Становление и развитие предмета экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение 3
   
1 Становление и развитие предмета экономической теории 6
1.1 Предмет экономики в древние времена 6
1.2 Предмет экономической теории в средние века 9
1.3 Трактовки предмета экономической теории школами экономистов в XVII – середине XIX вв.   15
   
2 Трактовка предмета экономической теории в XIX – XX вв. 25
2.1 Неоклассическое направление 25
2.2 Кейнсианство 29
2.3 Институционально-социологическое направление 32
   
Заключение 35
   
Список использованной литературы 38

Введение

Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Термин «политическая экономия» впервые проявился в 1615 году в названии книги французского ученого А. де Монкретьена «Трактат политической экономии». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала XX века (в России — до XXI века). В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимических названий экономической теории, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «каталлактика».

Данный термин в то время достаточно точно отражал характер экономических исследований, поскольку экономика в странах Европы, государственным строем которых являлась абсолютная монархия, была очень тесно связана с политикой.

Однако, в конце концов большинство экономистов отказалось от подобного обозначения экономической науки. Научные исследования, согласно А. Маршаллу, должны строиться не в расчёте на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены. Экономическая наука должна остерегаться касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать. Поэтому, считает А. Маршалл, её лучше обозначать широким термином «экономическая наука», чем более узким термином «политическая экономия». Впоследствии термин Маршалла стал наиболее употребительным в англоязычной литературе.

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук.

Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса.

Теория и методология экономических интересов привлекала внимание исследователей на всех этапах развития мировой цивилизации. Эта проблема становится особенно явной в периоды трансформации социально-экономических систем, сопровождающейся существенными изменениями всей совокупности связей экономических агентов, модификацией конкретных моделей их поведения, необходимостью адаптации экономической политики к новым условиям социально-экономического развития.

Актуальность темы заключается в том, что развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить. История ее развития является одновременно историей развития отношений труда и собственности, разделения и обобществления труда, развития отношений обмена и в целом рыночных отношений. Знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования полного экономического знания.

Объектом исследования является предмет экономической    теории.

Предметом исследования является развитие предмета экономической теории и ее трактовки различными школами экономистов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении эволюции предмета экономической теории и его трактовка различными школами экономистов.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть становление и развитие экономической теории;

- Рассмотреть предмет экономической теории в древние и средние века;

- Рассмотреть трактовку предмета экономической теории школами экономистов в XVII- середине XIX вв.;

- Изучить основные этапы формирования экономической теории;

- Изучить взгляды различных экономических школ на предмет экономической теории, в частности неоклассическую трактовку, кейнсианство и имнституционально-социологическое напрвление.

Степень разработанности предмета экономической теории характеризует уровень зрелости науки и, наоборот, только зрелая наука четко обозначает свой предмет и метод. История развития экономической мысли отражает внимание исследователей различных школ к проблеме экономических интересов. Поведение экономического субъекта, мотивируемое его интересами, прямо или косвенно включается в предмет исследования экономической науки.

Проблемы мотивации человеческой деятельности решаются с позиций различных методологических подходов и в зависимости от конкретных целей, заявленных учеными.

Классики мировой науки Платон, Аристотель, Гоббс, Гольбах, Хельвеций, Гегель поднимают вопросы о значении и роли интересов в жизни общества, о причинах их конфликтности, возможностях и путях согласования.

Известные деятели экономической науки Смит, Рикардо, Маркс и др. анализируют факторы формирования личных, групповых, классовых, общественных интересов, рассматривают варианты их иерархии, методы и способы согласования.

Располагая определенным теоретическим наследием и научным потенциалом, используя богатства мировой экономической мысли и мирового опыта хозяйствования, экономической науке необходимо определить свое место в системе социально-гуманитарных наук, изучающих развитие общества.

 

Неоклассическое направление

Оно возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления, — Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и др.[21]

Особый интерес представляет австрийская школа. Австрийская школа — это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. 

Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (фр. marginal — предельный).[22]

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий — изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т. д.

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». 

Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842—1924), издавший книгу «Принципы экономики».

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. 

Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а, в конечном счете, и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах.

Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой нет. 

Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.[23]

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания стоимости и цены.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя, «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического.

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теории «экономики предложения», «рациональных ожиданий», «экономического роста», «общего экономического равновесия», «экономики благосостояния» и др.

Обратимся к двум из них. Либерализм — это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881—1973) и Ф. Хайек (1899—1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

На позиции либерализма медленно, но неуклонно переходит современная Россия.

Монетаризм — это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма — создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами:

- Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.

- Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.

- Используя принцип А. Смита «laissez faire» — «ласэ фэр» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.

- Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

- Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream — основное течение).

- Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное — несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, волнообразен: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. «Первые звонки» о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

Кейнсианство

В основу формирования этого направления легли идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса.[24]

Д. М. Кейнс (1883—1946) наряду со А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла.

Кейнс был не только ученым, но и функционером: заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.

Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), — кейнсианством.

Кейнсианство — это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.

По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели, как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции. Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению Кейнса, совокупный спрос. Он определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными расходами. Поэтому кейнсианскую экономическую политику часто называют концепцией управления спросом.[25]

В противоположность неоклассическому направлению интерес к кейнсианству обостряется в кризисные периоды, которыми после Великой депрессии 1929—1933 гг. были отмечены 50-е гг. XX в. (восстановление разрушенной в результате Второй мировой войны экономики) и 70-е гг. (мировой экономической кризис). На каждом из этих этапов кейнсианство обогащалось новыми идеями, модифицировало и уточняло свое название. Так, в восстановительный период (50-е гг. XX в.) развернувшаяся в Европе НТР потребовала найти новые государственные рычаги долгосрочного роста экономики. Теория Кейнса такие рекомендации не содержала, так как давала советы не на перспективу, а на кратковременный период вывода экономики из кризиса. Направление, содержащее новые идеи, стало называться неокейнсианством. На следующем этапе, в результате мирового экономического кризиса 1974—1975 гг. сложилось посткейнсианство. Оно достаточно эклектично, так как содержит в себе концепцию Кейнса, положения классической школы Смита и Рикардо, некоторые идеи экономической теории К. Маркса. Вместе с тем посткейнсианство выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной полезности и предельной производительности.[26]

Обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов:

- В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.

- Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу.

- Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.

Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно, наряду с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.

 

Заключение

Экономическая теорияэто наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества.

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику.

Экономическая наука возникла, и длительное время развивалась как наука о богатстве. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были сделаны греками – Сократом, Ксенофонтом, Аристотелем. 

Экономическая теория как наука, т.е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец XVI — начало XVII в.), поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм. В России капитализм начал развиваться позже, чем в странах Западной Европы и не существовал в «чистом» виде.

Начало классической теории положили англичанин Уильям Петти и французский судья Буагильбер, которые доказывали, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723—1790) и Давид Рикардо (1772—1823).

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. появился марксизм. Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью — открытие экономических законов капитализма.

Неоклассическое направление возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса

В основу формирования кейнсианства легли идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса. В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. В противоположность неоклассическому направлению интерес к кейнсианству обостряется в кризисные периоды.

На рубеже XIX—XX вв. возникло и сформировалось институционально-социологическое направление, основоположником которого был американский экономист Т. Веблен. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-экономические стороны капитализма. Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, мы видим, что на протяжении нескольких столетий, включая и период античности, предмет экономической теории постоянно развивался и эволюционировал. В настоящее время четкого понятия предмета экономической теории не существует, но для эффективного управления экономикой необходимо учитывать знания и опыт, накопленные годами.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и. доп. – М. : Юрайт, 2000. – 384 с.

2. Вечканов Г.С. Экономическая теория (2-е издание). – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

3. Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). – М.: Феникс, 2008. – 416 с.

4. История экономических учений: конспект лекций/ Фролова Т.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 131 с.

5. Липов В.В. От архаики к постэкономике. Эволюция форм хозяйствования и развитие экономической теории. – М.: ИНЖЭК, 2008. – 280 с.

6. Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. – М.: ТЕИС, 2002. – 112 с.

7. Политическая экономия (экономическая теория). / Под редакцией В. Д. Руднева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 856 с.

8. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. – М.: Экономика, 2007. – 1328 с.

9. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 288 с.

10. Экономическая теория: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под. общей ред. Г.П. Журавлевой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. – Улан Удэ: ВСНТУ, 2005. – 936 с.

11. Экономическая теория. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 400 с.

12. Электронное пособие: П.Г. Ермишин. Основы экономической теории.

13. Свободная энциклопедия – Википедия: Экономическая теория. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_теория

14. Свободная энциклопедия – Википедия: История экономических учений. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_экономических_учений

15. Свободная энциклопедия – Википедия: Меркантилизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Меркантилизм

16. Свободная энциклопедия – Википедия: Физиократы. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Физиократы

17. Свободная энциклопедия – Википедия: Марксизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Марксистская_политическая_экономия

18. Свободная энциклопедия – Википедия: Классическая экономическая теория. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_школа_в_ экономической_науке

19. Свободная энциклопедия – Википедия: Австрийская школа. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Австрийская_школа

20. Свободная энциклопедия – Википедия: Кейнсианство. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кейнсианство

21. Свободная энциклопедия – Википедия:  Институционализм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Институционализм


[1] Свободная энциклопедия – Википедия: История экономических учений. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_экономических_учений

[2] Экономическая теория: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под. общей ред. Г.П. Журавлевой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. – Улан Удэ: ВСНТУ, 2005. – с. 134.

[3] Свободная энциклопедия – Википедия: История экономических учений. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_экономических_учений

[4] Свободная энциклопедия – Википедия: История экономических учений. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_экономических_учений

[5] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 121.

[6] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 122.

[7] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 125.

[8] История экономических учений: конспект лекций/ Фролова Т.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – с. 77.

[9] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 127.

[10] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 127.

[11] Свободная энциклопедия – Википедия: Меркантилизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Меркантилизм

[12] Свободная энциклопедия – Википедия: Меркантилизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Меркантилизм

 

[13] Свободная энциклопедия – Википедия: Классическая экономическая теория. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_школа_в_ экономической_науке

[14] Свободная энциклопедия – Википедия: Физиократы. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Физиократы

[15] Свободная энциклопедия – Википедия: Классическая экономическая теория. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_школа_в_ экономической_науке

[16] Свободная энциклопедия – Википедия: Физиократы. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Физиократы

[17] Свободная энциклопедия – Википедия: Физиократы. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Физиократы

[18] Свободная энциклопедия – Википедия: Классическая экономическая теория. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_школа_в_ экономической_науке

[19] Свободная энциклопедия – Википедия: Марксизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Марксистская_политическая_экономия

[20] [20] Свободная энциклопедия – Википедия: Марксизм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Марксистская_политическая_экономия

[21] Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. – М.: ТЕИС, 2002. – с. 73.

[22] Свободная энциклопедия – Википедия: Австрийская школа. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Австрийская_школа

[23] Свободная энциклопедия – Википедия: Австрийская школа. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Австрийская_школа

 

[24] Свободная энциклопедия – Википедия: Кейнсианство. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кейнсианство

[25] Свободная энциклопедия – Википедия: Кейнсианство. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кейнсианство

[26] Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. – М.: ТЕИС, 2002. – с. 45.

[27] Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. – М.: ТЕИС, 2002. – с. 54.

[28] Свободная энциклопедия – Википедия: Институционализм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Институционализм

[29] Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. – М.: Экономика, 2007. – с. 267.

[30] Свободная энциклопедия – Википедия: Институционализм. – М., 2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Институционализм


Содержание

Введение 3
   
1 Становление и развитие предмета экономической теории 6
1.1 Предмет экономики в древние времена 6
1.2 Предмет экономической теории в средние века 9
1.3 Трактовки предмета экономической теории школами экономистов в XVII – середине XIX вв.   15
   
2 Трактовка предмета экономической теории в XIX – XX вв. 25
2.1 Неоклассическое направление 25
2.2 Кейнсианство 29
2.3 Институционально-социологическое направление 32
   
Заключение 35
   
Список использованной литературы 38

Введение

Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Термин «политическая экономия» впервые проявился в 1615 году в названии книги французского ученого А. де Монкретьена «Трактат политической экономии». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала XX века (в России — до XXI века). В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимических названий экономической теории, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «каталлактика».

Данный термин в то время достаточно точно отражал характер экономических исследований, поскольку экономика в странах Европы, государственным строем которых являлась абсолютная монархия, была очень тесно связана с политикой.

Однако, в конце концов большинство экономистов отказалось от подобного обозначения экономической науки. Научные исследования, согласно А. Маршаллу, должны строиться не в расчёте на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены. Экономическая наука должна остерегаться касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать. Поэтому, считает А. Маршалл, её лучше обозначать широким термином «экономическая наука», чем более узким термином «политическая экономия». Впоследствии термин Маршалла стал наиболее употребительным в англоязычной литературе.

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук.

Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса.

Теория и методология экономических интересов привлекала внимание исследователей на всех этапах развития мировой цивилизации. Эта проблема становится особенно явной в периоды трансформации социально-экономических систем, сопровождающейся существенными изменениями всей совокупности связей экономических агентов, модификацией конкретных моделей их поведения, необходимостью адаптации экономической политики к новым условиям социально-экономического развития.

Актуальность темы заключается в том, что развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить. История ее развития является одновременно историей развития отношений труда и собственности, разделения и обобществления труда, развития отношений обмена и в целом рыночных отношений. Знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования полного экономического знания.

Объектом исследования является предмет экономической    теории.

Предметом исследования является развитие предмета экономической теории и ее трактовки различными школами экономистов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении эволюции предмета экономической теории и его трактовка различными школами экономистов.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть становление и развитие экономической теории;

- Рассмотреть предмет экономической теории в древние и средние века;

- Рассмотреть трактовку предмета экономической теории школами экономистов в XVII- середине XIX вв.;

- Изучить основные этапы формирования экономической теории;

- Изучить взгляды различных экономических школ на предмет экономической теории, в частности неоклассическую трактовку, кейнсианство и имнституционально-социологическое напрвление.

Степень разработанности предмета экономической теории характеризует уровень зрелости науки и, наоборот, только зрелая наука четко обозначает свой предмет и метод. История развития экономической мысли отражает внимание исследователей различных школ к проблеме экономических интересов. Поведение экономического субъекта, мотивируемое его интересами, прямо или косвенно включается в предмет исследования экономической науки.

Проблемы мотивации человеческой деятельности решаются с позиций различных методологических подходов и в зависимости от конкретных целей, заявленных учеными.

Классики мировой науки Платон, Аристотель, Гоббс, Гольбах, Хельвеций, Гегель поднимают вопросы о значении и роли интересов в жизни общества, о причинах их конфликтности, возможностях и путях согласования.

Известные деятели экономической науки Смит, Рикардо, Маркс и др. анализируют факторы формирования личных, групповых, классовых, общественных интересов, рассматривают варианты их иерархии, методы и способы согласования.

Располагая определенным теоретическим наследием и научным потенциалом, используя богатства мировой экономической мысли и мирового опыта хозяйствования, экономической науке необходимо определить свое место в системе социально-гуманитарных наук, изучающих развитие общества.

 

Становление и развитие предмета экономической теории

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.