Реформы Витте. Столыпинская реформа как последняя попытка модернизации России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реформы С.Ю.Витте

Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.

Изначально Витте был приглашён в Петербург как специалист по железнодорожному делу. Но он пробыл на посту министра путей сообщения менее года. Вскоре Витте стал управляющим Министерства финансов, а с 1 января
1893 года официально возглавил это ведомство.

Витте в 1893 г. добился принятия закона, гласившего, что ввозные пошлины 1891 г. (их впору назвать запретительными) признаются нормой, Фискальные результаты новой тарифной политики Витте оказались весьма положительными. К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

. поземельный налог

. налог с недвижимости

. налог на денежные капиталы

. квартирный налог

. промысловый налог

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. руб.При Александре III Витте удалось заложить основы винной монополии.
Первое, что было сделано – вся торговля перешла в руки государства. 17 октября 1905 года в разгар небывалой революционной смуты был объявлен манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Манифест провозглашал следующие положения:

1. Населению даруются незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов.

2. К уже готовящимся выборам в Государственную Думу должны быть привлечены те классы населения, которые остались к ним безучастны, на основе всеобщего избирательного права.

3. Впредь никакой закон не может вступить в силу без одобрения

Государственной Думы. Выборным депутатам от народа должна быть обеспечена возможность надзора и контроля действующих властей и их государственной инициативы

Реформы П. А. Столыпина

В архиве П. Столыпина сохранилась записка, написанная в 1900 г. «О расселении крестьян на колонии в Ковенской губернии» одного из губернских чиновников. В записке подробно анализируется состояние сельского хозяйства и земельного вопроса в губернии и делается вывод о безусловной прогрессивности переселения крестьян на колонии, то есть на хутора. Столыпин вынашивал идею аграрной реформы задолго до того, как ему была предоставлена соответствующая власть, необходимая для проведения реформы по всей стране. По мере своего продвижения по карьерной лестнице П.А. Столыпин пытался в некоторой мере реформировать аграрный сектор вверенных ему территорий.
Гродненской губернии:

. расселение крестьян на хутора;

. переход от «шнуровой» системы пользования надельными землями к хуторскому хозяйству;

. ликвидация сервитутов;

. кредит на мелиорацию.

Основу аграрной реформы составляли два понятия: отруб и хутор. Это были два новых типа землевладения. Отрубом назывался участок земли, владелец которого жил в деревне вместе с другими крестьянами, но его земля была единой, а не разрозненной. Хутором назывался участок земли, хозяин которого жил отдельно от других крестьян на расстоянии от деревень.

9 ноября 1906 года последовал указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот правовой акт дал возможность каждому члену общины закрепить за собой в собственности весь свой надел. 14 июня 1910 года был издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев. Таким образом аграрная реформа ускорилась.

закон от 19 мая 1911 года, позволявший крестьянам покинуть общину, если за них проголосует простое большинство голосов.

У Витте и у Столыпина были схожие позиции относительно железнодорожного строительства. Поскольку специальностью Витте была работа путейского инженера, то для него в развитии железнодорожного строительства был явный профессиональный интерес. В стране начался железнодорожный бум. Что касается Петра Аркадьевича Столыпина, то он ни в коем случае не умалял роли железных дорог в развитии страны. При

Столыпине продолжалось строительство Транссибирской магистрали, а закончено оно было уже после смерти премьера.

8. Наконец, Витте и Столыпин были солидарны в крестьянском вопросе.

 





Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.