РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Уголовное право»
На тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Выполнил:
Ст. гр. Юк-208
Тарасова Е.О.
Принял:
Доцент, к.ю.н.
Ашин А.А.
Владимир 2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………………стр. 3
Глава I. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России ………………………………………стр.7
Глава II. Уголовная ответственность несовершеннолетних…………....стр.18
2.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних ….стр.18
2.2. Особенности наказаний, назначаемых несовершеннолетним ………стр.20
2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания …………………………………………………………………...стр.23
2.4. Сроки давности и погашения судимости несовершеннолетних …..стр.31
Глава III. Принудительные меры воспитательного значения, их содержание и применение …………………………………………………………………стр.33
Заключение …………………………………………………………………стр.38
Библиографический список ……………………………………………….стр.39
Введение
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей. В последние годы в России всё больше растет уголовная преступность несовершеннолетних. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин не стало осознанным, тем более автоматическим регулятором его поведения.
О большом внимании государства к подрастающему поколению, профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы УК РФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Отдельные вопросы судебной практики обобщены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 года № 7.
В соответствия со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями УК РФ.
Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы также в основном законе - Конституции РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15 КРФ), но к сожалению это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения (ст. 17 КРФ); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения , места жительства и т.д. (ст. 19 КРФ), но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение (ст. 39 КРФ). Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.[1]
Итак, в данном реферате рассматриваются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Актуальность выбранной темы объясняется рядом обстоятельств.
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.
Преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.
Таким образом, выбор темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью.
Целью данного реферата является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами, поставленными в реферате, являются:
- раскрыть понятие основания уголовной ответственности несовершеннолетних;
- проанализировать виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- особое внимание уделить вопросам освобождения от наказания и уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера.
Объектом исследования являются уголовно-правовые нормы, связанные с установлением основания и принципов уголовной ответственности несовершеннолетних, а также нормы, регламентирующие ответственность и наказание за соучастие в преступлении
Предметом исследования выступают диспозиции и санкции статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили положения, выработанные в истории и теории права, уголовном, уголовно-процессуальном гражданском и административном праве, криминологии.
При исследовании использовались следующие методы:
· формально логический;
· историко-правовой;
· сравнительно-правовой;
· формально-юридический;
· системно-структурный анализ;
· статический и другие методы.
При подготовке данного реферата было изучено законодательство Российской Федерации и международные акты, регулирующие вопросы по изучаемой теме, использовалась учебная литература и монографии по данной теме.
Заключение
На основании изложенного в реферате материала в заключении можно сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема роста преступности несовершеннолетних очень актуальна, поэтому важным является и вопрос об их уголовной ответственности.
В отношении уголовной ответственности несовершеннолетних действуют специальные нормы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что личность преступника до конца не сформирована. Исправительное воздействие к несовершеннолетним носит воспитательный характер, поэтому при несении несовершеннолетним уголовной ответственности должны выполняться не только исправительные, но и воспитательные задачи.
Любое преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних по сравнению со взрослыми невелик, мириться с тем, что подростки совершают преступления, нельзя. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность конечно, лежит на семье. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации, М. – 2010 г.
2) Уголовный кодекс РСФСР – М., Издательство БЕК, 1994 г.
3) Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2010 г. – М.: Эксмо, 2010 г.
4) Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть – Издательская группа ИНФРА.М – НОРМА, Москва 1996 г.
5) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Официальный текст. - СПб.: Изд-во «Альфа», 1997 г.
6) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. О судебной практике по делам о несовершеннолетних // Российская газета. 14 марта 2000 г.
7) Постановление от 25.12.1990 года № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную деятельность» (в редакции Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11).
8) Семейный кодекс РФ, М.: Норма, 2010 г.
Учебная литература:
9) Уголовное право. Общая часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2010. - 720 с.
10) Российское уголовное право. В 2 т. Т.1. Общая часть: Учеб./Иванов Н.Г., Комиссаров В.С., Лопашенко Н.А., и др.; Ред. А.И. Рарог - М.: Профобразование, 2009. – 621 с.
11) Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2010. — 480 с.
12) Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Ответственные редакторы и руководители авторского коллектива — доктор юридических наук, профессор А.Н. Игнатов и доктор юридических наук, профессор Ю.А. Красиков. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА.М), 2010. — 639 с.
13) Уголовное право России. Часть общая. Отв. ред. Кругликов Л.Л.
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. — 592 с.
14) Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В, Рарога А.И, Чучаева А.И. М.: Контракт, Инфра-М, 2010. — 559 с.
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Уголовное право»
На тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Выполнил:
Ст. гр. Юк-208
Тарасова Е.О.
Принял:
Доцент, к.ю.н.
Ашин А.А.
Владимир 2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………………стр. 3
Глава I. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России ………………………………………стр.7
Глава II. Уголовная ответственность несовершеннолетних…………....стр.18
2.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних ….стр.18
2.2. Особенности наказаний, назначаемых несовершеннолетним ………стр.20
2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания …………………………………………………………………...стр.23
2.4. Сроки давности и погашения судимости несовершеннолетних …..стр.31
Глава III. Принудительные меры воспитательного значения, их содержание и применение …………………………………………………………………стр.33
Заключение …………………………………………………………………стр.38
Библиографический список ……………………………………………….стр.39
Введение
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей. В последние годы в России всё больше растет уголовная преступность несовершеннолетних. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин не стало осознанным, тем более автоматическим регулятором его поведения.
О большом внимании государства к подрастающему поколению, профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы УК РФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Отдельные вопросы судебной практики обобщены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 года № 7.
В соответствия со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями УК РФ.
Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы также в основном законе - Конституции РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15 КРФ), но к сожалению это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения (ст. 17 КРФ); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения , места жительства и т.д. (ст. 19 КРФ), но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение (ст. 39 КРФ). Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.[1]
Итак, в данном реферате рассматриваются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Актуальность выбранной темы объясняется рядом обстоятельств.
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.
Преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.
Таким образом, выбор темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью.
Целью данного реферата является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами, поставленными в реферате, являются:
- раскрыть понятие основания уголовной ответственности несовершеннолетних;
- проанализировать виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- особое внимание уделить вопросам освобождения от наказания и уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера.
Объектом исследования являются уголовно-правовые нормы, связанные с установлением основания и принципов уголовной ответственности несовершеннолетних, а также нормы, регламентирующие ответственность и наказание за соучастие в преступлении
Предметом исследования выступают диспозиции и санкции статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили положения, выработанные в истории и теории права, уголовном, уголовно-процессуальном гражданском и административном праве, криминологии.
При исследовании использовались следующие методы:
· формально логический;
· историко-правовой;
· сравнительно-правовой;
· формально-юридический;
· системно-структурный анализ;
· статический и другие методы.
При подготовке данного реферата было изучено законодательство Российской Федерации и международные акты, регулирующие вопросы по изучаемой теме, использовалась учебная литература и монографии по данной теме.
Глава I . История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России.
Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте, можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития исповедовало принцип гуманизма в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, путем поиска средств исправления юных правонарушителей, не связанных с применением мер уголовной репрессии. Так, вскоре после Октябрьской социалистической революции в Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних».
Основная идея декрета — исправление несовершеннолетних правонарушителей прежде всего мерами воспитательного характера — нашла свое воплощение при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних.
Статьей 13 Руководящих начал 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию.
К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам переходного возраста от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Несовершеннолетние того же возраста, «действующие с разумением», т. е. сознавая общественную опасность своих действий, могли подвергаться мерам уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», повысил возраст несовершеннолетних, дела о которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 «Декрета», комиссии имели право дела о правонарушениях лиц в возрасте 14—18 лет передавать в суд только в том случае, если меры медико-педагогического воздействия не оказали на них должного влияния.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые комиссии могли применять к правонарушителям-подросткам. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в «Инструкции», утвержденной в 1920 г. совместным постановлением народных комиссариатов просвещения, здравоохранения и юстиции. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждении преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах перевоспитания, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома, приемники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. На созданный, в частности, в 1918 г. российский реформаторий для юных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодежи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.[2]
Аналогично складывались судьбы и у других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.).
Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие в основном на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с детьми, запущенными с точки зрения педагогики и в общесоциальном плане. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы с детьми.
В связи с создавшимся положением Третья сессия ВЦИК первого созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Д. И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, т. е. открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решен вполне благополучно».
Названный аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной усиления уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18 лет. УК РСФСР 1922 г. вновь понизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц до 16 лет основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14—16 лет применялась в исключительных случаях по постановлениям комиссий по делам несовершеннолетних и только тогда, когда меры воспитательного характера не оказывали на правонарушителя надлежащего воздействия.
Основными началами 1924 г. были введены понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основных начал указывалось, что к первым применяются лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они подлежат применению тогда, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательные случаи привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, было отнесено к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически, в законе отсутствовали сами эти понятия. В ст. 12 УК (в ред. 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 12-летнего возраста, исходя из содержания которой можно было сделать вывод, что малолетние — это дети до 12 лет, а старше — несовершеннолетние.
Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути признания малолетними и лиц, старше 12 лет.
В период с 1925 по 1931 г. большинство дел правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды предавалось около 10% дел.[3]
Комиссии должны были передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних правонарушителях, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями, в связи с совершением не тяжкого преступления.[4]
Следующий, отличающийся от предыдущих период в развитии уголовного законодательства о несовершеннолетних начался с принятия постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой по сравнению с ранее принимавшимися нормативными актами разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой —резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы преступностью несовершеннолетних в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна из них состояла в том, что к 1935 г. в стране в основном была ликвидирована беспризорность несовершеннолетних в том плане, в каком она существовала в 1917—927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течение двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т. е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным Советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был подкреплен практическими мерами по его обеспечению. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое еще в 1931 г., не содержало четкого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением от 7 апреля 1935 г. комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы.
С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
Одновременно был принят Закон от 7 апреля 1935 г., утвержденный тем же постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространенных среди несовершеннолетних преступлений.
С 12 лет стали привлекаться к уголовной ответственности с применением всех мер уголовного наказания подростки, совершившие кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Очевидная нечеткость законодательной трактовки всех понятий вызывала субъективизм при разрешении конкретных уголовных дел. О каких кражах по размеру идет речь? Что понимается под насилием, увечьем? О каких по степени тяжести телесных повреждениях говорилось в законе? Наказываются ли перечисленные (кроме кражи) действия, совершенные по неосторожности? Неясной была и фраза «...с применением всех мер уголовного наказания», которая нередко толковалась как законодательное допущение всех видов наказания, в том числе смертной казни, в отношении детей 12 лет. Только сопоставление ст. 12 и 22 УК РСФСР 1926 г., в которые трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяет сделать вывод, что исключительная мера наказания — расстрел, в соответствии с Законом, не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то оно могло применяться и к подросткам 12-летнего возраста.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также и за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого устанавливалась уголовная ответственность несовершеннолетних за все остальные преступления, законодательно был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. — 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в случаях совершения преступления умышленно, так и по неосторожности.
В советской юридической литературе предпринимались попытки объяснить усиление мер уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Так, А. А. Пионтковский писал: «Установление уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что Советская власть предъявляет серьезные требования к своим подрастающим гражданам».[5]
В. С. Орлов считал, что такое решение было принято в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних.[6]
Однако усиление мер уголовного принуждения без значительного улучшения всей воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт применения мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12-летнего возраста скорее всего повлияла господствующая в то время точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью. Да и экономика страны по-прежнему не позволяла направить значительные средства на организацию специализированных детских воспитательных учреждений.[7]
Ошибочность принятого направления была очевидной для практических работников суда и прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткосрочным лишением свободы. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь при этапировании со взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, получали дополнительно отрицательное влияние и возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения. Народный комиссариат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. «Лишение свободы к лицам этого возраста, — указывалось в циркуляре, — должно применяться с исключительной осторожностью, только в случаях совершения ими особо социально опасных преступлений и, главным образом, к рецидивистам, а также неоднократно бежавшим из детских учреждений». Это указание дало возможность судам более широко применять к несовершеннолетним меры наказания, не связанные с лишением свободы.
В свою очередь прокуратура по возможности ограничивала привлечение к уголовной ответственности лиц 12—4-летнего возраста. В связи с этим роста судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г. количество осужденных по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50%.[8]
Попытки смягчить чрезмерно жестокий закон путем принятия ведомственных циркуляров продолжались и в дальнейшем.
Приказом Народного комиссариата юстиции СССР от 19 июня 1943 г. № 50 судам предлагалось уделять особое внимание рассмотрению уголовных дел на несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 15 лет, привлеченных к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления. Суды получили право прекращать уголовные дела перечисленных категорий за нецелесообразностью привлечения подростка к уголовной ответственности с передачей его на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением его в трудовую воспитательную колонию. Однако законодательно права суда на применение мер воспитательного характера к подросткам, виновным в совершении незначительных по степени общественной опасности преступлений, были закреплены лишь в Основах 1958 г.
Одновременно был решен вопрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР 1960 г.) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Понижение возраста до 14 лет ограничивалось конкретным перечнем преступлений, данных в ч. 2 ст. 10 Основ (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР 1960 г.). В нем были названы такие преступления, общественная опасность которых уже понятна лицам, достигшим 14 лет (убийство, разбой, кража и т. д.).
Длительный период применения уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних показал, что в основном избранный путь в определении возраста уголовной ответственности, а также возможности применять меры воспитательного характера к тем подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без применения уголовного наказания, является правильным. Вместе с тем в нормотворческой деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию законодательства о несовершеннолетних. Творческая мысль законодателя, научных и практических работников направляется на поиски оптимального сочетания мер принуждения и воспитания, установление и устранение причин, порождающих преступность несовершеннолетних, оценки общественной опасности действий, за которые должны нести ответственность подростки.
При разработке УК РФ 1996 г. были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально позитивной, так и негативной, в частности более активное участие в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые становятся базой пополнения рядов преступников, и т. п.
Ориентируясь на научные разработки ученых педагогов, психологов, юристов, законодатель счел возможным оставить те же возрастные границы — 14 и 16 лет, которые существовали и в прежнем Уголовном кодексе. Однако перечень преступлений, за которые несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет, значительно расширен. Это — убийство, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Анализ практики применения наказания за эти и другие (с 16 лет) преступления показал, что возрастные границы ответственности несовершеннолетних 14—18 лет нуждаются в дальнейшей дифференциации. Степень общественной опасности лиц младшего юношеского возраста значительно ниже, чем тех, кто совершает общественно опасное деяние в 17—18 лет.
Основываясь на данных ученых психологов, педагогов, работников уголовно-исполнительной системы, работающих в воспитательных колониях для несовершеннолетних, об оптимальных сроках исправления несовершеннолетних, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. была введена дополнительная возрастная дифференциация — лиц до 18 лет.
Для несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте 14—16 лет, установлен максимальный срок наказания в виде лишения свободы до шести лет. Для лиц 17--18 лет максимальный срок лишения свободы — 10 лет, независимо от максимальной санкции, предусмотренной конкретной статьей УК. На срок не свыше 10 лет осуждаются и лишаются свободы и те несовершеннолетние, которые в возрасте до 16 лет совершали особо тяжкие преступления (убийства — ч. 2 ст. 105 УК РФ), разбой (ч. 2 ст. 162 УК РФ) и др.
Принятая возрастная дифференциация, несомненно, играет положительную роль в организации работы воспитательных колоний по исправлению несовершеннолетних, осужденных за преступления. Вместе с тем продолжаются научные исследования в области разработки комплекса мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. В разделе криминологии появился самостоятельный аспект исследования, так называемое ювенальное право, занимающееся вопросами детской и юношеской преступности.[9]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.