; господство прав и свобод гражданина. Таким образом, правопорядок есть реальное, полное, последовательное соблюдение всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, реальное и полное обеспечение прав человека. Общественный порядок. Общественный порядок по отношению в правопорядку является более широким понятием. Под ни понимают реально складывающийся в обществе порядок, отвечающий задачам прогрессивного развития, который основан на правовых и неюридических нормах, то есть нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций. Правопорядок в системе социальных отношений выступает в качестве связующего звена.
Соотношение законности, правопорядка, демократии. Правопорядок определялся как итог, результат законности, т.е. соблюдения в обществе всех правовых требований. И законность, и правопорядок характеризуют состояние общества, отношения между личностью и государством. Если законность – это требование строгого и неуклонного соблюдения законности, то правопорядок представляет собой претворение в жизнь этого требования. Правопорядок – это составная часть общественного порядка. Если в обществе соблюдаются все социальные нормы, то складывается общественный порядок. Правопорядок же образуется в результате реализации не всех социальных норм, а только норм права. Стабильный правопорядок является необходимым условием развития демократии, гарантия того, что законные права и свободы граждан будут соблюдены. Таким образом, правопорядок выражает позитивную оценку состояния общественных отношений.
Понятие и виды дисциплины. Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.д. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях. Различают воинскую, исполнительскую, договорную, финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы дисциплины. В демократических государствах с рыночной экономикой особенно важной становится налоговая дисциплина. Своевременная и полная уплата налогов физическими и юридическими лицами – это условие существования таких государств. Налоговые нарушения оцениваются как уголовные преступления и это оценка входит в правосознание демократического общества. Но, разумеется, налоги должны быть соразмерными доходам и не быть удушающими производство, деловую активность, предпринимательство. Дисциплиной можно управлять, и это одна из сфер, где пересекаются научные интересы теории права и науки об управлении, прежде всего менеджмента в современной терминологии. Государственная дисциплина. Законность – это строгое соблюдение и исполнение Конституции и федеральных законов и других правовых актов.
Это требование всеобщее, потому налагает и на государство дисциплину в их соблюдении. Ст.46 Конституции позволяет обжаловать решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, нарушивших эту дисциплину. Детализация компетенции Конституционного Суда подчеркивает его роль как важнейшего органа контроля за соблюдением законности. Конституция РФ возлагает на Правительство РФ обязанности по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и правопорядка, предписывает проведение конкретных мероприятий. В этой связи говорят об исполнительской дисциплине государственных органов. Государство, издавая законы, само обязано их исполнять и нести ответственность в случае нарушения. Таким образом, государственная дисциплина пресекает произвол власти, ставит, как и остальные субъекты правоотношений и правопорядка в границы закона: соблюдать то, что разрешено законом. Создается паритет государства, органа государственной власти, государственного чиновника и гражданина или юридического лица.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.