Финансирование социально – культурной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы). Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.).

Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах. Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включа-ет в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, на развитие. Во-вторых, это сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовая поддержка кон-кретных социально-творческих (социально-культурных) заказов, например, проведение Дня города, фестиваля детского творчества, праздника улицы и т.п.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Бюджетные ассигнования - средства государственного и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны и содержание органов государственной власти и управления.

Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных - 32%. Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры (общедоступные библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского областного значения (крупные библиотеки, театры, организации, памятники истории и культуры). Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, цирков, организаций, кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической печати, издательствам).

Одним из важнейших аспектов сохранения и развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного развития, удовлетворение потребности в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию. Доля федерального бюджета в финансировании данного направления расходов составит в 2009 году 29,3% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации". Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составит 108,3 млрд. рублей, что на 15,6% больше по сравнению с текущим годом, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей. Указанные ассигнования обеспечат реализацию принятых и предлагаемых решений по развитию культурного потенциала, включая доведение объема финансирования Мариинского театра до уровня расходов по текущему содержанию Большого театра России, вещание общероссийских телерадиоканалов в малонаселенных пунктах, увеличение количества премий и грантов Правительства Российской Федерации в области культуры, реализацию программы внедрения новых инфокоммуникационных технологий в сфере СМИ, содержание нового федерального государственного учреждения "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" и новых площадей учреждений культуры, сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, реставрацию памятников истории и культуры, находящихся федеральной собственности и проведение других значимых общероссийских и международных мероприятий. При этом снижение объемов ассигнований в 2010-2011 годах обусловлено планируемым уменьшением объемов кредитов, полученных от международных финансовых организаций в рамках Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, выделением более значительных дополнительных ассигнований на очередной год и переносом плановых ассигнований на текущий год в связи с приближением сроков ввода важнейших объектов культуры, в частности, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Для более эффективного использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено через федеральные целевые программы, например таких, как:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.