Нормативная правовая база, регулирующая учет доходов и расходов организации: бухгалтерский и налоговый аспекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения, обеспечение единых принципов исчисления налогов и сборов. Оно заключается в создании единого методологического и правового обеспечении бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности [5, с. 61].

  Орган, осуществляющий методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

  Совет Министров  Республики Беларусь разрабатывает и

утверждает:

1. национальные стандарты по бухгалтерскому учету (типовые планы счетов бухгалтерского учета, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и заполнению);

2. положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскому учету;

3. другие нормативные акты, устанавливающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности, их развитие и совершенствование.

  Совет Министров Республики Беларусь контролирует соблюдение действующего законодательства по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

   Общественные объединения бухгалтеров и аудиторов имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с государственным регулированием бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

  Правовое регулирование бухгалтерского учёта и отчётности можно представить в следующем иерархическом прядке:

  1-ый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета:

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 г. № 302-З. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [11, с 2].

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др. [8, с. 24].

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения [35, с. 61].

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь и др. [26, с. 21].

  2-ой уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности утвержденные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами на которые возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. При разработке национальных бухгалтерских стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета:

1. Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (с изменениями и дополнениями) [29, с. 17].

2. Постановление Минфина РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34 «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования» [30, с. 10].

3. Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств» [31, с. 8].

4. Постановление Минфина РБ от 31.12.2004 № 198 «Об утверждении стандарта бухгалтерской отчетности «Прибыль на акцию» [32, с. 11].

  3-ий уровень: методические указания и рекомендации, разработанные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др:

1. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181. Инструкция применяется для учета доходов организации, которые включают в себя: доходы от видов деятельности организации; операционные доходы; внереализационные доходы. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством признает поступления доходами от видов деятельности, операционными или внереализационными, исходя из требований настоящей Инструкции, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения [12, с. 3].

2. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182. Инструкция применяется для учета расходов организации. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством РБ в зависимости от характера, условий осуществления и направлений своей деятельности подразделяет понесенные расходы на: расходы по видам деятельности; операционные расходы; внереализационные, в т.ч. чрезвычайные, расходы [13, с. 5].

3. Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 128 [14, с. 4].

4. Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 [15, с. 7].

5. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 [16, с. 2].

6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 [17, с. 1].

7. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.03.2008 № 38 [18, с. 6].

8. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 [19, с. 3].

9. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения и использования чистой прибыли и связанных с ее расчетом доходов и расходов организаций в 2007 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.05.2007 № 76 [20, с. 7].

10. Инструкция о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденная постановлением Минфина РБ от 24.02.2006 № 17 [21, с. 2].

  4-ый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. В ЗАО «Щара-Агро»  к данному уровню относятся:

1. Учетная политика организации (Приложение А);

2. Рабочий план счетов (Приложение Б, В).

  Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. В первую очередь необходима разработка отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат отрасли или вида деятельности.

 

 

ГЛАВА 2

 Бухгалтерский учет доходов и расходов

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.