НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВЗРОСЛОСТИ И ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка.

     Подражание внешним проявлениям взрослости.

Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости. В этих проявлениях наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это - курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т.п. Сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих. Приобретение подобных признаков мужской или женской взрослости для подростка - средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости. Она приобретается путем подражания. Это самый легкий способ достижения взрослости, видной всем. Именно поэтому такая форма ее часто появляется у подростков в первую очередь. Она очень распространена, отличается стойкостью и плохо поддается развенчанию.

     Забота о собственной привлекательности, стремление подогнать свой облик под образцы моды могут отнимать очень много времени, особенно у девочек. Некоторые подростки уже в V-VI классах начинают с помощью товарищей учиться модным танцам. Для них становится важным, чтобы форма проявления симпатии была не "детской", а "взрослой" - назначались свидания, оказывались в традиционной форме знаки внимания, устраивались вечеринки с танцами и вином. В таких ситуациях подростки нередко "начале испытывают неловкость: им не о чем разговаривать, они не знают, как себя вести, но соблюдение определенной формы поведения, отношений и развлечений имеет само по себе первостепенное значение. В целом ребята нередко ориентируются на студентов, подражают увиденному в кино, по телевидению, на улице. Усваивается то, что представляется популярным ("все так делают", "это модно"), и соответствующие этому образцы, становятся критериями оценки и самооценки. Степень увлеченности модами, танцами, свиданиями и вечеринками может быть разной. Достаточно часто это становится существенным содержанием жизни определенной группы подростков, особенно в VII-VIII классах. Однако интерес к собственной внешности и другому полу может проявляться иначе - без копирования взрослых.

     Часто конкретными образцами становятся более взрослые одноклассники или другие ребята. Нередко именно они приобщают подростков к более или менее запретным сторонам взрослой жизни, становятся для них своеобразными "учителями" и "просветителями". Очень опасно, когда основой общения старших подростков (VII-VIII классы) становится подражание (особому стилю "веселой, легкой" жизни, который юристы называют "низкой культуры и досуга" (выпивки, игра в карты, посещение танцплощадок, бесцельное хождение по улицам и т.п.). При этом учение обычно уже не занимает существенного места в жизни подростка, познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка "весело провести время" с соответствующими ей жизненными ценностями. Необходимость в деньгах для такого времяпрепровождения может стать причиной правонарушений. По существующим данным, 80-90% несовершеннолетних правонарушителей обнаруживают "низкую культуру досуга". Такое направление в развитии взрослости является крайне неблагополучным.

        Ориентация на качества "настоящего мужчины".

Другое направление в развитии взрослости связано с активной ориентацией мальчиков-подростков на определенное содержание мужского идеала, именуемого качествами "настоящего мужчины": это, с одной стороны, сила, воля, смелость, мужество, выносливость, а с другой - верность дружбе и товарищам.

     Значительная часть мальчиков уже в V-VI классах начинает развивать у себя силу и волевые качества различными упражнениями. Средством самовоспитания становятся занятия спортом. Семи- и восьмиклассников особенно привлекает бокс как спорт мужественных. На первом этапе стремление подростка овладеть собственным поведением выливается в попытки преодолеть нежелание что-то делать и преодолеть страх в ситуациях, его порождающих. Первое, как правило, приводит к составлению режима, второе - к различного рода испытаниям своей силы, воли, смелости и тренировочным упражнениям для их развития (подчас опасным для здоровья и жизни). Закономерные вначале неудачи могут охладить пыл подростка, породить неверие в возможность преодолеть свои недостатки. В это время подросток особенно нуждается в помощи взрослых, которые должны помочь ему выделить конкретные задачи, найти правильные средства их осуществления и способы, позволяющие превратить эпизодические действия в постоянные. В VII-VIII классах некоторые подростки самостоятельно переходят на этот более высокий уровень самовоспитания. Оно превращается в организованную и ежедневную деятельность с усложняющимися задачами.

     В подростковом возрасте у большинства мальчиков качества мужественности становятся существенными критериями оценки взрослого, товарища, себя и превращаются в специфическую категорию личных ценностей, которые определяют устойчивый круг интересов.

     Взрослый как образец в деятельности.

Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток ориентируется на взрослого как на образец (в качестве выполнения обязанностей и в овладении умениями) и занимает позицию его помощника. Образцом для подростка может быть отец, мать, учитель, любой взрослый. Нередко это наблюдается в семьях, которые переживают разные трудности. Здесь помощь подростка становится необходимой, от нее зависит многое в жизни семьи. Обычно на его плечи ложится значительная часть хозяйственных забот, присмотр за младшими детьми. По отношению к ним он фактически занимает положение взрослого. В таких обстоятельствах, которые могут дополняться конфликтами между родителями, подросток уже в значительной степени живет по нормам жизни взрослых.

     Участие в труде рядом и наравне со взрослыми, при большом доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность. Оптимальные условия для формирования этих качеств создаются тогда, когда подросток занимает позицию опоры и защитника матери. Благополучие близких людей, забота о них становятся для него чрезвычайно важными, приобретают характер жизненной ценности.

     Следует отметить, что многие мальчишки-подростки стремятся овладеть теми или иными "взрослыми" умениями - научиться столярничать, слесарничать, работать на станке, водить автомашину, мотоцикл, трактор, фотографировать, стрелять из ружья, охотиться, ориентироваться по компасу и т.д. Начало подросткового возраста - самое благоприятное время для обучения таким умениям. Для этого необходимо включать подростка в соответствующие занятия взрослых на правах помощника. Сами подростки стремятся к этому, и чем серьезнее содержание занятий и обучение, тем с большей готовностью они подключаются к работе. Доверие взрослых импонирует подростку, и он старается оправдать его. Привлекательность работы в кружках и на уроках труда определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своего труда, его общественную и личную пользу. У девочек тоже существует готовность овладеть некоторыми "женскими" умениями (шить, вязать, готовить и т.д.).

     Развитие взрослости в учебно-познавательной деятельности. Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность и отношение к знаниям могут существовать вне связи с профессиональными намерениями и касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знания. Увлечение может иметь характер страсти, когда" любимым занятиям, чтению отдается значительная часть не только свободного времени, но и времени, необходимого для подготовки уроков. Интересующие журналы и книги, нужные материалы и инструменты разыскиваются и приобретаются разными способами. Подростки начинают систематически посещать библиотеку, ходить на выставки и в музеи, детально изучают определенную часть экспозиции. Устанавливаются содержательные контакты с товарищами (на основе совпадения интересов). Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают советом и делом в разных трудностях. В такой ситуации подросток обращается и к справочникам, книгам, стараясь самостоятельно найти причину неудачи. Это очень важный момент в развитии содержательного интереса и продуктивной деятельности: необходимость в новых определенных знаниях удовлетворяется самостоятельно, т.е. путем самообразования. Нередко самостоятельная деятельность подростка содержит элементы творчества, его увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс познания. При этом интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания имеют глубокий характер, обширны по объему.

     Именно в подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов. В каждом классе есть свои специалисты в разных отраслях знаний, к которым одноклассники обращаются за консультациями, просят быть арбитрами в споре. Значительный объем знаний у таких подростков - результат самостоятельной работы. Они относятся к знаниям и процессу познания как лично значимым и необходимым. Уже у некоторых пятиклассников существуют элементы самообразования. Обычно это дети, чьи родители уделяли и уделяют большое внимание развитию познавательных интересов и содержательным занятиям сына или дочери.

     Нередко именно в таких условиях уже в младшем школьном возрасте или в начале подросткового складываются определенные профессиональные намерения (которые существенно не меняются вплоть до окончания школы), а с V-VI классов начинается деятельность по подготовке себя к будущему. В некоторых случаях своеобразно сочетаются игра, элементы самовоспитания и самообразования: мечта об определенной профессии, с одной стороны, воплощается в содержании любимых ролевых игр и в выбираемых ролях, а с другой - определяет круг интересов и является стимулом в приобретении определенных знаний, умений, качеств. Например, мечта одного шестиклассника о морской профессии нашла свое отражение, с одной стороны, в увлечении играми с военным содержанием, с другой - в появлении интереса к книгам о море, мореходах и героико-патриотического содержания, в стремлении приобрести необходимые моряку качества, умения, знания. Качества мужественности воспитывались путем различных упражнений и в занятиях спортом. Знания и умения приобретались в VI классе неорганизованно, но мальчик планировал поступить в VII классе в детское речное судоходство, и этот план воплотился в жизнь. Во второй половине подросткового возраста (VII-VIII классы) детские формы воплощения мечты о профессии исчезают.

     Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше происходит дифференциация знаний на "нужные" и "ненужные", "важные" и "неважные"- с соответственно отводимым на них временем. Уже у некоторых шестиклассников, но чаще у семи- и восьмиклассников с технической направленностью интересов и профессиональных намерений в числе "ненужных" и "неважных" оказываются предметы гуманитарного цикла, зато сверх школьной программы усваиваются физика и математика. Читается научно-популярная и специальная литература, посещаются кружки, создаются технические устройства. В целом самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в совершенно определенном направлении и с четкой целью - овладеть содержанием, которое необходимо для собственной же деятельности в будущем. Поэтому самостоятельные занятия в настоящем имеют для подростка большой личный смысл.

     В подростковом периоде знания, их объем и глубина становятся существенным критерием в оценке взрослого, товарища, себя. В связи с этим у многих подростков в VII-VIII классах возникает стремление повысить общий уровень культуры и приобрести знания из сферы искусства - литературы, музыки, живописи, театра. Нередко источником такого стремления бывает общение с товарищами, большая осведомленность которых делает общение с ними интересным и раскрывает подростку глаза на собственную необразованность. Сначала деятельность подростков по самосовершенствованию эпизодическая, разно-направленная, неорганизованная, но у некоторых она уже в VIII классе приобретает черты, свойственные юношескому возрасту.

     Не у всех подростков приобретение знаний превращается в субъективно необходимую для настоящего и будущего деятельность. Несмотря на это, любознательность и любопытство -- особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, как губка, впитывает он разные сведения, но преимущественная направленность любознательности может быть разной. Содержание, которое взрослые по тем или иным причинам закрывают от подростка, вызывает повышенный интерес. Запрет разжигает любопытство и активность.

     Роль искусства в развитии личности подростка.

Особая функция в развитии взрослости подростка принадлежит художественной литературе, кино и телевидению. Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Показательна динамика читательских интересов: на смену произведениям для детей приходит литература, читаемая и взрослыми, а потом и книги только для взрослых, романы. В таком же направлении развивается интерес к кинофильмам и произведениям театрального искусства. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.

     Любимый герой подростка - это человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий победителем. Подростка увлекают сюжеты, где показана борьба с силами природы, различными трудностями, со злом в разных формах его проявления. С возрастом подростка все больше интересуют проблемы человеческих отношений, возможностей, любви. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложности отношений и чувств, об их месте в жизни человека. Они раздвигают границы его жизни. Для подростков характерны сопереживание героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, подстановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного.

     Содержание произведения является для подростка предметом активного действия, которое насыщено процессом сравнения героев друг с другом и себя с ними. Через сравнение с героями подросток познает себя, некоторые персонажи становятся для него образцами. В результате сопоставления поступков формируются критерии оценки разных качеств. Такое действование во внутреннем плане с содержанием произведения является средством этического и эмоционального развития подростка. Благодаря книгам и кино он в особой форме и особым способом приобщается к жизни взрослых - осваивает опыт человеческих отношений и чувств, в данный момент ему недоступный. Мысленное освоение опережает практическое. Это очень важно для развития подростка.

     Мысленное освоение разных сторон действительности продолжается и существует в мечтах. В них подросток создает для собственного действования новые воображаемые жизненные, положения на основе чего-то поразившего в увиденном, прочитанном, услышанном. Воображаемое может переплетаться с обстоятельствами и отношениями, существующими сегодня, или быть в отрыве от них. Часто подросток устремляется в будущее представлением о себе как уже о взрослом. Создание образа собственной взрослости и действование в этом образе - характерная особенность мечтаний в этом возрасте. Они касаются внешнего облика, разных качеств, профессии, отношений в дружбе и любви. Такие мечтания в целом - это поиск удовлетворяющего способа жизни в настоящем и будущем и образа собственной личности как совокупности качеств, привлекающих подростка в других людях. Он "проигрывает" в воображении разные варианты, а в целом мечтает о жизни интересной и содержательной, деятельности общественно полезной и творческой, о возможности проявить себя и заслужить признание и уважение, о верной дружбе и настоящей любви. Его фантазия подчас не знает границ, а нереальность воображаемого не является препятствием для развертывания одной ситуации за другой. Все подростки очень любят мечтать. Стремление воплотить мечту в действительность реализуется в появлении и развертывании самовоспитания и самообразования, но может проявляться и очень специфически - в побегах из дома на большие стройки, в Заполярье, в мореходные училища и т.п. Таким своеобразным способом подросток приближает будущее, стремится войти в него сегодня, почувствовать себя самостоятельным, избавиться от опеки, увидеть мир своими глазами, участвовать в труде взрослых, приносить пользу.

     Таким образом, подростки разными путями входят в мир взрослых и усваивают его ценности. Развитие взрослости может происходить однобоко или сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: в практике определенным образом построенных отношений, через подражание и прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, усвоение знаний о взрослых и их жизни. Все эти процессы объективно выполняют одинаковую функцию: внутри каждого происходит усвоение тех или иных норм, ценностей, общественных требований, способов поведения и становление личных ценностей, которые определяют направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценки. У подростка начинает складываться, намечаться определенная система личных ценностей. Это проявляется в том, что разные занятия имеют для него неодинаковый личный смысл - от первостепенного до нулевого, а одно и то же занятие у разных подростков имеет разное назначение. Например, для одного спорт является средством самовоспитания, для другого - средством общения, а для третьего - отдыхом, развлечением, занятием от нечего делать.

     Помогать подростку осваивать ценности мира взрослых, вводить его в этом мир должны прежде всего непосредственные воспитатели - родители и учителя. Иначе подросток проникнет в этот мир без их помощи. Помогут товарищи, друзья, другие взрослые, и при этом очень велика вероятность, что развитие разных сторон взрослости не будет происходить под преимущественным влиянием родителей и учителей. Именно вследствие этого у воспитателей могут возникать новые проблемы и трудности в отношениях с подростком в VII-VIII классах из-за расхождения во взглядах по разным вопросам. Заявление взрослого, что подросток еще не имеет права на собственную точку зрения,- наихудший выход, всегда глубоко обижающий подростка. Его ошибочный взгляд надо разбивать аргументами, так как под его апломбом часто скрывается неустойчивое мнение, желание понять, разобраться. Разговор с подростком требует от взрослого умения выслушать, спокойствия, выдержки, внутренней мобилизации. К спорам необходимо относиться серьезно. Они являются средством этического развития подростка.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.