Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В мировой практике считается нормой государствен­ное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финан­совые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы под­держивать их любой ценой, а в том, чтобы создать право­вые и экономические условия для их выживания, способ­ности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира - в Европе, Японии, США, Азии и латино­американского континента - идет мощная волна поддер­жки развития МП. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали ак­цент на расширении своего участия в государственной поддержке МП.

В странах ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) 99% всех фирм - это малые и средние предприятия, которые являются источником ра­бочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30%-70% ВВП. Из 1552 программ государственной под­держки (в период с 1989-93 гг.) или т.н. «программ про­мышленных субсидий» 359 были направлены на поддерж­ку малого и среднего бизнеса. В 12 странах Европейского Союза в 1990 г. насчитывалось 15,8 млн. несельскохозяй­ственных частных предприятий. Из них 14,7 млн. были ми­кропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали от 100 до 500 работников и лишь 13000 имели свыше 500 сотрудников. На долю микропредприятий при­ходилось 31,8% от общего числа занятых вне сельскохозяй­ственного сектора, малых - 24,9% и средних - 15,1%.

Малый бизнес является базовой конструкцией в эко­номиках большинства стран.

В 1993 г. почти все 15,7 млн. предприя­тий частного сектора ЕС представляли собой предприя­тия малого и среднего бизнеса. Наиболее типичным для бизнеса в странах ЕС является микропредприятие (1-9 че­ловек). Здесь их насчитывается 14,5 млн.

В 1989-1992 гг. произошло заметное увеличение та­ких предприятий, в первую очередь, за счет МП. Предпри­ятия малого и среднего бизнеса обеспечили 70% рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание ЕС.

Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС и на уровне ОЭСР привела к тому, что в большинстве разви­тых стран была признана необходимость разработки спе­циальной политики, основными целями которой стали:

• развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• экономический рост малых предприятий;

• привлечение иностранных компаний и инвестиций;

• инновационная деятельность;

• трансферт технологий.

В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении малого и среднего бизнеса являет­ся прерогативой федеральных властей, а конкретные ме­роприятия реализуются на уровне региональной власти.

Приведем обобщенный опыт государственной под­держки малого и среднего бизнеса в странах ЕС по от­дельным областям политики.

1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно вести речь о прямой заинтересован­ности государства в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий. Система образования в ЕС поставлена так, что граждане узнают о возможности стать предпринимателем еще в школе. С какими трудно­стями встретится начинающий предприниматель на сво­ем пути? Они типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и ры­ночной ситуации.

С учетом этого во всех странах ЕС в той или иной мере реализуются различные программы для поощрения людей, имеющих собственное дело. Им оказывается фи­нансовая, информационная и консультационная помощь, организуется обучение и т.п. Например, Дания ввела в действие Схему начинающих предпринимателей, предна­значенную для безработных, пожелавших открыть соб­ственное дело. Такие люди получают половину своего по­собия, пока занимаются собственным делом, с максималь­ным сроком выплат до 3,5 лет.

2. Субподряды. Вместе с тем, все более отчетливо прослеживается тенденция формирования более стабиль­ных отношений между потребителями и поставщиками, среди которых множество малых предприятий. Субпод­ряд выгоден малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое пред­приятие в тоже время может наладить производство соб­ственного конечного продукта, достигнув тем самым боль­шей экономической самостоятельности.

Но и в этой области малое предпринимательство сталкивается с такими проблемами, как жесткая между­народная конкуренция, отсутствие полной информации о состоянии и изменениях рыночной конъюнктуры. Со­ответственно и основные меры поддержки малого бизне­са в этой сфере связаны с информированием и консульти­рованием.

3. Экспорт. В последние годы множество барьеров, стоявших на пути эффективной пограничной торговли, в ЕС частично или полностью упразднены, что, безуслов­но, способствует расширению экспорта. Проблемы же, возникающие здесь, аналогичны отмеченным в субпод­рядной сфере.

Примером реализации государственной поддержки может служить «Экспортная инициатива» в Великобри­тании, которая ориентирована на повышение заинтере­сованности потенциальных экспортеров в международной торговле и увеличении ее объемов. Экспортная инициа­тива включает:

- отдел торговли и промышленности, связанный с частным сектором и предоставляющий неопытным экс­портерам консультационные услуги специалистов;

- информационный центр, обеспечивающий доступ к «само-помощи», т.е. к информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы;

- экспортный поиск по продуктам и рынкам, ука­занным фирмой;

- служба справок, предоставляющая консультаци­онные услуги и информацию о спросе на продукт, мест­ной конкурентной ситуации, проведении маркетинговых исследований, реакции на продукт, а также снабжающая необходимыми адресами и телефонами.

4. Финансирование. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом раз­личные рычаги. Некоторые государства (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на си­стемах обеспечения гарантий займа. Большинство же стран создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Осо­бо стимулируется инвестирование средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В неко­торых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) ре­ализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убыт­ков рисковых фондов.

В начале 90-х годов. Португалия получила прямую финансовую поддержку используя специальные структу­ры ЕС: фонд производственных инвестиций (SIN EDIP);

региональную систему поощрений (SIBR); систему поощ­рений за рациональное использование энергии (SIURE);

систему поощрений малых инвестиционных проектов (PPI) и инноваций в информационных технологиях. Получен­ные средства способствовали преодолению технологиче­ского разрыва и финансового дефицита малых предприя­тий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.

5. Занятость. Малый и средний бизнес является ос­новным источником новых рабочих мест в Европе. Глав­ная проблема в этой сфере - недостаточная сбалансиро­ванность систем образования и рынка труда, а также пло­хо развитые внутренние системы подготовки кадров. Таким образом, проблема состоит не столько занятости как таковой, а в существовании в странах ЕС проблемы занятости образования (подготовки).

Основными мерами государственной поддержки в области занятости являются финансовая помощь (напри­мер, специальные субсидии малым предприятиям, пред­лагающим работу долговременным безработным или без­работным молодым людям), информирование, консуль­тирование и подготовка.

В Греции принята специальная Программа созда­ния рабочих мест, в которой особое внимание уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран - членов ЕС субсидии малым предприятиям начала представлять Ир­ландия столкнувшаяся с высоким уровнем безработицы еще в 60-е годы.

6. Образование и обучение. Целью образования, рас­сматриваемого в данном контексте с точки зрения содей­ствия предпринимательству, являются, наряду с повыше­нием уровня подготовленности и расширением границ знаний, и развитие в человеке качеств предпринимателя.

При этом можно выделить два уровня образования.

Первый - так называемое начальное образование, дающее минимальный объем знаний и навыков, необхо­димых для предпринимательской деятельности.

Второй - углубленное образование, имеющее при­кладной (с учетом специфики деятельности) характер.

Обучение проводится государственными структура­ми и частными организациями. Особые программы раз­рабатываются для женщин и этнических меньшинств.

Так, в Ирландии с 1992 г. действует Программа обу­чения работе, разработанная с целью повышения уровня профессиональной подготовки, проводимой в промыш­ленности, и направленной на повышение конкурентоспо­собности малых предприятий.

Программа реализуется в ходе полноценного обу­чения в течение 26-52 недель. В зависимости от размера компании, направляющей сотрудника на учебу, государ­ство частично оплачивает стоимость обучения курса.

Деятельность малых предприятий в США входит в компетенцию специальной государствен­ной организации - Администрации малого бизнеса, со­зданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финан­совую консультационную помощь, содействовать в полу­чении правительственных заказов и заключении контрак­тов с крупными предприятиями.

Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса. Конгресс США утверждает разнообразные программы помощи развитию мелкого бизнеса. Такие программы имеют также различные пра­вительственные ведомства (Министерство торговли, сель­ского хозяйства, и т.д.). Бизнесменам помогают инфор­мацией, обучением, консультированием.

Следующие федеральные организации принимают участие в программах по развитию экспорта малых пред­приятий и являются участниками Координационного ко­митета по развитию торговли: Торговая палата США, Департамент сельского хозяйства, транспорта, энергети­ки, образования, труда, финансов, обороны. Торговое представительство США, Экспортно-импортный банк США, Агентство развития торговли. Частная корпора­ция по зарубежным инвестициям. Агентство международ­ного развития. Агентство по защите окружающей Среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и со­ставлению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Совет экономи­ческих советников. [18]

Большое внимание уделяется малому бизнесу на региональном уровне.

Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университе­те штат Мичиган создан Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации, обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса.

Цель этой федеральной / местной программы, ко­торая имеет законодательную основу и, руководство ко­торой осуществляется совместно с Администрацией ма­лого бизнеса США, определена следующим образом:

- обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате Мичиган через 13 региональных от­делений;

- разработать и реализовать практические обучаю­щие программы по проблемам малого бизнеса;

- изучить специфические проблемы малого бизнеса в штате Мичиган;

- представлять интересы малого бизнеса по вопро­сам правовой защиты совместно с другими общественны­ми и частными организациями.

В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляет­ся на льготных условиях с компенсацией соответствую­щей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, кото­рые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предприниматель­ства на льготных условиях. Такой же порядок предус­мотрен при страховании субъектов малого предприни­мательства.

Важное место в механизме поддержки предпринима­тельства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного иму­щества, находящихся в государственной или муници­пальной собственности. В решении этой проблемы осо­бая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.

В Федеральном законе РФ «О государственной под­держке малого предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъ­ектов малого предпринимательства осуществляется пу­тем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и созда­ваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для проведения организационных или публич­ных мероприятий, связанных с поддержкой малого пред­принимательства.

 

 

2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.

 

2.1 Развитие малого предпринимательства в

г. Набережные Челны.

 

Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны берет свое начало с 1987 года.

За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Набережных Челнах был проведен съезд кооператоров России.

Для города Набережные Челны вопросы развития предпринимательства имеют особо важное значение, т.к. до начала развития предпринимательства в городе 97% основных средств материального производства города принадлежали лишь двум производствам – ОАО «КамАЗ» и АО «КамГЭСэнергострой». Пожар, который произошел в 1993г. на заводе двигателей ОАО «КамАЗ», не мог не отразиться на экономике города. Резко сократился объем производства ОАО «КамАЗ», на предприятиях стройиндустрии. В связи с сокращением заказов ОАО «КамАЗ» - основного заказчика строительных работ, значительно снизились объемы на предприятиях строительного комплекса. Как следствие, снижение поступлений в бюджет города от этих предприятий.

Но город смог пережить последствия пожара, и в первую очередь, благодаря заранее продуманной политике развития предпринимательства.

Большой промышленно-экономический потенциал, энтузиазм молодых способствовал быстрому росту в городе малых предприятий. Только за 1994 -1995гг. их было создано более 3000.

За все эти годы Администрацией города проделана большая, целенаправленная работа по реализации государственной политики в области содействия становлению, развитию и укреплению предпринимательского сектора экономики города.

Мэром города за 3 года принято 27 постановлений и осуществлена практическая работа по их реализации, направленная на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также на стабилизацию социально-экономического развития города, обеспечение занятости и сохранение жизненного уровня населения.

В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэром города утверждена «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Набережные Челны на 1998-2000 годы».

Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степени способствовали активизации деятельности предпринимательских структур города. Если в 1995 году количество малых и средних предприятий уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1996 году отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий. На 01.01.99г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составляет 6487. В то же время в сравнении с 1.01.96г. число предпринимателей без образования юридического лица увеличилось к 1.01.99г. с 19643 до 26561.

На сегодняшний день львиная доля предприятий – около 60% - заняты торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10% - строительством, 8% - сервисом.

Если доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего бизнеса в 1992г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5 тыс. человек, то в 1998г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 30%, а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего населения города.

Мэром города принято постановление от 16.02.1996г. № 334 «О мерах по дальнейшему развитию предпринимательства в городе Набережные Челны», в соответствии с которым начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.

Гибкая система предоставления налоговых льгот распространилась и на некоторые убыточные предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также для решающих проблему занятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите. Всего за 1996-98гг. было предоставлено льгот 446-ти вновь созданным предприятиям на сумму 12256,3 тыс. руб.

 

                                                                                              Таблица 2.1.1

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.